Методическая копилка

Лунина Розалия Рашидовна

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ   ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 11 «Теремок»

             ПРОЕКТ      

Тема:

«Формирование культуры   общения старших дошкольников через социально-коммуникативное развитие»            

                                      Воспитатель: Лунина Р.Р.  

                                         2019 г.

Содержание

I. Введение.

    1.1 Обоснование актуальности……………………………………………….2.

    1.2. Паспорт проекта………………………….………………..…….…….….3.

II. Разработка проекта.

     2.1.  Этапы реализации проекта………………………...……………………8.

III. Реализация проекта.

     3.1. Перспективный план по работе с  детьми............................................10.

3.2. Перспективный план по работе с  родителями…………………………………………............................................11.

IV. Внедрение и распространение опыта работы по теме проекта................12.

4.1. Приложения к проекту………………………………………………...…..13.

1.2. Паспорт проекта.                                                  

Педагогический проект.

Тема:

Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный.

Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №11 «Теремок»

Масштаб проекта:

-долгосрочный- (2.09.19г. по 20.12.19г.)

-   Территориальный -  детский сад № 11 «Теремок»,

-    Количество детей –  17

Участники проекта:

Воспитатель: Лунина РР

Коллектив детского сада, детский сад

Семьи воспитанников

Актуальность проекта.

    Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики.

Культура  поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В  культуре поведения  проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в ценное качество личности — воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутренний мир человека. В жизни единство внешней и внутренней  культуры не всегда выдерживается. За внешним  лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

Культура общения является составной частью культуры поведения и тесно связана с культурой деятельности и культурно-гигиеническими навыками и привычками.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению норм этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Проблема культуры поведения, составляющая важную часть нравственного содержания, в отечественной литературе рассматривается достаточно давно. Значительный вклад в понимание данной проблемы внесли работы Свадовского И.Ф. 1972, Шакурова Р.Х. 1972, Бушелевой Б.В. 1974, Марковой Т.А. 1976.. Запорожца А.В. 1980, Усовой А.П. 1981, Субботского Е.В. 1981, Буре Р.С. 1981, Кочетова ЛИ. 1982, Титаренко А.П. 1982, Нечаевой В.Г. 1984, Петериной СВ. 1986, Виноградовой А.М 1988, Ягодинского В.И. 1988 и наиболее современные труды авторов: Нечаевой Е.В. 1997, Шемшуриной А.И. 1997, Рукавчук А.Н. 1997, Урунтаевой Л.И. 1988.

Воспитание культуры общения - процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей; вариативность условий воспитания; высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения, а также побудительной и исполнительской регуляции поведения.

В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Каждый ребёнок по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации

    Таким образом, целью обучения детей культуре общения, будет являться обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность.

Цель проекта:  формирование культуры   общения старших дошкольников через социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

1.Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать  социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Форма работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная, совместная детей и родителей.

Условия реализации проекта:

- методические разработки;

- интерес детей и родителей;

- совместная деятельность участников проекта;

- участие в праздниках, досугах, народных традициях;

- интеграция со специалистами детского сада;

- взаимодействие с социальными институтами детства.

Предполагаемые результаты: 

- Закрепят представления о понятиях «сопереживание», «отзывчивость», «милосердие»;

- у детей сформируются представления о семейных традициях, обычаях и праздниках;

-  укрепить  дружеские взаимоотношения детей в коллективе.

- укрепятся основные моральные нормы и ценности, принятые в обществе.

- повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.

Ресурсы необходимые для выполнения проекта:

Материально-технические: магнитофон, компьютер, телевизор, фотоаппарат;

Кадровые : взаимосвязь с  музыкальным руководителем;

Информационные

методическое обеспечение:

- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»     под   редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2015 год.

- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.

- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.

- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.

художественная литература:

 Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка», С. Мирошниченко « Случай в городе едоков», «Женина беда», Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак « Светофор» С. Михалков «Ежели вы вежливы» и другие,

энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками «Давайте жить дружно», «Если с другом вышел в путь»;

иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек», «Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет»;

 Нормативно - правовое обеспечение:

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон  РФ "Об образовании";

- Концепция дошкольного воспитания;

- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»     под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2015 год;

Проект реализован в три этапа:

1-й этап предварительный.

-  Подбор и изучение  необходимой методической  литературы.

- Составление плана работы, подбор методик.

- Разработка конспектов занятий.

- Подбор детской художественной литературы

- Подбор настольно – печатных и дидактических игр

- Определение уровня знаний детей об общих правилах поведения.

- Подготовка атрибутов для игр, занятий.

- Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

2-ой этап – основной

В рамках проекта используются  разнообразные формы работы с детьми и родителями:

- Консультации для родителей; беседы; игровые ситуации; чтение художественной литературы; дидактические игры; проведение круглого стола;

Месяц

Проведённое мероприятие

Задачи

Участники

Сентябрь

Консультация для родителей «Культура общения детей»

Беседа с детьми «Кто такой культурный человек?»

- дать информацию родителям о роли семьи в воспитании культуры общения у детей;

- обобщение знаний у детей о культуре поведения.

Воспитатель, родители.

Воспитатель,

дети

Просмотр мультфильма

«Мишка-забияка»

- сформировать  умения правильно оценивать эмоциональные состояния других.

Воспитатель, дети

Игровая ситуация «Мы идём в гости»

- познакомить детей с основными правилами этикета.

Воспитатель, дети.

Восприятие художественной литературы В. Осеева «Волшебное слово»,

- обсудить произведение и объяснить понятие пословицы «Вежливым открываются все двери»

Воспитатель, дети.

Октябрь

Консультация для родителей «Уважая себя - уважайте детей!» (Прил.№1)

-закрепить понимание о том , что ребёнок полноправный член семьи и личность.

 Воспитатель, родители.

Восприятие стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы»

- воспитывать чувство уважения к другим людям.

Воспитатель, дети.

Игровая ситуация «Поездка в общественном транспорте»

- вырабатывать навыки культурного поведения.

-предложить родителям

Воспитатель, дети.

 Мини-проект. «Семейные традиции»

поучаствовать в проекте.

- формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

Родители, дети, воспитатель.

Ноябрь

Круглый стол.

Защита мини-проекта «Семейные традиции»

-обобщить понимание и значимость семейных традиций.

Родители, дети, воспитатель

Ситуативный разговор в раздевалке «Помоги другу»

- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения к

Воспитатель, дети

Восприятие художественной литературы С. Мирошниченко « Случай в городе едоков», «Женина беда».

окружающим нас людям.

- закрепить правила поведения за столом.

Воспитатель, дети

Дидактическая игра «Что правильно, а что нет?»

-закрепление знаний о правилах поведения.

Воспитатель, дети

Восприятие  и обсуждение художественной литературы «Что такое хорошо?» В.Маяковский.

- закрепление правил и норм поведения.

Воспитатель, дети

Декабрь

Дидактическая игра «Вспомни сказку»

-вспомнить  знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, проанализировать  и дать им оценку.

Воспитатель, дети

Игровая ситуация «В магазине»

-напомнить детям правила поведения в общественных местах.

Воспитатель, дети

Совместная акция родителей и детей

«Подарок другу »

 -предложить родителям  поучаствовать в акции.

-воспитывать желание у детей заботится о близких людях.

Родители, дети, воспитатель

Ситуативный разговор

на прогулке «Если друг поскользнулся»

-закрепить представление о понятиях «сопереживание», «отзывчивость», «милосердие».

Воспитатель, дети

Фотовыставка «Мои добрые дела»

- закрепить желание у детей в дальнейшем быть добрым, вежливым, отзывчивым.

Родители, дети, воспитатель

Проведение круглого стола с родителями.

Подведение итогов проделанной работы. Показ презентации.

Воспитатель, родители

3-й этап – заключительный

Анализ достижения цели проекта и полученных результатов; создание презентации (демонстрация слайдов) из опыта работы по проекту.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.

2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.

3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.

4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.

5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.

                           Список используемых источников

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Закон  РФ "Об образовании";

  1. Типовое положение о дошкольном образовательном  учреждении;
  2.  Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»     под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2015 год;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта  дошкольного образовании;
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»     под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2015 год.
  5. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
  6. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.
  7. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.
  8. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 год.

Художественная литература:

  1. В. Осеева «Волшебное слово»,
  2. В.  Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,
  3. С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка»,

  1. С. Маршак « Светофор»
  2. С. Михалков «Ежели вы вежливы» ,
  3. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

                                                                                                 Приложение №1

                            Консультация для родителей

                         «Уважая себя - уважайте детей!»

Родители при рождении малыша на свет должны быть готовы к тому, что в их семье появится человек, с желаниями и мнениями которого стоит считаться.

По мере взросления он становится личностью. По мнению многих психологов, ребенок начинает осознавать себя как отдельный человек постепенно. Это происходит в несколько этапов: в младенческом возрасте он связывает себя вместе с мамой как единое целое, так как она выносила и родила его; затем окружающий его мир начинает делиться на составные части: это определенные этапы созревания головного мозга. Мама начинает отделяться от него, а потом появляются со временем другие люди и предметы.

Процесс деления мира на множество составных частей неостановим. У каждого ребенка созревание проходит в разные сроки.

 Феномен возникновения самостоятельности у детей называется «Кризис трехлетнего возраста». Он начинается с того, что в лексиконе и поведении начинают появляться различного рода протестные реакции и слова «я сам», «нет, не хочу».

Насколько ребенок реализует себя как личность, зависит от того, как родители поставят себя при проявлении самостоятельности своего чада, насколько дадут ему возможность пробовать сделать что- то самому.

 С ребенком с этого времени стоит разговаривать как со взрослым, стараться обсуждать с ним ситуации его жизни, не забывать учитывать его мнение, поддерживать его во всех начинаниях.

Поощрение самостоятельности не должно означать вседозволенности. Нужно четко говорить в некоторых ситуациях конкретное «нет». Любой запрет должен быть объяснен так, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникало желания его нарушить.

В том возрасте, когда малыш осознает себя самостоятельной личностью, психологи советуют родителям побольше заниматься обсуждением всего того, с чем связана его жизнь.

Период возраста ребенка в 2-3 года многие называют временем почемучек, потому что при познании мира всегда возникает множество вопросов. Дети могут задавать одни и те же вопросы разным людям и тогда они могут получить множество разных ответов, а при разности мнений жизнь кажется интереснее. Из этого множества ответов ребенок может выбрать для себя сам такой ответ, который больше всего ему понравится.

 При наблюдении за действиями родителей, ребенок также хочет проявить себя и показать свою самостоятельность. Не нужно отталкивать малыша в таком случае, нужно поощрять его за помощь.

Важно вовремя создать вокруг ребенка ту атмосферу, в которой он сможет достигнуть того уровня самостоятельности, при котором он в дальнейшем самоутвердится и многого добьется по жизни.

 Родители при рождении малыша на свет должны быть готовы к тому, что в их семье появится человек, с желаниями и мнениями которого стоит считаться.

По мере взросления он становится личностью.

 По мнению многих психологов, ребенок начинает осознавать себя как отдельный человек постепенно. Это происходит в несколько этапов: в младенческом возрасте он связывает себя вместе с мамой как единое целое, так как она выносила и родила его; затем окружающий его мир начинает делиться на составные части: это определенные этапы созревания головного мозга. Мама начинает отделяться от него, а потом появляются со временем другие люди и предметы.

Процесс деления мира на множество составных частей неостановим. У каждого ребенка созревание проходит в разные сроки.

 Феномен возникновения самостоятельности у детей называется «Кризис трехлетнего возраста». Он начинается с того, что в лексиконе и поведении начинают появляться различного рода протестные реакции и слова «я сам», «нет, не хочу».

Насколько ребенок реализует себя как личность, зависит от того, как родители поставят себя при проявлении самостоятельности своего чада, насколько дадут ему возможность пробовать сделать что- то самому.

С ребенком с этого времени стоит разговаривать как со взрослым, стараться обсуждать с ним ситуации его жизни, не забывать учитывать его мнение, поддерживать его во всех начинаниях.

Поощрение самостоятельности не должно означать вседозволенности. Нужно четко говорить в некоторых ситуациях конкретное «нет». Любой запрет должен быть объяснен так, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникало желания его нарушить.

В том возрасте, когда малыш осознает себя самостоятельной личностью, психологи советуют родителям побольше заниматься обсуждением всего того , с чем связана его жизнь.

 

Период возраста ребенка в 2-3 года многие называют временем почемучек, потому что при познании мира всегда возникает множество вопросов. Дети могут задавать одни и те же вопросы разным людям и тогда они могут получить множество разных ответов, а при разности мнений жизнь кажется интереснее. Из этого множества ответов ребенок может выбрать для себя сам такой ответ, который больше всего ему понравится.

При наблюдении за действиями родителей, ребенок также хочет проявить себя и показать свою самостоятельность. Не нужно отталкивать малыша в таком случае, нужно поощрять его за помощь.

Важно вовремя создать вокруг ребенка ту атмосферу, в которой он сможет достигнуть того уровня самостоятельности, при котором он в дальнейшем самоутвердится и многого добьется по жизни.

                                                                           


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: