Конкурс "Учитель года"

Будякова Наталья Александровна

Эссе для участие в конкурсе "Учитель года" 2022-2023 уч год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

    Но мы обязаны мечтать

    О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

    Сумеет личность человека.

Я, Будякова Наталья Александровна, - учитель биологии и химии в Гнездовской средней школе Смоленского района. Работаю здесь сразу по окончании Смоленского государственного университета, с 2000 года. И это единственное место моей работы.

Не буду скрывать: ответственность за работу с детьми ко мне пришла не сразу. Когда я отработала два года в школе, мне предложили поменять специальность. Делать выбор было очень мучительно. Я и сейчас хорошо помню те перспективы, которые мне обрисовывал новый работодатель. А выбор мой решил … рейсовый автобус. Я загадала: «Какой маршрут придет первым, туда и поеду работать». В этот день я уехала на работу уже привычным для меня маршрутом. И, как сейчас, помню то чувство легкости, радости, когда я стояла у школьной доски и вела урок. Именно тогда я решила: я остаюсь в школе, я буду учителем.

И вот уже чуть больше двадцати лет я работаю с детьми: способными и не очень, трудолюбивыми и чуть ленивыми, жизнерадостными и унылыми, одаренными, спортивными, увлекающимися… В общем очень–очень разными, но такими любимыми и интересными.

Какой же я учитель? Вопрос о себе в профессии задает, наверное, каждый здравомыслящий человек: «Какой я инженер? Какой я писатель? Экономист? …». Порой мне кажется, что я не так строга, как мои коллеги. Если была бы строже, то и дети лучше бы учили мои предметы.  Иногда я слишком увлекаюсь объяснением, стараясь облегчить понимание изучаемого материала. Бывает, раздражаюсь, когда дети не готовы к уроку… Но я твердо знаю одно: я не только учу других, но и учусь сама и стараюсь исправить   ошибки.

Однажды меня спросили: «А помните ли вы своих учителей?». Конечно, конечно, помню. Я помню всех своих учителей. Помню и очень им благодарна.

С наибольшим трепетом я все же вспоминаю своих школьных учителей. Наверное, потому, что именно школьный период является сенситивным в жизни каждого человека, когда идет формирование его личностных качеств. Я точно могу сказать, чему меня научил каждый из моих учителей: быть внимательным и великодушным к близким, пробовать и не бояться ошибаться, всегда выполнять свою работу хорошо, уметь отстаивать свою позицию, не оскорбляя других… Я помню, как однажды я начала жаловаться своему классному руководителю, возмущалась и осуждала поступок одного взрослого человека. Он выслушал меня и сказал: «Наташа, пусть это будет тебе примером того, как не надо поступать».

Теперь, будучи учителем, я примеряю эту фразу на себя. Она заставляет меня всякий раз задумываться о том влиянии, которое оказывает слово и поступок учителя на его подопечных. Учитель работает для того, чтобы создать такие условия, в которых мог бы реализоваться каждый ребенок. Для меня на первом месте дети, их потенциал.

Современный учитель должен быть креативным, коммуникативным, позитивным, быть учителем – другом, учителем – наставником. Быть учителем – это постоянно быть в поиске, торопиться жить, усваивая все новое, пропуская его через свой ум, свою душу. Но как важно и сохранять все то лучшее, что досталось нам от прошлого! В учительской профессии переплетается все: и умение работать с людьми, и ораторские способности, и преподавательский талант, и то, что нельзя приобрести, – любовь к детям, искренняя и бескорыстная, иначе и быть не может.

Как классный руководитель, я являюсь организатором детской жизни. И здесь часто просто пропадает личное время и пространство. Ведь самое интересное начинается после уроков: походы выходного дня, экскурсионные поездки, походы в кино, музеи, театр. И даже когда ты не с детьми, все равно думаешь о них, анализируешь произошедшее, ищешь ответы на нерешенные вопросы, планируешь дальнейшее.

Одна из самых важных, на мой взгляд, миссий учителя – возможность менять мир к лучшему. Как учитель, классный руководитель, я имею законное право влиять на мировоззрение детей. Не побоюсь сказать: мы, учителя, создаем будущее.

Так какой же я учитель? Я смотрю в глаза детей и вижу в них искорки заинтересованности. Или после уроков открывается дверь, и я слышу: «Наталья Александровна, мы выбрали проект по химии. Что нам для этого надо?»  Значит, все нормально, я смогла увлечь ребят, значит, у меня все получилось. Значит, не зря тогда восемнадцать лет назад первой пришла моя привычная маршрутка. И пусть мои ученики не станут великими учеными, известными политическими деятелями (хотя кто знает?), но если они победили себя вчерашних, стали лучше, умнее, нравственнее…, то это и мой успех.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Задатки в души молодые.

            Чтоб верный путь им указать,

             Помочь в толпе не раствориться.

             Нам не дано предугадать,

          Но мы обязаны стремиться! (Ф. Тютчев)