Инновационная деятельность на базе КФУ

Инновационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kfu_otchet_burtseva.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с.Манзарас»  Кукморского муниципального района РТ

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422110 Республика Татарстан, Кукморский район, с. Манзарас, ул. Молодежная, д.34, 89030619499, 89600416819

http://mart0439.wixsite.com/svetlana

Тема инновационной разработки

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Бурцева Светлана Владимировна, учитель английского языка

Фазлиева Лейсан Дамировна, учитель английского языка

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Совершая  универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, ученик  приобретает на сегодняшний день приоритетное умение учиться. Развитие УУД в основной школе на старшей ступени обучения целесообразно  за счёт формирования навыков исследовательской деятельности. Исследование — это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Программа развития УУД для начального  образования была разработана, апробирована и введена, соответствующая программа для старшей школы находится в разработке, появится в будущем.                 Возникает проблема, как научить учащихся на старшей ступени обучения навыкам исследовательской работы уже сегодня? Различают этапы развития УУД. В начальной школе ученики приобретают знания под контролем учителя, в средней школе - в сотрудничестве с учителем и сверстниками, в старшей школе - в самостоятельной работе, проявляя частично автономность. Однако мы предположили, что реализация научно-исследовательских проектов на старшей ступени обучения именно в сотрудничестве учителя и ученика приведет к медалям и орденам, сертификатам и дипломам.  Подтверждение данной гипотезы происходило главным образом через эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.

Цель: создать систему успешной научно-исследовательской деятельности школьников.

Задачи: изучение методической  литературы, документы о ведении научно-исследовательской деятельности;  определение роли учителя и ученика при создании научно-исследовательских работ в урочное и внеурочное время; описание  системы работы по развитию научно-исследовательских навыков старшеклассников, исследование роли сотрудничества между учителем и учеником.

Опытным путем апробированная модель обучения может служить основой для новых методических решений формирования и развития исследовательских и познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская и проектная деятельность учащихся направлена не только на повышение компетенции подростков и сотрудничающих с ними взрослых в предметной области определённой учебной дисциплины, не только на развитие их способностей и самосовершенствование, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, что и отражает социальную значимость исследования.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами нового поколения в структуру основной образовательной программы общеобразовательного учреждения будет входить обязательным разделом «Программа исследовательской и проектной деятельности». Она направлена на овладение учащимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностных и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов.       Теоретико-методологической основой разработки программы развития УУД, в том числе познавательных, обеспечивающих развитие исследовательских навыков, действий для начального и основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения, стали:

—культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов JI. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;

—учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).

Прежде всего, при построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;

- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

 Характеристика минимальных требований  к учителю:  педагогическая компетентность. Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта в данном направлении работы. Для успешного совершенствования научно-исследовательских навыков старшеклассников  учителю потребуется также соблюдать условие:  правильно организовать деятельность. Правильная организация  учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, проведению исследования, умеет ставить перед ними определенные задачи, умело организует процесс выполнения учащимися этих задач: организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями, навыками в содержательной области исследования. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того, чтобы избежать перегрузки учащегося. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности. На этапе планирования исследования учитель часто ставит вопрос: как? Учитель должен добиваться точных формулировок, он дает положительное подкрепление активности и самостоятельности молодого исследователя при выполнении этапных заданий, регулирует уровень сложности поставленных задач, сложность методов и методик сообразно возрастным особенностям учащегося. Ученику важно сохранять готовность   находится в зоне обучения. Учитель  дает эталоны образцов формулирования цели, темы, окончательные формулировки вырабатываются в совместно-творческом взаимодействии.          

        Научно-исследовательские навыки возможно развивать в урочное время, организуя уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

-на этапе целеполагания активную позицию  занимает ученик:

-учитель систематически обучает старшеклассников осуществлять рефлексию своей деятельности;

-используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности;

-учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

-учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески;

-учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

-на уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, ученики не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

    Для развития научно-исследовательских навыков применяются:

проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнение практического занятия, групповые работы  на уроке;

деятельностные задания: мозговой штурм (выдвижение идеи), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;

презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

 коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

 поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

 информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.                                                                                      

         Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить. Для формирования этого компонента применяются разнообразные задания. Это задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание, на подбор эпитетов к тексту, понимание метафор. Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего  работаем над умением выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты.

  Применяются следующие формы организации исследовательской деятельности, как в учебной, так и во внеклассной работе, при проведении консультаций: обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение, самомотивируемое, на собственном опыте и опыте других, работа в группах, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой.

Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение,  организационное обеспечение, отдельное от урочных занятий место, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние  на эффективность самой деятельности и коммуникации.

 Диалог между учителем и учеником, — не просто педагогическая форма и метод, а  приоритетный принцип образования.  Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают  сотворчества восходящего к единым смыслам и ценностям, между ними происходит трансляция культурных ценностей.

Время проведения эксперимента: с 2015 по 2018 год. Участники эксперимента, учитель высшей категории и учащиеся старших классов, создали  научные труды. Ниже следуют некоторые примеры: «Англоязычное освоение русских реалий, отражающих национально-культурное своеобразие Татарстана». Актуальность данной работы заключается в том, что, общаясь со сверстниками в международной информационной сети, желая рассказать о себе как можно больше, школьник испытывает трудности перевода при описании явлений, предметов, существующих в жизни своего края и отсутствующих в окружающей среде других стран. Исследовав тему, ученица дает свое определение реалий, составляет классификацию в новой форме с добавлением новых признаков, создает таблицу-памятку для выбора переводческих средств передачи реалий. В практической части приводятся примеры перевода текстов, даются комментарии по определению и выбору средств перевода слов, описывающих национально-исторические особенности Татарстана, создается брошюра «С душевной теплотой о Татарстане на английском языке».

«Грамматическая правильность современных английских песен». В данной работе использовались два метода проверки грамматической правильности песен: автоматизированный и традиционный. Они позволили выявить нарушения в текстах современных английских песен, точнее определить их качество и оценку. Разработанная система определения оценки грамотности песенных текстов 3 Step Mark System привела к выводу: грамматическая правильность в английских песнях современных исполнителей удовлетворительна. Необходимость размещения большого объема материала по исследуемой теме и его разнообразие (видеоклипы, аудиофайлы), его предполагаемое частое обновление привели к созданию вебсайта www.songenglish.jimdo.com, рубрики которого посвящены полному грамматическому анализу песенных текстов: с указанием и на отклонения, и на их правильность. На сайте можно найти грамматические упражнения, выполнение которых позволит привлечь внимание подростков к используемой в песнях грамматике. Эпиграфом к работе послужила фраза из песни: « Пусть песня будет также правильна, как и мелодична»- «As Sweet as a Song, as Right as a Wrong”.

«Исследование экстралингвистичеких и лингвистических особенностей письма туристической онлайн-статьи словарного типа рекламной направленности». В ходе работы был  открыт новый тип письма, а  статьи, созданные в результате работы, были изданы на сайте angloberry.com.

Оценкой результатов работ выступали различные критерии: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием, степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли, практическое использование предметных и общешкольных ЗУН, количество новой информации, использованной в работах, уровень сложности и степень владения использованными методиками, оригинальность идей, способа решения проблемы, осмысление проблемы исследования и формулирование целей исследований, уровень организации и проведения презентаций материал презентаций, обеспечения объектами наглядности, владение рефлексией, творческий подход, социальное, прикладное значение полученных результатов.

Полученные результаты эксперимента привели к следующим выводам: в ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся осваивают умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

Ресурсы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. / Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
  2. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал исследовательская деятельность школьников, 206.С.5-15
  3. Савенков А.И. Исследовательское проектирование в современном образовании http://www.researcher.ru/
  4. http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm

http://www.issl.dnttm.ru/ - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

Открытое занятие «Культура урока», в рамках III Педагогических  Чтениях «Учитель», Министерство  образования и науки Республики Татарстан, Татарстанское  региональное объединение  Общероссийской общественной организацией «Центр гуманной педагогики» на базе МБОУ «СОШ№43» Ново-Савиновского района г.Казани  

Открытый урок в рамках недели открытых уроков с применением Сингапурской методики  на базе МБОУ «СОШ с.Манзарас»

Круглый стол    международного педагогического Форума «Образование: взгляд в будущее» для учителей РФ, организованный  Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего», на базе Малой академии наук «Интеллект будущего» г. Москва (Обнинск)

Семинар-практикум на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» для учителей РФ, организованный ФГБОУ ВПО «РХТУ им. Д.И.Менделеева», журналом «Вестник образования России» на базе    государственного бюджетного общеобразовательного  учреждения города Москвы "Гимназия № 1409

Теоретико-методологический семинар по программе «Делопроизводство» для учителей школ, организованный ИЭУП, факультет дополнительного и бизнес образования на базе МБОУ «СОШ №4 п.Кукмор»

Семинар «Проектирование и реализация школьной модели духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с ФГОС. Опыт. Проблемы. Перспективы» для учителей школ, организованный МКОУ «СОШ№5»  г. В.Поляны на базе МКОУ «СОШ№5»  г. В.Поляны

Январское совещание руководителей образовательных учреждений Кукморского муниципального района,   организованное  МБУ «ИМЦ» на базе МБОУ «СОШ с. Манзарас»

Семинар учителей английского языка «Механизмы успешности обучения иностранным языкам в начальной школе»

Обмен опытом «Электронное образование в Республике Татарстан», организованный администрацией района для директоров школ Свердловской области, проведенный  на базе МБОУ «СОШ с.Манзарас»

Всероссийской конференции «Школа В.В. Давыдова. Реализация идеи развития в профессиональной деятельности педагога»

Татарстан-территория диалога, сборник по материалам IВсероссийских Айтматовских  научных чтений с международным участием, посвященных 85-летию Ч.Айтматова

Инновационные технологии в условиях внедрения ФГОС, сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Министерство образования и науки РФ

современные тенденции в образовании и науке  Тамбов

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

ХII научно -практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке», посвященная памяти Т.А.Геллер, 2015

Открытая конференция исследовательских работ обучающихся «Моё  Я в большой науке» имени Р.И. Утямышева, 2016

Межрегиональный музыкально-поэтический фестиваль на иностранных языках «Шаг навстречу», 2016

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Печатные работы,

исследовательские работы учащихся