Взаимодействие отряда "Юнармия" с воспитанниками Уссурийского суворовского военного училища

Шабля Иван Николаевич

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития» выступление Организация патриотического воспитания посредством совместных мероприятий (из опыта взаимодействия отряда « Юнармия » МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска и воспитанников 2-ой роты ФГКОУ «УСВУ МО РФ») Шабля Иван Николаевич, магистр педагогики, учитель МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска Приморского края,

Слайд 2

Первые совместные мероприятия 1) Экскурсии на территорию Уссурийского суворовского военного училища для обучающихся школы. 2) Совместные классные часы как на территории училища, так и на территории школы. 3) Уроки-мужества для обучающихся школы. 4) Участие в совместных акциях и мероприятиях.

Слайд 3

Этапы организации совместной деятельности 1.Целеполагание. 2. Планирование. 3. Подготовка. 4. Проектирование системы отношений. 5. Проведение мероприятия. 6. Анализ результатов деятельности.

Слайд 4

Решаемые задачи 1. Воспитание патриотизма и социально-гражданской активности. 2. Изучение истории военно-исторического наследия. 3. Развитие принципов коллективизма и ответственности, внедрение нравственных установок на основе системы ценностей, присущих российскому обществу. 4. Агитация на службу в армии. 5. Приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.

Слайд 5

План совместных мероприятий

Слайд 6

Совместное мероприятие «День Артиллерии»

Слайд 7

День Героев Отечества

Слайд 8

Спортивная эстафета

Слайд 9

Товарищеские встречи по волейболу

Слайд 10

Совместные экскурсии

Слайд 11

Совместная вахта памяти

Слайд 12

Новогодний Бал

Слайд 13

Конкретные результаты проведения совместных мероприятий 1. Развитие чувства товарищества, единства. 2. Формирование чувства гордости за свое образовательное учреждение. 3. Развитие умения работать в команде. 4. Формирование коммуникативных навыков. 5. Закрепление первоначальных военных знаний, умений, навыков. 6. Самореализация личности, приобретение опыта лидерского поведения.

Слайд 14

Вопросы анкеты - Понравилось ли Вам посещенное мероприятие? - Расширили ли Вы свой кругозор благодаря проведенному мероприятию? - Каким было проведенное мероприятие для Вас? - Нужно ли, с Вашей точки зрения, проводить подобные мероприятия в будущем? - Что Вам понравилось / не понравилось на прошедшем мероприятии? Почему? - Ваши замечания и пожелания организаторам.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Шабля Иван Николаевич

учитель химии

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 14  

г. Уссурийска Приморского края 

Воронцова Елена Михайловна

педагог-организатор

первой квалификационной категории

ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 г. Уссурийск Приморского края

 

На сегодняшний день в нашей стране принята и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4], которая определяет воспитательную работу в современной школе. В документе определены цель, задачи, принципы и основные направления воспитания. Среди направлений  воспитательной работы авторы документа особо выделяют направление, связанное с воспитанием патриотизма.  

Данное направление воспитательной работы очень важно для государства и общества, поскольку, как отмечают В.И. Лутовинов и С.И. Мешкова [5], отечественная система образования всегда испытывала проблемы и сложности, связанные с воспитанием у учащихся чувства патриотизма. Вызваны они как объективными, так и субъективными причинами. Однако, необходимость этого направления не вызывает сомнений, ведь с его помощью происходит формирование российской идентичности и мировоззренческое самоопределение учащихся. Кроме того, происходит формирование таких качеств личности, как: высокое патриотическое сознание; верность Отечеству; готовность к выполнению конституционных обязанностей;  уважение традиций и истории Отечества, города, семьи, образовательного учреждения; осмысление себя как гражданина общества.  

Сегодня во всех образовательных учреждениях ведется активная работа по патриотическому воспитанию. Педагоги ищут новые подходы, формы и методы организации этого направления деятельности. Уссурийское суворовское военное училище и средняя общеобразовательная школа № 14 города Уссурийска не являются исключением. В каждом образовательном учреждении существует план мероприятий, посвященный патриотическому воспитанию; проводятся тематические декады и месячники в рамках данного направления. Вместе с тем стоит отметить, что наблюдается некая изолированность каждого образовательного учреждения при проведении работы по патриотическому воспитанию, ведь каждое учреждение решает свои конкретные воспитательные задачи и стремится достигнуть, имеющимися у него формами и средствами, запланированных воспитательных результатов.

Однако, на наш взгляд, при системном взаимодействии между различными образовательными учреждениями можно лучше решать поставленные воспитательные задачи и получать запланированные результаты быстрее и эффективнее. Это предположение послужило основой для организации патриотического воспитания посредством совместных мероприятий. Общие теоретические положения обоснования такого взаимодействия были представлены в работе [1], ранее опубликованной одним из авторов статьи.

Первые совместные мероприятия, которые мы стали проводить в 2016-2017 учебном году, носили ситуативный характер и были построены на личной инициативе и заинтересованности авторов данной работы. Это были следующие мероприятия:

1) Экскурсии на территорию Уссурийского суворовского военного училища для обучающихся школы. Территория училища – одно из исторических мест города Уссурийска. Посещая ее, школьники знакомились: с бытом суворовцев; с историей российского вооружения (экспозиция артиллерийских орудий и танков под открытым небом); с историей города.

2) Совместные классные часы как на территории училища, так и на территории школы. Тематика таких классных часов была самой разнообразной. В качестве примера перечислим некоторые: «История русского военного мундира», «Военный путь А.В. Суворова», «День артиллерии», «День войск противовоздушной обороны», «Наши знаменитые выпускники».  

3) Уроки-мужества для обучающихся школы. Проводились офицерами, которые имели опыт несения службы в местах боевых действий в Афганистане и Чечне.

 4) Участие в совместных акциях и мероприятиях. К числу таких мероприятий можно отнести следующие:

 - экскурсия в локомотивно-ремонтное депо станции Уссурийск;

 - экскурсия в вертолетный полк с. Черниговка;

  - совместное возложение цветов к военным мемориалам и памятникам;

 - совместная вахта памяти у памятной доски Антону Данилевичу (выпускник МБОУ СОШ № 14 и УсСВУ, погибший в 2004г. при исполнении боевого долга на Северном Кавказе).

Проводя перечисленные выше мероприятия, мы заметили, что они дают положительный результат. Это выражалось в повышении интереса обучающихся к историческим событиям и личностями; желании проводить совместные мероприятия в большем количестве; установлении дружеских контактов между суворовцами и обучающимися. Поэтому было решено отойти от ситуативности и составить систему логически связанных между собой мероприятий.

Для этого нами был составлен план, утвержденный и согласованный руководителями образовательных учреждений с обеих сторон. При составлении плана мы учитывали интересы и потребности суворовцев и обучающихся; имеющееся материально-техническое оснащение; имеющиеся людские ресурсы; природно-климатические условия; календарь памятных дат и событий. Также при разработке плана мы учитывали методические  рекомендации, опубликованные на страницах педагогической литературы, раскрывающие некоторые аспекты данного направления деятельности. К числу таких работ можно отнести статьи и методические пособия следующих авторов: Д.В. Григорьева  [2], Е.Ю. Ижогиной [3], Е.Н. Степанова [6],  П.В. Степанова [7].  Кроме того, при составлении плана большое внимание было уделено возможности использовать при его реализации активных и интерактивных методов и приемов, позволяющих суворовцам и обучающимся выражать и высказывать собственную позицию и мнение; выстраивать групповую работу; составлять и защищать отзывы (отчеты) о мероприятиях.  

Важно отметить, что первоначально, когда наша совместная деятельность только начиналась, к мероприятиям со стороны общеобразовательной школы привлекались обычные старшеклассники, интересующиеся военной историей, военной техникой, где один из авторов статьи был классным руководителем. Но после создания и появления в МБОУ СОШ №14 отряда «Юнармия»,  совместные мероприятия стали проводить с обучающимися, которые стали его членами. Сделано это было целенаправленно, ведь именно юнармейцы больше интересуются военным делом, военной историей и реконструкцией, стремятся к службе в рядах вооруженных сил. Взаимодействие с их сверстниками (суворовцами) позволит лучше развивать имеющийся у ребят потенциал.

Все мероприятия, включенные в план совместной работы, полностью соответствуют воспитательным задачам, решаемым в процессе становления суворовца и реализации движения «Юнармия». К ним относятся:

- воспитание патриотизма и социально-гражданской активности;

- изучение истории военно-исторического наследия;

- развитие принципов коллективизма и ответственности, внедрение нравственных установок на основе системы ценностей, присущих российскому обществу;

- агитация на службу в армии;

- приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.

Планы совместных мероприятий, успешно реализованные в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах, представлены ниже.

 План

совместных мероприятий отряда «Юнармия» МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска и

воспитанников 2-ой роты ФГКОУ «УсСВУ МО РФ» на 2017-2018 учебный год

п/п

Дата

проведения

Наименование мероприятия

Место

проведения

1.

19.11.2017г.

Спортивная эстафета «Сильный, ловкий, быстрый»

УсСВУ

2.

08.12.2017г.

Конференция «День героев Отечества»

МБОУ СОШ № 14

3.

  15.02.2018г.

Совместная Вахта памяти, в рамках Дня вывода войск из Афганистана

МБОУ СОШ № 14

4.

21.02.2018г.

Военно-спортивная игра «Тропа к генералу» (ко Дню защитника Отечества)

МБОУ СОШ № 14

5.

По

согласованию

Тематические экскурсии на территорию УсСВУ:

- обзорная;

- военная техника разных времен;

- жизнь и быт суворовцев.

УсСВУ

6.

По

согласованию

Тематические классные часы, проводимые суворовцами для участников отряда «Юнармия»:

- история вооруженных сил России;

- выдающиеся  российские полководцы;

- Дни воинской славы.

МБОУ СОШ № 14

7.

По

согласованию

Уроки мужества (тематические классные часы, встречи, которые будут проводить офицеры для участников отряда «Юнармия»)

МБОУ СОШ № 14

8.

апрель

2018г.

Тематический классный час «Письмо солдату» (в рамках празднования 9 Мая)

МБОУ СОШ № 14

9.

ноябрь 2017г.

апрель 2018г.

Занятие по сборке и разборке огнестрельного оружия

МБОУ СОШ № 14

УсСВУ

10.

март-апрель

2018г.

Занятия по строевой подготовке

МБОУ СОШ № 14

УсСВУ

План

совместных мероприятий отряда «Юнармия» МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска и

воспитанников 2-ой роты ФГКОУ «УсСВУ МО РФ» на 2018-2019 учебный год

п/п

Дата

проведения

Наименование мероприятия

Место

проведения

1.

23.09.2018г.

Товарищеская встреча по мини-футболу

УсСВУ

2.

21.10.2018г.

Военно-спортивная эстафета «Сильные духом»

УсСВУ

3.

01.12.2018г.

Участие в торжественном собрании и праздничном концерте, посвященном 75-ой годовщине со дня образования Уссурийского СВУ

УсСВУ

4.

07.12.2018г.

Конференция «День героев Отечества»

МБОУ СОШ № 14

5.

08.02.2019г.

Участие в фестивале военной песни

МБОУ СОШ № 14

6.

15.02.2019г.

Совместная «Вахта памяти» у памятной доски, установленной в честь  Данилевича Антона

МБОУ СОШ № 14

7.

20.02.2019г.

Военно-спортивная игра «Тропа к генералу» (ко Дню защитника Отечества)

МБОУ СОШ № 14

8.

По

согласованию

Тематические экскурсии на территорию УсСВУ:

- обзорная;

- военная техника разных времен;

- жизнь и быт суворовцев.

УсСВУ

9.

По

согласованию

Тематические классные часы, проводимые суворовцами для участников отряда «Юнармия»:

- история вооруженных сил России;

- выдающиеся  российские полководцы;

- Дни воинской славы

МБОУ СОШ № 14

10.

По

согласованию

Уроки мужества (тематические классные часы, встречи, которые будут проводить офицеры для участников отряда «Юнармия»)

МБОУ СОШ № 14

11.

21.04.2019г.

Тематический классный час «Письмо солдату» (в рамках празднования 9 Мая)

УсСВУ

Товарищеская встреча по мини-футболу

12.

ноябрь 2018г.

апрель 2019г.

Занятие по сборке и разборке огнестрельного оружия

МБОУ СОШ № 14

УсСВУ

13.

март-апрель

2019г.

Занятия по строевой подготовке

МБОУ СОШ № 14

УсСВУ

Как видно из планов работы,  в них присутствуют повторяющиеся из года в год мероприятия, которые составляют его основу, а именно: конференция «День героев Отечества»; военно-спортивная игра «Тропа к генералу» (ко Дню защитника Отечества); совместная Вахта памяти, в рамках Дня вывода войск из Афганистана; тематический классный час «Письмо солдату» (в рамках празднования 9 Мая); различные спортивные и военно-спортивные соревнования. Суворовцы и обучающиеся с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, не смотря на то, что они отличаются по форме проведения и содержанию.

Кроме того, необходимо указать на то, что одним из важных элементов запланированной работы являются занятия по строевой подготовке, а также по сборке и разборке огнестрельного оружия. Обучающиеся школы знакомятся с устройством вооружения, учатся его разбирать и собирать. Эти занятия проводятся и в рамках ознакомления, и на время, с целью выполнить нормативы, установленные для данной возрастной группы. Занятия по строевой подготовке проводятся с целью ознакомления обучающихся с правилами выполнения всех элементов строевого шага. В этом они берут пример с суворовцев, которые данные правила знают в совершенстве и могут объяснить школьникам как их правильно выполнять. На школьников большое впечатление производят показательные выступления суворовцев с оружием, а также наблюдение за итоговой репетицией прохода парадного расчета Уссурийского суворовского военного училища для участия в Параде Победы. Репетиция проходит на плацу суворовского военного училища для подготовки в участии Парада Победы (в городе Уссурийске, городе Владивостоке, в городе Хабаровске).  

Мы подробно описали некоторые совместные мероприятия плана для лучшего освещения нашей деятельности. Однако детальное рассмотрение и описание каждого мероприятия не являлось целью данной  конкретной работы.  

Следует отметить, что перечисленные выше в тексте задачи, решаемые в процессе становления суворовца и реализации движения «Юнармия», а соответственно и вытекающие из них воспитательные результаты, решаются и формируются длительное время. И, находясь на пути их формирования, еще рано говорить о том, достигнуты они или нет. Но конкретные (промежуточные) результаты мы можем увидеть и проверить.

Конкретными результатами проведения совместных мероприятий для каждого из участников можно считать следующее:  

- развитие чувства товарищества, единства;

- формирование чувство гордости за свое образовательное учреждение;

- развитие умения работать в команде;

-  формирование коммуникативных навыков;

- закрепление первоначальных военных знаний, умений, навыков;

- самореализация личности, приобретение опыта лидерского поведения.

Все эти промежуточные результаты являются индивидуальными для каждого ребенка, кроме того их можно проверить.

Для проверки промежуточных результатов можно использовать специализированные и неспециализированные методы. К числу неспециализированных методов можно отнести наблюдение за суворовцами и обучающимися, а также беседы с ними.  Результаты наблюдений и бесед показывают, что обучающимся и суворовцам нравятся совместные мероприятия. При наблюдении не было выявлено отрицательных элементов в общении, отмечались только положительные стороны взаимоотношений.  

Помимо наблюдений мы проводили замер степени развития коммуникативных и организаторских способностей. При этом пользовались отработанной в Уссурийском суворовском военном училище методикой КОС, которая является валидной и надежной. Проведенный замер в начале и конце учебного года показывает, что степень развития коммуникативных навыков (коммуникация как общение, коммуникация как взаимодействие, коммуникация как интериоризация) выросла. Это видно и по каждому конкретному суворовцу и обучающемуся, а также и всей выборке ребят. Понятно, что коммуникативные и организаторские  навыки развиваются не только при проведении совместных мероприятий, но и в ходе учебного процесса, а также внеурочной деятельности. Однако мы можем утверждать, что имеется вклад совместных мероприятий в развитие данных способностей.

Об этом косвенно можно судить по проведенному анкетированию. Для него мы разработали анкету обратной связи, включающую в себя как открытые вопросы, где суворовцы и обучающиеся могут написать свое мнение, так и закрытые, предполагающие выбор варианта ответа. Анкетирование  проводилось нами после каждого совместно проведенного мероприятия.  Пример вопросов, включенных в анкету, представлен ниже.

Вопросы анкеты обратной связи:

 - Понравилось ли Вам посещенное мероприятие?

 - Расширили ли Вы свой кругозор благодаря проведенному мероприятию?

 - Каким было проведенное мероприятие для Вас?

 - Нужно ли, с Вашей точки зрения, проводить подобные мероприятия в будущем?

 - Что Вам понравилось / не понравилось на прошедшем мероприятии? Почему?

 - Ваши замечания и пожелания организаторам.  

Конечно, мы понимаем степень субъективности ответов, но, тем не менее, интересно знать мнение участников. Анализируя полученные от суворовцев и школьников ответы, можно говорить о положительных отзывах со стороны ребят, а также о выраженном желании и далее участвовать в совместных мероприятиях.

Подводя промежуточный итог освещению работы по патриотическому воспитанию посредством совместных мероприятий, можно говорить о том, что она позволяет формировать  ответственного, целеустремленного, уважающего свое Отечество и его историю воспитанника, который в будущем станет полноправным членом общества нашей страны. Начатую работу мы планируем продолжать и в дальнейшем. Для этого нами составлен план совместных мероприятий на новый 2019-2020 учебный год и начата его реализация.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Воронцова Е.М. Осуществление воспитательной работы с воспитанниками 2-й роты уссурийского суворовского военного училища во взаимодействии с внешними организациями / Е.М. Воронцова. Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. – Владивосток:  ФГАОУ ВО ДВФУ, 2018 г. С.309–312.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

3. Ижогина Е.Ю. Система работы классного руководителя старших классов  / Е.Ю. Ижогина // Классный руководитель. – 2010. – №2. – С. 46–54.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

5. Лутовинов В.И. Проблемы воспитания патриотизма / В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 50–53.

6. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 3. – С. 5–16.

7. Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр: