Внеурочная работа

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

Проектные  работы учащихся по внеурочной деятельности "Что? Где? Когда?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и моя любимая семья Выполнила ученица 4 класса Шарова Анастасия МБОУ “ Балыклы-Чукаевская СОШ ” Рук о водител ь:Нуряхметова Р.Х. 1 все

Слайд 2

Цели проекта: собрать информацию о семье Задачи: Выяснить, что такое семья. Рассказать о своей семье . Показать роль семьи в жизни человека. 4. Воспитание любви к малой родине.

Слайд 3

Моя семья Моя семья небольшая. У меня есть мама, папа, два брата и старшая сестра . У меня мама работает агентом Росгосстраха . А папа работает на складе. У меня братья работают в Казани связистами. Коллеги их уважают, потому что добросовестно относятся к своей работе.

Слайд 4

Мой папа Мой папа работает на складе. Он очень добросовестно относится к своей работе. Я летом к папе хожу на работу. Там его друзья. Они работают комбайнёрами , трактористами, водителями « Камаза » . Я люблю своего папу.

Слайд 5

Моя мама Улыбка мамы Ничего милее нет Маминой улыбки – Словно вспыхнет солнца свет, Мрак развеет зыбкий! Словно хвостиком блеснет, Золотая рыбка – Радость сердцу принесет Мамина улыбка!

Слайд 6

Здравствуйте, это я Меня зовут Анастасия Николаевна Шарова . Я учусь в четвёртом классе МБОУ “ Балыклы-Чукаевская СОШ “ Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. Мне 10 лет . Я учусь хорошо. Я люблю вязать, читать интересные книги.

Слайд 7

Использованные источники https://www.google.ru/search?q= смайлики https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой любимый город Казань Выполнила ученица 4 класса Шарова Анастасия МБОУ “ Балыклы-Чукаевская СОШ ” Руководитель: Нуряхметова Р.Х . 1 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 2

Мечеть Кул-Шариф Мечеть Кул-Шариф (тат. Кол Шариф мечете,) — главная джума-мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года)[1]; расположена на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани. 2 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 3

Башня Сююмбике Башня Сююмбике Башня Сююмбике расположенная в столице Татарстана – это одна из тех достопримечательностей, о которой уже много сказано и написано. Мы не будем в очередной раз вдаваться в подробности ее появления и рассказывать легенду, связанную с ней, а всего лишь попытаемся выяснить подробности точной даты, когда башня была построена, рассмотрев различные теории на этот счет. То, что башня Сююмбика стала архитектурной ценностью Казани известно каждому, ведь именно данное строение символизирует столицу Татарстана, так же, как Спасская Башня Москву или Эйфелева Башня Париж. Но чем ценнее здание для города, тем больше пересудов и предположений возникает вокруг него. Поэтому многие годы архитекторы и историки пытаются докопаться до истины и выяснить точную дату возникновения легендарной башни. Только вот мнения совершенно разные и расходятся по д атам. 3 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 4

Благовещенский собор Казанского кремля Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)). 4 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 5

Казанский кремль Казанский кремль — главная достопримечательность столицы Татарстана, которую без преувеличения можно назвать «сердцем» города. Это огромный комплекс, в котором гармонично и самобытно сочетаются русские и татарские культурные традиции. 5 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 6

Казанский цирк Казанский цирк — развлекательное цирковое учреждение в центре Казани. История цирка в Казани насчитывает более 100 лет. Первое здание цирка в городе было построено в 1890 году братьями Никитиными.[1]. Современное здание на 2312 зрителей было построено в 1967 году по уникальному проекту « Татгражданпроекта » и в своё время удивило известного архитектора Оскара Нимейера.[2] Казанский государственный цирк работает под патронажем Министерства Культуры Республики Татарстан. В 1995 году при цирке был открыт музей. C 1996 года при цирке действует Республиканская детская цирковая школа. 6 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»

Слайд 7

Спосибо за внимание! 7 Шарова Анастасия 4 класс МБОУ « Балыклы – Чукаевская СОШ»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Балыклы – Чукаевская средняя общеобразовательная школа» 

Рыбно-Слободского муниципального района РТ

                             

        

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО                                                  

_______ Р.Х.Нуряхметова                                                ________   Р.Ф.Шамсивалиев

Протокол №1 от 29.08.2016

 Согласовано

Зам.директора по УВР                                                                                                                

________  Г.М.Шамсивалиева                                                                            

  от  29.08.2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Балыклы-Чукаевская СОШ»

_________ Р.Ф.Шамсивалеев                                            

  Приказ № 99 о\д

 от 31.08.2016 г.

Программа внеурочной деятельности

(общекультурное)

направление

 «Секреты русского языка»

для 6 класса

  Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

                                                                                                                  Рассмотрено  на заседании

                                                                                                                  педагогического совета,

                                                                                       протокол №1  

                                                                                                       от «31» августа 2016 г.

                                                         2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка

         Программа курса внеурочной деятельности для 6 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов:

      - Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-6 классов МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год.

     - Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» №03-296 от 12 мая 2011 г.

    - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

       Внеклассная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Русский язык  в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

               Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

              Предлагаемая образовательная программа «Секреты русского языка» для работы с учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

               Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

              Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

              Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.

        Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.    В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам:  «Фонетика », «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Культура речи».  

