мастер-класс для педагогов

Макарова Юлия Анатольевна

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста средствами мульттерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  «Детский сад «Аленка»

Мастер-класс.

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста средствами мульттерапии».

Подготовила и провела:

Педагог-психолог

1 квалификационной категории

Макарова Юлия Анатольевна

п. Тюльган, 2015 г.


Мастер-класс.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые коллги, готовясь к мастер-классу я долго не раздумывала, чем я могу поделиться с вами. Не долгое время я использую в своей деятельности видеоматериалы. На мой взгляд, они эффективные в работе со всеми возрастными группами и по многим проблемам.

Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детими дошкольного и младшего школьного возраста средствами мульттерапии».

Цель мастер—класса: повышение профессионального уровня, расширение кругозора участников и ознакомление  с мульттерпией как одним из эффективных методов обучения.

Задачи:

· Познакомить педагогов с понятием  «мульттерапия».

· Представление опыта работы по возможности использования видеоматериала (мультипликационных фильмов) в практической деятельности в работе с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста.

· Создание условий для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

· Актуализация внутреннего стремления участников к саморазвитию и самосовершенствованию.

Ожидаемый результат

Повысить интерес к использованию видеоматериалов в работе с детьми.

  1. Активизация деятельности участников.

Упражнение  «Будем знакомы »

Цель: Разминка, осознать и напомнить о своём имени, чтобы лучше узнать друг друга, сплочение коллектива.

Участники встают парами пожимая друг другу руку знакомятся. По сигналу ведущего они должны найти себе нового знакомого, пожать ему руку, назвав своё имя. Задача заключается в том, чтобы познакомиться со совсеми участниками.

  1. Теоретическая часть.

Дошкольное детство - этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии. Это время, когда у ребенка развиваются навыки доброжелательного поведения. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Также оно подразумевает воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым, детям с ограниченными возможностями, умения помогать им. И лучшее время для социализации и адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Взрослые должны поощрять творческие проявления ребенка.

Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он находится дома. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации.

Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.

Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.

Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.

Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы - он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма.

Фактически ребенок видит на примере героя варианты выхода для себя, хотя до этого не видел их в своей жизни.

Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с  различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д.

Что же такое мульттерапия ?

Мульттерапия – это одно из направлений психотерапии.

Мульттерапия - один из способов выявления психических особеностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.

Цель: помочь детям справиться с личностными и поведенчискими трудностями.

Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:

  • Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
  • Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
  • Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
  • Получение вариантов решения проблемы.

Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов.

Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать пути их решения.

Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.

  1. Практическая часть.

Сейчас мы поработаем на примере одного из мультфильмов «Ёжик должен быть колючим?» (просмотр)

Вопросы для обсуждения.

  • Какое у вас настроение после просмотра?
  • Кто из героев больше всего понравился?
  • Какие чувства испытывали герои?
  • Кто, наоборот, больше всего не понравился?
  • Что бы вы сделали по другому?
  • Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
  • На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
  • А в жизни такое бывает?
  • Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
  • Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
  • Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Как вы думаете, на коррекцию каких личностных качеств направлен этот мультфтльм?  (формирование понимания собственной уникальности и самоценности)

        

А сейчас попробуйте самостоятельно определить, на коррекцию каких качеств  направлены следующие мультфильмы.

Вовка в тридесятом царстве

Развитие трудолюбия

Великий Нехочуха

Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности

Грибок-теремок

Воспитания дружелюбия,

заботы о ближнем

Палочка-выручалочка

Развитие творчества

Про мамонтенка

О дружбе, любви к родителям

Просто так

Воспитание доброжелательности

Разные колеса

о трудолюбии и находчивости

Цветик – семицветик

О вреде необдуманных поступков

 

 Вывод: В зависимости от приследуемой цели коррекционно-развивающей работы и возраста ребенка, правильно подобранный мультфильм, может служить средством воспитания и инструментом психокоррекции.  Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.

  1. Рефлексия.

 В заключении, участники выражают своё отношение к мастер-классу, смайликами,  определяя их к положительному (кот Леопольд) и отрицательному (мышки) герою мультфильма.

Литература:

  1. Сергей Выгонский. Фильмотерапия. - http://Subscribe.ru
  2. Лучина Н. Фильмотерапия. -  http://junona.org
  3. Бурухина А.Ф Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ .-  №10. - 2012.
  4. Туний С. Педагогическая гостиная для воспитателей «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» 

http://doshkolnik.ru/okr-mir/3087-multfilm.html