планирование содержания работы по развитию устной речи детей-дошкольников. советы педагога-психолога

Майорова Галина Ивановна

Психолого-педагогические рекомандации по реализации тематического планирования с учетом предметно-развивающей среды и народного календаря

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации по развитию грамматической правильности речи.

Программные цели

Методические рекомендации

Содержание и средства работы

Развитие слухового восприятия

  • Во время занятий по развитию слухового восприятия ребенок учится слышать и различать звуки и звукоподражания.
  • Нельзя заниматься этой работой подолгу, так как дети быстро устают!
  • Дидактические игры: «Укачай куклу» (а-а),
  • «Поезд» (у-у-у),
  • «Эхо» (тихо-громко),
  • «Лошадки» (но-но).
  • Что звучит?
  • Кто голос подает, «большой-маленький» (звучит предмет).

Развитие тактильного и зрительного восприятия

_

  • Игры на развитие сенсорных восприятий: «Большие-маленькие», «Разные по цвету», «Что за форма?» и т.д.

Развитие понимания речи

  • Время детских вопросов.
  • Развивать пассивный словарь, давать не только название, но и обозначение составных частей.
  • Отвечать на детские вопросы, опираясь на то, что ребенок уже знает, подкреплять зрительным  образом.
  • Совместная деятельность взрослого с ребенком.
  • Выполнять поручения:

 - Положи на стол книжки!

 - Беседы по картине.

 - Наблюдения за объектом.

 - Занятия по конструированию, лепке, рисованию, на которых  ребенок сравнивает предметы по величине, цвету и форме.

 - Через общение с другими детьми.

  - Через сюжетно-ролевые игры, игры с игрушками.

Развитие активного словаря

  • Словарный запас увеличивается в 3-4 раза, в нем становится больше существительных (слова-названия предметов).
  • Организация наблюдений за объектами живой  и неживой природы, уточняются часто предметов (это дом, в нем есть двери, стены, окна, крыша и т.д.)
  • Расширяется глагольный словарь, постепенно вводятся прилагательные, т.е. называются свойства, цвета, качества предметов.
  • Конструктивная деятельность: лепка, рисование.

Обучение умению воспроиз-водить звуки и слова по подражанию

  • Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], соглачными через потешки, сюжетно-ролевые игры «Поезд», «Дом», на музыкальных занятиях и т.д.
  • Дидактические игры: «Укачай куклу» (а-а),
  • «Поезд» (у-у-у),
  • «В лесу» (ау),
  • «Эхо» (тихо-громко) и т.д.
  • Одновременно идет работа над выработкой речевого дыхания, а также длительного выдоха (выдох должен быть через рот).
  • «Подуй на ватку», «Сдуй снежинку»  и т.д.

Формирова-ние граммати-ческого строя речи.

  • Закрепляется понятие «один - много», используя картинки (множественное число существительных), предметы обихода;
  • «Большой - маленький» (картинки, предметы окружения, игры).
  • Употребление в речи односложных предложений.
  • Употребление в речи предлогов через ответы на вопросы, использовать предметы, картинки и т.д.
  • Стол – столы, дом – дома.
  • Дом – домик, елка – елочка.
  • «скажи ласково».
  • Он упал. Мишка топает. Девочка плачет!

 - Куда упал мяч?

 - На пол.



Предварительный просмотр:

.

Тематическое планирование с учетом развивающей  предметной среды

Развивающая предметная среда должна обеспечивать развитие разносторонних видов деятельности ребенка. Ни один из специфических детских видов деятельности не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне вне реальных действий в предметной среде. Поэтому развивающая среда д/с должна содержать социокультурные  и природные предметные средства, позволяющие сформировать соответствующие им способы действия.

Развивающая предметная среда, обучая, должна и воспитывать. Таким образом, воспитательная среда ДОУ включает в себя необходимые условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В нашем д/с созданы необходимые условия, которые позволяют обеспечить разнообразие детской занятости по интересам.

Тематическое планирование (таблица 2) было составлено на основе народного  календаря и предполагает использование материалов народного календаря и предполагает использование материалов народного  творчества (как устного, так и художественного), что обеспечивает преемственность воспитательного процесса со школой.

Таблица 2.

Наименование раздела

Неделя, № темы

Тема

Задачи

1. Здравствуй, осень золотая.

1

«Скинуло кафтан зеленый лето».

Работа со звуком [а]

  • Формировать понимание взаимосвязи в природных явлениях.
  • Признаки осени.
  • Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
  • Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы.
  • Воспитание эстетического отношения к природным явлениям.

2

«Что летом родится – зимой пригодится».

Работа со звуком [у]

  • Вершки да корешки.
  • Дать понятие, что всему свое время (сбор грибов, ягод, овощей, фруктов), воспитание экологического  поведения.
  • Обратить внимание на характерные признаки: цвет, вкус, форму.
  • Где и как растут, что из них готовят.
  • Обобщающие слова.

3

«У кого хлеб родится, тот всегда веселится».

Работа со звуками [а], [у].

  • Хлеб – гордость земледельца.
  • Почему хлеб нужно беречь?
  • Какое значение имеет хлеб для всех людей?
  • Как много людей разных профессий трудятся над его появлением?
  • Обратить внимание на его вкус, запах, из чего его пекут.
  • Рассмотреть зерно, муку.
  • Поговорить о труде земледельцев, которые выращивают хлеб.

4

«Во саду ли, в огороде».

Работа со звуком [о].

  • Осенняя ярмарка.
  • Сад-огород (обобщение).
  • Дать представление о народной медицине и экологически чистом питании.
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни.
  • Закрепить знания детей о многообразии огородных и садовых культур и профессиях, связанных с ними (овощевод, садовод, земледелец, тракторист и т.д.).

5

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полозе не любит».

Работа со звуком [и]

  • Человек, одежда, обувь, головные уборы.
  • Обратить внимание на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде.
  • Почему в разные сезоны люди носят разную одежду; материал, из которого она изготовлена.
  • Закрепить названия деталей одежды.

6

«Поздняя осень. Изменения в природе».

Работа со звуками [а], [у], [о], [и].

  • Беседа о характерных признаках октября.
  • Состояние лиственных деревьев (наличие и окраска листвы).
  • Формировать умение видеть красивое в природе; высказывать свои мысли.
  • Рассказ о празднике Покров.

7

«Дом. Мебель».

Работа со звуком [п].

  • Расширять кругозор детей об окружающем мире; учить ориентироваться в пространстве.
  • Рассмотреть жилые дома (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, каменные).
  • Домашний адрес.
  • «Экскурсия» по квартире (сколько комнат, для чего они нужны); мебель, ее особенности, предназначение.

8

«Человек и природные богатства».

Работа со звуком [б].

  • Формировать общее представление об использовании человеком природных богатств: дерева, руды, камня, воды, песка.
  • О применении этих материалов в хозяйственной деятельности человека, о труде взрослых, связанном с обработкой этих материалов.
  • Воспитывать бережное отношение к миру вещей и природным богатствам земли.

9

«Домашние животные. Домашние птицы».

Работа со звуками [п], [б].

  • Формировать представления детей о домашних птицах и животных.
  • Животные, птицы – их детеныши, внешний вид, повадки. Где они живут? Как ухаживает за ними человек? Какую пользу приносят?
  • Почему называются домашними?
  • Профессия пастуха, скотника.

10

«Синичкин день. Перелетные птицы».

Работа со звуком [м].

  • Формировать представления детей о перелетных птицах.
  • Названия птиц, улетающих на юг, почему они улетают.
  • Заключительная беседа об осени.
  • Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
  • Отражение народных традиций и обычаев в праздниках.

11

«Звери наших лесов».

Работа со звуком [в].

  • Расширять представления детей о многообразии животного мира.
  • Какие звери живет в наших лесах?
  • Названия, признаки, повадки, детеныши.
  • Чем питаются?
  • Как добывают себе пищу?
  • Как называется их жилище?
  • Почему называются дикими?

12

«Ночь темна, на небе тучи, белый снег кругом».

Работа со звуком [ф].

  • Поздняя осень.
  • Учить видеть изменения в живой и неживой природе.
  • Сравнивать природу ранней и поздней осенью.
  • Осенние месяцы по порядку.
  • Что произошло с деревьями, как звери и птицы подготовились к зиме?
  • Перечислить как можно больше признаков осени.

2. Здравствуй, зимушка-зима!

13

«Зима не лето, в шубу одета».

Работа со звуками [в], [ф].

  • Зимняя одежда, обувь, головные уборы, материалы, из которых они изготовлены.
  • Беседа о характерных особенностях зимы, изменениях погоды.

14

«Зимующие птицы».

Работа со звуком [т].

  • Названия, характерные внешние признаки, где живут, чем питаются, почему называются зимующими.
  • Почему некоторые ближе к жилью человека?
  • Бережное отношение к  птицам, необходимость помощи зимой.
  • Зависимость жизнеспособности птиц от человека.

15

«Хвойные деревья».

Работа со звуком [д].

  • Расширить знания детей о многообразии растительности леса.
  • Закрепить знания о лиственных деревьях.
  • Расширить понятия о хвойных деревьях.
  • Почему называются хвойными?
  • Понятия: ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.
  • Рассказать, где растут кедр, пихта,

16

«Сундучок Деда мороза».

Работа со звуками [т], [д].

  • Новый год.
  • Беседа о предстоящем празднике.
  • Познакомить с отрывным календарем.
  • Елка, елочные игрушки – внешний вид, материал изготовления.
  • Кто приходит на Новый год?
  • Что обычно приносят в подарок?

17

«Пришла Коляда накануне Рождества».

Работа со звуком [н].

  • Зимние каникулы.
  • Рассказ о традициях празднования Нового года, Рождественских праздников и колядовании.
  • Обряды и обычаи зимних праздников.
  • Дать представление о закличках и гаданиях.

18

«Зимние забавы».

Работа со звуком [к].

  • Расширять знания детей о зимних играх и забавах на основе собственного опыта.
  • В какие игры дети играют зимой, почему?
  • Что для этого нужно?
  • Во что нельзя играть зимой, почему?

19

«Моя страна, город, улица».

Работа со звуком [г].

  • Формировать элементарные представления об истории, природных условиях, культурных традициях жизни родного города.
  • Как называется страна, город, в котором мы живем, улица?
  • Почему так назван город, чем он знаменит?
  • Достопримечательности города.
  • Домашний адрес, адрес детского сада.
  • На каком транспорте добираться до детского сада?
  • Необходимость соблюдения правил дорожного движения.
  • Герб, гимн, флаг России.
  • Воспитание гражданских чувств у детей.

20

«Там чудеса, там леший бродит…»

Работа со звуками [к], [г].

  • Раскрыть детям мир волшебства, тайных символов и знаков через сказки, фольклорные произведения.
  • Дать понятие о смешном и условном (небылицы, перевертыши, потешки, побасенки).
  • Художественная условность, творящая перевернутый мир; домовой – заботливый хозяин дома; леший, кикимора – хранители леса, лесных обитателей.
  • Вводя в мир сказки, способствовать развитию воображения, побуждать к сочинительству, бережно относиться к творчеству.

21

«Комнатные растения».

Работа со звуком [х].

  • Познакомить с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание  на внешний вид, особенности строения, характерные признаки.
  • Необходимый уход: для чего нужно поливать, поворачивать к солнцу или держать в тени, протирать пыль.
  • Особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений.
  • Выучить, для чего выращивать комнатные растения, как  они могут реагировать на изменения погоды, менять внешний вид утром и вечером и т.д.
  • Целительные свойства комнатных растений.

22

«Транспорт. Правила дорожного движения».

Работа со звуком [ы].

  • Расширить представления детей о видах транспорта: наземный (легковой, грузовой), подземный, железнодорожный, воздушный, водный.
  • Почему так называется?
  • Профессии, занятые на транспорте.
  • Беседа о правилах дорожного движения (светофор, «зебра», и т.д., профессия регулировщик).

23

«День защитника Отечества. Военные профессии».

Работа со звуком [э].

  • Воспитание у дошкольников чувства гражданственности, гордости за свою страну.
  • Кто такие защитники Отечества?
  • Воспитание уважения и любви к Российской армии, познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями.

24

«Зима» (обобщение).

Работа со звуками [а], [ы], [э].

  • Закрепить знания детей об изменениях, произошедших в живой и неживой природе.
  • Дать названия времен года и зимних месяцев.
  • Жизнь зверей и птиц зимой.
  • Помощь человека.
  • Зимние виды спорта.
  • Зимние приметы.

3. Матушка весна – всем людям красна.

25

«Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот».

Работа со звуком [с].

  • Ранняя весна.
  • Учить видеть изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
  • Назвать весенние месяцы.
  • Изменения в погоде (стало холоднее или теплее, день короче или длиннее и т.д.)

26

«Сердце матери лучше солнца греет».

Работа со звуком [з].

  • Воспитание любви к женщине – матери, бабушке.
  • Женские профессии (врач, портниха, учитель, повар, продавец, парикмахер, профессии работников детского сада).
  • 8 Марта.

27

«Моя семья».

Работа со звуками [с], [з].

  • Дать понятие о роде, семье, о месте в ней каждого человека.
  • Понятие родословной.
  • Народное представление о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках, притчах, пословицах, поговорках.
  • Беседа о семье ребенка.
  • Члены семьи.
  • Фамилия, имя, отчество каждого члена семьи.
  • Домашний адрес, профессия, место работы родителей.

28

«Хозяйкины помощники».

Работа со звуком [ц].

  • Продолжать расширять знания детей о профессиях, их значимости для окружающих.
  • Наша пища.
  • Труд повара.
  • Посуда.
  • Закрепить знания о необходимых атрибутах поварского дела.

29

«Орудия труда и инструменты. профессии» (обобщение).

Работа со звуком [ш].

  • Систематизировать знания детей о профессиях.
  • Беседа о разнообразии профессий.
  • Что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужно?
  • Какую пользу приносит каждая профессия людям?
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • «Не место красит человека, а человек место».

30

«День космонавтики».

Работа со звуком [ж].

  • Познакомить с праздником.
  • Посему празднуют День космонавтики, что это за праздник?
  • Рассмотреть иллюстрации с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • Профессии, связанные с космосом.
  • Первый космонавт Земли – Юрий Гагарин.

31

«Рыбы».

Работа со звуками [ш], [ж].

  • Систематизировать знания детей о рыбах.
  • Виды рыб: морские, пресноводные, аквариумные.
  • Особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.
  • Аквариумные рыбки – названия , способы ухода за ними в живом уголке.

32

«Перелетные птицы».

Работы со звуком [ч].

  • Закрепить представление детей о перелетных птицах.
  • Название птиц, прилетающих весной, внешний вид и отличительные признаки.
  • Какую пользу приносят перелетные птицы?
  • Учить бережному отношению к живой природе.
  • Наблюдения во время прогулки за жизнью птиц.

33

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

Работа со звуком [щ].

  • Воспитывать у ребенка уважение к героям войны.
  • День Победы.
  • Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
  • Почему и кто отмечает 9 Мая, почему праздник называется День Победы?
  • Герои Великой Отечественной войны.

34

«Сад, парк, луг. Лес – наше богатство».

Работа со звуком [л].

  • Весна красна цветами.
  • Расширять и углублять знания детей о живой и целебной силе растения.
  • Познакомить ребенка с растениями луга и сада, показать растения на иллюстрациях и в  природе.
  • Рассмотреть внешний вид растения, его части: корень, стебель, лист, цветок, семена.
  • Экскурсия на природу.

35

«Насекомые».

Работа со звуком [р].

  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Учить видеть изменения в природе, жизни насекомых.
  • Рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху.
  • Рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики).
  • Польза и вред, приносимые насекомыми человеку (муха).
  • Способы защиты человека от вредных насекомых (ОБЖ).

36

«Май ленивого не любит, проворного голубит».

Работа со звуками [л], [р].

  • Весна.
  • Изменения в природе.
  • Труд людей весной (обобщение).
  • Изменения, произошедшие в живой и неживой природе.
  • Вспомнить названия перелетных птиц, прилетевших весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки.
  • Обратить внимание на погоду, одежду людей весной.
  • Беседа о весенних полевых работах.