Конкурс "Учитель года - 2016"

Савин Андрей Александрович

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель технологии МКОУ СОШ №1 г. Макарьева Савин Андрей Александрович Областной конкурс «Учитель года -2016

Слайд 2

Проблема: дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического. Этой проблемой я занимаюсь третий год. Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление у учащихся физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности. Предложение: Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках технологии»

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение международных образовательных стандартов Диагностика собственного опыта Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного образования

Слайд 4

Немного из истории ТРКМ Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов: - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - умение решать проблемы; - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); - умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Слайд 5

Цель : Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках технологии. Задачи: 1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «Технология», способствовать развитию интереса к предмету. 2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации. 3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников. Цели и задачи

Слайд 6

Позитивная взаимозависимость Одновременное взаимодействие Равное участие Индивидуальная ответственность Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации . Специфика ТРКМ ТРКМ предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Слайд 7

На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), «Круги по воде» «Бортовой журнал» «Фантастическая добавка» На стадии «Осмысления» могут быть применены: система маркировки текста «Инсерт» таблицы «Знаем-Хотим узнать- Узнали» «Трехчастный дневник» На заключительной стадии «Рефлексия» можно применить приемы: Стратегия «Шесть шляп» Синквейн «Кластеры» Стадии ТРКМ

Слайд 8

Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; переместиться во времени- в прошлое или будущее; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Приведу один из примеров использования данного приема на уроках технологии. В 6 классе при изучении темы «Токарные работы по дереву» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «Историки не дают нам ответа на вопрос, кто придумал данный вид обработки дерева, но….. одна из гипотез гласит- эта технология осталась нам в наследство от других цивилизаций». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).

Слайд 9

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Прием «Бортовой журнал»

Слайд 10

Данный прием можно использовать при изучении любой темы. В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Нарезание резьбы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Резьба бывает на болтах и гайках. Применяются резьбовые изделия в технике (велосипед). Резьбу нарезают специальным инструментом. Я видел как это делается. Резьба представляет собой винтовую канавку, образованную на деталях вращения. Элементы резьбы: шаг, угол профиля, диаметры. Резьба бывает правая и левая. Для нарезания наружной метрической резьбы ø от 1 до 76мм применяются плашки, а для нарезания внутренней резьбы- метчики трёх проходов. Перед нарезанием резьбы необходимо выполнить на заготовке фаску.

Слайд 11

Синквейн 1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!» Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся: Лобзик Электрический, удобный Пилит, режет, работает Очень необходим на работе и дома Вещь!!!

Слайд 12

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Например: Э - энергия Л - ЛЭП Е - емкость К - кусачки Т - ток Р - рубильник И - источник электрического тока К - конденсатор «Круги по воде»

Слайд 13

Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Инсерт

Слайд 14

Стратегия «Шесть шляп»

Слайд 15

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Изучая тему «Точение металла» рисуем в центре токарный станок (ТВ-6). Вокруг него – крупные смысловые единицы (инструменты, материалы, заготовки, виды токарной обработки, геометрия резания и т.д.). Соединяем их прямой линией с изображением станка. Вокруг каждой группы есть свои подгруппы. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластер

Слайд 16

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с тройными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного . «Трехчастные дневники» Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

Слайд 17

учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере. учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки. Урок без использования ТРКМ: Урок на основе ТРКМ:

Слайд 20

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с. Загашев, И.О . Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. №5. 2004 г. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, 2009. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб. 2000. – 512 с. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: