Математические мероприятия и методические пособия

Петрова Алла Наумовна

«Математическое заседание цифр.  Числовые суеверия» 7 классы  2014 – 2015 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

7 классы

2014 – 2015 уч. год

Учитель Петрова А.Н.

ЦЕЛИ ЗАСЕДАНИЯ:

--познакомить с историей возникновения существующей записи арабских цифр, с тайнами, числовыми суевериями, со свойствами чисел первого десятка;

--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами;

--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты, карточки, таблицы.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

Председатель.  Добрый день любители математики!

Сегодня на повестке дня очень интересный вопрос: «Тайна чисел. Суеверия, связанные с числами первого десятка». Каждое число, желающее выступить сегодня, считает, что в древности оно было самым главным и почитаемым. Так что наша с вами задача разрешить спор цифр. Но сначала полистаем историю математики.

1 ученик.  Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком  «(титло),который писали над буквой.

2 ученик.  Первые девять букв обозначали единицы, следующие девять букв—десятки, а последние девять букв—сотни

Число десять тысяч называли словом «тьма» (мы и теперь говорим: №»народу—тьма тьмущая»)

3 ученик.  Современная система записи чисел была заимствована у арабов, которые переняли ее у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы называют «арабскими», а арабы—«индийскими».

4 ученик.  Эта система была введена в Европе примерно в 1120 году английским ученым-путешественником Аделардом.

5 ученик.  К 1600 году она была принята в большинстве стран мира.

6 ученик.  Наряду с развитием науки о числах появились и различные числовые суеверия.

7 ученик.  Считалось, каждое явление природы, каждую вещь, даже каждого человека можно закодировать числом. И за каждым числом прячется тайна.

Председатель.  Давайте и мы узнаем сейчас какое наше число.

(Вывешивается таблица и объясняется, как по ней работать. Надо записать свое имя и фамилию и зашифровать каждую букву цифрой, сложить полученные цифры; если получается число больше 9, то еще сложить цифры числа, из которых оно состоит).

М-4

А-1

Е-5

С-3

Ц-3

Э-6

Н-5

Б-2

Ж-2

Т-4

Ч-7

Ю-7

О-7

В-6

З-7

У-6

Ш-2

Я-2

П-8

Г-3

И-1

Ф-8

Щ-9

Р-2

Д-4

К-2

Х-5

Ы-1

Л-2

Ь-1

Итак. вы, сидящие в этом зале, закодированы цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8 и 9.

А сейчас я представлю наших выступающих.

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

(После каждого представления, в порядке очередности, появляются ученики, на

груди которых приколоты таблички с цифрами 1,2,3,4 и т.д.)

А вот эта цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею

 А за двойкой––посмотри––

Выступает цифра три.

Тройка–– третий  из значков––

Состоит из двух крючков.

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку влево изогнула.

Цифра шесть––дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка–кочерга,

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка––

Цифровая акробатка;

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Председатель. Слово предоставляется 1.

Единица. Я считаю, что цифра 1 или число 1––самое главное число. У меня есть тому веские доказательства.

1.Любое натуральное число можно представить в виде предшествующего числа и единицы, например:

2=1+1, 3=2+1, 4=3+1

и так далее.

Итог. В древности заключили, что без единицы нет никакого числа, все числа получаются из единицы, никакое число не может быть представлено без единицы. Единица, по учению древних, есть начало и конец всех чисел, а сама не имеет ни начала ни конца.

Из свойств единицы служители религии сделали выводы о том, что единица обладает сверхъестественной (божественной) силой, то есть единицу уподобляли Богу.

Председатель. Слово предоставляется 2.

Число 2. Я считаю, что цифра 2 или число 2 самое главное число. И у меня тоже есть веские доказательства. С помощью пяти двоек и знаков действий можно представить любое число от 1 до 9.

1 = 2+ 2 -2 – 2 : 2

2 = 2 + 2 + 2 – 2 -2

3 = 2 + 2 – 2 + 2 : 2

4 = 2 х 2 х 2 – 2 х 2

5 = 2 + 2 + 2 – 2 : 2

6 = 2 + 2 + 2 + 2 – 2

(Нарисовано на плакате)

Задание зрителям.

                                    7 = 2 * 2 + 2 + 2 : 2

                                    8 = 2 * 2 * 2 + 2 –  2

                                    9 = 2 * 2 * 2 + 2 : 2

А сейчас с помощью специальной таблицы (заранее приготовленной на

плакате) я смогу отгадать число, задуманное вами.

Итак, поиграем.

I

II

III

IV

           V

1

2

4

8

16

3

3

5

9

17

6

6

6

10

18

7

7

7

11

19

9

10

12

12

20

11

11

13

13

21

13

14

14

14

22

15

15

15

15

23

17

18

20

24

24

19

19

21

25

25

20

22

22

26

26

23

23

23

27

27

25

26

28

28

28

27

27

29

29

29

29

30

30

30

30

31

31

31

31

31

Председатель. Пусть кто-нибудь из присутствующих задумает число до

31 и укажет, в каких колонках это число встречается. А я отгадаю это число.

