cамообразование.

Белоусова Ольга Викторовна

 

Одной  из  важнейших  задач  школы для  неслышащих  и  слабослышащих  детей  является  формирование  слухо-зрительного  восприятия  речи  окружающих людей.  Для  реализации  поставленной  задачи необходимо  усилить  слуховой  компонент  в  слухо-зрительном  восприятии  речи.  Это  может  осуществляться  в  условиях  целенаправленной,  специально  организованной  деятельности  по  развитию  слухового  восприятия  в  учебно-воспитательном  процессе  школы.

Слухоречевая реабилитация  неслышащих  и слабослышащих  детей  на  протяжении  нескольких  десятилетий  является  одной  из  ведущих  проблем  коррекционной  педагогики, в  частности  сурдопедагогики.

Актуальность  названной  проблемы  усиливается  в  связи  с тем,  что  снижение  слуха влечет  за  собой  задержку  речевого  развития  детей,  обуславливает  происхождение  дефектов  произношения, оказывает  отрицательное влияние  на  развитие  мышления  и  общее  развитие  детей с  нарушением слуха.

 Мой вклад в решение этих задач будет более весомым при условии постоянного профессионального совершенствования. Самообразование - одно из направлений повышения моей квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

2014 – 2016

ФИО – Белоусова Ольга Викторовна

Должность  - учитель развития слухового восприятия и формирования произношения,                                 

муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№ 38 II вида» г. Новокузнецка

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)- высшее, Новокузнецкий педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы, 1983г; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, сурдопедагогика, учитель школ глухих и слабослышащих, 1990г                        

Когда и где обучался на курсах повышения квалификации– Новосибирский Государственный Технический Университет, 2012г, «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха» - 144 часа. Новосибирский Государственный Технический Университет, 2014г, «Современные подходы в обучении и воспитании детей с нарушением слуха в условиях внедрения новых ФГОС на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП» - 144 часа.

Индивидуальная тема самообразования– «Формирование словесной речи детей с недостатками слуха посредством широкой коммуникативной практики».

Когда начата работа над темой – 2014 г.

Когда предполагается закончить работу над темой – 2016г.

Цель самообразования по теме – накопление и систематизация теоретического и практического материала для  совершенствования  комммуникативной системы обучения словесной речи слабослышащих школьников.

Задачи самообразования – изучить литературу по данной теме; систематизировать имеющиеся и полученные знания по теме; подобрать практический материал, соответствующий возрастным нормам и программным рекомендациям;

Основные вопросы, намечаемые для изучения – формирование коммуникативно-речевой компетенции; организация словарной работы;  организация разного вида диалогов;  

Этапы проработки материала.

Какой предполагается результат и форма его представления –

 1. Выступление на МО.

 2. Открытый урок.

Примерный план работы педагога над темой по самообразованию

Этап

                    Содержание работы

Срок

1.Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Первый год работы над темой

2014 – 2015 г.

Примечание: изучить литературу по теме

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С.Лебединской.- М.: Педагогика, 1982. - 128 с.

2. Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта//Дефектология. 2003.- № 4. -С.30-33.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.- - 288 с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Книга 2. Пер.с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М.:Педагогика, 1982. -336 с.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.

6. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития//Принцип развития в психологии/ Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978.-С.3-21.

7. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе//1 Международная конференция памяти А.Р.Лурия/Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М., 1998. - С. 201-208.

9. Бавильская А.И. Из опыта работы со вспомогательным классом в школе для глухонемых//Учебно-воспитательная работа в специальной школе. -1950.-Х» 1-2.-С. 19-23.

10. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. Методическое пособие. Спб.: Союз, 2005. -103с.

11. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным дефектом//Дефектология. -1996. X» 3. - С.47 - 55

12. Беккер К.П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет//Дефектология. 1991 - X» 3. - С. 65 - 70

13. Безденежных Э.Л. Развитие общения глухих детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дипломная работа. Рукопись. М., 1992. - 112 с.

14. Бертынь Г.П., Лукашева И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей//Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. 1986. С.6-28.

15. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология. 1993. - №4. - С. 3-8.

16. Биологическое и социальное в развитии человека./Под ред. Б.Ф.Ломова. -М: Наука, 1977.-220 с.

17. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология. 1989. -№3.- С.3-10.

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 464 с.

19. Бонвиллиан Д., Нельсон К., Чарроу В. Язык и языковые способности у глухих детей и у детей с нормальным слухом//Психолингвистика /Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. - С. 239 - 269.

20. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. - 224 с.

21. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.

22. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. - 334 с.

23. Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями//Дефектология. 1990. - № 1. - С.67-76.

24. Варга А .Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей/ТВестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986. - № 4. -С. 22-36.

25. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.:Просвещение, 1972.- 142 с.

26. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. М., 2002. - 46 с.

27. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 175с.

28. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М: Просвещение, 1972. 174 с.

29. Выготский Л.С. Детская психология// Собр. соч. Т.4 /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

30. Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собр. соч.: В 6 т. Т 5/Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

31. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -С. 374391.

32. Гаврилова Т.П. Социальная депривация и развитие высших форм эмпатии.//Психология общения.- 1978. №.3. - С. 34-42.

33. Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Егорова М.А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ итехнологий/ТПсихологическая наука и образование. 2001. - №1. - С.79 -

34. Гаврилушкина О.П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект//Культурно-историческая психология. -2006. №1. - С.40-48.

35. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования/Десять концепций и эссе. М.:Инноватор, 1995. - №3. -С.58-64.

36. Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека//Биологическое и социальное в развитии человека/Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Наука, 1975. - С.250 - 262.

37. Головчиц Л. А. Возможности дифференцированного обучения и воспитания слабослышащих дошкольников//Дефектология. 1987. - № 2.-С. 43-51.

38. Головчиц Л.А.Осипова Т.А. Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха//Дефектология. 2003. -№ 1. С.66-72.

39. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями// Дефектология. 1996. - № 3. - С.З-12.

40. Гриншпун Б.М., Шаховская С.Н.Алалия // Логопедия. Учеб. для студентов дефектол. фак. пед.ин-тов/Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.;под ред. Л.С.Волковой. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Просвещение.: Владос,1995.- с. 262- 308.

41. Гудонис В.П. Анализ причин нарушений развития детей и некоторые пути их профилактики//Дефектология. 2004. - №4. - С.8 - 18

42. Гущина Т.К. Развитие познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. - 19 с.

43. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 312 с.

2.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

2014 – 2015 г.

Примечание: доказать, что суть обучения языку «по принципу формирования речевого общения»  состоит в том, что развитие речевой компетенции осуществляется на основе применения языка как средства общения на всех этапах обучения. Школа обеспечивает восхождение глухого учащегося от освоения разговорной (диалогической) к монологической речи в специально организуемых коммуникативных ситуациях.  Специальная организация практики речевого общения в процессе деятельности – необходимое условие возникновения и развития языковой способности, усвоения системного устройства языка, компонентами которого являются «языковая способность – речевая деятельность – языковая система».

3.Практический

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Второй год

2015-2016 г.

Примечание: показать на практике, что овладение речевыми конструкциями разной степени сложности происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка. Новый речевой материал вводится в момент возникновения потребности его употребления. Знакомство с ним предполагает контроль со стороны сурдопедагога за осмысленностью речевых действий детей.

4.Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

Второй год

2015-2016 г.

Примечание: показать на практике, что итогом продуманной, хорошо организованной педагогической работы становится овладение глухими школьниками речевым поведением как неотъемлемой частью их жизнедеятельности в целом. Это выражается в их речевой активности, в желании и умении вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и обмениваться ею.

5.Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. Прочитать доклад на МО,  дать открытый

урок.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

план отчета о работе над темой

 по самообразованию за 2013-2014учебный год

ФИО-Белоусова Ольга Викторовна

Должность- учитель развития слухового восприятия и формирования произношения, _                        

Индивидуальная тема        «Развитие фразовой речи на уроках РСВ и ФП»

Год работы над темойвторой

Деятельность по реализации темы – 1-изучила  литературу;

2-познакомилась с опытом работы учителей РСФ и ФП в интернет-сообществах;

3-посетила открытые занятия педагогов школы:  Шамраевой Н.Э.,  Макеевой О. М., Волович Л.А.,

3-показала открытый урок «Автоматизация звука Ч.  Перелетные птицы» - декабрь 2013г

4-прочитала доклад на МО «Работа  над  фразовой  речью на уроках  РСВ  и ФП.»- январь 2014г.

5-участие в Общероссийском конкурсе «Здоровому всё здорово! Здоровьесберегающие технологии на занятиях и внекдассных мероприятиях», творческая работа. Диплом II степени.

6-Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция «образовательное пространство - фактор профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ». Сертификат участника конференции.

7-Научно-практическая конференция «Творчество. Мастерство. Инновации», Новокузнецк, 2013г.

8-проведение серии открытых уроков для студентов НГПА, молодых сурдопедагогов. Благодарственное письмо коллектива факультета Дошкольной педагогики и психологии «За высокое качество руководства педагогической практикой студентов факультета ДиКПиП», 2013г.
9-подготовка и участие в конкурсе проектов: 6 кл - «Как сохранить свое здоровье»,

2 кл - «Мы в школе и дома».

10-подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде по РСВ и ФП (Романовская Оля-1 место, Кравцов Вадим-1место, Логинов Юра-2 место, Пономарев Давид)

11-подготовка детей к предметным неделям всех МО.

12-подготовка детей к выступлениям на праздниках.

13-участие в неделе культуры.

14-участие в неделе РСВ и ФП.

15-проведение речевых конференций: «Моя Родина» - 6 кл, «Весна. Перелетные птицы» - 2 кл.

По окончании работы над темой по самообразованию сдается итоговый отчет.

Итоговый отчет по самообразованию.

Форма представления материалов - открытый урок «Автоматизация звука Ч.  Перелетные птицы» - декабрь 2013г., (наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами); доклад на МО «Работа  над  фразовой  речью на уроках  РСВ  и ФП.»- январь 2014г