Курс "Астрономия детям" от 5 лет

Коробейникова Анастасия Борисовна

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Тема: «Введение в науку астрономию».

Программные задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать имеющиеся сведения о Солнечной системе.
  2. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу о самой древней из наук – астрономии».
  3. Передать определенные неизвестные или ранее познанные факты и сведения о древней науке астрономии: «Что за наука астрономия?», «Что изучает астрономия?», «Что такое звезды?», «Как называют людей, которые изучают астрономию?».
  4. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  5. Введение слов, обозначающих элементарные понятия: астрономия, телескоп, астронавты, небесные тела, девиз.

Методические приемы:

  1. Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: придумать свой собственный девиз.

  1. Практический: рисование в технике граттаж.
  2. Наглядный: изображение звездного неба.

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

I часть

Дети, кто-нибудь из вас уже знает о Солнечной системе? Что Солнце – это… (огромная звезда, шар), а наша Земля – это… (планета). Она круглая, как и другие планеты. У Земли есть спутник, это - … (Луна).

II часть

Дети, а вы знаете, какая наука изучает Солнце, звезды, планеты и другие космические тела? Как вы думаете, что такое планета? Звезда? Спутник? Что люди знают об их строении? Сколько всего планет в нашей Солнечной системе? А хотите, чтобы я вам рассказала про это?

Сегодня я и расскажу вам о самой древнейшей из наук – астрономии, которая изучает звезды, Солнце, планеты и другие космические тела.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

  1. - Гагарин
  2. - Титов
  3. - Леонов
  4. - Комаров
  5. - женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

III часть

Рассказ педагога (желательно использовать ТСО – демонстрация изображения звездного неба).

Астрономия – это самая-самая древняя из наук. В далекие времена, когда наши предки еще жили в пещерах, они, как и мы, каждую ночь смотрели на небо. Над их головами в темной вышине сверкали многочисленные точки, медленно проходя свой круг с одного места небосвода на другое. Они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. А там, где днем сверкал огромный яркий круг Солнца, ночью разгоняя тьму, сверкала Луна. Небо было нужно человеку во всем и всегда. Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звездам путники находили направление. У звезд спрашивали, скоро ли утро. По звездам определяли, когда придет весна. Люди подолгу смотрели на небо, как зачарованные, любовались, удивлялись и думали, думали, думали… Что такое звезды? Как они появились на небе? Почему они рассыпались по небу именно так, а не иначе? Почему светит Солнце?

Но на эти вопросы не могли найти ответа. Поэтому астрономия из всех остальных наук многие тысячелетия жила со словами: «смотри и думай»!

Как вы считаете, почему? (ответы детей)

Большие расстояния отделяют человека от звезд, планет и Солнца. До них не долетишь, не дойдешь, а тем более – не дотянешься рукой, не проведешь ни опытов, ни экспериментов под названием: «Рождение звезды». Можно было только вглядываться в глубину небес и сравнивать с тем, что видели вчера.

Как же люди на земле узнали, что такое черное небо, что такое Луна, что такое звезды, что такое Солнце? Ведь сколько не смотри на небо, хоть всю ночь на пролет, все равно небо кажется потолком, Солнце и Луна – плоскими светлыми блинами, а звезды – просто яркими точками.

Правильно, люди изобрели специальный прибор для изучения и наблюдения за звездами, Солнцем, планетами – телескоп.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

А как называют людей, изучающих Солнце, звезды, планеты? (астрономы).

Впервые телескоп использовал итальянский ученый-астроном Галилео Галилей. Почти 400 лет назад он построил мощный телескоп, с помощью которого ему удалось открыть многое из того, о чем раньше никто не догадывался. Оказалось, что Солнце – огромный шар, и Луна – тоже огромный шар, и звезды – тоже огромные шары. Бывает же так, что большой уличный фонарь кажется точечкой, когда до него много километров. Все, что есть в космосе, называется небесными телами. Все они очень разные.

Вот так наука астрономия прошла длинный путь от непонятного, неизведанного к первым открытиям.

Сейчас астрономы пользуются более мощными телескопами, позволяющими еще лучше изучать небесные тела. Напомните мне, что это за небесные тела?

А для исследования далеких планет, ученые сконструировали специальные устройства: ракеты, самоходные аппараты, искусственные спутники, которые позволяют астрономам, не покидая своей планеты, узнать о небесных телах. О них я расскажу в дальнейшем.

IV часть

Творчество:

Выполнение рисунка в технике граттаж.

V часть

Вопросы:

С какой древнейшей наукой мы сегодня познакомились?

Что изучает эта наука?

Как называются люди, изучающие небесные тела?

Почему девиз древних астрономов звучал так: «Смотри и думай!»?

Домашнее задание: Предлагаю вам каждому придумать свой собственный девиз для полёта к звёздам (можно с мамой или папой).

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Прощание:

"Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 2

Тема: «Историческая справка».

Программные задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать имеющиеся сведения о возникновении астрономии.
  2. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу об истории возникновения астрономии».
  3. Повторить факты и сведения о древней науке астрономии, которые узнали на предыдущем занятии: «Что за наука астрономия?», «Что изучает астрономия?», «Что такое звезды?», «Как называют людей, которые изучают астрономию?».
  4. Передать новые знания: «Какими были первые сведения о Космосе?», «Как люди представляли себе небесную сферу?», «Одни из первых астрономических приборов», «Возникновении нашего мира в мифологии»
  5. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  6. Введение слов, обозначающих элементарные понятия: телескоп, обсерватория, звездочет.

Методические приемы:

Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: придумать свой собственный девиз.

Практический:.

Наполнение сенсорной коробки (на каждом занятии)

Поделка «Телескоп» из картона и фольги

Рисунок домика с телескопом

Провести опыт с линзой

Наглядный:

Карта звездного неба.

Проектор звездного неба

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вводная часть, передача новых знаний:

 Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Изучая астрономию, мы узнаем, что происходит в космосе. Но космос настолько огромный, что все великие ученые до конца не разгадали его тайны!

Так откуда к нам пришло слово "космос"?  На самом деле это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной.

Но с чего же начать знакомство с космосом? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Мы начнем своё научное путешествие с просмотра мультфильма про Космос.

Видео:

Фрагмент мультфильма «Почемучка. Как появилась наша Вселенная» примерно на 5 минут.

Продолжение рассказа:

Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.

Показ на экране обсерватории. Обсуждение ее формы, расположения.

С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа.

(Показ «экспонатов» - иллюстраций видов нескольких обсерваторий.)

- Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей, который был установлен на одной из башен в Венеции. (Показ портрета ученого и его изобретения.)

первые телескопы имели вид трубы, в которую с двух концов были вставлены линзы – увеличительные стекла (показ линз). Со временем люди научились строить огромные линзовые телескопы – в несколько раз больше человеческого роста. Но они были громоздкими и давали небольшое увеличение.

Опыт:

Каждому ребенку по очереди дается очень мелкое изображение и лупа. Смотрим на картинку без лупы, потом через нее. Делаем вывод, что линзы увеличивают изображение.

Продолжение рассказа:

Позднее появились телескопы, в которых изображение увеличивалось в тысячи раз. Человек без приборов может видеть 5000 звезд, а с помощью телескопа – гораздо больше.

Сейчас ученые изобрели космические телескопы (показ иллюстраций), радиотелескопы (показ иллюстраций). Они в десятки тысяч раз лучше оптических телескопов и могут многое рассказать нам о далеких звездных мирах.

Вопросы:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

- Гагарин

- Титов

- Леонов

- Комаров

- женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Творчество:

Рисунок домика с телескопом.

Рассказ педагога:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

В древности люди считали Землю плоской, подобно блину или полукруглой, словно горбушка хлеба, лежащей на трёх слонах, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Черепаха плыла в необозримо огромном океане. Когда случались землетрясения, люди полагали, что это морское чудовище бьёт хвостом и вызывает волны, которые качают плоскую землю. Над землёй, подобно натянутому потолку, располагалось небо с множеством звёзд. 

Какой формы Земля на самом деле?

Земля похожа на шар, но не обладает формой идеального шара. Ещё великий английский учёный Исаак Ньютон предполагал, что Земля должна быть сплюснута у полюсов из-за действия силы тяжести.

Но на самом деле Земля -  не строгая геометрическая фигура, на ней есть многочисленные выступы — горы, впадины — моря и океаны.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Творчество:

Телескоп из картона и фольги

Вопросы:

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз. (Обсерватория)

 В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

 Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес. (Телескоп)

 Звезды все наперечет

 Знает мудрый… (Звездочет)

Вопросы по занятию:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

Какой формы Земля на самом деле?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 3

Тема: «Великие астрономы».

Программные задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать имеющиеся сведения о великих астрономах.
  2. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня мы познакомимся с великими астрономами».
  3. Передать определенные неизвестные или ранее познанные факты и сведения о древней науке астрономии: «Кто такие астрономы», «Какие открытия стали наиболее удивительными»
  4. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  5. Введение слов, обозначающих элементарные понятия: астроном, небесные тела, открытия.

Методические приемы:

  1. Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: найти информацию об одном великом открытии в астрономии.

  1. Практический:

Поделка «Шляпа звездочета»

Аппликация по образцу «Астроном»

Наполнение сенсорной коробки (на каждом занятии)

  1. Наглядный: карта звездного неба.

Проектор звездного неба        

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вводная часть, уточнение знаний:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

Какой на формы Земля на самом деле?

Зачем нужны обсерватории?

Вопросы

Дети, а вы знаете, кто такие астрономы? Какие великие астрономы совершили выдающиеся открытия?

Рассказ педагога (желательно использовать ТСО – демонстрация изображения звездного неба).

На протяжении веков, люди смотрели на небо и удивлялись его тайнами. В течение последних нескольких веков, некоторые из них выделялись среди остальных и расширили наши знания о Вселенной, в которой мы живем. Это знаменитые астрономы сделали наиболее выдающийся вклад в астрономии.

Видео:

Просмотр фрагмента мультфильма «Почемучка. Важнейшие открытия в астрономии ХХ века»

Продолжение рассказа:

Революция Коперника

Николай Коперник – ученый-астроном, который считается одним из зачинателей научной революции. В труде «О вращении небесных сфер», опубликованном в 1543 году, Коперник совершил открытие, что Солнце является звездой, вокруг которой движется Земля и остальные планеты. Раньше люди думали, что это Солнце крутится вокруг Земли.

Подвижная игра:

Один ребенок выбирается солнцем, остальные планетами. Сначала «Солнце» ходит вокруг каждой планеты. Затем дети-планеты ходят вокруг Солнца. Обращаем внимание на открытие Коперника.

Галилео Галилей

Еще одно важное открытие совешил Галилео Галилей – итальянский астроном. Одной из самых известных его заслуг является изобретение телескопа. Ученый создал первый в мире оптический прибор с линзами, чтобы наблюдать за небом. Благодаря телескопу физик-астроном определил, что поверхность Луны не гладкая, как считали раньше. Обнаружил, что на Солнце есть пятна. Он был убежден, что Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси, чем вызывает приливы и отливы океана

Показ на экране сначала далекое изображение луны, затем приближенное, рассматриваем кратеры.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

  1. - Гагарин
  2. - Титов
  3. - Леонов
  4. - Комаров
  5. - женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Творчество

  1. Лепка звезд из пластилина. Ракеты опускаем в сенсорную коробку.        

  1. Аппликация по образцу «Астроном»

Продолжение беседы

Иоганн Кеплер

Ученый-астроном Иоганн Кеплер считал, что астрономия является ответом на загадки тайной связи между космосом и человеком. Своими знаниями он пользовался, чтобы предсказывать погоду и урожайность. Он ввел понятие орбит. Все научные взгляды Кеплера были окутаны мистикой и волшебством.

Творчество:

 Поделка «Шляпа звездочета»

Вопросы:

 Почему людям было интересно изучать небесные тела?

Как в древности люди заметили, что рисунок на небе меняется?

Какое необычное открытие сделал Коперник? А что изобрел Галилео Галилей? А что мог предсказывать Кеплер?

Почему люди, которые не были учеными, не верили астрономам?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Домашнее задание:

Узнать о великих открытиях в астрономии.

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 4

Тема: «Солнечная система»

Астрономический знак Солнца

Программные задачи.

  1. Продолжить работу по приобщению детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира (о Солнечной системе).
  2. Уметь правильно давать ответы и предположения при разборе проблемных ситуаций во время беседы о Солнечной системе.
  3. Активизировать поисковую деятельность детей в процессе проведения опыта «Далеко - близко».
  4. Обогатить словарь путем введения определенных слов в практику общения: орбита, Солнечная система.
  5. Упражнять в порядковом счете при пересчете планет и печатании букв.

Методы и приемы:

  1. Словесный:

а) вопросы проблемного характера;

б) уточнения педагога в виде небольших рассказов;

в) рассказ педагога.

  1. Практический: провести опыт на тему «Далеко - близко».

Поделка – солнечная система

  1. Наглядный:

а) использовать схему Солнечной системы, фотографии ученых – астрономов.

б) раздать детям схему для раскрашивания с родителями.

в) рисование Солнечной системы детьми в ходе беседы

Ход:

I часть

  • Дети, вы узнали о самой древнейшей науке, которая изучает Солнце, звезды, планеты и другие небесные тела.
  • Как называется эта наука? (астрономия)
  • Что она изучает? (небесные тела)
  • Какие приборы помогают астрономам изучать небесные тела?

Правильно, не покидая своей комнаты, астрономы с помощью телескопов, искусственных спутников узнают о далеких планетах, о Солнце, Луне, звездах – изучают Солнечную систему.

II часть

  • Дети, а вы знаете, как устроена Солнечная система, какие законы движения в ней? А хотите узнать?
  • Я сегодня расскажу вам, как расположены планеты в Солнечной системе, о значении Солнца в жизни планет.

III часть

Раньше, много-много лет назад жил ученый-астроном Птолемей. Он предполагал, что Земля – центр мира, а Солнце и другие планеты – вращаются вокруг Земли. Но, спустя много лет, другой ученый-астроном – Николай Коперник доказал всем, что

Солнце – центр мира, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. Ни одна планета никогда не сталкивается с другой, потому что они находятся в космосе очень далеко друг от друга. У каждой планеты свой путь, свой круг, по которому она движется вокруг Солнца – своя орбита. Ни одна планета никогда не уйдет от Солнца. Все они связаны с Солнцем. Это одна дружная семья. Порядок в этой семье образцовый. Солнце – глава семьи.

Итак, я думаю, вы догадались сами, почему определенный порядок планет вокруг Солнца называется Солнечной системой? (Потому что Солнце – центр мира).

Всего в Солнечной системе 9 планет. Давайте вспомним их название и расположение (на схеме выкладываются Солнце и 9 планет)

Детям раздаются схемы Солнечной системы, на которых есть только солнце и орбиты. По ходу рассказа рисуются планеты. На экране демонстрируется, как они выглядят.

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий.

Вторая планета – Венера.

А третья планета – это наша Земля.

Четвертая планета – Марс.

Пятая планета – самая большая в нашей Солнечной системе – это Юпитер.

А вот Сатурн – планета с кольцами – шестая от Солнца.

Седьмая планета – Уран.

Восьмая планета – Нептун.

Самая дальняя планета от Солнца – это Плутон.

Все эти планеты разного размера, но они все значительно меньше Солнца, которое находится в центре.

  • Дети, а Солнце - это звезда или планета? (звезда). Правильно. Солнце – это звезда. Звезда не меняет своего места на небе. Солнце – огромный раскаленный шар на небосводе. Оно состоит из огня. Ничего твердого внутри у него нет. Если бы был великан больше Солнца, он мог бы свободно проткнуть его палкой, как протыкают огонь костра. Солнце от этого не испортилось бы, а вот палка сразу бы вспыхнула и сгорела.

Далеко ли до Солнца? Пешеходу надо идти до Солнца 2000 лет, на автомобиле ехать 200 лет, даже на ракете лететь до Солнца – 20 лет. Сядут в ракету мальчики, а выйдут - бородатые дяденьки.

Зато солнечный луч достигает Земли за 8 минут. Вот это скорость!

Творчество:

Солнечная система. Изготовление солнечной системы, используя пластилин и деревянные шпажки

Почему Солнце такое большое, а нам кажется маленьким? Кто видел самолет вблизи, какой он? (ответы детей)

А кто видел самолет в небе? Какой он? (ответы детей)

Как же это объяснить: на Земле мы видим большой самолет, а в небе – большую движущуюся точку (ответы детей).

Правильно. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вот поэтому нам и кажется, что Солнце небольшое. А на самом деле оно огромное, просто находится очень-очень далеко от нас.

Звезды очень похожи на наше Солнце. Они тоже состоят из огня. Звезды, как и Солнце – огромные огненные шары, некоторые из них даже больше Солнца. Просто Солнце ближе к нам, чем другие звезды. Поэтому Солнце так ярко светит и греет. А звезды от нас гораздо дальше, чем Солнце, поэтому и свет от них слабый, и тепла совсем нет.

А хотите это проверить?

Опыт:

Давайте проведем опыт «Далеко - близко» (познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха). Нужно: настольная лампа, длинная линейка. Ход: включить лампу, представив, что это Солнце. Поместить руку на расстоянии 10 и 100 см. от лампы. Определить, где выше температура. Дети делают вывод: чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на объект. Значит, он не сможет сильно нагреться.

Мы с вами убедились на опыте, что чем ближе к Солнцу, тем температура выше. А чем дальше от Солнца, тем температура ниже. Когда мы будем знакомиться с планетами, мы узнаем, что на ближайших к Солнцу планетах – жара, а на отдаленных – холод.

Как долго мы с вами путешествовали! Вот какой огромный космос! И все это – совершенно пустая пустота.

IV часть

Вопросы:

Солнце – это звезда или планета?

Сколько планет в Солнечной системе?

Где жарче – ближе к Солнцу или дальше?

Почему самолет в небе кажется большим?

Домашнее задание:

А чтобы вы лучше запомнили строение Солнечной системы, я подарю вам вот эти схемы. Раскрасьте их вместе с родителями дома, подпишите печатными буквами названия планет, укажите их порядковый номер.

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 5

Тема: «Солнце»

Программные задачи.

  1. Продолжить работу по приобщению детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира (о Солнце).
  2. Уметь правильно давать ответы и предположения при разборе проблемных ситуаций во время беседы о Солнце.
  3. Познакомить детей с удивительными фактами о Солнце
  4. Обогатить словарь путем введения определенных слов в практику общения: звезда, затмение, вспышки.
  5. Дать справку мифах и легендах о Солнце.

Методы и приемы:

  1. Словесный:

а) вопросы проблемного характера;

б) уточнения педагога в виде небольших рассказов;

в) рассказ педагога.

  1. Практический: провести опыт на тему «Солнечное затмение».

Научить показывать фигуры теневого театра

Поделка – солнце крупой

  1. Наглядный:

а) использовать изображения солнца, солнечного затмения, древних богов Солнца.

в) 2 шара и настольная лампа для проведения опыта.

