Контрольная работа по теме "Россия в XVIII веке" с ответами

 

Ч                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                                              

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Россия в 18 веке» с ответами

Часть  1.

1. Создание Святейшего Синода привело к

1) церковному расколу                                  2) подчинение церкви государству

3) усилению самостоятельности церкви     4) секуляризации церковных земель.

2. Ассамблеями называли:

1) собрания-балы при Петре I       2) заседания правительства в XVII веке

3) съезды представителей сословий в XVI веке

4) совместные заседания  Земского собора и Боярской думы.

3. Прочтите отрывок из сочинений В.О. Ключевского и определите, о ком идёт речь

«Человек тёмного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра I, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзову того же Б. Куракина, в милости у царя « до такого градуса дошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой силы фаворит, что разве только в римских гисториях находят».     1) Меншиков      2) Бирон    3) Шувалов    4) Потёмкин  

4. Разрыв «Кондиций», засилье немцев при дворе относится к правлению

1)  Екатерины I  2) Анны Иоановны   3) Елизаветы Петровны   4) Екатерины II  

5. Эпохой дворцовых переворотов называют период:

1) 1725-1801гг.   2) 1725-1762гг.   3) 1727- 1761гг.   4) 1730-1801гг.

6. В разделах Польши Россия участвовала наряду:

1) с Англией     2) с Пруссией   3) с Францией      4) со Швецией

7. Указ 1714 года о единонаследии определял:

1) новый порядок наследования царского престола

2) порядок замещения высших государственных постов

3) новый порядок наследования недвижимости дворянами    4) отмену местничества.

8. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось в XVIII веке: 1) фаворитом    2) кесарем    3) регентом   4) опричником.                            
9. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов? 
1) Прекращение деятельности земских соборов 
2) Создание прокуратуры  3) Ликвидация патриаршества в России 
4) Изменение традиционной системы престолонаследия 
10. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?   1) Реформу Сената   2) Создание Государственного совета 
3) Создание Святейшего Синода  4) Ограничение власти императрицы 
11. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?      1) Протекционизм  2) Благотворительность 
3) Секуляризация  4) Просвещенный абсолютизм 
12. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено: 
«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …» 1) Приказы  2) Министерства  3) Коллегии 4) Комиссии 
13. Какое из названных событий произошло раньше всех других? 
1) Подписание Ништадского мира 2) Основание Санкт – Петербурга 
3) Великое посольство Петра      4) «Нарвская конфузия» 

14. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе 
1) Создания полков иноземного строя 2) Набора рекрутов 
3) Набора стрельцов  4) Создания дворянского ополчения 
15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 
1) Родовитость 2) Возрастной ценз 3) Личная выслуга 4) Имущественный ценз 
16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева?                                                         а) 1) 1770-1775гг.   2) 1773-1775гг.  3)  1773-1774гг.

Часть 2.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. 
    «Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета». 
  2.  Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».

А) Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.

Б) Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром  При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятель

Родство

1. Екатерина I

А. Племянница

2. Екатерина II

Б. Первая жена

3. Анна Иоановна

В. Вторая жена

4. Елизавета

Г. Жена внука

Д. Дочь

Часть 3.

1.Выдающимися архитекторами XVIII в. были

1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин  2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов  4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

2. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский  3) Ф. Г. Волков  4) М. В. Ломоносов

3. С кем из названных лиц связано создание Московского университета?

1) М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым  2) Н. И. Новиковым и Екатериной II
3) Ф. Прокоповичем и Петром I  4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой

4. Прочтите отрывок из книги и укажите её автора.

«Три воинских искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск... Богатыри! Неприятель от вас дрожит!»

1) Пётр I     2) А. Д. Меншиков   3) А. В. Суворов   4) П. А. Румянцев

5.  Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

1) Пётр I   2) Екатерина II    3) Александр I   4) Елизавета Петровна

6. Прочтите отрывок из записок Л. Ф. Сепора и укажите правителя, к царствованию которого относятся описанные в нём внешнеполитические события.

«Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, ...возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским <...> Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма». 1) Елизавета Петровна    2) Екатерина II   3) Павел I   4) Александр I

7. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

1) проведение реформы церковного богослужения
2) обращение церковной собственности в государственную
3) отделением школы от церкви  4) создание Святейшего Синода

8. Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на

1) введение системы городского самоуправления
2) создание в городах магистратов  3) ликвидацию «белых слобод» 4) учреждение коллегий

9. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.    1) «Табель о рангах»     2) Соборное уложение  3) рекрутчина4) губернии  5) бироновщина   6) земщина

  1. Выберите из списка три события, относящиеся к истории XVIII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.  1) битва при Кунерсдорфе  2) принятие Соборного уложения   3) Синопское сражение   4) учреждение Государственного совета

5) созыв Уложенной комиссии    6) присоединение к России Крыма

11. Какие три из перечисленных сражений относятся к русско-турецким войнам второй половины XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) штурм крепости Измаил    2) сражение у деревни Лесная

3) морское сражение у острова Гренгам   4) морское сражение у мыса Гангут

5) Чесменское морское сражение     6) сражение на реке Рымник

  1. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями.

ДЕЯТЕЛИ

СОБЫТИЯ

А) Дмитрий Пожарский

Б) Елизавета Петровна

В) Пётр I

Г) Екатерина II      

1) созыв Уложенной комиссии

2) освобождение Москвы от интервентов

3) дворцовый переворот 1741 г.

4) Указ о трёхдневной барщине

5) Северная война

13. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.   А. Д. Меншиков, Г. А. Потемкин, П. И. Шувалов, П. Я. Румянцев, Н. Н. Новосильцев

 

14. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.       Коллегии, фискал, бироновщина, земская управа, ассамблея.

Часть 4.

  1. Рассмотрите схему и выполните задания

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8326

А) Назовите монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.                             Б) Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

  1.  Рассмотрите схему и выполните задания

А)  Напишите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме.

Б) Укажите название крепости, указанной на схеме цифрой «2», взятие которой русскими войсками стало важным событием этой войны

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=11144

В) Какие суждения» относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) война велась с Турецкой империей

2) правительницей России в года войны была Елизавета Петровна

3) закончивший войну мир был заключен в городе, обозначенном на карте под цифрой «4»

4) в ходе войны русские войска прославились штурмом турецкой крепости, считавшейся в Европе неприступной

5) в результате этой войны Северное Причерноморье окончательно вошло в состав Российской империи

6) во время данной войны произошло последнее крупное сражение парусного флота - Синопский бой

  1. Рассмотрите схему и выполните задания

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8316

А) Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Б) Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответы:

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

1

1

2

2

2

3

3

4

4

1

3

3

2

3

2

                                                                                                                                                                         

Часть 2.

1

Ломоносов М.В.

2

Пётр III

3

Анна Иоанновна; кондиции

4

1В   2Г     3А      4Д

Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

3

1

3

2

2

1

1

134

156

156

А2 Б3 В5

 Г1

Новосильцев

Земская управа

                                                                                                                                                                             

Часть 4.

1

А) Екатерина II;      б) Османская империя 1768-1774 гг.

2

А) Суворов  (Очаков, Фокшаны);  б) Измаил;   в)  145

3

А) северная война;  б) Пётр I