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

             Программа «Секреты русского языка»  имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

             Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

        Срок реализации программы 1 год (35 часов).

     В связи с тем, что занятия выпадают на праздничные дни (12 сентября – Курбан байрам - час, 1 Мая – День труда  – 1 час), они объединяются с последующей темой занятия.  Занятия проводятся 1  раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 6-х классов.

             

Цель программы:

- развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Задачи программы:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Формы проведения занятий

 - лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Виды деятельности :

- теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
  Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Методы:

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

                                            Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Результат  деятельности

Защита  поисково-проектных работ.

                                  Содержание программы курса внеурочной деятельности

Тема 1. О русском языке

  • Введение. Для чего нужен язык?
  • Составление таблицы «Славянские языки».
  • Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение их смысла.
  • Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
  • Высказывания о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
  • Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
  • Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».

 В данном разделе рассматривают заявленные темы, практические занятия проводятся в игровой форме.

Тема 2. История языка

  • Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
  • Беседа «Письменность и книга на Руси»  
  • Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
  • Проектная работа «Русский язык: прошлое, настоящее и будущее».

Изучаются подробно темы, используя словари, в завершении этого раздела учащиеся представляют свои поисковые работы и общую проектную работу, используя различные источники информации.

Тема 3. Фонетика и орфоэпия

  • Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
  • Конкурс скороговорок.
  • Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Тема 4. Секреты русского языка. (Лексика и фразеология)

  • Путешествие в города Лексика и Фразеология.
  • На какие группы делится словарный состав русского языка
  • В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
  • О чём рассказывают фразеологизмы
  • Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
  • Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
  • Устный журнал «Ты и твоё имя».
  • Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
  • Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

      Изучается специализированная литература по этимологии слов, рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм,  дети работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

  Тема 5. Словообразование

  •   Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.
  •   Способы словообразования
  •   Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
  •   Решение словообразовательных уравнений.
  •   Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
  •   Орфографическое словообразование.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Тема 6. Секреты морфологии и синтаксиса.

  • Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
  • В чём секрет глагола и его форм.
  • Как отличать грамматические омонимы.
  • Какими бывают предложения.

  Познавательная игра «Грамматике учиться - всегда пригодится»

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий,  проводится мониторинг, подтверждающий знания.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

учебного занятия

Кол-

во

часов

Содержание

деятельности

План

Примечание

Теоретическая часть/

формы

Практическая часть/

формы

  1. О русском языке

    6

2

4

5.09

Введение. Для чего нужен язык?

1

1

12 сентября - Курбан байрам

Составление таблицы «Славянские языки».

1

1

19.9

Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы.

1

0,5

0,5

26.9

Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

1

3.10

Высказывания о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»

1

0,5

0,5

10.10

Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.

1

1

  1. История языка

4

1

3

17.10

Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?

1

1

24.11

Беседа «Письменность и книга на Руси»  

1

1

7.11

Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.

1

1

14.11

Проектная работа «Русский язык: прошлое, настоящее и будущее».

1

1

3. Фонетика и орфоэпия

4

0

4

21.11

Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском  литературном языке.

1

1

28.11

Конкурс скороговорок.

1

1

5.12

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает»

1

1

4. Секреты русского языка (Лексика и фразеология)

10

4

6

12.12

Путешествие в города Лексика и Фразеология.

1

1

19.12

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

0,5

0,5

9.01

В чём особенность употребления слова в художественном тексте

1

1

16.01

О чём рассказывают фразеологизмы

1

0,5

0,5

23.01

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

1

1

30.01

Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».

1

1

6.02

Устный журнал «Ты и твоё имя».

1

1

13.02

Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).

1

1

20.02

27.02

Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

2

1

1

5. Словообразование

6

3

3

6.03

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке

1

1

13.03

Способы словообразования

1

0,5

0,5

3.04

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1

1

10.04

Решение словообразовательных уравнений.

1

1

17.04

Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.

1

1

24.04

Орфографическое словообразование

1

0,5

0,5

6. Секреты морфологии синтаксиса

6

3

3

1 мая

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

0,5

0,5

8.05

В чем секрет глагола и его формы.

1

0,5

0,5

15.05

Как отличать грамматические  омонимы.

1

0,5

0,5

22.05

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

29.05

Познавательная игра «Грамматике учиться - всегда пригодится».

1

1

1

                                                     ИТОГО      

35

12

23

                                         

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    1.      Методическая литература

  1. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991..
  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.
  4. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.
  5. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.
  6. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976..
  7. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.
  8. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1990
  9. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.
  10. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.

 

           2. Пособия для учащихся о русском языке

  1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
  2. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
  3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
  4. Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
  5. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
  6. Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
  7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
  8. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
  9. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
  10. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.
  11. Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
  12. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
  13. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988
  14. Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.
  15. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.

3. Справочная литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
  2. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
  4. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
  5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
  6. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.

                        Темы исследовательских работ учащихся

Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

  1. Русский язык как развивающееся явление.
  2. Языкознание – удивительная наука.

История языка.

   1. Русский язык: прошлое, настоящее и будущее.

  Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

  1. Даль В.И. – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
  2. Этимология названий растений, птиц, животных в  Рыбно-Слободском районе.

Фразеология

  1. Этимология фразеологизмов.
  2. Появление буквы ё в русском алфавите.