Автоматизация звуков при стертой форме дизартрии

Горбенко Елена Леонидовна

Автоматизация звуков при стертой форме дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov_pri_stertoy_forme_dizartrii.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков при стертой форме дизартрии

Если у ребенка нарушено произношение звуков , то необходима помощь логопеда ,потому что сам по себе звук не исправится. Существует несколько видов нарушений, но принцип работы над их исправлением один и тот же. Как работает логопед? Сначала Он проводит обследование речи ребенка  целиком , определяет вид нарушений звукопроизношения ,а затем   проводит коррекцию.

 Мы поговорим о коррекции только  звукопроизношения.

Существует несколько этапов коррекционного воздействия :

1.Это проведение артикуляционной гимнастики для нарушенной  группы  звуков.

 Зачем она нужна?

 Для того чтобы произнести звук наш язык должен принять определенную позицию .В образовании звуков участвует кончик ,середина и корень языка .Для каждого звука свой уклад .Например чтобы произнести звук Л кончик языка должен подняться к альвеолам (это бугорки за верхними зубами ) ,а чтобы произнести звук С кончик языка должен упереться в нижние зубы , для произнесения звуков ш и ж боковые края языка поднимаются ,образуя как бы чашечку  и т .д

Если мышцы языка работают плохо ,то выполнить полный объем движений для того или иного звука язык не может и звук произносится искаженно. Так например при межзубном произнесении звука С и З кончик языка вместо того чтобы упереться в нижние зубы вываливается наружу . Чтобы исправить подобный дефект нужно укрепить кончик языка . Сделать это можно при помощи специальных упражнений. Так называемой артикуляционной гимнастики. Логопед поможет подобрать упражнения , выполнит их с ребенком ,а задача родителей продолжать заниматься в домашних условиях.

Итак ,при помощи упражнений мы подготовили мышцы языка для постановки правильного звука.

И логопед переходит к следующему этапу ,а именно постановке звука.

 Логопед используя различные приемы вызывает у ребенка правильное звучание того или иного звука. Работа проводится обязательно перед зеркалом ,чтобы ребенок мог в дальнейшем сам себя контролировать. Цель достигнута ! Звук поставлен .Ребенок без труда теперь самостоятельно может его произнести. Почему же он все еще продолжает говорить неправильно?

Для того чтобы ребенок стал пользоваться поставленным звуком мы переходим к следующему этапу :

3.Это этап автоматизации поставленных звуков.

Ребенок долгое время пользовался неправильным звуком и привык так говорить. Теперь нужно сломать старый стереотип и выработать новый. Выработать привычку говорить правильный звук ,а не искаженный. Это не так то просто. А особенно это сложно если у ребенка стертая форма дизартрии и нарушенный фонематический слух. Но об этом позже.

Итак , на первых порах будем приучать ребенка говорить новый звук не изолированно ,а в сочетании с гласными ,в открытых и закрытых слогах. Например будем упражняться в произнесении слогов СА СО СУ СЫ и АС ОС УС ЫС. Вам кажется это легко? А вот ребенку это бывает подчас очень сложно , звук то смягчается ,то  язык снова вываливается …и ничего не получается….Не беда! Главное это терпение и тренировка! Ребенок выполняет упражнение под контролем логопеда  перед зеркалом.  Проделанную работу необходимо закрепить дома. Логопед записывает упражнения в специально отведенную для этого тетрадь и вы с ребенком продолжаете закреплять навык дома. Делать это нужно ежедневно .  Важно при повторении слогов исправляемый звук произносить утрированно ( ссса-сссо-сссу-сссы и т.д) Когда навык закрепится, мы переходим к  закреплению нового звука в словах. Для начала берутся слова , где звук стоит первым ,далее в конце слова и только потом в середине. Логопед отрабатывает с ребенком новые слова ,а родители закрепляют навык дома. Итак наш малыш уже умеет говорить слова с новым звуком , но почему же он до сих пор плохо говорит? И времени уже с начала занятий прошло не мало?

Дело в том ,что процесс автоматизации еще не закончен .Ребенок за вами и логопедом может правильно повторить  слово ,а вот самостоятельно правильно сказать не может. Главное не сдаваться и мы продолжаем автоматизировать звук дальше. Существует множество игр направленных на автоматизацию звука,где ребенок поставлен в ситуацию не повторять слово ,а самостоятельно старается его произнести ,при этом правильно произносит новый звук и логопед конечно же на индивидуальных занятиях играет в них с ребенком . Ваша задача не бросать выполнять речевые упражнения , которые дает вам логопед.

Далее мы переходим к этапу автоматизации звука в словосочетаниях .В словосочетании звук будет встречаться в каждом слове. Схема та же :логопед отрабатывает упражнения на занятии ,а родители ежедневно закрепляют материал дома. И наконец мы переходим к этапу закрепления звука в предложениях и стихах. Предложения подобраны таким образом , что закрепляемый звук встречается максимально часто. Наша с вами задача закрепить звук так ,чтобы ребенок уже наизусть знал эти предложения и говорил правильно. Но это не все . Вы должны начать контролировать речь ребенка и с назойливостью мухи поправлять каждое слово сказанное неправильно и не просто поправлять ,а заставлять ребенка произнести слово правильно. И тут вы столкнетесь с проблемой проявления негативизма в ваш адрес. Пусть вас это не останавливает ,ребенок поплачет ,потопает ножкой пообижается и привыкнет. А через некоторое время и сам начнет себя контролировать . И вот тогда это будет означать ,что наши с вами усилия не прошли даром ,процесс автоматизации запущен и ребенок встал на путь исправления. Но мы продолжаем занятия дальше. Переходим к заучиванию стихов и пересказам текстов ,в которых тоже новый звук будет встречаться максимально часто. Заучивая стихи вы должны следить ,чтобы звук произносился правильно.

Если вы добросовестно работали целый год ,помогая вашему ребенку исправить нарушенный звук,  то ваши усилия будут щедро вознаграждены ,вы будете слышать как хорошо говорит ваш малыш и радует своей речью вас день за днем ,рассказывая о своих прожитых днях и новых впечатлениях.

Если вы ссылаясь на загруженность на работе и заботы дома отлынивали от монотонного выполнения  речевых  заданий ,не поправляли малыша если он говорил неправильно ,  не прививали ему желание трудиться над собой то навык произносить звук правильно не сформируется. И ребенок так и останется косноязычным.Что в последствии может привести к различным сложностям как в общении со сверстниками так и в обучении. Помните об этом.

И в заключении я хочу вам произнести цитату: