публикации

Вазанкова Светлана Витальевна

на данной странице будут помещены мои публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.В.Вазанкова, преподаватель русского языка и литературы высшей категории.

ГБОУ СПО "Амурский медицинский колледж", г.Благовещенск.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСАКИХ КАДРОВ

Адаптация слабослышащих студентов к условиям обучения в медицинском колледже

Некоторые  учебные заведения среднего профессионального образования принимают студентов  с нарушением слуховой функции. Вот и наше учебное заведение в 2007 году приняло в свои ряды студентов с нарушением слуха.

Преподаватели, которые начали работать с данной группой, при  составлении конспекта урока обязательно должны были учитывать особенности  развития речи слабослышащих студентов и их восприятия окружающего мира.

В современном мире, когда реки информации вливаются в нашу жизнь бурным потоком, когда даже слышащие люди не успевают разобраться в этом потоке, слабослышащим студентам очень сложно ориентироваться во всём многообразии наук.

Перед педагогическим коллективом встала задача: обучить студентов так, чтобы они вышли из стен колледжа квалифицированными и конкурентоспособными специалистами, которые бы могли конкурировать со слышащими студентами при поступлении на работу.

Так как я являюсь преподавателем русского языка и литературы, то пример адаптации слабослышащих студентов к условиям обучения в медицинском колледже буду приводить, исходя из своего опыта.

С первой проблемой, с которой мне пришлось столкнуться, - это незнание языка слаболыщащих студентов. Но здесь мне помог сурдопереводчик, который присутствовал на уроках в группе. Вторая проблема: несформированность грамматического строя речи. А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвящённых этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.

Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутьё.

На втором этапе происходит осознание языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствований языковых навыков.

На уроках эти знания формируются и закрепляются различными видами упражнений и заданий. Изучая тему «Орфография» студентам даются задания на правописание безударных проверяемых гласных в корне. Например: вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова: з..ркала, препод..ватель, озн..меновать и др. Затруднение  в выполнение этого задания вызывает подбор однокоренных слов, т.к. слабослышащие студенты не знают лексического значения многих слов.

После знакомства с новым материалом обязательно проводится закрепление. Студентам даётся задание самостоятельно выполнить упражнение (тетради с классной работой не закрываются). Если слышащие студенты выполняют работу за 5-10 минут, то эти студенты – за 30 минут.

В своей речи слабослышащие студенты часто допускают ошибки в согласовании существительного и прилагательного (зелёный яблоко), существительного и глагола (собака бегут по лугу). Наречия, местоимения и предлоги они практически не употребляют в своей речи, так как эти части речи для них являются абстрактными, и они не могут их себе представить.

Поэтому мною были разработаны упражнения, в которых нужно правильно вставить окончания глаголов, подобрать подходящий предлог, вставить наречие.

Одним из важных этапов развития грамматической речи являются уроки по развитию речи. Данные уроки выполняют пропедевтическую функцию: учат связной речи, развивают лексический запас языка, осваивают способы сочетаемости и конструирования предложений.

На этих уроках слабослышащие студенты учатся составлять тексты разных типов речи: повествование, описание, рассуждение. Причём для написания сочинения - рассуждения каждому студенту даётся своя тема, которая подбирается с учётом особенностей характера и интересов студентов.

Очень хорошо помогают развитию речи и логического мышления такой вид заданий как «Допиши предложение…»

-Я пришёл учиться в колледж…

-Преподаватель задал домашнюю работу…

-Я выбрал эту специальность…

Упражнение «Ролевые игры» помогают студентам ориентироваться в любой речевой ситуации. Они получают задание: составить диалог и обыграть его. Сначала работа идёт тяжело, но постепенно студенты увлекаются и начинают придумывать диалоги, состоящие из 10 – 15 предложений.

Осваивая лексику, слабослышащие студенты включаются в различные виды работы: интеллектуальной, поисковой, практической. Работая со словарями, они учатся быстро находить нужное слово, знакомятся со строением словарной статьи.

С большим удовольствием учащиеся выполняют такие задания по лексике, как «Подбери синонимы к словам»: всадник, актёр, пилот, неряха и др. «Подбери к словам слова молодёжного сленга»: девушка, юноша, родители, танцы… Слова молодёжного сленга даются в словах для справок в перепутанном варианте. Выполнение этих упражнений развивают их лексический запас и укрепляют мыслительную деятельность.

На втором курсе студенты непосредственно знакомятся с медицинскими предметами, поэтому получают задания с медицинской тематикой:

  1. Дайте лексическое значение медицинским терминам: пальпация, астигматизм, анемия и т.д.
  2. Расшифруйте аббревиатуры: ГОМК, ЧДД, ХАГ и др.

Формирование грамматического строя русского языка основывается на принципе обеспечения речевого общения (коммуникации) и обеспечивается речевой деятельностью учащихся в процессе обучения. Роль учителя в этом виде деятельности немаловажна, так как от его подачи и объяснения материала зависит % усвоения оного.

Что же касается уроков литературы?

На данном современном этапе у многих людей просто не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественных произведений. Некоторым людям телевидение и интернет заменяют хорошую книгу. Нельзя сказать, что это плохо. Но на телевидении нет программ с сурдопереводом, и это затрудняет информационное восприятие той или иной образовательной программы. Но глухие люди тоже умеют читать. Но не всегда они могут правильно разобраться в непростых человеческих отношениях, в поступках людей, через которые проявляется характер героев произведений. Вот тогда и приходит на помощь такой предмет, как «литература».

Очень часто чтение компенсирует недостаточность речевой практики, влияет на развитие и совершенствование устной и письменной речи. Слабослышащие студенты не могут полностью «вжиться» в образы художественной литературы. Поэтому здесь важна роль педагога, способного перейти от объяснения простейших явлений к сложным философским и художественным обобщениям.

В группе слышащих студентов всё можно объяснить словами. В группе слабослышащих студентов это не получится. Здесь надо использовать дактильно - жестовую речь. Преподаватель должен не только доходчиво объяснить, но и зримо подать материал. Нужно до студентов донести всю суть переживания персонажей, помочь «увидеть» окружающую обстановку. Так как я не владею ни дактильной, ни жестовой речью, донести всю суть произведения не всегда получается. Вот тогда мне на помощь приходят сами студенты. Они показывают мне определённые жесты, которые я потом использую в своей работе.

Эмоции при изучении литературы также важны. Эмоциональная подача текста помогает более осознанному восприятию произведения. Оно становится более зримым, возникает обратная реакция студентов. Среди студентов есть не только слабослышащие, но и глухие. Но даже эти обстоятельства не освобождают их от чтения вслух и цитирования стихотворений наизусть.

На уроках литературы я также использую презентации. В век компьютерных технологий на уроках можно использовать новые компьютерные инновации. Мультимедийное обеспечение позволяет формировать информационные потоки. Интерактивность обеспечивает обратную связь. Сейчас даже многие студенты приносят на урок электронные книги. Использование компьютерных технологий снижает психофизические нагрузки на педагога и учащихся.

При изучении жизни и творчества писателей презентации являются одним из важных элементов. Студентам даётся задание выбрать из всего материала самое главное. Это помогает мобилизовать мозговые функции студентов. В конце работы им задаются вопросы по прочитанному и записанному.

Презентации являются не только иллюстрацией к рассказу учителя, но и служат средством обучения. При прочтении стихотворений текст обязательно выводится на экран. Вместе со студентами мы расставляем паузы, разбираем непонятные слова. Это позволяет правильно понять и прочитать текст, не искажая его.

При изучении лирики Блока можно использовать (для сравнения) стихотворения Лермонтова, Некрасова, Пушкина. Учащиеся наглядно могут проследить за тем, как сплетаются темы этих произведений.

Рассказ учителя, опирающийся на слайды-схемы, значительно облегчает усвоение многих сложных тем.

Постепенно учащиеся сами переходят к составлению презентаций, т.к. при составлении конспекта им трудно выбрать главное. А вот в презентацию всё не включишь, поэтому они начинают выбирать материал таким образом, чтобы на слайд поместилось как можно меньше текста. Также они учатся графически оформлять презентации.

Работа с использованием презентации также способствует тому, что у студентов начинает развиваться речь. К сожалению, когда возникают трудности во время связного ответа, студенты стразу переходят на дактильную или жестовую речь. Слайды презентации позволяют этого не бояться. При составлении презентации материал хорошо запоминается и визуально.

В эффективности уроков литературы помогают ещё такие виды как уроки-экскурсии (в музеи, в библиотеки), киноуроки. При проведении киноуроков помогает сурдопереводчик. Если по каким-то причинам он не может присутствовать на уроке, то слабослышащему студенту заранее даётся задание просмотреть фильм и озвучить его перед группой. Студенты с удовольствием выполняют такую работу, т.к. чувствуют свою значимостью.

В заключении можно сказать, что формированию речи на уроках русского языка и литературы уделяется огромное внимание. Конечно, на уроках, отведённых программой, нельзя полностью обучить речевым навыкам. Но даже и то, что мы успеваем проходить на уроках, имеет огромное значение. На старших курсах, когда студенты начинают изучать специальные предметы, они уже могут самостоятельно формировать ответы, оформляя их в правильную грамматическую и синтаксическую форму.

Но никакая, даже очень хорошая педагогическая подготовка не будет полной, если она не найдёт отзыв в умах и сердцах учащихся. Поэтому студенты являются не только получателями знаний, но и созидателями педагогического процесса. И мне очень приятно, когда слышишь от работодателей, что наши слабослышащие выпускники никаких проблем не создают на работе, и, практически, не ощущается языковой барьер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабослышащих.

2.Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности.

3.Богрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.

4.Боспис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха.