В помощь методисту

Логунова Елена Андреевна

В данном разделе можно найти материал для старших воспитателей  детских садов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Оршинский детский сад

СЕМИНАР

«Методика организации современных сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Материал подготовлен

 Старшим воспитателем: Логуновой Е.А.

ВВЕДЕНИЕ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский

Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом.

Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности.

ПРОБЛЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Вместе с тем сегодня мы отмечаем, что:

  • Наблюдается «вытеснение» игры образовательной деятельностью, студийной и кружковой работой.
  •  Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике.
  • Для сюжетно-ролевых  игр пишется жёсткий сценарий действий детей.
  •  Отмечается многократная повторяемость сюжетов.
  • Преобладают манипуляции над образным отображением действительности.

Поэтому главной целью педагога является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

Особое ваше внимание хотелось бы привлечь на некоторые проблемы.

  1. Проблема передачи игровой культуры.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, основным источником сюжетной игры является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Естественным путем это происходило, если бы ребёнок посещал разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Так как дети разного возраста обладают разным уровнем игры: старшие дети использовали бы все возможные способы построения игры, а младшие дети подключались бы на доступном уровне. Постепенно накапливая игровой опыт, дети уже сами становились бы «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей, но естественный механизм передачи игровой культуры очень проблематичен, так как у современного дошкольника существует мало шансов приобрести данный опыт таким образом, поскольку:

  • В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу;
  • В семьях чаще всего только один ребенок;
  • Дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п.
  • Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

В данном случае хочется процитировать слова Л. В. Руссковой - "Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качествребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка".

  1. Проблема перенасыщенности материально-игровой среды.

Следующая проблема организации сюжетно-ролевой игры  заключается в том, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.  Мы стараемся, чтобы игровая среда была динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры мы располагаем в легкодоступном для детей месте. Ноиногда атрибуты формируем в специально установленном порядке, чтобы  детям предоставлялась возможность создавать игровую среду самостоятельно.

  1. Проблема заранее подготовленного жесткого сценария игры.

Как говорилось выше, для сюжетно-ролевых игр пишется жесткий сценарий действий детей. Однако напомним, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты — необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность со взрослым.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Первый принципзаключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным  и равным со взрослым.

Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Выделяют следующие этапы руководства игрой:

  • подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
  • основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
  • участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

А сейчас мы хотели бы выделить и предоставить вашему вниманию основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры, которые вы можете видеть на экране.

  1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.  
  2. Педагогическая разработка плана игры.При разработке игры мы стремимся  к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
  3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
  4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации -  важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой  игры.
  5. Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
  6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мыиспользуем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре.  Но иногда, когда это необходимо,  подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
  7. Сохранение игровой ситуации.Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мызадаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию,стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры  или игры на местности с идентичными сюжетами.
  8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов.  Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Так же вашему вниманию предлагаются этапы развития игры в разные возрастные периоды.

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3 – 4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4 -5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных действий/ дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5 – 6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6 – 7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Ребёнок растёт, условия жизни стремительно расширяются, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Педагоги всех возрастных групп отчитываются о видах сюжетно ролевых игр  своей возрастной группы.

А сейчас рассмотрим  особенности организации сюжетно - ролевой игры детей среднего и старшего возраста.


Организация сюжетно – ролевой игры в средней группе

Ролевое поведение ребёнка 4-5 лет усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.

Руководство играми детей средней группы мы проявляем в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры.

Для решения этих задач в основном используем косвенные приёмы руководства: обогащаем знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребёнка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.

В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети на ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придаёт игре творческий характер. По мнению Д.Б.Эльконина, само принятие роли - это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата символической функции воображения - ребёнок отождествляет себя с другим человеком.

Практическая часть

Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются сюжетные темы, и наращивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли.

Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжет осложнением.

Совместную игру с детьми мы начинаем с частичного изменения —постепенно педагог переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, стимулируем детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включаем детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).

Необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров, совсем разные. Таким образом, самостоятельная совместная игра развертывается успешнее.

При изменении самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений, прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер.

Итог

Подведя итог мероприятия, мы можем сказать, что развитие игры  должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, именно от нее во многом зависят эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.