Страница для учащихся

Информация, полезная ученикам начальной школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права ребёнка

Слайд 12

конец



Предварительный просмотр:

Как повысить технику чтения

Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

     Способ чтения является важным компонентом техники чтения. Выделяют 5 основных способов чтения. Побуквенное и отрывистое слоговое чтение относят к непродуктивным способам чтения, а  плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами и группами слов относятся к продуктивным способам чтения.

     Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

     Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Поэтому в процессе навыка чтения рекомендуется вводить тренировочные упражнения:

I.  Упражнения на развитие зоркости:

-  Какая буква, слог, слово лишнее?

* а, у, р, о, ы

*ма, ра, ла, ны, са

*река, речка, ручей, ручка, ручеек.

-  Что общего в словах и чем они различаются?

*мел - мель

*мал - мял,

*мыл - мил

II.  Артикуляционная гимнастика

     С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция - основа чёткости, понятийности речи.

1.  Чтение шёпотом и медленно:

     ра-ра-ра - начинается игра

     ры-ры-ры - у нас в руках шары?

2.  Чтение тихо и умеренно:

-  арка - арца

   арта - арда

   арла - арба

3.  Чтение громко и уверенно:

-  Моль - соль - толь - боль

-  Почка - почва - почта

-  Дверь - зверь - червь

4.  Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра...Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда...Га, га, га!

Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт ...Ку-ка-ре-ку!

5.  Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

-  Коси, коса, пока роса.

-  На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

-  Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др...

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

III. Метод динамического чтения.

   Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

  1. Упражнения для развития "поля зрения" по таблицам.

А

У

К

С

О

Т

Д

Е

И

С

Т

М

Ф

Я

Э

Ю

Н

И

Г

Ш

Б

В

Л

Ш

Х

Щ

Ж

Й

Р

Б

Ц

Е

Ы

Ю

З

К

М

Н

П

Ь

 Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.

                 Памятка.

1.  Как можно быстрее назови все буквы, слоги по порядку, указывая карандашом.

2.  Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друк за другом букв (слогов).

3.  Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.

 

КУ        

МАН

ТУЗ

КАС

ША

ТА

ТИН

БОЛ

ТО        

КАР        

ТОН

НА

ФЕЛЬ

ЛИК

КА

НИЗ

 Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь  из данных слов слова.

IV.  Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

     При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые упражнения.

1.   Закончи пословицы.

Записаны 2 - 3 пословицы. Необходимо их закончить.

Дома стены _______.

Век живи, ______   ________.

Готовь сани летом, __   _______    _________.

2.  Восстанови слово.

 Написаны слова с пропущенными буквами и слогами.

 

М         А                                Н         А

(Машина, малина, Марина)

  Р           Ы                                 Л        О          В

 (рыболов)

V. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1.  Чтение с закладкой.

 Закладка движется не под строкой, а на строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

    На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2.  Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

            ПЫлеСОС               СнеГИри

            ВоРОбьИ                 ТЕтерЕВочЕК

3.  Постоянное наращивание слова:

                ЛЕС

                ЛЕСОК

                ПЕРЕЛЕСОК

4.  Работа по таблицам:

а

е

и

у

ы

скл        

спр        

скм        

спл

                                           

а

е

и

у

ы

дл

тр        

кт        

см        

    В  данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

VI. Упражнения для  развития темпа (скорости) чтения.

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т.д.

     Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.

1.  Чтение "канон".

 Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).

2.  Чтение "Спринт".

     Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

3.  Упражнение "Чтение-разведка"

   Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

4.  "Жужжащее" чтение.

    Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела.

5.  Чтение с простукиванием ритма.

Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

6.  Чтение со звуковыми помехами.

Например, при звучании музыки.

7.“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

                                ЖЕЛАЮ   УСПЕХОВ!!!



Предварительный просмотр:

Выучить к 4 классу!

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

В русском языке существует шесть падежей.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги

Именительный

существует

кто?

 что?

-------------

Родительный

нет

кого?

чего?

без, вокруг, для, до, из, с, около, от, у

Дательный

дать

кому?

чему?

к, по

Винительный

вижу

кого?

что?

в, на, за, под, через

Творительный

доволен

кем?

чем?

за, над, перед, под, с

Предложный

думаю

о ком?

о чём?

о (об), в (во), на,

при

Выучить к 4 классу!

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

В русском языке существует шесть падежей.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги

Именительный

существует

кто?

 что?

-------------

Родительный

нет

кого?

чего?

без, вокруг, для, до, из, с, около, от, у

Дательный

дать

кому?

чему?

к, по

Винительный

вижу

кого?

что?

в, на, за, под, через

Творительный

доволен

кем?

чем?

за, над, перед, под, с

Предложный

думаю

о ком?

о чём?

о (об), в (во), на,

при

Выучить к 4 классу!

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

В русском языке существует шесть падежей.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги

Именительный

существует

кто?

 что?

-------------

Родительный

нет

кого?

чего?

без, вокруг, для, до, из, с, около, от, у

Дательный

дать

кому?

чему?

к, по

Винительный

вижу

кого?

что?

в, на, за, под, через

Творительный

доволен

кем?

чем?

за, над, перед, под, с

Предложный

думаю

о ком?

о чём?

о (об), в (во), на,

при



Предварительный просмотр:

Порядок разбора предложения (цифра 4)

1. Назови, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное - для справки см. учебник 3 класса, часть 2, стр.119).

2. Назови, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное – см. уч. 3кл.,ч.2, стр.123).

3. Подчеркни грамматическую основу (или основы) (см. уч. 3кл., ч.2, стр.126).

4. Определи, простое это предложение или сложное (по количеству основ, для сложного укажи, сколько частей – см. уч. 3кл., ч.2, стр.151).

5. Укажи, распространённое оно или нераспространённое ( для простого предложения , по наличию второстепенных членов – см.уч.3кл., ч.2, стр.128, 132).

6. Укажи однородные члены предложения (если они есть – см. уч. 3кл., стр. 138, 144).

7. Начерти схему предложения (см уч. 3кл., ч.2, стр. 152).

 Образец записи:

Тихо дремлет река. (Повеств., невоскл., простое, распростр.)

        .

Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела. (Повеств,, невоскл., простое, распростр., с однор. сказуем.)

              ,,,         .

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. (Повеств., невоскл., сложное, из 4 ч.).               ,              ,               .