Ход:

Вводная часть:

А что Ты знаешь о Солнышке?

Какого оно цвета?

Какую пользу приносит растениям и животным?

Как далеко оно от нас?

Давай попробуем вместе отгадать солнечные тайны.

Спроси своих друзей, какого цвета Солнце. Ответы будут примерно такими: желтого, оранжевого. В действительности же оно белое!

Вот смотрим на Солнышко — и, кажется, что нет ничего более яркого в целой во Вселенной. И ошибаемся мы! Примерно 15% звезд в галактике ярче, чем наше Солнце.

Большинство из нас говорят, что Солнце неподвижно стоит на месте, а планеты вращаются вокруг него. Это правда, но не совсем. Солнце вращается вокруг центра галактики. 

Солнце, а точнее его ультрафиолетовое излучение  антисептик. Оно убивает микроорганизмы, которые вызывают различные инфекции.

Наверняка, такое явление, как затмение, тебе известно. А знаешь ты, что в течение года их может быть не менее двух. Они едва заметны, но 1 раз в 200-300 лет мы можем наблюдать полное затмение Солнца.

Опыт:

Что потребуется : два шара разного размера, фонарик.

Пусть больший шар будет нашей планетой. Положи этот шар на стол. На расстоянии 20 см от «Земли» расположи меньший шар. Он будет изображать Луну.
Теперь нужно показать солнечный свет. Пусть фонарик играет роль Солнца. Посвети фонариком на «Землю» с расстояния в 60 см. «Луна» должна находиться между фонариком и «Землёй».

Результат 
На поверхности большого шара появится тёмное пятно. Оно будет светлее по краям и наиболее тёмным в центральной части. Если смотреть со стороны «Земли», то часть фонарика будет закрыта меньшим шаром.

Объяснение 
В моменты затмения Луна препятствует прохождению солнечных лучей. Она отбрасывает на Землю двойную тень. Тёмная средняя часть называется полной тенью, более светлые края пятна – полутенью.

Продолжение рассказа:

Солнце – самый главный объект всей космической системы. Оно не является планетой, как наша Земля. Солнце – огромная звезда невероятно больших размеров. Чтобы достигнуть таких же размеров, понадобится увеличить нашу планету в миллион раз!

Вся космическая система, в которой и находится наша Земля, называется Солнечной. Такое название она получила в честь этой великой звезды, ведь Солнце занимает 98% общей материи, и только 2% приходится на долю других планет, космической пыли, астероидов, комет и газа.

А интересовались ли вы, дети, какое название имела эта гигантская звезда раньше? Древние греки называли Солнце – «Гелиос», а в Древнем Риме эту звезду величали «Соль». Солнце известно всем народам мира, и с этим именем большой звезды знакомы даже маленькие дети.

Солнце имеет слишком высокую температуру тепла, поэтому осуществить высадку астронавтов на его поверхности, невозможно. Однако и на этой звезде есть более холодные области, которые называются «солнечные пятна». Их температура несколько ниже, чем на других раскаленных участках Солнца, но и эти пятна достаточно горячие для человека.

Чтобы наблюдать за солнечными пятнами с нашей Земли, астрономы применяют специальные аппараты — телескопы, обладающие защитным фильтром, что позволяет уберечь глаза от слишком яркого солнечного света.

Так как Солнце является самой большой звездой во всей Солнечной системе, оно по праву является и самым важным космическим объектом для всех других планет, и наша жизнь полностью зависит от этой грандиозной и невероятно теплой звезды, дарующей жизнь всем живым существам на нашей планете.

Творчество:

Солнце. Аппликация крупой.

Вопросы:

Из чего состоит Солнце?

От чего появляется Солнечное затмение?

Солнце – это самая большая звезда во Вселенной?

Что означают пятна на Солнце?

Домашнее задание:

Чтобы вы лучше понимали, как появляются тени на объектах, я раздаю вам примеры фигур теневого театра. Дома вам нужно научиться их показывать.

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 6

Тема: «Земля»

Цель: познакомить детей с особенностью нашей планеты и историей изучения Земли.

Программные задачи.

  1. Продолжить знакомство детей с интересными фактами и сведениями о планетах Земной группы и о планете Земля.
  2. Уметь ярко, эмоционально охарактеризовать планету Земля с опорой на имеющиеся знания, полученные ранее.
  3. Учить детей делать выводы и умозаключения на основе проведения игры «Вращающаяся Земля».
  4. Развивать связную монологическую речь детей – (рассказ ребенка).
  5. Упражняться в порядковом счете планет.

Методы и приемы:

  1. Словесный:

а) объяснение с показом «Как происходит смена времен года на Земле?»

б) игровой – «Встреча с инопланетянином», «Назови время года».

  1. Практический:

а) опыт «Вращающаяся Земля»;

б) Поделка «Земля в разрезе»

  1. Наглядный:

а) таблицы Солнечной системы, астрономический знак Земли, рассматривание фотоснимка Земли из космоса.

