Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Посуда" (средняя группа)

Самовилова Алла Владимировна

Данный материал окажет помощь при работе по формированию лексико - грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельностина тему: «Звук и буква Ш» для детей подготовительнойгруппы

Форма : групповое.

Возраст: дети подготовительной группы компенсирующей направленности.

Оборудование: компьютер, презентация, предметная картинка, звуковые линейки, карточка с изображением буквы Ш ; тетради и карандаши,

Цель: упражнять в узнавании звука [Ш] по акустико-артикуляпионной признакам и графического образа буквы III.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с правильным произношением и артикуляцией звука [III]:
  • познакомить с графически образом буквы :
  • закреплять навыки составления предложений с заданными слонами.
    Коррекционно-развивающие:
  • создание эмоционально психологического благополучия:
  • совершенствовать у детей фонематическое восприятие и навыки звуковойанализслов:
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию.
  • профилактика дислексии и дисграфии путём улучшения зрительного восприятия,
    Коррекционно-воспитательные:
  • формировать навык самоконтроля за собственной речью:
  • воспитывать интерес к обучению  и  желание учиться в школе

Оборудование: компьютер, презентация, звуковые линейки, карточки с изображением буквы Ш в разных форматах : тетради и карандаши.

Ход

Организационный момент

Учитель логопед:

Дети стоят в кругу. Скрещенными руками берутсебя за мочки ушей, растирать и . проговаривать слова.

1 .«Кто хочет разговаривать.

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно!».

Введение в тему,

Приходит в гости Мышонок.

2.Учитель - логопед: Прослушайте стихотворение, которое придумал мышонок. И подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Шура шубку надевала.

Шарф и шапку потеряла.

Дети: Звук[Ш|.

Новая тема.

Учитель - логопед: Давайте произнесем звук |Ш все вместе,

3.Характеристика звука[ III]. (слайд №1)

Учитель - логопед: Почувствуйте.когда произносим мы этот звук, что делают губы?

Ребёнок: Губы округляются.

Учитель - логопед: Где находится язык.

Ребёнок: Язык находится за верхними зубами, («чашечкой»).

Учитель-логопед: Какая струя воздуха выходит: тёплая или холодная?.'

Ребёнок: Струя воздуха тёплая,

Учи гель -логопед: Как вы думаете звук  [ш] –гласный  или согласный.

Ребёнок: Его нельзя петь, язык образуем преграду. Звук [ ш ] согласный.

Учитель - логопед: Каким кружком обозначим тот звук'?

Ребёнок: Синим.

Учтель – логопед: Приложите руку к горлышку, произнесите этот'звук и определите, -звонкий он или глухой,

Ребёнок: Он глухой,

Учитель - логопед: Твердый или мягкий ?

Ребёнок: Твердый,

Учитель - логопед: Верно. Он  согласный, твердый, глухой звук. Запомните,  он всегда твердый.

4.Игра «Кто самый внимательный?».

Учитель - логопед: Дети, вы будете хлопать в ладоши . как только услышите звук ш.

ш,с,ш.з,д,ш.т.ш.

Ша, жу, шо. су.за. ши. зо.

Учитель - логопед: Вспомните и назовите слова со звуком [III] из стихотворения.

Ребенок: Шура, шапка, шуба, шарфик.

5. Учитель - логопед: Ребята, наш гость Мышонок очень страшный шалун, однажды Мышонок , как всегда шалил дома, и натворил такой беспорядок. Нам надо навести порядок, и расставить все предметы по своим местам. Куда  ты повесишь шубу.

(слайд №2)

Ребёнок: Шубу я повешу на вешалку.

Учитель - логопед: Куда ты поставишь горшок'.'

Ребёнок: Горшок я поставлю на стол.

6.Звуковой анализ слова мышка.

7.Физминутка.

«Мышки и пышки».

Десять очень славных мышек

(Показать десять пальцев на обеих руках.)

Десять взять решили пышек.

(Ладонями изобразить пирожок.)

Печь горячую открыли.

(Кистью руки показан., как открывается дверка

у печки.)

К сковородке подскочили.

Лапки все пообжигали.

(Зажимают руки в кулачки.)

Стала мама всех лечить,

Лапки в маслице мочить.

(Каждый палец правой руки по очереди

Крепко прижимаются к центру ладони левой руки, затем

наоборот.)

Пластырь клеить всем на ранки.

А потом давать баранки.

(На обеих руках одновременно делать колечки.)

9. Знакомства с буквой Ш.

Учитель - логопед помещает на доску букву III. Буква III обозначает согласный твердый звук ш Буква III совсем простая. Как забор стоит прямая.».

  • Скажите, из каких элементов состоит буква III?
    Как они расположены?
  • Подумайте, как можно сделать ее из пальчиков (большой палец и мизинец правой рукисоединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять  вверх); нарисовать букву Ш в воздухе.
  • Молодцы, а теперь нас ждёт задание в тетрадках.
    Работа в тетрадях.

Учитель - логопед: Теперь давайте напишем букву ш. Посмотрите, как я это делаю  на доске. Пишем сверху вниз вертикальные палочки, а потом слева

на право внизу горизонтальную палочку.Напишите целую строчку.

Итог нод,

По просьбе взрослого дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности н а тему: «Посуда» для детей средней группы компенсирующей направленности.

Коррекционно – образовательные задачи.

Уточнять  и расширять  словарь по теме «Посуда».

Обучать  суффиксальному  способу образования.

Учить составлять рассказ  по сюжетной картинке и вопросам взрослого.

Учить отвечать  на вопросы полными ответами, предложениями из  3 – 5 слов.

Коррекционно – развивающие задачи.

Развивать зрительныйгнозис и праксис, тонкую и общую моторику, слуховое внимание.

Формировать направленную воздушную струю.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества,   работать в паре. Воспитывать бережное отношение к вещам.

 Оборудование: Предметные картинки с изображением  посуды,  мяч, разрезные картинки с изображением  посуды, плоскостные   изображения чашек. Сюжетная картинка, пиктографический план рассказа.

Предварительная работа. Разучивание  упражнения «Помощники».

Ход НОД.

Организационный момент.

Учитель – логопед  встречает детей и приглашает подойти к доске.

На  доске предметные картинки.

-Ребята  сегодня  к   нам   пришло   много   гостей,   давайте
поздороваемся.

Введение в тему.

Учитель – логопед:Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься?  Тогда, послушайтезагадку.

Она бывает разная стеклянная, деревянная,

металлическая, керамическая.

В цветочек, горошек, листочек.

Но всем нужна для одного.

Покушать вкусно из неё. (Посуда.)

Дети перечисляют предметы, изображенные на доске.

Новая тема.

Учитель – логопед: Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть этиписьма нам необходимо выполнить задание

«Найди пару».

-У каждого из вас на груди кружочки разного цвета, я закрою глаза, а вы
быстренько найдете свою пару. (Дети по парам делятся на три команды
желтые, красные, синие.) Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт, синие получают синий конверт.)

Дидактическая игра «Собери картинку».

Учитель – логопед : Посмотрите, на картинках изображена посуда.  В конвертах такие же предметы, только разбитые. Помогите мне «склеить» их. Сложите части  картинки правильно.

Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки и т.д.

Учитель – логопед: Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у васполучилось? (Ответы детей).

Учитель – логопед: Мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково». Взрослый предлагает детям встать в кружок и берёт мяч.

Учитель – логопед: Я  вам бросаю  мяч, и называть посуду, а вы будете ловить мяч, называть её ласково и возвращать мяч мне (проводится игра.) Молодцы, ребятки, хорошо поиграли.

Взрослый предлагает   сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулаком

Об кулачок и хлопаю в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Чайник, xашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному

на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,

только чашку мы разбили,

Нос  у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.
Одна ладонь скользит по другой.

Снова загибают пальчики.

Так мы маме помогали.

Попеременно ритмично ударяют

Кулачком об кулачок

 и хлопают в ладоши.

Учитель – логопед: Ребята, вспомните и  назовите, что помощники разбили ?

Ребёнок: Чашку.

Упражнение «Подуем на чай».

Взрослый предлагает детям встать около своих стульчиков, дети выбирают плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Учитель - логопед: Я предлагаю вам выпить чай, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы делаете вдох и дуете на пар, не раздувая  щек, вытянув губы трубочкой.

Упражнение выполняется 2 -3 раза.

Учитель – логопед приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. Дети садятся на  стульчики,  стоящие полукругом.

Беседа по картине. Взрослый предлагает рассмотреть картину.

Учитель – логопед: Кому помогают дети?

Ребёнок: Дети помогают маме.

Учитель – логопед: Что моет Петя горячей водой?

Ребёнок: Петя моет тарелки горячей водой.

Учитель – логопед: Что вытирает Вика полотенцем?

Ребёнок: Вика вытирает  миску полотенцем.

Учитель – логопед: Что мама убирает на полку?

Ребёнок: Мама  убирает посуду на полку.

Учитель – логопед читает получившийся рассказ  с использованием пиктаграфического плана рассказа.

Один вызванный ребёнок пересказывает весь текст.

Итог НОД.

Учитель – логопед  достает  коробочку с сюрпризом.

О чем мы сегодня говорили на сегодняшнем занятии?

Дети: О посуде.

Учитель – логопед: Какие игры вам понравились?

Дети перечисляют понравившиеся им игры и упражнения.

Учитель – логопед: Вы так хорошо выполняли все задания, что я приготовила сюрприз. Он – в волшебном сундучке. Что это?

Дети: Это наклейки.

Учитель – логопед: Выберите по одной наклейке и наклейте на тетради