Опросники для родителей и учащихся

Богачёва Светлана Валерьевна

В этом разделе помещены опросники, позволяющие вовремя обнаружить назревающие проблемы у учащихся.

Опросники школьной тревожности:

http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-a...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест школьной тревожности Филлипса

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.


На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».
Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по–дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что–то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими–то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот–вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 


Обработка и интерпретация результатов


При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Е=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44
Е=11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Е=13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26
Е=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
Е=5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28
Е=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Е=8

Ключ к вопросам:
«+» — Да
«–» — Нет

1 –

19 –

37 –

55 –

2 –

20 +

38+

56 –

3 –

21 –

39+

57 –

4 –

22 +

40 –

58 –

5 –

23 –

41+

 

6 –

24 +

42 –

 

7 –

25 +

43+

 

8 –

26 –

44+

 

9 –

27 –

45 –

 

10 –

28 –

46 –

 

11+

29 –

47 –

 

12 –

30 +

48 –

 

13 –

31 –

49 –

 

14 –

32 –

50–

 

15 –

33 –

51 –

 

16 –

34 –

52 –

 

17 –

35 +

53 –

 

18 –

36+

54–

 

Результаты:
1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «–» — Нет) по каждому фактору 
(– абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ³ 50%; ³ 75%).
Для каждого респондента:
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:
–– абсолютное значение — < 50%; ³ 50%; ³ 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору ³ 50% и ³ 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая 
тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального 
стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.



Предварительный просмотр:

ТИПЫ  ТЕМПЕРАМЕНТА

Чтобы помочь вам разобраться в себе, мы предложим несложные тесты, своеобразные “паспорта” темперамента. В “паспорте” отметьте знаком “+” те качества своего характера, которые вы у себя замечаете. Если количество плюсов в том или ином “паспорте” составит 16 – 20, это значит, что у вас ярко выражен данный тип темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11 – 15, значит, соответствующий этому “паспорту” темперамент выражен у вас неярко, но всё равно присущ вам в значительной степени. Если же знаков “+” наберётся 6 – 10, то, следовательно, качества данного типа присущи вам лишь в небольшой степени.

“Паспорт” холерика

Вы:

  1. Неусидчивы, суетливы.
  2. Невыдержанны, вспыльчивы.
  3. Нетерпеливы.
  4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
  5. Решительны и инициативны.
  6. Упрямы.
  7. Находчивы в споре.
  8. Работаете с урывками.
  9. Склонны к риску.
  10. Незлопамятны и необидчивы.
  11. Обладаете быстрой реакцией, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
  12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
  13. Агрессивный забияка.
  14. Нетерпимы к недостаткам.
  15. Обладаете выразительной мимикой.
  16. Способны быстро действовать и решать.
  17. Неустанно стремитесь к новому.
  18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
  20. Склонны к резким сменам настроения.

“Паспорт” сангвиника

Вы:

  1. Веселы и жизнерадостны.
  2. Энергичны и деловиты.
  3. Часто не доводите начатое дело до конца.
  4. Склонны переоценивать себя.
  5. Способны быстро схватывать новое.
  6. Неустойчивы в интересах и склонностях.
  7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
  8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
  9. Легко, с увлечением берётесь за любое новое дело.
  10. Быстро остывает, если дело перестаёт вас интересовать.
  11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
  12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.
  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.
  14. Выносливы и работоспособные.
  15. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
  16. Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью.
  17. Обладаете всегда бодрым настроением.
  18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
  19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
  20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

“Паспорт” флегматика

Вы:

  1. Спокойны и хладнокровны.
  2. Последовательны и обстоятельны в делах.
  3. Осторожны и рассудительны.
  4. Умеете ждать.
  5. Молчаливы и не любите болтать попусту.
  6. Обладаете спокойной, равномерной речью без резких эмоций и жестов.
  7. Сдержаны и терпеливы.
  8. Доводите начатое дело до конца.
  9. Не растрачиваете попусту сил.
  10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни и работе.
  11. Легко сдерживаете порывы.
  12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
  13. Незлобивы, проявляете снисходительность к критике в свой адрес.
  14. Постоянны в своих отношениях и интересах.
  15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь в работе.
  16. Ровны в отношениях со всеми.
  17. Любите аккуратность и порядок во всём.
  18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
  19. Обладаете выдержкой.
  20. Замкнуты.

“Паспорт” меланхолика

Вы:

  1. Стеснительны и застенчивы.
  2. Теряетесь в новой обстановке.
  3. Затрудняетесь установить контакты с незаконными людьми.
  4. Не верите в свои силы.
  5. Легко переносите одиночество.
  6. Чувствуете подавленность, растерянность при неудачах.
  7. Склонны уходить в себя.
  8. Быстро утомляетесь.
  9. Обладаете тихой, слабой речью.
  10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
  11. Впечатлительны до слезливости.
  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
  13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
  14. Склонны к подозрительности и мнительности.
  15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.
  16. Чрезвычайно обидчивы.
  17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
  18. Малоактивны и робки.
  19. Безропотны и покорны.
  20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Теперь выведем формулу темперамента, и пусть вас не смущает её “очень математический” вид:

,

где Т — формула темперамента; Х — холерический темперамент; С — сангвинический; Ф — флегматический; М — меланхолический; АХ — общее число “+” в паспорте “холерика”; АС, АФ, АМ — количество “+” соответственно в “паспортах” сангвиника, флегматика, меланхолика; А — общее число плюсов во всех паспортах. В конечном виде формула темперамента может выглядеть так, например:

Т = 53% + 13% + 20% + 14%

Это значит, что данный темперамент на соответствующее количество процентов холерический, флегматический и т.д. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирует.

Ответы, на поставленные вопросы удобнее всего оформить в виде таблицы:

Фамилия

Х

С

Ф

М

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Общее число плюсов,  А

%

ПАСПОРТ  ХОЛЕРИКА

  1. На вид. Суетлив, неусидчив, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Обладает выразительной мимикой, резкой и порывистой жестикуляцией. Склонен к резкой смене настроений. Говорит быстро, сбивчиво, не подбирая слов.
  2. Среди людей. Резок и прямолинеен в отношении с другими. Необидчив и незлопамятен. Ревнив. Агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам. Находчив в спорах и затруднительных ситуациях.
  3. В деле. Любит работать, легко берется за дело. Способен действовать быстро, без предварительного плана. Легко отказывается от намеченной цели, склонен к риску в решениях и поступках. Решителен и инициативен.

ПАСПОРТ  САНГВИНИКА

  1. На вид. Весел и жизнерадостен. Говорит отчетливо и громко, выразительно жестикулируя. Как правило бодр. Быстро засыпает и просыпается. Живо откликается на все, что привлекло его внимание.
  2. Среди людей. Общителен и отзывчив. Не чувствует скованности в отношениях с незнакомыми людьми. Дисциплинирован. Хорошо владеет собой, способен сдерживать свои чувства. Легко переживает неудачи и неприятности.
  3. В деле. Работает быстро, увлеченно, ровно. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро приобретает навыки, усваивает знания. Тяготится однообразными, будничными занятиями. Из-за многообразия интересов, бывает несобран.

ПАСПОРТ  ФЛЕГМАТИКА

  1. На вид. Хладнокровен и невозмутим. Молчалив, не любит пустой болтовни. Говорит спокойно и ровно без выраженной мимики и жестикуляции. Слабо откликается на внешние замечания. Терпелив и сдержан в проявления чувств.
  2. Среди людей. Постоянен в отношениях и интересах. С трудом сходиться с новыми людьми, плохо приспосабливается к смене обстановки. Ровен с окружающими, умеет ладить со всеми. Незлобив, спокойно относится к замечаниям в свой адрес. Даже при больших неприятностях остаётся спокойным.
  3. В деле. Любит аккуратность и порядок во всём. Медленно и неохотно переключается с одного дела на другое. Не тратит сил попусту, строго соблюдает распорядок и систему в работе. Не любит проявлять инициативу в делах. Начатое дело, как правило, доводит до конца.

ПАСПОРТ  МЕЛАНХОЛИКА

  1. На вид. Стеснителен и застенчив. Говорит невыразительно и тихо, почти без жестикуляции. Чувствителен и легко раним, незначительный повод может вызвать слёзы. Очень впечатлителен и восприимчив. Чрезмерно обидчив и мнителен, склонен к подозрительности.
  2. Среди людей. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим. скрытен и необщителен, не любит делиться своими мыслями. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

III. В деле. Быстро утомляется, нуждается в перерывах при работе. В делах активности не проявляет. Не верит в свои силы, стремиться вызвать сочувствие и помощь окружающих. Теряется в новой обстановке, не любит менять занятий. Легко отвлекается от работы и с трудом сосредотачивается.

_______________________________

“Чистые” темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего, в одном человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Причём, по темпераменту холерик ближе к сангвинику, а меланхолик к флегматику. И ещё, не нужно путать черты характера со свойствами темперамента. Лживым или честным, грубым или вежливым, трусливым или смелым, дисциплинированным или расхлябанным можно быть при любом темпераменте!



Предварительный просмотр:

Памятка

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

Ведение тетрадей в начальной школе.

1. Тетрадь для начальной школы должна иметь не более 12 (18) листов. Она помещается в прозрачную обложку. Обложка меняется по степени изнашивания, не реже одного раза в четверть.

 2. Целесообразно, чтобы в тетрадь был вложен дополнительный лист для черновых записей.

 3. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой, соблюдая правила и требования.

Как подписывать тетрадь?

Тетрадь

для работ

по математике

ученика 3 класса «Б»

средней школы № 176

Петрова Василия

Русский язык.

После классной и домашней работы следует отступать две строчки   (пишем на третьей). В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

 Например:

Первое февраля.

                                                    Классная работа.

Слово упражнение  пишется полностью с третьего класса  начиная с третьей четверти. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи  (по центру строки).

Например:

Упражнение 4.

При записи слов в столбик первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой        

гл.

звонкий        

зв.

согласный        

согл.

твердый        

тв.

существительное        

сущ.

прилагательное        

прил.

глагол        

гл.

предлог        

пр.

мужской род        

м.р.

женский род        

ж.р.

средний род        

ср.р

Прошедшее время        

прош.

Настоящее время        

наст.

Будущее время        

буд.

Единственное число        

ед.ч.

Множественное число        

мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым острозаточенным  карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

Математика. 

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

 В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.

Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Чтобы ребёнку в школе было комфортно:

  • Никогда в присутствии детей не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей.
  •  Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  • Наблюдайте за работой ребёнка  над уроками. Если  заметили у ребёнка неправильные приёмы работы, то поправьте его.
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – плохой ученик.
  • Следите за питанием ребёнка. Оно должно быть полезным и сбалансированным.
  • Проявляйте внимание к школьной жизни ребёнка. Пусть он видит, что вы интересуетесь школьными заданиями, книгами.
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
  • Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем. Выработайте систему единых требований к ребёнку.
  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Учим стихи вместеK:\net\chitajut.png

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

     Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?

     Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

     В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

     Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово, или фраза и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

     Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

     Ну а если и такой способ не помогает, и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру – надо взять ребенка так, как берет нас реклама – бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз, будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной – две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

     Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» - пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим отличным от остальных голосом. В конце концов ребенок включиться в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

     Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя – вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

     Кстати, этот метод заучивание известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передачи своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

     Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

И напоследок несколько рекомендаций:

1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.

2. Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.

5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок – получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т.д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.



Предварительный просмотр:

Как понять, что ребёнок употребляет курительные смеси?

Проблема употребления подростками курительных смесей, так называемых спайсов или миксов,  стоит особо остро – только с начала

этого года в стране от употребления этих наркотиков умерло больше пяти человек. При этом в милицейские сводки все чаще попадают подростки.

Медики и правоохранители стараются как можно чаще рассказывать о негативном воздействии смесей, но чаще всего проблема в том, что родители детей, употребляющих спайсы, просто не знают, как определить, что ребенок «сидит» на наркотике.

По просьбе www.interfax.by, специалисты министерства здравоохранения помогли составить памятку, по которой можно определить, что подросток употребляет курительные смеси.

Ребенок становится скрытным и начинает интересоваться аптечкой

В первую очередь, по словам специалистов, подросткам, которые употребляют спайсы, свойственна нарастающая скрытность.

К тому же, подросток теряет интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, прогуливает школьные занятия, у него снижается успеваемость. Возможно, ребенок начнет просить больше денег или даже красть их из родительского кошелька. У него могут появиться новые подозрительные друзья, а настроение будет меняться по непонятным причинам.

К тому же, ребенок может начать проявлять внезапный интерес к домашней аптечке и литературе по фармакологии. Да и внешний вид подростка может говорить о том, что он употребляет наркотические смеси: обычно больные наркоманией не следят за своим внешним видом, нередко они выглядят неопрятными, небрежны в одежде, грязные. Большинство больных выглядят старше своих лет: кожа у них сухая, дряблая и бледная, а волосы теряют блеск, становятся ломкими и тусклыми.