б) Игрушка Инопланетянин.

Ход:

I часть

(Вносится глобус).

  • Дети, на что похожа наша планета? (ответы).
  • Правильно, наша планета похожа на огромный шар, она круглой формы. У нас есть уменьшенная копия – макет нашей Земли – это глобус.
  • А всегда ли люди знали, что Земля – это огромный шар? (Нет).
  • Как же люди в древности представляли Землю? (Рассказы детей, показ иллюстраций).

Представьте, дети, что за чудо –

Земля, похожая на блюдо!

На плоском блюде – лес и горы,

Равнины, реки и озера.

Как будто твердым потолком

Земля прикрыта колпаком.

Днем он прозрачный, голубой,

И Солнце по нему плывет,

А ночью – звездами, Луной

Украшен темный небосвод.

II часть

Инопланетянин: «Слушайте сообщение! Слушайте сообщение! На вашей улице приземлился межпланетный корабль. Меня зовут – Эги. Я хочу познакомиться с вашей планетой – Земля, чтобы рассказать о ней жителям своей планеты из далекой галактики».

Пригласим инопланетянина к нам на занятие? Расскажем ему о нашей планете?

III часть

Эги: «Я хочу знать, почему на Земле происходит смена дня и ночи».

Опыт «Вращающаяся Земля».

Материал: пластилин, тонкая заостренная палочка.

Ход: «На что похожа наша Земля?» (на шар). Земной шар постоянно вращается. Сделаем модель, делая пояснения (шарик – это земной шар, палочка – ось Земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима). Педагог предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.

Вывод: Земля вращается вокруг своей оси. Она совершает полный оборот за сутки (24 часа). Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую – на освещенной половине – день, на неосвещенной – ночь.

Эги: «Спасибо, дети, я понял. А как происходит смена времен года на Земле?» (объяснения педагога с показом).

Сейчас я зажгу лампу – это будет Солнце. Наша Земля – это глобус. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите, то приближаясь, то удаляясь от него, потому что орбита Земли представляет собой форму овала. Мы с вами знаем, что ось вращения Земли немного наклонена к плоскости земной орбиты. При движении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не меняется. Поэтому, в течение года, Земля оказывается наклоненной к Солнцу попеременно, то северным, то южным полюсами. Та часть планеты, которая, обращена к Солнцу, получает больше света и тепла, поэтому там наступает лето. А на том полушарии, которое удалено от Солнца, наступает зима.

  • Почему? (эта часть планеты получает мало света и тепла).
  • Давайте поиграем! Я поставлю человечка на модель Земли и буду вращать «Землю» вокруг «Солнца», а вы говорить, какое время года там. Где человечек.

Педагог: Дети, за сколько месяцев Земля совершает свой оборот вокруг Солнца? (за 12). Назовите их (Январь,…). Правильно! Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 12 месяцев (365 дней), что составляет земной год. А сколько времен года сменяется на Земле?

(Верно. Четыре времени года).

Эги: «Спасибо! Мне было очень интересно узнать, почему на Земле наступает то лето, то зима! Дети! Расскажите теперь об особенностях вашей планеты!»

Педагог: Эги! Астрологический знак нашей планетыhttps://refdb.ru/images/743/1484908/60d62fa9.gif . По размеру Земля больше Венеры, но меньше Урана (показ схемы). У нее есть спутник – Луна. «Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса. Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета! Эги, нам бы очень хотелось иметь фотоснимок нашей планеты из космоса.

Эги: «Спасибо, земляне! Я так много узнал о вашей прекрасной планете! Берегите ее! Я хочу подарить вам фотоснимок вашей «голубой» планеты из космоса.

Педагог: «Спасибо, Эги!»

Педагог и дети рассматривают фотоснимок, отмечают, где вода, суша и облака.

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живем на ней,

И любим мы ее просторы,

        Ее леса, моря и горы.        

Творчество:

Модель Земли из пластилина. В конце разрезаем зубной нитью, смотрим Землю в разрезе.

Продолжение рассказа:

Педагог: Дети, мы знаем, что планета Земля входит в состав Солнечной системы. Но также есть ее одна особая группа. Она так и называется – Земная группа. Существуют четыре планеты Земной группы в нашей Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Планеты Земной группы нашей Солнечной системы также известны как внутренние планеты, потому что эти планеты ближе всего расположены к Солнцу.

По данным Международного астрономического союза, планета Земной группы представляет собой небесное тело, которое:

  • имеет мало спутников или не имеет их вообще;
  • имеет слабое магнитное поле;
  • имеет близко расположенную орбиту по отношению к другой планете Земной группы;
  • не имеет систему колец.

Планеты Земной группы также имеют изменяющийся ландшафт, например, вулканы, каньоны, горы и кратеры.

Еще одна общая черта среди планет Земной группы: у них очень мало, либо совсем отсутствуют спутники. Меркурий и Венера совсем не имеют спутников, у Земли – один, у Марса – два крошечных спутника. Кроме того, планеты Земной группы не имеют планетарных колец.

Вопросы:

Какие планеты входят в Земную группу?

Что у них общего?

Что вы узнали о Земле?

Почему сменяется день и ночь?

Почему сменяются времена года?

Домашнее задание: В следующий раз я расскажу вам о людях, которые летают в космос, исследуют небесные тела – о космонавтах и астронавтах. А чтобы Эги смог не только рассказать жителям своей планеты о Земле, но и показать ее, предлагаю вам дома нарисовать рисунки о Земле.



Предварительный просмотр:

Занятие 7

Тема: «Луна».

Программные задачи:

  1. Продолжить работу по приобщению детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира (о Луне).
  2. Уметь правильно давать ответы и предположения при разборе проблемных ситуаций во время беседы о Луне.
  3. Познакомить детей с удивительными фактами о Луне
  4. Обогатить словарь путем введения определенных слов в практику общения: спутник, атмосфера, кратеры.

Методические приемы:

  1. Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: узнать про фазы луны.

  1. Практический:.

Макет атмосферы

Опыт с мукой

Опыт с солнечными зайчиками

Поделка из соленого теста «Луна»

  1. Наглядный: карта звездного неба.

Проектор звездного неба

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вопросы на повторение материала:

Что вы узнали о Земле?

Почему сменяется день и ночь?

Почему сменяются времена года?

Какие планеты входят в Земную группу?

Что у них общего?

Вводная часть, передача новых знаний:

Ребята, скажите, что вы делаете, когда не хотите на улице попасть под дождь? А как вы летом спасаетесь от очень сильной жары? А если дома, в кроватке вам стало вдруг холодно, что вы сделаете?

Попробуйте разгадать загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Вопросы:

  1. А зачем Земле нужно такое одеяло? От чего ей нужно спасаться?
  2. Как называется такая защитная оболочка?
  3. У всех ли небесных тел она есть?

Вся наша планета окутана плотным слоем воздуха. Называется этот слой атмосферой Земли. Чем ближе воздух к поверхности, тем он плотнее. Поднимаясь выше, можно почувствовать, как плотность воздуха уменьшается, он становится разреженным. А там, где кончается атмосфера и начинается космос,— безвоздушное пространство.

Без атмосферы на Земле не было бы жизни, потому что живым существам нечем было бы дышать. Воздушная оболочка защищает Землю от испепеляющего солнечного жара и космического холода.

Если бы Земля не была покрыта воздушной оболочкой, человечество страдало бы от небесных снарядов — метеоритов. Прежде чем упасть на землю, метеориты сталкиваются со слоями атмосферы, их полет замедляется, они раскаляются и сгорают, не причиняя землянам вреда.

Творчество:

Изготавливаем макет атмосферы. Детям выдаются полоски бумаги разных оттенков синего цвета (от светлого к темному) с напечатанными названиями слоев атмосферы: тропосфера (6-18км), стратосфера (50км), мезосфера (50-85км), карман (85-100км), термосфера (100-690км), экзосфера (выше 690км)

Наклеиваем на лист бумаги в определенном порядке снизу вверх под объяснение педагога:

Тропосфера (6-18км): Здесь возникают облака, образуются туманы. Это «кухня погоды». Рисуем облака и самолет.

Стратосфера (50км): Здесь находится озон жизненно важный газ.

Мезосфера (50-85км): Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов). Рисуем комету.

Карман — это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)

Термосфера (100-690км): Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты. Рисуем ракету

И добро пожаловать в экзосферу, которая расположена выше 690км. Рисуем звезды.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

  1. - Гагарин
  2. - Титов
  3. - Леонов
  4. - Комаров
  5. - женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Рассказ педагога

Вот мы с вами и вышли за пределы атмосферы и оказались в открытом космосе. А какое небесное тело ближе всего к Земле?

Не только люди, но и, видимо, планеты "мечтают" иметь надежного спутника. Планете Земля в этом смысле очень повезло: она обладает естественным спутником - Луной, которая в 4 раза меньше нашей планеты и вращается вокруг Земли подобно тому, как сама Земля вращается вокруг Солнца. Спутник – это тело, которое вращается вокруг другого более крупного тела и удерживается силой его притяжения. Полный оборот вокруг нашей планеты Луна делает за 27 дней, однако с Земли всегда видно только одну ее сторону. 

Ребята, как вы думаете, у луны есть атмосфера? Давайте проведем опыт.

Опыт «Луна»

В миску с мукой бросаются камешки. Видим, что на поверхности остаются вмятины. Это кратеры. Делаем вывод, что у Луны атмосферы нет.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Продолжение беседы:

Давайте вспомним, какие небесные тела могут светить сами, как они называются? (звезды). А Луна может освещать Землю, как вы думаете? Можем ли мы видеть ночью? (Да). Это значит, Луна – это звезда? (нет). Давайте проведем еще один опыт.

Опыт с зеркальцем.

Включив лампу (солнце), пытаемся пустить солнечного зайчика с помощью зеркала. Делаем вывод, что луна отражает свет солнца.

Творчество:

Изготовление Луны из соленого теста

Вопросы по занятию:

Что такое атмосфера? Зачем она нужна?

У всех ли космических тел есть атмосфера?

Что такое спутник?

Что такое кратеры? Откуда они появляются? Почему из нет на Земле?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Домашнее задание:

Узнать, почему мы видим луну разных размеров.

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!



Предварительный просмотр:

Занятие 8

Тема: «Космонавты».

Программные задачи:

  1. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу о самой редкой и необычной профессии – о космонавтах»
  2. Повторить факты и сведения о древней науке астрономии, которые узнали на предыдущем занятии: «Что такое атмосфера? Зачем она нужна? У всех ли космических тел есть атмосфера? Что такое спутник? Что такое кратеры?  они появляются? Почему из нет на Земле?».
  3. Передать новые знания: Кто такие космонавты? Что нужно, чтобы стать космонавтом? Зачем нужен скафандр? Как летает ракета?
  4. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  5. Введение слов, обозначающих элементарные понятия:, космонавт, скафандр, ракета.

Методические приемы:

  1. Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: выучить загадки про космонавтов.

  1. Практический:.

Наполнение сенсорной коробки (на каждом занятии)

Аппликация «Ракета»

«Дорисуй космонавта»

  1. Наглядный: карта звездного неба.

Проектор звездного неба

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вопросы на повторение материала:

Что такое атмосфера? Зачем она нужна?

У всех ли космических тел есть атмосфера?

Что такое спутник?

Что такое кратеры? Откуда они появляются? Почему из нет на Земле?

Вводная часть, передача новых знаний:

Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. А кто из вас хотел бы отправиться в космос? Очень многие мечтают стать космонавтами. Однако, несмотря на такую популярность, эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату. Именно поэтому нужно знать, какие требования предъявляются к будущему космическому пилоту, потому что работать над собой надо начинать уже в детстве. 

Вопросы:

  1. Как вы думаете? Можете ли вы прямо сейчас полететь в космос?
  2. Что должен уметь и знать будущий космонавт?
  3. Что космонавт должен взять с собой?

Творчество:

«Дорисуй и раскрась космонавта» Детям раздаются раскраски с недорисованными элементами. По ходу рассказа педагога дети дорисовывают.

Рассказ педагога

Для того чтобы попасть в Космос, человеку нужен космический корабль. Но если нужно будет выйти из корабля в открытый Космос, нужна мощная защита, скафандр. Это специальный костюм, который предохраняет космонавта от очень высоких и очень низких температур, космического мусора, губительных солнечных лучей. На поверхности Земли от этого нас защищает атмосфера, но в открытом Космосе именно скафандр играет роль такой же защитной оболочки. Даже один маленький прокол в скафандре может привести к гибели, ведь через него уйдет воздух, без которого человек не сможет дышать. Кроме того, скафандр космонавта должен быть соединён с кораблём тросом, иначе тот не сможет вернуться обратно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СКАФАНДРЕ?

• Внешний слой скафандра и прозрачный пластиковый шлем защищают от вредной солнечной радиации и частичек космической пыли.

• Внутри шлема циркулирует кислород, что предотвращает запотевание пластика.

• В мягком внутреннем слое скафандра проходят трубки с водой для охлаждения или подогрева тела космонавта.

• В рюкзаке на спине есть запас кислорода для дыхания космонавта. Кислород поступает из баллона, его запаса хватит на 7 часов.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

  1. - Гагарин
  2. - Титов
  3. - Леонов
  4. - Комаров
  5. - женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Продолжение беседы:

Итак, если профессия космонавт – это ваш твердый выбор, вы должны в первую очередь тщательно следить за своим физическим состоянием. Крепкое, практически идеальное здоровье – главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях. Кроме того, будущий космонавт должен уметь сохранять спокойствие и не поддаваться панике в любой ситуации. Также, он не должен быть подвержен приступам тоски. Ведь находиться так далеко от дома неопределенное время сможет не каждый.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Гимнастика для глаз:

Выполняем зарядку для глаз, следим за ракетами на экране.

Продолжение беседы:

На чем космонавты летают в космос? Давайте проведем опыт, чтобы понять, как ракета может летать.

Опыт с шариками:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами.  А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета — он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень — самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Творчество:

Аппликация из геометрических фигур «Ракета»

Вопросы по занятию:

Кто такие космонавты?

Что нужно, чтобы стать космонавтом?

Зачем нужен скафандр?

Как летает ракета?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Домашнее задание:

Выучить загадки про космонавтов и не забывать делать зарядку каждый день.

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!