Для любителей русского слова

Сыскова Татьяна Ивановна

На этой странице вы найдете материал для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Какие бывают стихи?»

Цифровые стихи.

     В цифровых стихах используют только числительные, а для экономии места  числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях есть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует, — это смысл.

        

А.Пушкин                                

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

В.Маяковский

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Веселые:

 2 15 42

 42 15

 37 08 5

 20 20 20!

 7 14 105

 2 00 13

 37 08 5

 20 20 20!

Грустные:

 511 16

 5 20 337

 712 19

 2247

Частушки:

 117 117

 19 9 5!

 117 117

 48 35!

Цветные стихотворения- это стихи, в которых есть название цветов.

Зеленая история 

Тетушка Кэти
(В зелёном жакете),
Дядюшка Солли
(В зелёном камзоле),
А также их дети
Одетта и Хэтти
(И та и другая —
В зелёном берете)
Вчера на рассвете
(В зелёной карете)
Отправились в гости
К сестре Генриетте,
А маленький Джонни
На сереньком пони
(Но пони был все же
В зелёной попоне)
За ними пустился в погоню.
(В зелёном жакете).
                                           Вадим Левин

                                               «Цветной сонет» А.Рембо

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый.

О - синий; тайну их скажу я в свои черед.

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных ледников и хрупких опахал.

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых вод широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

  Жан Николя Артюр Рембо (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud );1854—1891) — французский поэт, один из основоположников символизма.
     

   Белый стих- это стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определенным размером. В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость»:

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

Фигурный стих– стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо  фигуру или предмет.

Проложен жизни путь бесплодными степями,
         И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
              Спит сердце; скованы цепями
                       И   разум,  и   уста
                        И даль пред нами
                                  пуста.

      И вдруг покажется не так тяжка дорога,
          Захочется и петь, и мыслить вновь.
             На небе звёзд горит так много,
                   так бурно льётся кровь...
                         Мечты, тревога,
                                Любовь!

       О, где же те мечты? Где радости печали,
           Светившие нам столько долгих лет?
                От их огней в туманной дали
                     Чуть виден слабый свет…
                           И те пропали,
                                Их нет.

                                            (А. Апухтин)

      Ещё древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев, с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке. В XVIII-XIX веках фигурные стихи писали:Г.Р. Державин, Сумароков, А.Апухтин и другие. Позже фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты: В. Брюсов,С. Кирсанов,А. Вознесенский и другие. (Приложение №1)

   Стихотворения в прозе - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы.  Отличительные черты – мелодичность и напевность. (В русской традиции стихотворения в прозе, прежде всего, связаны с именем И.Тургенева, Андрея Белого) .

«Русский язык»

   Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -

   Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

   Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?

   Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

                                                                                                           (И. С. Тургенев)

Верлибр –свободный стих. Верлибр особенно характерен для поэзии начала XX века.

 В этих стихах отсутствует рифма, ритм, размер. В таком стихе ритм может создаваться повторением каких-либо однородных элементов.

Она пришла с мороза,

 Раскрасневшаяся,

 Наполнила комнату

 Ароматом воздуха и духов,

 Звонким голосом

 И совсем неуважительной к занятиям

 Болтовней.

 Она немедленно уронила на пол

 Толстый том художественного журнала,

 И сейчас же стало казаться,

 Что в моей большой комнате

 Очень мало места.

  (А.Блок)

      АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих)  – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в  поэзии Средневековья.

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им;

Утехой в бедствиях всего бывало боле;

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна;

А меж злодеями не быть я создана.

                                (Нелединский-Мелецкий)

Заключение .

      Многообразна в жанровом отношении поэзия русской и мировой литературы. Многие новшества связаны именно с развитием поэтического творчества благодаря смелым экспериментам поэтов. Некоторые жанры возникли на основе слияния поэзии и прозы (верлибр, стихи в прозе).Но главное, чтобы в стихах был смысл, а не только замысловатая форма.

5504.jpg

Calligramme.jpg



Предварительный просмотр:

«Этимология названий родственников»

 Существует некое дерево- генеалогическое. Дерево это необычное. Его можно представить по- разному. На этом дереве мы можем увидеть себя и своих родственников, включая самых дальних.

        

   Супруги - Происходит от др.-русск. супругъ «парная упряжка; супруг, супружеская пара, муж и жена», наряду с съпругъ «супруг», ст.-слав. сѫпрѫгъ

 Зять- это общеславянское слово имеет  следующее происхождение: оно восходит к той же основе, что и глагол знать. Первоначальное значение-знакомый, известный. Муж дочери.    

    Невестка- замужняя женщина по отношению к родным её мужа. Нетрудно заметить, что слово «невестка» напоминает другой термин родства – «невеста», обозначающее будущую жену. Есть множество версий происхождения слов «невеста» и «невестка» – среди них даже такая: якобы они происходят от слова «весталка» – названия древнеримских жриц богини домашнего очага Весты, которым, как известно, было запрещено вступать в брак; а те, которым это не запрещено – соответственно – «не-весты»…Всё же наиболее обоснованной на сегодняшний ведь считается версия, толкующая слова «невеста», «невестка» как «неведомая», «неизвестная»

   Сноха- жена сына. Происходит оно от слова «сын»! От этого же слова происходит и болгарское название жены сына – «синица» (к птице это не имеет никакого отношения!).

Итак, «сноха» – это «сыноха», родственница именно по сыну, а невестка – это вообще женщина, введённая в род «со стороны» и потому «неведомая» – для всех членов рода.

   Шурин – брат жены. «Шурин – глаза щурит». В слове шурин скорей всего такой же корень, как и в слове «шить». То есть брат жены, как бы «пришивается» к новой семье благодаря замужеству своей сестры. Если возраст мужа и брата его жены совпадают, то они начинают общаться и искать общие темы для взаимопонимания.

   Золовка- сестра мужа. Произошла от корня «зло».И на самом деле корень «зло» оправдывает свои ожидания. Представим: «Молодая невестка, только вышедшая замуж, уходит из родной семьи, где её баловали родители и братья и ухаживали за своей любимицей. Вот она пришла в новую семью и стала женой своего мужа, и тут на ее плечи легли многие  обязанности. «Золовушкины речи репьем стоят», «Золовки — колотовки, побей головки», «Золовка хитра на уловки», «Золовка-зловка».

   Свояченица- сестра жены. Свояченица- свояк- свой. Свояченицей называется та девушка, у которой сестра замужняя. Свояк- муж свояченицы.

   Деверь- брат мужа. Деверь, как золовка, не может передать свои обязанности на жену своего брата,(отец даёт ему мужские дела, но иногда мама просит помочь по своим женским) но всё- таки старается отдать свои женские дела ей.Слово "деверь" значит «тот, за кого женщина должна выйти замуж, если ее муж умрет».

   Свекровь, свёкор- мать и отец мужа.Тёща, тесть- мать и отец жены. Теща, тесть –общеславянское, искомое слово отсутствует. А кто такие племянники?
   

   Племянники- это дети братьев и сестёр. Племянники происходят от племя.
Племя в древнерусском языке обозначало и `потомство' (без племака— `бездетный'), и `род', и `семью', и `родню, родственников', и `совокупность родов, народ.

   Внучатые племянники — внуки родного брата или сестры (а также, внуки родного брата или сестры супруга(и)?). Другими словами, внучатые племянники — это дети племянника(цы).

Внук, внучка- Общеслав. Образовано с помощью суф. -укъ от ън-, звукосочетания из детского лепета, подобного звукосочетаниям ма-, па-, от- (см. отец). Ср. лат. anus "старуха, бабушка", др.-в.-нем. ano "дед" и т. д. Первоначально — ънукъ (ср. диал. унук), в является протетическим (ср. тот же звук в сущ. вопль).

Перейдём к «приёмному» родству.

   Падчерица — неродная дочь для одного из
супругов, родившаяся от предшествующего брака второго супруга. В русских сказках падчерица всегда угнетается мачехой, выполняет всю работу в доме, ею помыкают, но в результате она получает богатство по волшебству или выходит замуж за царевича. Падчерица приставка и суффикс соединились с корнем (падчериц-а).от дщерь (дочь).

   Пасынок.
Пасынок — неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга. В сказках о пасынке упоминается очень редко, но если он встретится, то сюжет обязательно будет про пасынка и отчима. Приставка: па-; корень: -сын-; суффикс: -ок.

   Мачеха -  жена отца по отношению к детям от предыдущего его брака. Мать гладит по шерсти, мачеха против. Возьми, вдовец, себе жену, а деткам мачеху! Сыр калача белее, а мать мачехи милее. Лихорадка пуще мачехи оттреплет.  Чаще всего женщины, воспитывающие чужих детей в семье мужа, имеют большие проблемы, и безоблачные отношения с детьми складываются очень редко. А виной тому во многом волшебные сказки! В народном фольклоре жестокая, злобная мачеха является воплощением зла; ее задача – избавиться от детей, которых она считает чужими. А отец, неспособный защитить родную кровиночку, предстает в народном творчестве искренне любящим, но по-мужски наивным, а иногда и попросту подкаблучником, который не в силах противостоять чарам второй жены.

   Отчим.Произошёл от «нерешительный отец».
Неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака. Больше всего сказок и поговорок создано в народе про  злую мачеху. Про отчима вроде бы плохого говорится мало.

   Примак-зять, принятый в дом тестем. Слово образовано от диалектного глагода «примать» (принимать).

   Кумовья-крёстные родители.

У счастливых родителей родилась дочь. Они выбрали свою подружку в качестве крёстной. Подружка стала кумой родителям. Та же ситуация с кумом, только это друг, а не подружка.



Предварительный просмотр:

Проверьте свои знания по русскому языку.

1.В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? (Афины, Солунь, Рим)

2.Какое числительное могло обозначаться словом полшеста ?( 250, 550,350,150)

3.Какой суффикс можно выделить в слове попадья? (-адьй, -ад, адь, -адья)

4.Кто основоположник русского литературного языка? ( А.С.Пушкин, М.В. Ломоносов, Г.Р.Державин, В.И.Даль).

5.Какой корень в слове обуть: (обу-, обуть, -бу, -у)

6.К какой части речи относится слово сколько?( Местоимение, существительное, числительное, категория состояния).

7.Какой частью речи является слово один в предложении «Один знакомый обещал мне помочь»? (Числительное, местоимение., прилагательное., существительное.)

8.Какой частью речи является слово один в предложении «Он пришел один» (Наречие, числительное, существительное).

8. Как называется последняя буква кириллицы? (Слово, глагол, ферт, ижица)

9.Из какого языка пришло слово кукла? (Из греческого, тюркского, латинского языков, исконно русское)

10.Жители какой страны говорят на эсперанто? Никакой, т.к. это искусственный язык, Конго, Боливия, Словения)

11.Одинаковой ли частью речи  являются слова: одет в хаки, цвет хаки? (Да, оба существительные, нет, 1-cуществительное, 2-прилагательное)

12.Что изучается в акцентологии? (Ударение, правописание, постановка знаков препинания).

Проверьте свои знания по литературе на тему «Серебряный век»

1.Кто автор строк: «О, закрой свои бледные ноги» (В.Брюсов, И.Северянин, А.Ахматова).

2.Что в переводе обозначает термин «акмеизм»?( Вершина, камень, гора).

3.Кто автор «Смычка и скрипки»? ( А.Белый, И.Анненский, М.Цветаева).

4.Кто из поэтов создал слова «отуфлить», «оэкранить», «адъюантесса»?(В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин).

5.Как называлась Декларация футуристов? («Пощечина общественному вкусу», «На пароходе современности», «Садок судей»).

6.Кто из поэтов любил искусство Древней Греции, создал цикл «Камень»? (О.Мандельштам, М.Цветаева, А.Белый).

7.Чьи это строки: «У музы легкие шаги,

                                Она богиня, а не танцовщица»? ( И.Анненский, В.Брюсов, Н.Гумилев).

8.В стихотворениях каких поэтов встречаются эти предметы: «муаровое платье», «брабантские кружева», «ананасы в шампанском», «смычок и скрипка»? ( И.Северянин, Н.Гумилев, И.Анненский).

9.Поэты какого литературного  направления называли себя «Цехом поэтов»? (Футуристы, акмеисты, имажинисты).

10.Каков псевдоним поэта И.Лотарева ? (Северянин, Белый, Брюсов).

11.Чьи это строки:

Я на левую руку надела

Перчатку с правой руки… (М.Цветаева, А. Ахматова, В.Маяковский).

12.Почему М.Цветаева в стихотворении, посвященном А.Блоку, пишет:

Имя твое – 5 букв…? ( Раньше фамилия писалась Блокъ).



Предварительный просмотр:

Шопен и Мендельсон

Одна женщина все жаловалась, каждый вечер за стеной та же музыка, то есть после ужина старики соседи, муж с женой, как по расписанию, как поезд, прибывают к пианино, и жена играет одно и то же, сначала печальное, потом вальс. Каждый вечер шурум-бурум, татати-татата. Эта женщина, соседка стариков, смеясь, всем своим знакомым и на работе рассказывала об этом, а самой ей было не до смеха. Всяко ведь бывает, и голова болит, и просто хочется отдохнуть, невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором — а у стариков все одна и та же шарманка, шурум-бурум, татати-татата.

Они, старики, и выходили всегда только вместе, чинно и благородно семенили в магазинчик, тоже по расписанию, раненько утром, когда взрослые, сильные и пьяные находятся на работе или спят, и никто не обидит.

Короче, со временем эта соседка даже узнала их репертуар, спросила довольно грубо, в своем шутливом стиле, столкнувшись с ними (они как раз шли в магазинчик во всем светлом и выглаженном, как на бал, она в поношенной панамке, он в белой кепочке, глазики у обоих радужные, ручки сморщенные),— че это вы все играете, здравствуйте, не пойму — то есть она-то хотела сказать «зачем вы все играете мешаете», а они поняли ровно наоборот, всполошились, заулыбались всеми своими ровными пластмассовыми зубками и сказали, она сказала, старушка: «Песня без слов из цикла Мендельсона и вальс какая-то фантазия Шопена» (тьфу ты, подумала соседка).

Но все на свете кончается, и музыка вдруг кончилась. Соседка вздохнула свободно, запела и завеселилась, она-то была одинокая брошка, то есть брошенная жена, вернее, даже не жена, а так, получила по разъезду однокомнатную квартиру, и кто-то у нее поселился, жил, приколачивал полку на кухне, даже кое-что купил для снаряжения уборной как настоящий хозяин, пришел с седлом в упаковке и поставил его на болты, приговаривая, что что же это за сиденье, сидеть нельзя. А потом вернулся обратно к себе к матери. И тут эта музыка каждый вечер за довольно тонкой, как оказалось, стеной, вальс Шопена и с ошибочкой в одном и том же месте, с запинкой, как у застарелого патефона, можно убиться. Телевизор же стоял у другой стены, а здесь был диван, как раз патефон оказывался каждый вечер под ухом. То есть слух у этой соседки обострился как у летучей мыши, как у слепого, сквозь весь грохот телевизора она различала проклятых Мендельсона и Шопена.

Короче, внезапно все кончилось, два дня музыка молчала, и спокойным образом можно было смотреть телевизор, петь или плясать, правда, кто-то отдаленно как бы плакал, как ребенок пищит выше этажами, но это тоже кончилось. «Ну и слух у меня»,— потом сказала на работе эта соседка стариков, когда все выяснилось, то есть что этот писк был писк мужа старушки-пианистки, она была найдена не где-нибудь, а под мужем на полу, он уже, оказывается, давно лежал парализованный в кровати («а я-то думала нет, я вроде их встречала, но это было ведь давно?» — сама с собой продолжала этот рассказ молодая соседка), он лежал парализованный, а жена каждый вечер, видимо, играла ему свой репертуар под ухом у соседки, чтобы его, видимо, развеселить, а потом она как-то упала, умерла у его кровати, и он стал сползать, видно, к телефону и в конце концов рухнул на свою жену, и из этого положения все-таки позвонил как-то, квартиру вскрыли, оба они уже были неживые, быстрый исход.

«Ну и слух у меня»,— жаловалась их молодая соседка всем подряд по телефону, вспоминая тот отдаленный писк или плач и рассчитывая то время, которое понадобилось (вечер и вся ночь и весь следующий день), чтобы старик дотянулся до телефона, это он пищал, старичок, видимо.

«Ну и слух у меня,— с тревогой думала соседка о будущих соседях и вспоминая про себя с любовью и жалостью Шопена и Мендельсона,— вот это были люди, образованные, тихие, пятнадцать минут в день шумели, и все, кто придет им на смену? И умерли с разницей в день, как в сказке, жили долго и умерли с разницей в день»,— примерно так она думает, оглушенная тишиной, Шопен, Шопен и Мендельсон.

Людмила Стефановна Петрушевская

Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Шопен И Мендельсон».

   Людмила Петрушевская-современный прозаик и сценарист, драматург.

Данное произведение написано в жанре рассказа с элементами сатиры, повествуется о жизни героев на протяжении короткого времени.

Заглавие указывает на тему, фамилии знаменитых композиторов-романтиков 19 века символизируют прекрасное, культуру, интеллигентность в жизни. Их музыка как индикатор духовности.

  Этот рассказ о взаимоотношениях людей в современном мегаполисе, о непонимании друг друга, о равнодушии и невежестве, отсутствии духовности в людях, ярким представителем которых является молодая женщина – «брошка», соседка стариков.

  Главная мысль – бездуховность губит красоту, гармонию, любовь в этом мире. Не случайно героиня в финале рассказа тревожится: «Кто придет им на смену?»

  Это произведение имеет нравственную проблематику: ставятся вопросы высокого и низкого

( «Песня без слов» и седло от унитаза), отцов и детей ( старики- молодая соседка), равнодушия и черствости, нравственной глухоты, неуважительного отношения к старшему поколению.

  В рассказе конфликт развивается между двумя мирами: миром пошлости и миром возвышенных чувств. Соседка недовольна тем, что старики-супруги мешают ей жить, шумят, то есть каждый день играют Шопена и Мендельсона. Но супругам противопоставлен и внешний враждебный мир; не случайно на улицу они выходят рано утром, «когда спят или работают сильные, взрослые и пьяные».Их квартира –последний островок, где они чувствуют хоть какую-то защиту, а музыка им помогает выжить, не упасть духом. Вот так автор подчеркивает одну из проблем современного общества- враждебное отношение молодого поколения к неработающим пенсионерам, мешающим им жить.

  В рассказе использована кольцевая композиция: повтор фамилий композиторов. Этим подчеркивается, что все-таки есть надежда: не все прекрасное обречено погибнуть Противостояние двух  миров подчеркивается антитезой – молодость-старость, музыка-телевизор, «проклятые композиторы»- «с жалостью и любовью их вспоминает».

  Произведение можно разделить на 3 части: «Музыка мешает», «Писк и стоны», «Мысли о будущих соседях». В первой части «брошка» всем жалуется на жизнь, что звучит «шарманка, шурум-бурум.» Во второй - наступает долгожданный покой, можно телевизор послушать, но она слышит писк и стоны, как будто не догадывается, кто просит помощи. Героиня и не подумала поинтересоваться судьбой соседей, жалуется по телефону знакомым теперь на свой острый слух,

« как у летучей мыши».Какое надо иметь черствое сердце, чтобы не помочь умирающим старикам! В 3 части соседка начинает испытывать тревогу за себя: кто поселится рядом? Она завидует умершим супругам, их гармоничным отношениям, любви, которой у нее никогда не было. И даже их смерти ( «умерли как в сказке»). Впервые поняла, что это были образованные люди и музыка хорошая. Она оглушена тишиной.

   Сюжет и фабула совпадают, что придает драматизм происходящему. Из экспозиции ( 1 абзац) мы узнаем о главных героях, месте действия- квартира брошки, события происходят в настоящее время. Завязкой являются слова: «Одна и та же шарманка…»,развитие действия происходит через следующие эпизоды: соседка выражает претензию старикам, музыка продолжает звучать, как патефон, Шопен и Мендельсон превратились в «проклятых», стоны и писк соседей и, наконец, кульминация наступает а эпизоде «Ну и слух у меня1»- с тревогой подумала она.» Развязка – это последний абзац, где героиня «оглушена тишиной.»Есть внесюжетные элементы: прошлое героини, портреты персонажей.

    Повествование ведется от 3 лица, но такое впечатление, что от 1-ого, мы слышим монолог брошки, так как в рассказе много несобственно-прямой речи. Чувствуем иронию автора по отношению к героине, ее называет презрительно «брошкой», то есть никому не нужной, брошенной, никчемной.

   В рассказе главные герои-соседи, эпизодическое лицо-муж женщины, внесценические –друзья ее, с которыми она общается по телефону. Главная героиня ( без фамилии, типична) невежественная, равнодушная, эгоистичная женщина, прекрасное не для нее. Автор использует приемы для создания образа: монолог, стилистически сниженную речь(«че, тьфу, проклятый»), интерьер ( диван, телефон, телевизор –вот все интересы героини), авторское отношение презрительное, отношение других персонажей ( старики с удовольствием ей рассказывают о муз. произведениях).

Но героиня на протяжении рассказа изменяется в лучшую сторону ( последний абзац), значит, не все потеряно: и слепые прозревают.

    Старики-символ культуры, интеллигентности, но уходящей из жизни.

Если говорить о хронотопе, то пространство произведения расширяется, только когда старички выходили на улицу; все действие происходит в замкнутом пространстве: старики в нем отгораживаются от враждебного мира, а соседка от людей.

  Для  стиля Л.Петрушевской характерны : использование несобственно-прямой разговорной речи («че,вы тут шумите мешаете), в этих фразах даже запятых нет, повтор рефрена: «Ну и слух у меня» ( на самом деле она глуха нравственно), символы ( фамилии композиторов.)Рассказ заканчивается смертью героев.

Обречен ли прекрасный мир на гибель? Как бы звучит вопрос в финале.Есть маленькая надежда.

Автор продолжает традиции писателей-сатириков: М.Зощенко,А.Инина и других сатириков20 века, которые много писали о негативных явлениях нашей жизни.

  Рассказ заставляет задуматься о том, как много от нас зависит.Если мы будем внимательнее друг к другу, уважительнее относиться к людям, меньше будет таких эгоистичных, как героиня рассказа.