Методическая работа.

Мищенко Наталия Юрьевна

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

««Использование цифровых технологий для развития информационной компетентности педагогов, воспитанников и их родителей»»

2022г.

                      Воспитатель: Мищенко Наталия Юрьевна                                                                

                      Филиал МДОУ «Сказка»с.Антоновка,                          

                     Дергачевского района , Саратовской области

Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Цель  ИКТ в дошкольном образовании(слайд №2)

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Использование  ИКТ в образовательном процессе помогает:

  •   Помогает  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  •    Помогает  формировать информационную культуру у детей;
  •    Предъявление информации на экране в  игровой форме вызывает  у детей огромный интерес;
  •    Несёт  в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  •    Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  •    Предоставляет  возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  •     Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  •    С помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Средства ИКТ  используемые в ДОУ:(слайд№3)

  •   Компьютер(ноутбук)
  •   Интернет(сканер)
  •    видеокамера
  •    Фотоаппарат
  •    Музыкальный центр.

Использование ИКТ в ДОУ ведется по 3 направлениям:(слайд№4)

-Работа с детьми

-Работа с родителями

-Работа с педагогами

Области применения ИКТ в ДОУ( слайд №5)

- Ведение документации

-Методическая работа, повышение квалификации педагога.

-Работа с родителями

-Воспитательно-образовательный процесс.

1.Ведение документации .(слайд№6)                                                                                                           Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях , перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки и др.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.(слайд№7)                                                                                                          

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, семинарах, интернет - конференциях, конкурсах. Электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций. Педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

 Для создания открытого информационного пространства педагоги ДОУ создают свои собственные сайты, где публикуют конспекты СОД, сценарии праздников и развлечений.

3.Работа с родителями.(слайды№8-9)

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

При работе с родителями, на родительских собраниях использую презентации (например: в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме) Выпускаю информационные буклеты для родителей, информационный  материал для оформления стендов, папок-передвижек.

В работе с родителями так же использую дистанционные консультации на сайте ДОУ, в родительском чате .

4.Воспитательно-образовательный процесс.(слайды №10-11)

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками.

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор .Использование презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна шагает по планете», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла».Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе( слайды 13-14)

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2.    Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.    Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс(слайд №15)

  • Недостаточная ИКТ – компетентность  педагога.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

  • Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

  • Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.

  • Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию  и внедрять её в свою деятельность.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако,  внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

«Формирование навыков

здорового образа жизни

у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ»

     

Воспитатель:Мищенко Н.Ю.

                                                         22.04.2022г

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность здоровья для человека, стремиться к здоровому образу жизни.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

 Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно в детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте, так как это позволит организму ребенка накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Актуальность:

Здоровье человека всецело зависит от его образа жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относится к самому себе ,сохранять, развивать и приумножать, то что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни(слайд 2)

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны.(слайд 3)

Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни- это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укреплению здоровья(слайд 4)

Цель:         

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: 

1.Формировать представление о ЗОЖ у детей дошкольного возраста через все образовательные виды деятельности

2.Расмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников.

3.Развивать у детей интерес к сохранению и укреплению ЗОЖ.

4.Прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки.

5.Создавать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний и умений навыков.

6.Привлечь родителей в организацию в совместной с детьми деятельность по обобщению знания о физической культуре в целом.(слайд 5)

Компоненты здорового образа жизни: Режим дня, закаливание, питание, физические занятия, благоприятная психологическая обстановка.(слайд6)

Формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни:Уроки здоровья, игры и игровые ситуации, беседы с показом презентаций и мультфильмов,театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, физкультурные досуги, праздники, прогулки, физминутки, утренняя и бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры и самостоятельная деятельность(слайд 7)

Здоровье человека закладывается с детства и поэтому особенно важно соблюдать правильный рацион питания и вести здоровый образ жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и образе жизни, способствовать пониманию того, что это должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Для эффективной реализации задач и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста есть центр «Физической культуры и здоровья» со спортивно-игровым материалом. Мы имеем и используем физкультурно-игровые пособия (мячи, скакалки, гантели детские). Так же инвентарь для организации подвижных и спортивных игр (кегли, кольцеброс). (слайд8)

Утро в разновозрастной группе нашего детского сада начинается с проветривания помещения, детей принимаем в облегченной одежде. Мы опрашиваем родителей о самочувствии детей. В течение дня группа кварцуется, проветривается согласно графику, соблюдается питьевой режим. Утренняя гимнастика проводится для того чтобы поднять эмоциональное самочувствие детей. Мы проводим еѐ в различной игровой форме: традиционной, игровой, музыкальной.(слайд9)

 Физкультурные занятия проводятся регулярно в нашей группе. Имеются картотеки подвижных и спортивных игр, гимнастик, динамических пауз. (слайд10-11) На занятиях соблюдается принципы постепенности, повторности и системности физических нагрузок. Обязательно на каждом занятии проводятся физкультминутки. Они создают бодрое настроение у детей. (слайд 12)

Ежедневно в первую и вторую половину дня дети выходят на прогулки. В летнее время проводим закаливающие мероприятия: босохождение, игры с водой,и др.(слайд 13-14)

После дневного сна мы проводим гимнастику пробуждения из 4-6 упражнений, лежа или сидя в постели, потом дети встают и проходят по массажной дорожке.(слайд 15-16)

 Культурно-гигиенические навыки наши дети усваивают под руководством воспитателя. (слайд 17)В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.                                                                                              С детьми проводилась беседы с просмотром презентаций и мультфильмов«Где прячется здоровье», «Здоровые привычки», «Я и мое тело». Мы формировали у детей представления о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, продолжали формировать культурно гигиенические навыки. Провели беседы с детьми по темам: «Что такое здоровое питание?», «Питание и здоровье», «Самые полезные продукты – овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда», «Витамины я люблю- быть здоровым я хочу».(слайд 18) К детям приходил врач с целью: дать детям представление о связи рациона питания, здоровья человека, закрепить у детей знания о полезных свойствах овощей и фруктов, витаминах, их пользе для здоровья. Играли в дидактические игры «Полезно - вредно», «Что нам нужно для здоровья», «Если кто-то заболел».В ходе проведения дидактических игр систематизировали представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, закрепляли знания о предметах личной гигиены и их предназначении, закрепили у детей знания и умения по оказанию первой помощи, закрепили знания о полезной пище, о витаминах и их пользе для здоровья человека, о культуре питания. (слайд 19) В детском саду проходят спортивные мероприятия:«День здоровья» , «Будующие защитники», «Будущие космонавты»(слайд20)                                                                       С детьми много читали художественной литературы: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; М. Грозовский «Распорядок дня»; С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный…»; Т.Шорыгина «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим»; стихи Еремеевых «С чего начинается утро», «Для чего нужна зарядка», Месилова Вера Петровна «Цикл сказок для детей "Будьте все здоровы!" Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», «Руки мой перед едой», «Водные процедуры», «Все делай вовремя дружок», «Одевайся по погоде»; С. Михалков "Грипп", «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка». Остер Г. «Петька –микроб» Ю. Тувима «Овощи». Знакомились с пословицами и поговорками по теме. Смотрели мульфильм и видео фильмы «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье», «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»: «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок», «Дедушка и внучек», «Приходи на каток», «Самоделкин спортсмен», «Футбольные звезды», «Чемпион», «Шайбу».

 К детям в гости приходила медсестра ФАП Фахретдинова Е.И., она рассказала детям о том как важно следить за своим здоровьем , чтобы не заболеть, рассказала о своей работе и показала детям медицинский инструментарий.(слайд 21)

Работа с семьей. (слайд 22-24)

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей .В раздевальном помещении группы постоянно обновляются консультации, рекомендации, папки-передвижки по укреплению здоровья детей,раздаются буклеты. Вся информация дублируется в WattSap, в группу родителей. Родителей ознакомлены с такими консультациями,как «Здоровый образ жизни Ваших детей», «Правильное питание – залог здоровья», «Памятка для родителей по организации питания ребенка дошкольного возраста», «Будь здоров», Прививка против гриппа», «Как передается грипп», «Медицинская маска» «Иммунитет. Как укрепить здоровье» Так же вывешиваются в приемной творческие работы детей по данной теме, была оформлена фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни», «Полезная и вредная еда», «Овощи и фрукты –любимые продукты» В том случае, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников. Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своѐ здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка»с.Антоновка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

http://cf.ppt-online.org/files1/slide/n/nW8qu0NKGfwrgyamE9U45B2zvFsxhlIMo1LVeSHjCA/slide-1.jpg

                                                                                            Подготовила воспитатель:

                                     Высшей квалификационной категории

                                                             Мищенко Н.Ю

                                 

                                   

       Обучение детей - это обязанность в первую очередь родителей. Именно они должны дать малышу основы восприятия окружающего мира, научить элементарным вещам, которые соответствуют его возрасту. Ни в коем случае не стоит перекладывать эту обязанность на детские сады или школы. Конечно, это задача непростая. Но, приложив определенные усилия, каждый родитель сможет помочь своему ребенку качественно развиваться, пробудить его интерес к получению новых знаний. Что может помочь родителям справиться с этим заданием? Специально предназначенные для этих целей обучающие пособия. Например, большой популярностью пользуются палочки Кюизенера. Что представляет собой данное обучающее пособие? В данной консультации рассмотрим, как используют палочки Кюизенера, описание методики, варианты игр. Будьте внимательны.

                                                                       

       Что такое палочки Кюизенера? Что представляет собой данный набор? Он состоит из ряда счетных палочек. Они различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять типов длины (от одного сантиметра до десяти). Такая комплектация не является случайной. Обучающую схему достаточно долго разрабатывали. В сущности, она является отлично продуманным математическим множеством. Каждый цвет и размер соответствует конкретному числу. Оттенок палочек не случаен. Все они распределены по так называемым семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти. Это также помогает эффективнее обучать малыша счету.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см.

Эти палочки представляют следующие классы чисел:

- Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.

- Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), вишнёвого (8) цветов.

- Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов.

- Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

- Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызываю живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Первый этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образцы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. Игры, которые проводятся с детьми на этом этапе, даны в планировании на начало учебного года в старшей группе.

Второй этап. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребёнок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе проводятся игры:

- на соответствие между цветом, длиной и числом;

- на значение чисел и их цветовых изображений;

- на элементы комбинаторики;

- на действия сложения, вычитания, умножения и деления.

С помощью игры по составлению коврика (салфетки, флажка) углубляются знания по составу чисел, определяется зависимость между длиной стороны и площадью, изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа при построении вертикальных, горизонтальных и симметричных цветных лесенок.


Игровые задачи. Какие цели преследует использование палочек Кюизенера? 

        Описание методики, цели и задачи данной обучающей программы подразумевают эффективное формирование у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины. Как видите, данный набор многофункционален. Он способствует развитию в ребенке творческого потенциала, воображения, мелкой моторики, внимания, фантазии, восприятия, познавательной активности, а также конструкторских способностей.

Во что играть?

        Для начала важно познакомить ребенка с новой игрушкой. Пускай рассмотрит и потрогает все палочки. А вы параллельно рассказывайте ему о них (их цвете, размере). А потом можно давать ребенку некоторые из следующих задач: Возьми в левую руку как можно больше разных палочек, а в правую - поменьше. Выкладывайте из палочек разнообразные предметы, здания, фигурки. Составьте лесенку от меньшей палочки до самой большой. Сложите ту же лесенку сами, но пропустите несколько ступенек. Пусть малыш сам заполнит пропуски.

Сгруппируйте все палочки по оттенкам.

      Возьмите одну палочку и попросите ребенка взять другую такого же цвета и назвать его. Возьмите в руки несколько палочек. Попросите малыша взять себе столько же, сколько и у вас. Разложить палочки разных цветов одну за другой. Повторить несколько раз в той же, а затем в другой последовательности. Сложите рядом три палочки одного цвета, а с другой стороны - четыре штуки такого же оттенка. После этого попросите ребенка сказать, какая из фигур уже, а какая шире.

       Попросите малыша взять в руку два палочки, которые отличаются от той, что вы держите в руках. Постройте пирамидку. Задавайте ребенку вопросы о ее составляющих. Например, какая палочка расположена в самом верху? А в самом низу? Какая лежит выше: желтая или красная? Какая расположена между розовой и желтой? Какая палочка короче, а какая - длиннее? Пусть малыш возьмет в руки несколько палочек. Попросите его посчитать, сколько их оказалось у него в руке. Какие палочки вместе смогут составить одну красную? Положите перед ребенком белую палочку. Спросите, какую нужно к ней добавить, чтобы по длине вместе они равнялись красной.

       Попросите малыша разными способами составить число пять из палочек. Спросите, насколько голубая палочка больше (длиннее), чем розовая? Попросите ребенка сделать поезд из красной и голубой палочки. А потом попросите из белых палочек составить другой поезд, который был бы длиннее данного на один вагон. Спросите, сколько в оранжевой палочке можно уместить розовых? Вместе составьте из палочек все числа в диапазон от одиннадцати до двадцати. Постройте простую геометрическую фигуру. Попросите ребенка ее повторить, а позже - сделать это по памяти. Давайте малышу инструкции о том, как следует выложить палочки (по цветам и расположению). Например, попросите ребенка взять синюю палочку, слева положи красную, сверху желтую и так далее. Возьмите большой чистый лист бумаги. Напишите на нем отдельные буквы и простые геометрические фигуры. Позже попросите ребенка взять синюю палочку и положить ее в треугольник или рядом с буквой "О". Такие простые задания помогут малышу в игровой форме научиться считать, разовьют пространственное мышление, логику, воображение. Именно поэтому многие так ценят палочки Кюизенера. Описание методики простое, с ним легко сможет разобраться каждый родитель. При правильном подходе любому ребенку будет интересно играть и учиться с этими наглядными пособиями.

      Как сделать палочки Кюизенера своими руками Всего в наборе 241 палочка. В упаковке, которую вы можете приобрести в магазине, вы найдете объемные палочки. Но процесс их изготовления достаточно трудоемкий. Для домашнего использования вполне подойдут плоские палочки Кюизенера. Своими руками изготовить их гораздо проще. Например, для первых развивающих игр можно сделать поменьше палочек (например, по пять штук каждого цвета). Что для этого понадобится? Проще всего изготовить палочки Кюизенера своими руками из картона. Их размеры колеблются от одного до десяти сантиметров. Необходимо просто правильным образом расчертить лист картона и вырезать палочки. Многие рекомендуют для начала сделать их в несколько большем масштабе, например, в два раза крупнее.

Вывод

       Тысячи семей успешно используют в обучении своих детей палочки Кюизенера. Описание методики их использования помогает таким родителям эффективно их применять. Играя, ребенок сможет без особых усилий и напряжения усвоить основные механизмы счета. Такой простой метод позволяет привнести существенное разнообразие в обучение малыша. Как вы лично можете эффективно использовать палочки Кюизенера? Описание методики, приведенное в этой статье, поможет и вам научить новому своего ребенка. Дерзайте, результат не заставит вас долго ждать. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка»р.п.Дергачи в с.Антоновка, Дергачевского района, Саратовской области

Мастер-класс: «Палочки Кюизенера, как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Воспитатель: Мищенко Н.Ю

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера, как средства развития математических представлений старших дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Материал: палочки Кюизенера.

Практический раздаточный материал: условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера».

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас, на мастер - классе

Тема моего мастер – класса- это «Палочки Кюизенера , как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше»и мн. др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению, вычитанию чисел.
  •  Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительная и слуховая память, внимание, воображение, речь).
  •  Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
  •  Развивается умение работать в коллективе.

Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера которые называют « счетные палочки», «числа в цвете», « цветными линеечками».

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения (игры на соответствие между цветом, длиной и числом).

Палочки выступают как пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Играя с палочками Кюизенера у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А вот в какую сказку попадем, вы узнаете из загадки.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя)

- Правильно, мы отправимся в сказку «Три медведя», а помогут нам в этом наши волшебные цветные палочки.

В руки палочки возьмем,

Сказку складывать начнем:

Мы сначала дом построим,

Дом для сказочных героев.

Три медведя в доме жили.

Дружно жили, не тужили.

- Возьмите 4 палочки равных числу 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат. Что есть у нашего квадрата? (4 угла и 4 стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (мы построили стены)

- Для окошка возьмите палочки одного цвета, которые будут короче 6, но длиннее 4. Какого цвета нам надо взять палочки? Сколько палочек нам надо взять, чтобы построить окошко?

- Чего не хватает нашему дому? Для того чтобы построить крышу возьмите палочку, которая находится между бордовой и оранжевой палочкой. Какого цвета нам надо взять палочки. Сколько палочек нам нужно взять, чтобы построить крышу. Нам понадобится 3 палочки синего цвета.

- На какую геометрическую фигуру похожа наша крыша? Чем отличается треугольник от квадрата?

- Чтобы попасть в дом, надо пристроить к дому лестницу. Возьмите по одной палочке: черную, фиолетовую, желтую, красную и розовую. Лестницу будем строить с левой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- начинаем строить снизу- вверх, от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- какого цвета ступенька внизу?

- какого цвета ступенька вверху?

- какого цвета ступеньки в середине?

- какого цвета ступенька самая длинная?

- какого цвета ступенька самая короткая?

- Давайте посчитаем ступеньки по порядку. Начинаем считать снизу- вверх.

- А теперь спустимся обратно с лестницы, считаем ступеньки в обратном порядке.

- Молодцы, наш дом построен. Слушаем сказку дальше.

В лес ушли они гулять,

Ягод - на обед собрать

Маша по лесу гуляла.

От подруг своих отстала,

По лесной тропинке шла -

Пока домик не нашла.

Заглянула Маша в дом,

Стулья видит в доме том -

Маленький, большой и средний,

В середине - стол обеденный.

- Посмотрите, что же наделала Маша. Она поломала все стулья. Вам надо их починить.

- Из какого цвета стол, стулья?

Читаем сказку дальше.

А потом пошла искать,

Где же можно ей поспать.

Открывает дверь большую,

Входит в комнату другую.

Три кровати перед ней,

И одна другой длинней.

Маша выбрала кровать,

Легла в маленькую спать.

Дети, у медведей поломались все кровати.

- Давайте поможем им все кровати отремонтировать.

- У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)

- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

- А самая маленькая кровать чья? (у Мишутки)

- Она какого цвета (фиолетовая).

- Тогда у Настасьи Петровны кровать какого размера (среднего, и цвет у нее (бордовый) 

(Дети выкладывают кровати из палочек за столами)

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:

- Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли. Но ведь скоро новый год и хочется подарить медведям красивые елочки, украшенные гирляндами.

Игра «Елочки»

Давайте его выполним столами: задание 1 столу – смоделируйте числовую лесенку из цветных палочек через один, начиная с числа 1, а второй стол – с числа 2. (педагоги выполняют задание) у вас так получилось? Первый стол: как называются ваши числа? (нечетные) Второй стол, а ваши? (чётные)
- Я предлагаю вам вырастить елочку, где ствол и ветки будут состоять: у первого стола из нечетных чисел, а второго стола – четных. От основной ветви отходят две с меньшим значением числа. Ствол дерева – самая длинная палочка. Опирайтесь на цвет ваших палочек и приступайте, пожалуйста, к совместному творчеству.

Игра «Составление гирлянд»
- Возьмите, пожалуйста, 4 палочки: голубую, бордовую, розовую, фиолетовую. Расположите так, чтобы бордовая палочка была справа от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой, а голубая перед фиолетовой. Продолжите составлять гирлянду двумя такими композициями. Красота! Молодцы, спасибо!
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Рефлексия:
- Уважаемые участники, вот вы и убедились в том, что играя с детьми этими заколдованными разноцветными брусочками, мы всё глубже и глубже погружаемся в море увлекательных упражнений, игр, мыслительных операций, загадок науки математики. Благодаря этим играм с многофункциональным математическим пособием дети осваивают прямой и обратный счёт, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с составом числа и последовательностью числового ряда. Глядя на эту коробочку не сразу поймешь, сколькими возможностями овладеет ребенок в изучении элементарных математических представлений. Частые занимательные встречи детей за творческой работой с «цветными палочками» - сформированный дошкольник в области познавательного развития.