Учитель года -2020

Беляева Жанна Михайловна

Предварительный просмотр:

Эссе на конкурс «Учитель года»

СОТВОРИ СЕБЯ

   Передо мной чистый лист бумаги. Как он прекрасен! Сейчас нарушу его белизну. Все знают, что горе лучше переживать в одиночку. По крайней мере, это справедливо по отношению к родным. А вот счастье надо разделить со всеми – и близкими, и далекими, чтобы от твоей удачи, успеха ли, - от того, что поработал на славу, - кругом стало радостно. Ведь я сумела «Сотворить себя».  

   Быть учителем – это великое счастье, дарованное судьбой: спасибо ей за это. На всем пути к мечте со мной была река и любимая песня:

      На маленьком плоту, сквозь бури, дождь и грозы,

      Взяв только сны и грезы, и детскую мечту,

      Я тихо уплыву…

  Мальчишки мастерили плот из бревен, с боков прибивали небольшие «крылья – жерди», брали нас кататься. Бесшумно скользил плот по реке. Вода, блики солнца и легкая рябь. На реке делились секретами, мечтами.

   Я торопила приближение взрослости, примеряла туфли на каблуках. Было огромное желание стать учителем, но!

   Болезнь. Операция. Общий наркоз. Закрываются глаза, немеют руки, ноги. Умирают запахи, ощущения. Вспомнила реку, плот. Жаль. Такое уже никогда не повторится. Погружаюсь в темноту. Откуда – то пробивается свет. Плот протягивает «крыло», как руку и тянет к себе. Может смять лист бумаги и выбросить в мусорное ведро?

   Выплыла. Но зачем детям больной педагог?

   «Чтобы перед тобой лег белый лист бумаги, много сил и труда потребовалось, - успокаивает внутренний мягкий голос. – А горе не море, пройдет, отболит». Что же может, это и так.

   Работаю в бухгалтерии леспромхоза. В свободное время от работы погружаюсь  в чтение. Однажды наугад открыла страничку сборника стихов Николая Некрасова:

                            Богат я, казны не считаю,

                            А все не скудеет добро.

   Скудеет! Конечно, я думала не о снежных богатствах и деньгах, а об учителях, которые как жемчуг и алмазы рассыпались по школам. И учителей не хватает, особенно в сельских школах.

   Некрасовский Дед Мороз сделал крутой поворот в моей жизни, чтобы изменить ее навсегда. Я опускаю плот на воду и еду пополнять «казну», работать в деревню учителем начальных классов.

   Сладкое и терпкое чувство  испытываю, когда открываю дверь школы. Как добиться, чтобы проснувшись, ребенок обрадовался мысли, что пойдет в школу, а когда закончатся занятия, не захотел уходить домой?

   Школа – это уроки. Школа – наблюдения за природой. Школа – игры, спорт. Школа – театр. Школа – мастерская. Школа может дать то, чего дети хотят,  и чего у них нет.

  А где, как не в школе, смогут узнать, как рождается книга или новый вид растений, как добро побеждает зло, как деньги приходят в дом…Кто раскроет им двери в большой мир и наполнит их жизнь ожиданием радости, кто даст ее? Школа! И еще раз школа!

   В школе работают педагоги. Они и наставники, и воспитатели, и пример для подражания. Пульсируют отношения между учителями и учениками.

   Я учитель начальных классов. Мне 45 лет (ужас!). Педагогический стаж 24 года. Невысокого роста, в очках, копна непослушных волос, седая (страх!).  Люблю книги. Книги…Это настоящее море. И добываю я из него драгоценные камешки – знания  и раздаю детям. Оно плещется передо мной, неизведанное, и зовет, зовет…

   Поиски призвания – это не только определение своих внутренних способностей к работе. Это и выслушивание времени, понимание его потребностей и задач. Я хочу быть тем и никем иным не только потому, что так подсказывает мой внутренний голос, но прежде всего потому, что в избранном качестве – я в этом убеждена - служить своему времени. Расширяю методический диапазон, знакомлюсь с новинками литературы, выступаю на совещаниях, педсоветах, методических объединениях. Веду дневник «Умное слово». Но у каждого мастера, как говорят в народе, есть своя суженая. Я ее пропускаю через сердце, а не через рассудок. Это любовь к детям.

   Каждое время ищет своих героев.  Мои   сидят за школьными партами. Но уже делают первые взрослые шаги, принимают на себя ответственность, если надо. Радуюсь за них. Они обожают меня.

   После звонка толпятся возле учительского стола, сыплются вопросы, слышится смех. Их интересует все, но самый главный вопрос – как стать счастливым человеком, как найти свое место в жизни.

   -У вас хорошая профессия, очень нужная и денежная…

   Проблема выплыла – открытие собственного «я».  Оно еще очень неопределенно, расплывчато. Они могут мечтать, фантазировать и ничего не делать.

   - А разве это главное? – задаю вопрос, вызывая ребят на серьезный разговор. Простые слова лучше находят путь к сердцу.

   Счастье не оценивается счетом в банке.  «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» - цитирую слова Константина Ушинского. При этом неважно, какой путь выберет ребенок – станет плотником, врачом, ученым, бизнесменом. Прежде всего, он должен любить нашу  страну – великую Россию, как бы громко  это ни звучало, но это во что я искренне верю и ради чего  работаю.

   Мудрая пословица гласит: «Терпение  и труд все перетрут». Все,  что создано на земле полезного и красивого,  несет на себе не только следы труда, но следы воли и терпения.

   Поспешность, торопливость, невыдержанность всегда приводили к ошибкам, промахам.

   Да, все мы вышли из детства. С крылатой фразой нельзя не согласиться. Это не просто афоризм, а серьезный повод для размышлений. Не хочу в глазах детей быть нудной, скучной, злой учителкой в очках. Стараюсь, как река, радовать, удивлять, завораживать.

   На улице весна. В это время года моя река необыкновенно красива. Ждет меня.

Спрашивает:

- Устала?

-Немножко.

-Приезжай почаще.

-Хорошо.

-Бумаги – то много написала?

-Да!

-Ошибки исправляешь?

-Конечно!

-Не забывай и работать над ними.

-Работаю.

-А чего ты хочешь больше всего?

-Дел, Борьбы, Счастья…

-И это все с большой буквы?

-Только так, сполна и через не могу.

-Река жизни течет быстро. Скорость течения с болезнью, старостью возрастает.

-Знаю. Стараюсь время не терять.

-Откуда силы берешь?

-В фундаменте моего «Сотвори себя» четыре камня: профессионализм, доброе сердце, творчество, дисциплина. В старину, когда закладывали дом, углы ставили на каменные глыбы. Они назывались «краеугольными»  камнями. В русском языке оно обозначает надежную опору, основу. Я крепко стою на ногах.

-И вода не размоет?

-Никогда.

-Как дела у дочери?

-Софья учится на  третьем курсе  Гагаринского многопрофильного колледжа.

-Будет учительницей, как и мама.

-И бабушка. Моя первая учительница – мама.

-Ваш плот вновь плывет к мечте?

-Маленький ручей плывет к большой реке.

   Река обрызгала меня прозрачной,  как слеза водой. И, кажется, убывает с висков седина, дышится легче, тверже рука, ровнее стучит сердце.

   Я уже не иду, бегу в класс.