Организация оценочной деятельности на уроках ОРКиСЭ

 Основы религиозных культур и светской этики входит в состав образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и является обязательным в 4 классе. Курс состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.  Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях регламентирует инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. N 08-250 О ВВЕДЕНИИ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ.

 Выставление отметок по результатам освоения курса Основы Религиозных Культур и Светской Этики не предусмотрено, это вызывает ряд трудностей для учителя:

1. Формирование и поддержание мотивации обучающихся к целенаправленному учению.

2. Контроль уровня знаний по предмету и сформированности универсальных учебных действий.

Преодолеть эти трудности, мне позволяет организация оценочной деятельности обучающихся на уроках.

Рассмотрите таблицу. В ней представлены критерии оценки учебной деятельности и характеристики четырёх уровней достижений. Таблицу можно дополнять, изменять при необходимости.

По данной таблице составляется оценочный лист для ученика. Его может составить как учитель, при подготовке к уроку, так и ученики, на уроке совместно с учителем или самостоятельно. Критерии отбираются в соответствии с планируемыми видами учебной деятельности и формой организации работы на уроке или серии уроков. При необходимости характеристика уровней достижений может изменяться или дополняться.

Оценочный лист заполняет сам ученик, или сосед по парте и ученик, или руководитель группы учеников и ученик. Полученные баллы складываются.  Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале разрабатывает учитель и оформляет в виде таблицы. По таблице ученик самостоятельно определяет свою оценку за проделанную работу.

Это даёт возможность, ребёнку проследить свой прогресс, так как он видит свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания и характеристики достигнутого уровня на данный момент, а учителю контролировать и фиксировать уровень знаний по предмету и сформированности универсальных учебных действий.

После урока заполненный оценочный лист проверяет учитель. Он соглашается или не соглашается с выставленными баллами.

Так как курс основы религиозных культур и светской этики может служить метапредметной основой, которая объединяет такие предметы как: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство и русский язык, учитель имеет основания для выставления заработанной отметки в журнал на одни из указанных предметов. Можно предложить ученику самому выбрать предмет, на который поставить отметку. В журнал выставляются отметки только хорошо и отлично! Что в свою очередь положительно влияет на формирование и поддержание мотивации обучающихся к целенаправленному учению.

Кроме того, данная таблица универсальна, по ней можно составить оценочный лист и оценить деятельность обучающихся по любому предмету. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность ученикам не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки деятельности на уроке и характеристики уровней их достижений

Критерии оценки

Характеристики уровней достижений

отлично (3 балла)

хорошо (2 балла)

удовлетворительно (1 балл)

неудовлетворительно

(0 баллов)

Работа с текстом

Ученик читал целыми словами, с правильной интонацией; передавал содержание прочитанного и высказывал о нём собственное обоснованное суждение; все задания выполнил верно.

Ученик читал текст целыми словами, интонационно правильно; допустил при чтении не более трёх ошибок; передал содержание прочитанного; верно выполнил не менее трёх-четырёх заданий. 

Ученик читал целыми словами, в отдельных случаях переходил на слоговое чтение; допустил не более   5-ти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допустил 1-2 ошибки, верно выполнил не менее половины всех заданий.

Ученик читал целыми словами, часто переходил на слоговое чтение; допустил более 5-ти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допустил 3 и более ошибок; верно выполнил менее половины всех заданий или не справился совсем.

Работа в тетради, заполнение карточки

Работа выполнена полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлена.

Работа выполнена полностью, аккуратно и грамотно оформлена. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.

Работа выполнена не полностью, с     3-мя и более исправлениями. Работа выполнялась под руководством или с помощью учителя.

Работа не выполнена.

Работа с тестом из 8-10 вопросов

Выполнен полностью в установленное время.

При выполнении допущено 1-2 ошибки или в тесте нет ответов на 1-2 вопроса.

При выполнении допущено 3-4 ошибки или в тесте нет ответов на 3-4 вопроса.  

При выполнении допущено 5 и более ошибок или в тесте нет ответов на 5 и более вопросов.

Терминологический (словарный) диктант

Диктант выполнен без ошибок.

В диктанте допущено 1-2 ошибки.

В диктанте допущено 3-4 ошибки.

В диктанте допущено 5 и более ошибок.

Работа с кроссвордом из 7-8 слов (разгадывание или составление)

Разгадан (составлен) полностью в установленное время.

Не разгадано (подобранно) 1-2 слова в установленное время.

Не разгадано (подобранно) 3-4 слова в установленное время.

Не разгадано (подобрано) 5 и более слов в установленное время.

Работа с иллюстрациями

Даны ответы на творческие или практические вопросы.

Даны ответы на интерпретирующие (объясняющие) или оценочные вопросы (сравнение).

Даны ответы на простые (фактические) или уточняющие вопросы.

Работа не выполнена.

Выполнение домашнего задания.

Работа выполнена полностью.

В работе допущено не более 2 ошибок.

В работе допущено 3-4 ошибки.

В работе допущено 5 и более ошибок или работа не выполнена совсем.

Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданиями, находил информацию для выполнения заданий. Представлял результаты работы группы.

Активно участвовал в работе над заданиями, находил информацию для выполнения заданий. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. Дополнял ответы одноклассников.

Участвовал в работе над заданиями, находил информацию для выполнения заданий. Не отвечал, не дополнял ответы одноклассников.

Не участвовал в работе над заданием.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы рассчитываются на каждый урок в зависимости от количества выбранных критериев оценивания

0% – 34%

35% - 64%

65% - 85%

86% - 100%



Предварительный просмотр:

Образец

Ф.И. ___________________________     Оценочный лист

Критерии оценивания деятельности

балл

1. Работа с текстом

2. Работа в тетради, заполнение карточки

3. Работа с тестом

4. Участие в работе группы

(запиши сумму набранных баллов)

Итого баллов

Отметка

Что ты чувствуешь?

Подсчитай количество баллов и по таблице оцени свою работу за урок.

Что ты чувствуешь?

Выбери вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-4 баллов

5-7 баллов

8-10 баллов

11-12 баллов

0% – 34%

35% - 64%

65% - 85%

86% - 100%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация оценочной деятельности на уроках ОРКиСЭ Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Советский Зубаревой Татьяны Викторовны

Слайд 2

Т рудности 1. Формирование и поддержание мотивации обучающихся к целенаправленному учению. 2. Контроль уровня знаний по предмету и сформированности универсальных учебных действий .

Слайд 5

Заполнение оценочного листа Форма работы индивидуальная парная групповая Лист заполняет ученик сосед по парте и ученик руководитель группы и ученик

Слайд 6

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Первичные баллы рассчитываются на каждый урок в зависимости от количества выбранных критериев оценивания 0% – 34% 35% - 64% 65% - 85% 86% - 100%

Слайд 9

Спасибо за внимание!