Для воспитателей

Амурзакова Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

НАЧНЕМ С СЕБЯ?
10 ПРИЧИН ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

Многие хотят уделять регулярно время спорту, но не всегда находят на это времени или стимула. Возможно, приведенные ниже причины вас будут стимулировать?
1. Вы станете увереннее в себе
Вы видели когда-нибудь неуверенного в себе спортсмена? Люди, занимающие спортом, имеют не только красивое и здоровое тело, но и силу воли и характер победителя. Начав заниматься спортом, вы также сможете стать увереннее, ваша самооценка будет расти пропорционально тем усилиям, которые вы вкладываете для совершенствование своего тела.
2. Вы будете в полны энергии и энтузиазма
Чем больше вы двигаетесь, тем больше энергии вы получаете взамен. Это звучит парадоксально и кажется невероятным, но посмотрите на успешных людей. Кажется, что в их сутках не 24 часа, а как минимум 48, ведь они столько всего успевают сделать за один день! Поэтому хватить придумывать себе отговорки на нехватку времени, усталость или чрезмерную занятость, если у вас есть время на социальные сети и болтовню с коллегами, значит, у вас найдется время и для спорта. А уже благодаря спорту и хорошему самочувствию вы научитесь работать продуктивнее и успевать делать больше за меньшее количество времени.
3. Вы улучшите свое здоровье
Здоровье дается вам всего один раз и на всю жизнь. Поддерживать его гораздо легче и дешевле, чем восстанавливать или же лечиться от всяких болячек и недугов. Начать заниматься спортом никогда не поздно.

4. Вы познаете естественные процессы развития
Человек по большому счету не так уж далеко ушел от своих обезъянистых предков, тем более, если говорить о физической его стороне. И одним из самых древних правил жизни является простой закон - если вы не движетесь в гору, значит, вы катитесь с неё вниз; третьего не дано. Если не заниматься физическими упражнениями, ваше тело, а вслед за ним и весь организм, включая мозг, будут деградировать. Этот процесс будет идти медленно, но уверенно. А если вспомнить ещё один ключевой постулат «побеждает сильнейший»..

5. Вам не грозит депрессия

Многочисленные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, вне зависимости от возраста, практически не страдают от депрессий. Тренировки на регулярной основе существенно повышают настроение, уровень энергии, устраняют усталость.
6. С вас будут брать пример
Физически активные родители являются хорошим примером для своих детей. По статистике дети, чьи родители занимаются спортом, со временем также начинают вести активный образ жизни.
7.  Ваш вес и тело будут в норме
Физкультура помогает поддерживать вес в норме. Даже умеренная нагрузка способствует ускорению обмена веществ. Учеными доказано, что занятия спортом способны устранить даже наследственную предрасположенность к ожирению.
8. Нормализуется ваш сон
Если днем позаниматься, то ночью спать будет лучше. А недостаток сна приводит к лишнему весу и складкам на талии.
9.Увеличится работоспособность
Физическая активность также улучшает работоспособность. Плюс ещё в том, что люди, регулярно тренирующиеся, реже ходят на больничный.
10. Вы продлите себе жизнь
Пожилым людям физическая активность может добавить годы активной и здоровой жизни. Занятия спортом способны предотвратить наступление многих  болезней. 



Предварительный просмотр:

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми

Что делать, если ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

                 Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

                 Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

                   Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

             Выполнение предложенных  упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  
            Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  
           Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 
          Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье

 

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=7536692-17-72&n=21Упражнения на релаксацию

 сосредоточением на дыхании

  “Задуй свечу“.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 “Ленивая кошечка”.

 Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица 

 “Озорные щечки”.

 Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 “Рот на замочке”.

  Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  
 У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 “Злюка успокоилась”.

 Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 
 А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

 

Упражнения на расслабление мышц шеи

 “Любопытная Варвара”.

 Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук  

“Лимон”.

  Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  
 Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой.

 “Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

 Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

“Вибрация”.

 Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 
 Вот мы здоровы и бодры.

 Упражнения на расслабление мышц ног

  “Палуба”.

 Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 
 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 “Лошадки”. 

   Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

 “Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

 Упражнения на расслабление всего организма 

 “Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  
 Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

 “Замедленное движение”.

 Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  
 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!
.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры в ДОУ

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Подвижная игра— это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Игрыочень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба (например, футбол, хоккей, бадминтон, городки и т.д.)
В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила. 
Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры.
Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в

круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также во время  самостоятельной деятельности и  на прогулках. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как

действовать.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья.
Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью

игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.
Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
- усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
- изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
- сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
- усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой - либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.
Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.



Предварительный просмотр:

Роль воспитателя

 на физкультурных занятиях

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями руководитель физического воспитания показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то руководитель физического воспитания контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При использовании группового способа организации обучения руководитель физического воспитания занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа –педагоги делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке. При организации массовых физкультурных мероприятий воспитатели должны оказывать посильную помощь руководителю физического воспитания.

Примерное распределение обязанностей при совместной работе руководителя физического воспитания и воспитателя (варианты):

  1. Руководитель физического воспитания занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными

 (и наоборот).

  1. Руководитель физического воспитания занимается отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот).
  2. Руководитель физического воспитания  берет по одному ребенку для индивидуального обучения, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.
  3. Руководитель физического воспитания  работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах.
  4. Руководитель физического воспитания  занимается с талантливыми детьми, воспитатель с остальными.
  5. Руководитель физического воспитания  и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и новые комбинации движений.

Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации.



Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК В ГРУППЕ

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку:

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей.

2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

5. Периодически убирать не востребованное оборудование, и затем вновь вносить.

6.Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

7. Наличие символик физкультуры и спорта.

Как вести работу в физкультурном  уголке:

  •  перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане.
  • цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением.
  • после усвоения детьми правил пользования пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.
  • необходимо иметь комплексы упражнений (карточки), карточки по подвижным играм,  иллюстрации или альбомы о различных видах сорта.
  • дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.

Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.) Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Примерное наполнение физкультурного уголка

Теоретический материал

картотека подвижных игр

картотека малоподвижных игр

папка по практическому материалу

иллюстрированный материал по зимним видам спорта

иллюстрированный материал по летним видам спорта

демонстрационный материал на спортивный инвентарь

картотека физкультминуток

настольные спортивные игры

Спортивные игры:

бадминтон

хоккей

Эмблемы, маски для подвижных и малоподвижных игр

Для игр с бросанием, ловлей, метанием:

надувной мяч

кегли

кольцеброс

мячи большие, средние, маленькие

мешочки с песком

попрыгунчики

дартс

корзина для игры с бросанием

Для профилактики плоскостопия:

доска ребристая

коврики резиновые с шипами

дорожка тканевая с пуговицами

 Для игр с прыжками:

скакалки

плоские круги

обручи

шнуры

Для перешагивания, подъема и спуска:

 бруски деревянные.

Выносной материал (по возрасту детей) :

 мячи резиновые

 мяч футбольный (средний и старший возраст)

бадминтон (старший возраст)

скакалки

 обручи

санки и т. д.



Предварительный просмотр:

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственно образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - "минутка” активного и здорового отдыха.

Физминутка – это весело, интересно и полезно!

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.

Во время непосредственно  образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы  зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Любая непосредственно образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

В детском саду на занятиях проводится физминутки с целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, коррекции недостатков речи, предупреждения переутомления, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.

Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственно образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.

    Требования:

- должны быть простыми, удобными,

- должны включать движения, вовлекающие все группы мышц,

- должны быть  интенсивными,

- должны быть связаны с темой и  содержанием занятия,

- движения и тексты  должны быть доступными.

Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.



Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитатели

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время НОД, 1-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

НОД

Физкультура

3 раза в неделю в соответствии с СанПином

НОД проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед НОД необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Игровой

самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, медсестра, руководитель физического воспитания

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог



Предварительный просмотр:

Самостоятельная двигательная деятельность детей

              Основные причины  нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста - интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности, как по объёму, так и по интенсивности.

           Самостоятельная двигательная деятельность  детей  является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Самостоятельными занятиями  педагогу необходимо руководить, но делать это надо не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, как их выполнять, следит за дозировкой упражнений, заботится об их чередовании. Своим примером педагог может также вызвать интерес  к какому- либо упражнению (например, прыжки через скакалку).

Младший возраст

           Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких  движениях он часто падает.

         Первая задача воспитателя - правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб и др.

        В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь физкультурное оборудование и мелкий инвентарь.  Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования.

        Вторая задача - правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Нужно,  чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём.

Средняя группа

               По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более  подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

                Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуется оборудовать специальный физкультурный центр. Размещение  инвентаря должно отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование - принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп - в нише на полу и т.п.

                 При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.

               Целесообразно поместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь нужно разместить на участке и использовать во время прогулки.

                Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональные. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.

               Удовлетворяя детскую любознательность, воспитатель стимулирует  развитие творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируется  местоположение оборудования, периодически на две-три недели убирается то, которое наскучило детям. Нужно оживлять центр яркими иллюстрациями, тематическими картинками.

Старший дошкольный возраст

               Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

              Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

                            Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.



Предварительный просмотр:

http://content.schools.by/16.bobruisk/library/s_uchitelnicej.pngПрогулки и экскурсии за пределы участка детского сада

Основное назначение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях (лес, поле, берег реки), приучение ориентироваться на местности.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более  подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Продолжительность пеших прогулок увеличивается с возрастом детей: от 20 мин. до 1,5 – 2 часов. К 7 годам дети становятся более выносливыми и могут с перерывами для отдыха пройти 4-5 км. Перерыв для отдыха назначается через 15-20 мин. пути.

   Прогулки требуют специальной подготовки. Воспитатель заранее планирует день для прогулки и ее продолжительность; определяет задачи, которые будут решаться; выбирает способ передвижения; намечает маршрут, его дальность и места для отдыха; подбирает физические упражнения, которые будут выполняться в пути, на конечном пункте. При этом следует учесть естественные препятствия (пни, кочки, ручейки, канавки), преодолеваемые в пути, и предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, скакалки) и использовать в местах отдыха и на конечном пункте.
   При выборе маршрута, способов передвижения и количества игр и упражнений воспитатель учитывает физическую подготовленность детей. Он продумывает последовательность и длительность выполнения движений, организацию детей и приемы руководства ими. Важно также определить, в какой одежде и обуви целесообразнее отправиться на прогулку.
   Дети должны знать, на какой день намечена прогулка, какие задачи будут решаться, какую одежду, обувь и физкультурный инвентарь нужно приготовить.
   На конечном пункте маршрута каждому ребенку предоставляется возможность заняться любимым делом (игра в мяч, прыжки через скакалку и др.). Воспитатель проводит подвижные игры со всеми детьми одновременно.
   Возвращаться в детский сад лучше кратчайшим путем. Идти нужно так, чтобы все чувствовали себя бодро, быстро дошли до детского сада и успели подготовиться к обеду.
  Зимой прогулки проводятся на лыжах, иногда и пешком, например, к горке, с которой дети катаются на санках. Продолжительность лыжных прогулок постепенно увеличивается и в старшей группе достигает 35―40 мин. Во время таких прогулок дети скатываются на лыжах с горок, http://xn--b1aafrvecb0f6b.xn--p1ai.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/76d/76d471c782edc9aca400b160f974308c.jpg?141457803878307играют в различные подвижные игры.
В детском саду организуются и экскурсии на лесную поляну, на ферму, стадион и т. д. Главное в экскурсии ― это наблюдение, например, за жизнью насекомых, животных, за работой взрослых, тренировкой спортсменов. Во время пути к объекту можно использовать естественные условия для различных движений.
В прогулках и экскурсиях за пределы участка группу, помимо воспитателя, должны сопровождать кто-либо из работников детского сада (медсестра, специалисты, старший воспитатель, заведующая, няня) или родители.



Предварительный просмотр:

Двигательный режим

1 младшая группа

Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке)  4-5 мин

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий,

 до1 мин.

Двигательные  разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Подвижные игры и физические упражнения  на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 10-15 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю 2-3 мин.

Гимнастика  после дневного  сна

Ежедневно 3-5мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре

3 раза в неделю  по 9 мин.

Самостоятельная двигательная  активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Объем двигательной деятельности

  ~ 4-4,5 часа в неделю

2 младшая группа

Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5-6 мин

Двигательные  разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 1-2 мин.

Подвижные  игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20мин

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю 4-5 мин.

Гимнастика  после  дневного  сна

Ежедневно 5-6 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре

3 раза в неделю  по 10- 15 мин.

Самостоятельная двигательная   активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Физкультурный  досуг

1 раз в месяц по 15-20минут

Объем двигательной деятельности

 ~ 4,5 -5 часов в неделю

Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя  гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке) 6-7 мин

Двигательные  разминки

Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно  2 раза (утром и вечером)  20-25 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю 5-6 мин.

Гимнастика  после  дневного  сна

Ежедневно 6-8 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре

2 раза в неделю  по 15-20 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре   на прогулке

1 раз в неделю по 15-20 мин

Физкультурный  досуг

1 раз в месяц, 15-20 мин

Физкультурный  праздник

2 раза в год, до 50 мин.

Самостоятельная   двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Объем двигательной деятельности

~ 5-5,5 часов  в неделю

 Средняя группа

Старшая группа 

Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке),  7-9 мин.

Двигательные  разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю 6-7 мин.

Гимнастика  после  дневного сна

Ежедневно 8-10 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре

2 раза в неделю  по 20-22 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре  на прогулке

1 раз в неделю по 20-22 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц, 25-30 мин

Физкультурный праздник

2 раза в год,  60 мин

Самостоятельная двигательная   активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Объем двигательной деятельности

~ 6-6,5 часов  в неделю

Подготовительная  к  школе  группа

Вид деятельности

                 Продолжительность

Утренняя  гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 8-10  мин

Двигательные  разминки

Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 мин

Индивидуальная работа по  развитию движений

2 раза в неделю 7-8 мин.

Гимнастика после  дневного сна

Ежедневно 8-10 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре

2 раза в неделю  по 25 -30 мин.

Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре на прогулке

1 раз в неделю по 25-30 мин

Физкультурный  досуг

1 раз в месяц, 35-40 мин.

Физкультурный  праздник

2 раза в год, 1 час

Самостоятельная двигательная  активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Объем двигательной деятельности

~ 6,5-7 часов в неделю