Танец без границ!

Финенко Кристина Сергеевна

Танец – одно из самых незабываемых ощущений, когда в мире существуют лишь музыка и человек…

Инвалидность в России рассматривается как недуг, заболевание, патология. Следствие – изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении или дома, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций. Студия танцев «Антураж» предлагает инновационный подход к решению проблемы социальной изоляции детей-инвалидов. Новая концепция независимой жизни детей-инвалидов при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку – инклюзивное танцевальное сообщество. Ритм  задает танец.

 Ученики - дети с особыми возможностями здоровья,  занимаются  хореографией, хип-хопом, фольклором и йогой. Участвуют в конкурсах, проводят концерты. Формирование среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей-инвалидов  среди здоровых сверстников – инклюзивное танцевальное сообщество. Они танцуют, и МИР становится ближе. Танец стирает границы, возведенные болезнью. Студия танцев "Антураж"  – это гражданская инициатива, образец позитивного сотворчества педагогов и руководителя студии, увлеченных танцевальным искусством.  

 

 

 

Танцевальная или двигательная, терапия.

 

Эта техника предполагает использование резервов своего тела.  

 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва 

 

В настоящее время в развитых странах социализация инвалидов считается одним из средств их социальной интеграции. Социализация детей с ограниченными возможностями имеет определенную специфику, определяемую как характером ограниченных возможностей ребенка, так и объемом реабилитационных ресурсов общества Социокультурная реабилитация может сыграть особую роль в этом процессе, учитывая возможность ее позитивного воздействия как на отдельные навыки и свойства личности (мелкая моторика, коммуникативные навыки и др.) таки на личность в целом. Таким образом, в процессе формирования личности ребенка социокультурное направление реабилитации занимает ведущее место. Одним из наиболее эффективных средств социокультурной реабилитации, на наш взгляд, является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности. «Педагогическое» и «социокультурное» направление арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с направлением«медицинским». Основное отличие между ними заключается в том, что, если применительно к «медицинскому» направлению термин «арт-терапия» (therapia в переводе с латинского означает «лечение») является адекватным основному содержанию работы арт-терапевта, занятого в системе здравоохранения (лечение и предупреждение заболеваний с помощью изобразительного творчества пациентов), тов отношении «педагогического» и «социокультурного» направления он не вполне корректен. Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что те формы изобразительной работы ребёнка, которые они используют,имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами«эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «социокультурное развитие», как наиболее точно отражающими суть их работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти специалисты предпочитают называть себя «арт-педагогами», а индивидуальные или групповые занятия, которые они проводят с детьми, - уроками или группами «художественного самовыражения»,которые выполняют и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, социализации, коммуникации.

  В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно «клинический» характер(как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребёнка), в других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее реабилитационный характер, так как способствует социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. При всём многообразии форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, отмечены некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Одна из них заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат»в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Определим суть педагогического и социокультурного направлений арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности. Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании -это системная инновация, которая характеризуется: 

1) комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

 3) относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); 

4) способностью к интеграции, трансформации.

 Взрослый человек и ребенок в процессе арт-терапии приобретают ценный опыт позитивных изменений. Результаты проведенной арт-терапии таковы:

• Создаёт положительный эмоциональный настрой. 

• Облегчает процесс коммуникации со сверстниками,педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии. 

• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. 

• Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами -безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К.Рудестам). Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять 

• Развивает чувство внутреннего контроля.Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и, в целом, функционирования правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

• Способствует творческому самовыражению, развитию воображения. эстетического опыта, практических навыков изо-деятельности,художественных способностей в целом. 

• Повышает адаптационные способности человека.Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния.

 • Арт-терапия эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, используя здоровый потенциал личности,внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

 • Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в социальной среде. Дефицит общения, характерный для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к тяжким последствиям в душевном развитии ребёнка (Т.А. Флоренская). При этом дети воспринимают мир отношений в узком диапазоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебности и страха. Они искажённо видят реальные отношения между людьми. Если ребёнку недостаёт любви, возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера, дефекты личности вплоть до душевных заболеваний. Дефицит внимания приводит к агрессивному и асоциальному поведению ребёнка как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Безусловно, арт-терапия не является чудодейственной силой, способной полностью разрешить поведенческие,эмоциональные проблемы, социальные и социокультурные проблемы. Вместе с тем в арт-терапевтическом процессе субъект приобретает опыт позитивных индивидуально-личностных изменений. Арт-терапия в большинстве своем предполагает изобразительное творчество и опору, в первую очередь, на визуальный канал коммуникации, однако её связи с другими формами творческого самовыражения весьма значимы. В арт-терапевтической работе нередко используется музыка и пение, движение и танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Арт-терапевт, психолог, педагог может не владеть в полной мере навыками драматического искусства или музыкотерапии, однако включение их элементов в арт-терапевтический процесс вполне допустимо.Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, её систематизация основывается прежде по видам искусства(музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия, театр, образ —имаготерапия; литература, книга - библиотерапия; танец, движение -кинезитерапия). 

Танцевальная или двигательная, терапия. 

Эта техника предполагает использование резервов своего тела. Например: 

1) Движения телом сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами в зависимости от характера музыки. Игра «Танец». Детям предлагается потанцевать.Причём каждый танцует, что хочет. Ребёнок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой: «Станцуй (или изобрази) «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку»,«утюг», «конфету», «молоток» и так далее. Когда ребенок справился с первой частью задания,можно перейти к следующему этапу, где в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Темы для второй части задания: «Станцуй «радость»,«страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость». Музыку можно использовать любую: танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно,чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

2) Танец с шифоновой тканью (её можно обертывать вокруг себя, закручиваться в нее, кружить вокруг себя). 

3) 10-15 мин движения под музыку из мира Ошо,затем 5-10 мин лежать без движений, а потом встать и дать свободу телу. Таким образом, мы рассмотрели коррекционно-развивающие функции арт-терапии, её виды. Возможности арт-терапии позволят решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие ребенка-инвалида. Именно эти задачи могут решаться с использованием имаго-терапии, куклотерапии, библиотерапии, изотерапии. Учитывая вышеизложенного и оценив важность арт-терапии, как элемента комплексной реабилитации ребенка-инвалида, при формировании индивидуальной программы реабилитации мы рекомендуем активнее включать арт-терапию или отдельные ее виды в разделы «Мероприятия психолого-педагогической» и «Мероприятия социокультурной реабилитации» с учетом особенностей инфраструктуры населенного пункта. 

 

Э.И. Мирзаян, Е.В. Жукова, А.Е. Старжевский.