Греческая мифология

Поляк Елена Викторовна

Рабочая программа по Греческой мифологии для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_grecheskoy_mifologii.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 11

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

«Утверждаю»

«Согласовано»

Директор ГБОУ гимназии № 11

Сергеева В.Б._______________________________

«____»_____________________________20_____г.

Педагогическим советом

Протокол №____________

От «_____»_________________________ 20____г.

Рабочая программа дополнительного образования

«Греческая мифология»

Санкт-Петербург

2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по мифологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, примерной программы по мифологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Специфика предмета «Греческая мифология» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в себе в равной мере знания по истории культуры, литературе и искусству, дает обучающимся материал социально-гуманитарных наук, необходимый для дальнейшего изучения культуры и понимания содержания многих произведений искусства.

Цель изучения курса «Греческая мифология» в начальной школе – формирование понимания сути осознания древним человеком окружающего его мира и собственного места в этом мире на основе знакомства с мифами древних греков. Эмоционально-ценностное осмысление ребенком личного опыта общения людей с природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка на основе нравственных и героических поступков героев мифов.

Задачи программы: 

  • знакомить детей с началами социально-гуманитарных наук;
  • развивать у детей навыки совместной и индивидуальной творческой деятельности;
  • развивать интерес к социально-гуманитарным наукам;
  • способствовать повышению активности и толерантности учащихся.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами культурно-исторических знаний о человеке, обществе и окружающей их природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи жизни различных народов древности и развития особенностей их культуры.

Отличительная особенность данного курса состоит в том, что он позволяет связать влияние окружающей природы на особенности развития древних цивилизаций, что, в свою очередь, проявляется в специфике их культурного наследия.

Срок реализации данной образовательной программы – 1 год:  1 час в неделю (34 часа.).

Возраст: 8 – 10 лет.

Основные содержательные линии предмета «Греческая мифология» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания предметов социально-гуманитарного цикла в системе начального образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, и представлены следующими содержательными блоками:

- Боги

- Герои

Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.

Ценностные ориентиры содержания курса:

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека. Один из способов познания человеком самого себя, общества, природы.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов мира.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающему миру.

Результаты изучения учебного предмета.

Предметные.

Ученик научится:

Задавать вопросы по истории народов мира и их культуре и искать в доступной форме ответы на них;

Связывать единство природных особенностей с особенностями жизнедеятельности людей и их мифами;

Осознавать опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, цели и смысл человеческой деятельности.

Определять влияние творческой деятельности народа на его духовное развитие.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Ученик получит возможность научиться:

      Осознать значения культурного наследия древности для всего человечества.

Осознанно относиться к культурным традициям современности.

Осознавать ценность и неповторимость каждого произведения искусства.

Проявлять внимание и уважение к окружающим людям.

Универсальные учебные действия:

Личностные.

Будут сформированы:

      положительное отношение к школе;

      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

      знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение;

      сопереживание чувствам других людей.

      Ученик получит возможность для формирования:

      внутренней позиции школьники на уровне положительного отношения к школе, понимании необходимости учиться;

      адекватного понимания причин успешности - неуспешности учебной деятельности

     установки на положительное отношение к творческой деятельности.

   

 Регулятивные.

    Ученик научится:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить коррективы в работу после учета характера сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные.

    Ученик научится:

осуществлять простейший анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать несложные причинно-следственные связи.

   Ученик получит возможность научиться:

Произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные.

Ученик научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

задавать вопросы;

использовать речь для решения различных коммуникативных задач.

   Ученик получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

учитывать разные мнения;

на основе прочитанного принимать несложные практические решения.

   

     

     

Список литературы.

                                          УЧИТЕЛЮ:

                                            1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

                                            2.  Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., изд. Правда, 1987 г.

                                            3. Мифологические сюжеты в собраниях Эрмитажа. Лениздат, 1972г.

                                            4. Интернет-ресурсы : www.hermitagemuseum.org (сайт Эрмитажа).

                                           УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ:

                                 

                                            Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции. Книги искателя, 2010г.

Содержание программы

  1. Мифы о происхождение мира и богов:

Хаос. Гея и Уран. Эрос – источник жизни. Титаны, циклопы, гекатонхейры – дети Земли.

  1. – 15 Боги

-Зевс: свержение Крона, борьба с титанами. Битва с Тифоном. Олимп.

-Посейдон. Титан Океан. Другие божества водоёмов.

-Царство Аида: подземный мир мёртвых. Кербер. Стикс. Харон – перевозчик душ. Судьи Минос и   Радамант. Бог смерти Танат. Бог сна Гипнос. Геката.

- Гера покровительница брака и материнства. Миф об Ио.

- Аполлон: рождение Аполлона, борьба с Тифоном, основание Дельфийского оракула, Аполлон и Дафна, Аполлон у Адмета, Аполлон и музы, Марсий, Асклепий.

- Артемида. Миф об Актеоне.

- Афина – Паллада. Рождение Афины из головы Зевса. Миф об Арахне.

- Гермес. Миф о похищении коров Аполлона.

- Арес и Афродита. Эрот и Гименей. Мифы о Пигмалионе, Нарциссе, Адонисе.

- Гефест.

- Деметра и Персефона. Миф о похищении Персифоне Аидом.

- Божества ночи, Луны, зари и Солнца: Нюкта, Селена, Эос, Гелиос. Миф о Фаэтоне.

- Дионис: рождение и воспитание, Дионис и его свита. Миф о Мидасе. Пан и Сиринга.

16 – 17 Экскурсия в Эрмитаж «Искусство Древней Греции».

18 – 32 Герои

- Пять веков – Золотой, Серебрянный, Медный, век полубогов – героев, Железный. Девкалион и Пирра.

- Прометей.

- Мифы о Пандоре, Сизифе, Тантале.

- Мифы о Персее: рождение, Персей и Медуза Горгона, Персей и Атлас, Персей и Андромеда.

- Мифы о Геракле: рождение и воспитание, Геракл на службе у Эврисфея, двенадцать подвигов Геракла:

1  Немейский лев

  1. Лернейская гидра
  2. Стимфалийские птицы
  3. Керинейская лань
  4. Эриманфский вепрь и битва с кентаврами
  5. Авгиевы конюшни
  6. Критский бык
  7. Кони  Диомеда
  8. Пояс  Ипполиты
  9.  Коровы  Гериона
  10.  Кербер
  11.   Яблоки Гесперид

- Орфей и Эвридика. Орфей в подземном царстве.

33 – 34 Автобусная экскурсия «Мифологические мотивы Петербурга»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

тема

примечание

1

Происхождение мира и богов.

2

Мифы о Зевсе

3

Царство Посейдона

4

Царство Аида

5

Гера – покровительница брака и материнства

6

Мифы об Аполлоне

7

Артемида

8

Афина - Паллада

9

Гермес

10

Арес и Афродита

11

Эрот и Гименей. Мифы о Пигмалионе, Нарцисе, Адонисе.

12

Гефест

13

Деметра и Персефона

14

Нюкта, Селена, Эос, Гелиос. Миф о Фаэтоне.

15

Дионис.

16-17

Экскурсия в Эрмитаж «Искусство Древней Греции»

18

Пять веков. Миф о потопе.

19

Прометей

20

Мифы о Пандоре, Сизифе, Тантале.

21-22

Мифы о Персее.

23-30

Мифы о Геракле.

31-32

Орфей и Эвридика.

33-34

Автобусная экскурсия «Мифологические мотивы Петербурга»