Секрет игры. Пусть задумано число 25. Играющий говорит задуманное им число встречается в I, IV, V колонках. Тот, кто проводит игру складывает первые числа, стоящие в указанных колонках, то есть

1 + 8 + 16 = 25,

и говорит, что задумано число 25.

Это не случайное совпадение. Ряд чисел 1, 2, 4, 8, 16 обладает свойством

Представления всех чисел до 31 единственным образом основными числами.

Все эти интересные свойства позволяют приписывать числу 2 различные сверхъестественные силы и называть число 2 «храбрым».

Председатель. Слово предоставляется 3.

Число 3. А сейчас я докажу, что самое главное число–это число 3. Число 3 в древности называли числом совершенства, так как это единственное число, равное сумме предыдущих ему чисел в числовом ряду.

С помощью четырех троек можно записать все числа от 1 до 10.

1 = 33 : 33

2 =3 : 3 + 3 : 3

4 =( 3 х 3 + 3) : 3

3 = (3 + 3 + 3) : 3

5 = 3 + 3 – 3 :3

6 = 3 + 3 + 3 – 3

7 = 3 :3 + 3 + 3

8 = 3 х3 – 3 : 3

9 = 3 х 3 х 3 : 3

10 = 3 : 3 + 3 х 3

Служители религии считали число 3 символом совершенства.

Треугольник имеет три стороны и три угла. Его прозвали основной фигурой геометрии.

Председатель. Слово предоставляется 4.

Число 4. Все это интересно, но самое главное––это сила. А число 4 признали  символом силы, так как они заметили, что из суммы четырех чисел 1,2,3 и 4 получаются все числа первого десятка:

1 + 2 + 3 +4 = 10.

Посмотрите, как можно написать все числа от 1 до 10 с помощью четырех четверок и знаков действий.

1 = 44 : 44

6 = (4 + 4) : 4 + 4

2 = 4 : 4 + 4 : 4

7 = 4 + 4 – 4 : 4

3 =( 4 + 4 + 4) : 4

8 = 4 х4 – 4 – 4

4 = 4 + 4 х(4 – 4)

9 = 4 + 4 + 4 : 4

5 =(4 х 4 + 4) : 4

10 =(44 – 4) : 4

Поднимаются числа 5 и 6 и в один голос говорят:

–Все это вздор!

Председатель. Попрошу без оскорблений. Говорите по одному.

Число 6. У меня  и  у числа 5 почти одинаковые свойства, и если не я, то уж число 5 точно самое главное число. Уж извините нас, но мы будем выступать вместе.

Итак, если я умножаюсь само на себя, то на последнем месте получится 6, поэтому в древности меня называли  круговым числом или символом течения времени.

Число 5.  Точно также 5х5 =25, 25х5=125 и так далее.

5=2+3, и поэтому есть символ правосудия, союза.

Число 5, умноженное само на себя, дает на последнем месте самого себя, поэтому в древности  число 5 называли круговым числом и считали его символом течения времени.

Председатель Слово предоставляется 7.

Число 7.  Я не согласен  с выводами чисел 5 и 6 .Вспомним примеры из истории литературы.   У греков 7 чудес света. У римлян Рим построен на 7 холмах. Счастливый чувствует себя на 7-ом небе. А русские пословицы и поговорки с числом 7?

«У семи нянек дитя без глазу».

«Семь раз отмерь один раз отрежь»

«Семеро одного не ждут».

«Семь бед–один ответ».

«Один с сошкой–семеро с ложкой».

Во всех  этих поговорках «семь» означает «много».

Председатель. Слово предоставляется 8.

Число 8. Вы узнали много интересного о числах, но ни одно из этих чисел не обладает тем свойством, которым обладаю я.

Хочу задать вам такую задачу.

Напишите 1000 восемью восьмерками, употребляя знаки  действий.

(1000=888+88+8+8+8)

Председатель. Слово предоставляется 9.

Число 9.  А я предлагаю умножить все числа от 1 до 10 на 9. Смотрите, всегда получим число, сумма цифр которого есть 9.

9 х 1 = 9

9 + 0 = 9

9 х2 = 18

1 + 8 = 9

9 х 3 = 27

2 + 7= 9

9 х 4 = 36

3 + 6 = 9

Вследствие этого свойства число 9 называли символом постоянства

Председатель. Приглашенные цифры нам много интересного рассказали о себе. Но кто же самый главный? Это решите вы.

Председатель. Вспомним пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры, а также головоломки.

ГОЛОВОЛОМКИ

1.У семерых братьев по одной сестрице, много ли сестер?

2.Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас стало?

3.Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом, много ли их всех?

ПОГОВОРКИ

1.Седьмая вода на киселе.

2.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3.Семеро одного не ждут.

4.Лятое колесо в телеге.

5.Все за одного–один за всех.

6.Первый блин всегда комом.

Председатель. Итак, выслушав всех выступающих, мы сделали вывод:

1 – божественное число

2 – храброе число

3 – символ совершенства

4 – символ силы

5 – символ правосудия

6 – символ течения времени

7 – священное число

8 – символ смерти

9 – символ премудрости.

ВСЕ  ЧИСЛА  ГЛАВНЫЕ,  ВСЕ ЧИСЛА  НУЖНЫЕ!

(Выводы делают учащиеся).