Кожа будет краснеть, а зрачки сузятся до размеров спичечной головки

Кроме неопрятного вида или прогуливания уроков, есть несколько внешних признаков, по которым можно определить, что человек употребляет миксы:

кожа лица при опьянении каннабиоидами, снотворно-седативными препаратами и летучими наркотическими веществами, станет красной, покраснеют и белки глаз. А если подросток употребит опиаты и эфедроны, то кожа наоборот побледнеет;

 если человек давно употребляет наркотики, то цвет лица может быть желтушный или землистого оттенка;

 зрачки при опьянении опиатами сузятся до размера спичечной головки. Если подросток употребил другое наркотическое вещество, то зрачки наоборот могут быть расширены. При этом он не будет вяло реагировать на яркий свет;

 неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;

 отрешенный взгляд;

 часто – неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;

 темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;

 осанка чаще сутулая;

 невнятная, «растянутая» речь;

 неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

 раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на повседневные вопросы;

 почти все, кто употребляет курительные смеси, страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках;

 возможны следы от уколов, которые они обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, локтевых сгибах. Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен;

 у человека неопрятный внешний вид, одежда не всегда соответствует погоде и обстановке.

Однако только по внешним признакам вряд ли удастся определить наркомана с небольшим стажем. Поэтому надо помнить, что после одного применения курительных смесей, у человека изменится окраска лица и глаз – они станут красными. Повысится артериальное давление, увеличится количество сердечных ударов за минуту, во рту пересохнет, будет мучить жажда, проявится повышенный аппетит и непреодолимая тяга к сладким продуктам.


При употреблении спайсов, человек падает со стула и не может пройти по прямой линии

Определить, что человек употребляет спайсы, можно не только по цвету лица или зрачкам, но и по поведению. Если человек употребил психоактивные вещества, то в его поведении можно заметить следующие признаки:

если подросток употребил психоактивные вещества снотворно-седативного действия, то он будет вести себя так, будто только проснулся, и будет сидеть в малоподвижной позе. В ответ на обращение к нему опьяневший будет бессмысленно улыбаться, что-то невнятно бормотать или, напротив начнет раздражаться. Если он примет большую дозу, то и вовсе может потерять сознание;

появятся изменения в настроении: возникнет расторможенность, беспричинное веселье, чрезмерная болтливость. При этом повышенное настроение не соответствует ситуации, в которой находится опьяневший. То есть, если при серьезном разговоре ребенок начнет внезапно смеяться или дурачиться, то это может быть признаком опьянения;

изменится и двигательная активность: ребенок будет неусидчив, начнет жестикулировать, или, например, бессмысленно передвигать предметы. Правда, при определенных ситуациях может быть и наоборот: подросток будет вял, расслаблен, неподвижен, захочет подремать;

движения будут скованными или замедленными. Если подросток употреблял каннабиоиды или снотворно-седативные препараты, то движения будут размашистые, резкие, грубые и неточные;

ходить подросток тоже будет и пошатываться из стороны в сторону. Пройти по прямой линии при наркотическом опьянении человек тоже не сможет, стоя или сидя будет покачивать туловищем;

держать предметы в таком состоянии человек тоже не сможет – они будут выпадать из рук;

поменяется и речь. Если подросток употребил коноплю, то речь будет подчеркнуто-выразительной. Если же он употребил снотворно-седативные или летучие наркотически действующие вещества, то речь наоборот будет замедлена, невнятна, с нечеткой артикуляцией, словно у человека «каша во рту»;

человек будет в состоянии эйфории. У него может начаться неаргументированная истерика или взрыв хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение.

Кстати, тех, кто употребляет смеси периодически, можно определить не только по внешним признакам или поведению. Чаще всего у них есть запас свернутых окурков собственными руками, или наличие пакетиков с непонятным содержимым. К тому же, они страдают частыми перепадами настроения.

Очень важно помнить, что если у подростка отсутствует запах спиртного изо рта, но он выглядит нетрезвым, или вы обнаружили у него странные предметы и изменения в поведении, то затягивать нельзя и надо срочно вести подростка на консультацию к врачу – психиатру-наркологу.

Можно также обратиться к врачу-психотерапевту в районной поликлинике или специалистам наркологического диспансера. При этом специалисты Минздрава настоятельно рекомендуют обращаться в государственные, а не частные учреждения здравоохранения.



Предварительный просмотр:

Употребление наркотиков.

Признаки: Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени "гуляний", когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками. Возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра. Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогулах школьных занятий. Снижается успеваемость, зато увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома - это очень тревожный признак!). Появляются новые подозрительные друзья или поведение старых становится подозрительным. Разговоры с друзьями ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении. Вопрос родителей: Как выглядят подозрительные друзья? Вообще внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасным, и даже наоборот, при первом знакомстве с наркотиками ребенок обычно попадает в круг еще не потерявших приличный облик наркоманов. Но все равно, я перечислю наиболее общие черты наркомана с большим стажем:  Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки; Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения (подробно на странице Глаза, зрачок наркомана (как определить "наркомана" по глазам) ); Неряшливый вид, сухие волосы, черные круги под глазами, бледность;  Невнятная, "растянутая" речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;  Явное стремление избегать встреч со старшими членами Вашей семьи;  Резкость и непочтительность в ответах на Ваши вопросы;  После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги. Настроение ребенка - это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации: доброта в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации. Наконец, Вы можете заметить следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках. Но чаще всего в наше время (2013-14) подростки употребляют Спайсы (синтетическай наркотик на растительной основе или наркотиком пропитывают обычную аптечную траву или табак) Вопрос родителей: В какие места наркоманы могут делать себе инъекции? Если Вы хотите обнаружить следы инъекций и думаете, что подозреваемый пытается их скрыть, то лучше всего поступить так: завести его в отдельную комнату, включить свет поярче, задернуть шторы, закрыть дверь и заставить полностью раздеться, а затем осмотреть спереди и сзади с заведенными за голову руками. Конкретные места описывать не буду - это не учебник по употреблению наркотиков. Рекомендую: Не стесняясь, спрашивать напрямую и досконально о всех непонятных и беспокоящих Вас поступках и словах Вашего ребенка. 

( в некоторых случаях описаны наркоманы со стажем )


 Как узнать употребляет ли ребенок наркотики


В обществе все чаще слышны серьезные разговоры о том, а не стоит ли школьников и студентов подвергать тестированию на употребление наркотиков. В наше время эта тема стала очень популярной, и на это есть свои причины: в России проживает 800 000 тысяч зарегистрированных наркоманов (по неофициальным данным это число значительно больше, около 3 млн.), 30% из них - это дети. 
Как утверждают врачи-наркологи, попасть в поле притяжения наркотиков ребенок способен уже в 12 лет. Если приглядеться, то можно распознать опасное влечение и вовремя заметить угрозу. Ниже перечислены основные тревожные сигналы.
1. Систематические исчезновения из дома. В ответ на вопросы родителей - глупые отговорки и плохо скрываемое раздражение.
2. Частая ложь: или совсем бесхитростная и примитивная, ибо наоборот - выученная и запутанная. Безразличие к тому, насколько правдиво выглядят эти версии.
3. За небольшой срок сменился круг друзей. Эти новые знакомые в гости если и заходят, то совсем ненадолго. Подросток гораздо чаще стал разговаривать по телефону. В разговорной речи появились новые сленги. 
4. Отсутствие интереса к делам и проблемам семьи. Недоверчивость и излишняя прохлада в отношениях с родными.
5. Резкое изменение настроения. Будучи в прекрасном расположении духа, ребенок, после разговора по телефону, может закатить скандал в доме.
6. Отказ от прежних интересов. Перестает читать, ходить в кино. Вместо того чтобы заниматься учебой, просто сидит над учебниками и тетрадью.
7. Нарушение режима сна. Может не спать полночи, а может и наоборот проспать весь день.
8. В доме начинают пропадать ценные вещи.
9. Когда подросток приходит домой, то старается побыстрее попасть в свою комнату, отводит взгляд; движения могут быть раскоординированными.
Если вы заметили один или несколько из вышеуказанных признаков, следует немедленно принимать меры. Но приступать к действиям следует без обвинений и скандалов. А для этого нужно справиться со своим гневом, подавленностью, растерянностью. Лучше всего, если подросток (с помощью родителей) заметит свою неуспеваемость в учебе, потерю друзей, любимых занятий. Хорошо было бы показать подростку, что никто не будет с ним носиться, как с маленьким ребенком. Но при этом не следует перегибать палку. Подросток должен знать, что его близкие любят его и всегда готовы помочь. Наркоманию лечат в частных и государственных клиниках, где и родственникам подскажут, как быть. Но нужно твердо помнить: спастись от наркозависимости можно лишь при желании зависимого.