Методическая копилка

Старчунова Марина Анатольевна

Проект «По тропинке к Здоровейке» 

 тропа здоровья для детей с ОВЗ по зрению на территории средней специализированной группы МКДОУ № 13 «Теремок»

Тип проекта: интеграционная комплексная модель, реализующая и осуществляющая в рамках ФГОС и  ООП  группы.

Цель проекта: формирование у детей с ОВЗ по зрению  навыков здорового образа жизни  в летний период через моделирование здоровье сберегающей среды в ДОУ

         Задачи проектной деятельности:

           для педагогов:

 - знакомиться с использованием  инновационных технологий профилактики и оздоровления детей с ОВЗ по зрению и разнообразными формами и методами физического развития детей;

- повышать культуру здоровья детей средней специализированной группы, вооружать их знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни;

 мотивировать к участию родителей  в физкультурно-спортивных мероприятиях на уровне детского сада и города;

- благоустраивать  территорию с точки зрения создания условий для организации игровой, познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей.

          для воспитанников:

- стимулировать воспитанников активно включаться в процесс физического развития;

- способствовать накоплению у воспитанников знаний о факторах, влияющих на здоровье человека;

- воспитывать личностные качества: доброжелательность, терпение, заботу, внимание к ближнему;

- развивать умственную саморегуляцию, самосознание в действиях, моторику;

- профилактика плоскостопия, коррекция зрения, улучшение координации движения, функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем, эмоционально - психического состояния детей, повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям и приобщение детей к здоровому образу жизни.

       для родителей:

- привлекать родителей к благоустройству участка и участию совместно с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ, к изготовлению атрибутов и декораций для проведения мероприятий;

- повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения и физического развития детей  с ОВЗ по зрению;

- знакомить с физкультурно-оздоровительной работой группы и осваивать упражнения (для снятия усталости глаз и развития глазодвигательных мыщц),  для формирования практических умений в области физического воспитания своего ребёнка;

Участники проекта: педагоги, родители, дети, социум.

Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь -  август 2014 г.)

Расположение: участок группы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов: озеленение территории растениями, оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры, создание нескольких зон по станциям: «Уголок леса», «Во саду ли, в огороде», «Аптека доктора Здоровейки», «Музыкальная долина», «Город Любознаек», «Мастерская Самоделкина», «Стадион Здоровячков», «Долина Почемучек», «Цветочное царство».

           Методы проекта:

- комплексы утренней зарядки;

- физические и коррекционные упражнения;

- спортивные соревнования и развлечения;

- оздоровительные и закаливающие мероприятия;

- познавательно-образовательные мероприятия.

Предполагаемый результат:

- снижение уровня заболеваемости воспитанников;

- снятие эмоционального напряжения;

- осознания родителями своей роли и возможностей в формировании здоровья ребёнка и всей семьи;

- повышение компетенции родителей в области здоровьесбережения;

- рост мастерства педагогов во взаимодействии с семьей, руководству проектной деятельностью.

Актуальность проекта:     

Творческий   проект ориентиро­ван  на решение одной общей проблемы - сохранение и ук­репление здоровья детей. Сегодня нет необходимости убеждать кого- либо в актуальности проблемы здоровья.
Согласно  данным Минобрнауки России  по изучению здоровья  существенно ухудшились показатели здоровья дошкольников.
         Они свидетель­ствуют о том, что  за последнее десятилетие:

- на 8,1% снизилось число здоровых детей;

- на 6,7% увеличилось число детей с на­рушениями в физическом раз­витии;

- почти на 1,5% воз­росла численность детей 3-й группы здоровья с выраженны­ми отклонениями и хроничес­кими заболеваниями;

- при  достижении  6 летнего возраста 60—70%  детей  имеют низкое  зрение, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушения опорно-двигательного аппарата.

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из глав­ных стратегических задач разви­тия, получившая отражение в норма­тивно-правовых документах:

- Конвенция  по правам ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании» ;

- Приказ № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»

Лето, прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребёнок должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы лето  провести с пользой для здоровья, был  создан проект тропы здоровья  для детей с ОВЗ по зрению на участке средней специальной группы, под девизом: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся и физически - развивайся». Создание проекта позволило проводить с детьми ОВЗ по зрению оздоровительную работу через игровую деятельность.

Создание адаптивной среды

«Тропа здоровья» имеет разное покрытие: большая часть поверхности представляет собой: травяной покров, песчаную поверхность, ямки с галькой, камнем, сосновыми шишками, деревянными пеньками.

На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами ребята находятся под наблюдением воспитателя.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми  ОВЗ  была разработана система профилактической работы и приёмы закаливания.

Комплекс оздоровительных и закаливающих процедур имеет следующие составные:

 - ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

-  хождение босиком по траве;

-  принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

 - принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде и песке;

- выполнение упражнений на осанку;

- выполнение психогимнастики, гимнастики для глаз;

- выполнение закаливающего, точечного массажа.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

На «Тропе здоровья» используется различное оборудование:

- спортивное (бревно для равновесия, скамейка) -  это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей;

- игровое (пеньки, брёвна, ямки с камнями и песком, следы) – всё это способствует профилактике плоскостопия и  закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (Аист- доктор Здоровейка, Заяц, Мальвина, Буратино, Кузнечик Кузя, Паутина с паучком). Всё это позволяет проводить занятия  с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

- упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку, перекаты с пятки на носок, ходьба на внутреннем своде стопы, «Утиная ходьба»(ходьба в полуприсяде), «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра),«Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);

- упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке,  бревну, ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки), захват предметов стопами ног.

На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

- сделать несколько дыхательных упражнений;

- походить босиком по песку, траве;

- покатать шишки ступнями ног;

- полюбоваться красотой цветущих растений;

- просмотреть памятки и листовки.

Убеждаем детей в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учим детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываем у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.

Проект предполагает создание на территории нескольких функциональных зон:

1. «Уголок леса» - зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта и  функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем, повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

2. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами и ягодником для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Наблюдая за трудом воспитателей в огороде, дети будут приобретать практические навыки ухода за растениями. Совместная работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

3.«Стадион Здоровячков» - спортивная площадка для физического развития, улучшения координации движения, профилактики плоскостопия, оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни включающий:

- коррекционную дорожку «По дорожке мы пойдём: ножками потопаем, ручками похлопаем» - ( камешки, песок, следы, шишки, пенёчки)

- «Водный аттракцион »- (бассейн, водные пистолеты, тазы с водой и игрушками);

- «Сундучок доктора Здоровейки» - дидактический материал для проведения гимнастики для глаз.

-«Офтальмотренажёры»- ( пирамидки, коврики, сигнальные метки )

- кольцеброс Буратино;

4. «Мастерская Самоделкина» - зона для развития продуктивной деятельности, для снятия физической нагрузки, улучшения эмоционально - психического состояния детей, моторной напряжённости мышц рук (развитию тактильной чувствительности; мелкой моторики рук; координации движений; зрительно-моторной координации; умения концентрировать внимание.)

5. «Аптека доктора Здоровейки» - зона помогает улучшению эмоционально – психического состояния детей, а растения: хоста, традесканция, бархатцы, ирисы, тюльпаны, мята, пеларгония, календула, ромашка, василёдк - развивают обоняние детей.

6. «Музыкальная долина» - помогает проведению пальчиковой гимнастике, которая даёт возможность развитию гибкости и подвижности пальцев, развитию фонематического и музыкального слуха, зона на которой применяется сказкотерапия позволяющая снятию страхов, перенапряжения и перевозбуждения детей,

7. «Город Любознаек» - зона игр с заданиями для развития моторики и интеллектуальных способностей детей, даёт возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности для получения удовольствия и создания хорошего настроения

8. «Долина Почемучек» - зона познания жизни животных и растений.

9. «Цветочное царство» - это ограниченная территория, на которой выращиваются различные декоративные растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида закреплённой территории.

 

Формы отчётности:

- проведение совместных проектных мероприятий;

- участие в Дне ДРК к отчётному педсовету по итогам летнего отдыха и оздоровления воспитанников в ДОУ;

- создание методической копилки по итогам летнего отдыха и оздоровления детей с ОВЗ по зрению, с включением результатов.

Фотогалерея

                                                                

                                                                

 

 

Приложение

 

I.Гимнастика для глаз для детей средней специализированной группы

Гимнастика проводится на всех видах занятий, прогулках, между занятиями

1.«День – ночь»

Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд, затем убрать руки. Повтор упражнения 4-5 раз.

2.«Солнышко»

Под закрытыми веками рисовать глазами круги – влево, вверх, вправо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.

3.«Моргашки»

 Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.

4. «Мои ручки»

А) И.П. – вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем – рука перемещается вправо в сторону, затем влево. Сменить руку, всё повторить по 5 раз каждой рукой медленно.

Б) И.п. см. упражнение 4.Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз.

5. «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вправо-влево, вверх вниз)

Солнышко тучки – летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки

Лёгких -  две штучки (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло (поморгать).

6. «Сосенка»

Дети берут в руки маленькую сосенку на палочке, чётко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова находится в одном положении, двигаются только глаза. Хором:

Ашу -  ашу – ашу-

Посмотрим на сосну нашу. (Передвигают сосенку вправо-влево, прослеживая движение взглядом)

Ишки – ишки – ишки,

Вот на ней шишки (поднимают сосенку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом)

Ша – ша –  ша

Сосна хороша. (Рисуют сосенку в воздухе)

7.«Белка»

Белка дятла поджидала, ( резко перемещают взгляд вправо – влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну – ка, дятел, посмотри – (перемещает взгляд вверх – вниз)

Вот орехи, раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигивают)

И пошёл играть в горелки. (Закрывают глаза и поглаживают веки указательными пальцами).

II.Упражнение для снятия усталости глаз

Выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку на уровне глаз и пристально смотрят на него в течение 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой 2 раза.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления.

В основу данного комплекса положены многолетние исследования. Автор методик – доктор медицинских наук В.П.Базарный.

1. Развитие глазодвигательных мышц (для проведения нужен рисунок размером 50*60 см, который может находиться на стене над доской, на любой другой стене, на потолке. Схема выполнения упражнений видна по рисункам. Каждое упражнение выполняется по 6 – 8 раз.

2. Сигнальные метки. В различных участках групповой комнаты, на полках фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание сигнальные метки, Это могут быть игрушки, красочные картинки. Упражнение стоит выполнять стоя. Педагог периодически даёт соответствующие команды и под счёт» один, два, три, четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движение головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения 1 -2 минуты.

3. Офтальмотренажёры

А). «Шарикики»–задание: найди два одинаковых шарика; сосчитай сколько во всех шариков: красных, зелёных, маленьких, больших,  с ленточкой и т.д., сколько всего шаров.

Б). «Волшебные бусы» – задание: найди две одинаковые бусенки; найди такую бусенку, где есть точки,собери бусы на  нитку и т.д.

В). « Ковёр самолёт» – задание: составь узор по своему замыслу. Каждый ребёнок закрепляет только одну деталь на коврике. После составления узора варианты заданий различны: сосчитай, сколько всего фигур, сколько кругов, сколько квадратов и    т. д.

 

Отчёт

  о проделанной работе в летний оздоровительный период 2014 г.

старшей специализированной группы

     Лето справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления детей. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, насладиться свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. В группе из 11 детей с ОВЗ по зрению имеют: 3 человека - «4» зрительную нагрузку, 8 человек – «7».

    Приоритетной  задачей  летнего оздоровительного отдыха детей нашей группы являлось  - сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение  их полноценного физического  развития, поддержка эмоционально положительного  состояния  ребёнка, преодоление недостатков развития детей с нарушением зрения, возникших на фоне зрительной патологии при овладении движениями ( скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства). В целях оздоровления была разработана система профилактической работы и приёмы закаливания.    

     Коррекция здоровья детей и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствовали повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно –  двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно – двигательную ориентировку.  Комплекс оздоровительных и закаливающих процедур имел следующие составные: ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой, хождение босиком по траве, принятие солнечных и воздушных ванн, выполнение психогимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на осанку по формированию точности и координации движений, принятие душа перед сном, обливание ног и  рук до локтя во время прогулки, увеличение времени сна, витаминизация и калорийность питания, физкультурные мероприятия, а так же соблюдался питьевой режим.

     Большее количество времени было отведено игровой деятельности на воздухе: подвижные, сюжетные,  дидактические игры различной тематики, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказкам, загадкам, разучиванию стихов и речевых игр.

   Проект пескотерапии «Раз, песчинка,  два – песчинка», целью которого было изучение свойства песка, а так же развитие зрительного восприятия окружающего мира,  мелкой моторики рук и ног, формирование микроориентировки дифференцированно для каждого ребёнка с определённой нагрузкой, дал свои результаты. Дети с удовольствием  изготавливали картины, плоскостные игрушки, которые покрывали песком,  красили и придумывали свои сказки по изготовленным героям. Игры с песком, сооружение построек из песка, изготовление скульптур при помощи песка и клея ПВА  – стало  одним из самых увлекательных занятий. Дети с нетерпением ждали, когда высохнут изготовленные поделки, для того чтобы раскрасить их и показать их своим любимым мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Результатом   проекта явилось  пополнение знаний о свойствах песка и оформление к игровой программе  «В гостях у песочной королевы Синеглазки».

     На протяжении всего лета проводились: игровые программы «Аптека доктора Здоровейки», где дети не только получали фитотерапию, но и узнали много нового о лекарственных растениях и их пользе.

   «В царстве цветов» - ребята закрепили знания о культурных и лекарственных растениях, научились правильно ухаживать за ними.

     В игровой программе «Путешествие с тётушкой Сорокой» ребята показали свои артистические данные, где чётко подрожали звукам животных, использовали интонацию, темп речи, а игровая программа «Я и моя семья» - помогла протестировать семьи и определить, какому ребёнку уделяется мало родительского внимания. Проведены были развлечения «День мыльных пузырей», «В гостях у светофора» для формирования компенсаторных способов ориентировки на улице, « День любимой игрушки».

     Для развития зрения и осуществления взаимосвязи по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводились индивидуально и по подгруппам  визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, цветоразличения, движения глаз при помощи офтальмотренажёров. Для формирования навыков использования в процессе осязания предметно – практической деятельности были проведены игры и индивидуальные занятия «В гостях у Самоделкина», где дети работали с фольгой и бумагой: оригами, составляли мозаику из различных видов бумаг, изготавливали аппликации  из различных материалов, работали с пластилином, глиной и песком.

     Для родителей были подготовлены консультации: «Лето - пора закаляться», «Как изготовить офтальмотренажёры для ребёнка своими руками, «Гимнастика для глаз»,  «Куда пойти с ребёнком в выходной день летом». Был оформлен уголок в павильоне  «Вот оно, какое наше лето», где  был помещён материал о закаливании детей, загадки, пословицы, стихи о лете.

     Все запланированные мероприятия по летней оздоровительной работе реализованы.

Результатом проделанной работы стало снижение заболеваемости, улучшение зрения и участие во всероссийских и международных конкурсах, где дети получили дипломы и сертификаты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon analit._otchyot_srednyaya_spetsializirovannaya_gruppa.pdf1.8 МБ

Предварительный просмотр: