Разработки классных часов, внеклассных мероприятий

"Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях." (Паскаль)

Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа – город Камышин

Тема: «Научи своё сердце добру»

                  Учитель начальных классов:              

                                                                       Малышева Татьяна Сергеевна

Цели: - учащиеся должны: социокультурно наполнять  нравственную категорию «доброта», формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

-вырабатывать умения адекватно оценивать свои поступки, учиться аргументировано и деликатно отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, потребность задумываться о себе как человеке, живущем в обществе.

Оборудование: 1. Презентация

                            2. Карточки- лучики со словами

                            3. Пословицы на парты

                            4. Песня «Если добрый ты»…

                            5. Фонограмма песни «Дорогою добра» 

                                   

                                        План – конспект классного часа.

I.Присоединение

- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Очень рады мы видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и вместе отправимся в путь-дорогу.

- Послушайте всем известную песенку и определите, о каком из главных черт характера пойдет речь на классном часе. Если помните слова песни, можете подпевать.

Звучит куплет песни «Если добрый ты»…

- О каком человеке поет кот Леопольд? (О добром)
II. Сообщение темы и целей классного часа:

- Как вы думаете, о каком качестве человека пойдет сегодня речь?

 (О доброте)

- С чем соседствует добро по жизни? Назовите антоним к слову «добро».

- Добро и зло всегда идут рядом, поэтому тема нашего классного часа «Когда добро творит зло» СЛАЙД 1

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? ( С улыбкой, добрыми словами)

- Как её можно увидеть, услышать, почувствовать? (Доброе лицо, приветливое слово)

-С чего начинается доброта? (С искренней, неподдельной улыбки, с приятных слов)

- Как мы приветствуем друг друга?

                       - Добрый день! – тебе сказали.

                       - Добрый день! – ответил ты.

                       Как две ниточки связали –

                       Теплоты и доброты.

- Приятно ли было дарить добрые слова?

- Какие чувства вы испытали, услышав в свой адрес добрые слова? (Приятные)

-Наш классный час мы начали с добрых слов, а доброе начало – это половина дела.

- А интересно ли вам, как объясняет это слово толковый словарь?

- Давайте обратимся к толковому словарю. (Доброта – это по народной мудрости отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим) СЛАЙД 2

- Какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце) СЛАЙД 3

- Как гласит народная мудрость о доброте и солнце?

-Доброта – это что? (Солнце)

- Посмотрите на доску, вставим в эпиграф солнце. СЛАЙД 4

- Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?

- Всю нашу дорогу по жизни освещает солнышко.

- А что мы ощущаем от солнышка? (Теплоту, свет, заботу)

- Давайте создадим свое солнышко с его добрыми лучами.

- Перед вами слова – помощники.

- Подберите слова – синонимы, характеризующие доброго человека. (Аккуратный, вежливый, внимательный, доброжелательный, отзывчивый, заботливый, верный, надёжный, толерантный)

- Все ли слова задействовали? Какие слова остались?

- Какому человеку соответствуют оставшиеся слова? (Не доброму, злому, завистливому)

-Как победить зло? (Говорить добрые слова, добрые дела творить, совершать добрые поступки)

- Легко ли быть добрым? (Добрым быть нелегко)

- Да, непросто быть добрым человеком..

- Надо ли учиться доброте?

- Этому надо учиться всю жизнь. За добро нужно бороться.

- С кем надо бороться за добро? (Это борьба с самим собой.)

- А кто помогает нам по жизни учиться добру? (Родители, друзья, одноклассники, сказки, пословицы, детские писатели))

- Помогают  нам учиться добру и сказки.

III. Работа по теме классного часа.

  1. Игра «Сказочный герой – добрый и злой»

– Давайте поиграем в игру.

- Если я называю доброго сказочного героя, то вы приветствуете его аплодисментами. Если злого – закрываете ладошками глаза.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа Карло)

- А что же такое добро? (Добрые слова, добрые дела и поступки, почитание родителей)

- А что же такое зло? (ЗЛО – нанесенная обида, грубые слова, нехорошие поступки, зависть, месть, драки)

- Высшее проявление добра – мир и любовь к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе.

- Высшее проявление зла – предательство Родины, развязывание войн, преступления.

2.Народная мудрость.

1. работа над старославянскими буквами

-Как в старославянской азбуке назывались буквы Д? З? Л? М?

- К чему призывала азбука? (Азбука призывала людей Земли мыслить и творить добро)

- И в этом главное назначение человека на земле – творить добро.

2. народное поверье

   В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведёт.

- О чем говорит это поверье? (О добре и зле)

- О том, что добро и зло могут гнездиться в одном и том даже человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на путь добра.

- А может послушаться дьявола и встать на путь зла?

- На какой путь встать труднее?

- Случай делать зло представляется по 100 раз в день, а случай делать добро – гораздо реже. В сказках бывают добрые и злые персонажи. Люди же имеют право на ошибку и бывают и добрыми, и злыми.

- Разве вы всегда бываете добрыми?

- И никогда никого не обидели?

- Легко ли всегда слушать ангела? Почему? (Зло совершать легко, а добро творить труднее)

- да, добро – это терпеливый труд души, труд нелегкий, каждодневный, ежечасный)

- С чего люди начинают творить добро? (С улыбки, после добрых слов, с приветствия друг другу)

- Откуда исходят добрые слова? (От доброго сердца человеческого)

- Самое простое, что мы можем делать каждый день – говорить добрые слова.

- А что делать, если зло нас преодолевает? (Не отвечать на зло злом, даже попытаться полюбить своих недругов, подняться над обидами и оскорблениями)

- Каждому ли человеку это под силу? (Это может сделать только очень сильный человек)

- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастит и добрый плод.

- К чему издавна стремились люди и что же ненавидели? (Стремились к добру и ненавидели зло)

- В каких ёще источниках заключена доброта? (В пословицах и поговорках, в книгах писателей, поэтов.)

- За любое доброе дело, сделанное ради нас, принято благодарить, другими словами, на добро принято отвечать добром.

3. Работа  с пословицами. СЛАЙД 5

Задание: восстановите пословицы и объясните, чему учит ваша пословица. Ответы должны быть короткими.

… помни, а зло забывай. (Добро)

Жизнь дана на … дела. (Добрые)

За добро не жди добра.

Злой не видит, что есть добрые люди.

Мир не без … людей. (добрых)

За … человека сто рук. (доброго)

… человек в добре живет век. (Добрый)

– Кто из вас желает поделиться тем, как вы  поняли смысл пословицы? Ответы должны быть краткими.

- Кто не успел поделиться своими мыслями в классе, расскажите дома родителям, друзьям.

- Сейчас у нас с вами  притча о добре и зле. Вслушайтесь, чему учит она?

СЛАЙД 6                                   Притча о добре и зле.

Когда – то давно мудрый старец открыл своему внуку жизненную истину:

в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу 2-х волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

  Другой волк представляет добро – мир, любовь, истину, надежду, верность…

   Малыш, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

  Старец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Ребята, а какого волка бы вы покормили и чем? (Добротой)

- Чему учит эта притча?

- Добру по жизни противостоит зло.

- А что значит противостоять злу? (Не отступать перед лицом зла, а действовать красиво, благородно, великодушно, достойно и не перешагнуть границу добра)

- Добро и зло. 

- А если зло побеждает, какие вы знаете способы борьбы с ним?

 – Доброта – это признак силы или слабости? В чем выражается эта сила? (Добрые слова, дела)

- А если зло нельзя победить словами, можно его победить кулаками? (Добро не должно быть с кулаками)

-Если добро станет применять кулаки, силу, то оно станет творить зло, перестанет быть добром.

- Всем нам всю жизнь нужно учиться отличать доброту истинную от ложной. - А как вы думаете, совместимы ли добро и ложь?

- По жизни нам встречаются добрые люди, злые, а встречаются и добренькие.

- Добренькие, кто они? (Это люди, только старающиеся выглядеть добрыми. Они слащаво говорят, а отойдя на пару шагов, в лучшем случае забудут о вас, а в другом не скажут ничего хорошего. )

- Добренькие люди  - какие они? (Злые)

- Сильный человек проявляет великодушие. Он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельных поступках.

- Можно ли отложить на некоторое время добрые дела? (ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА НАДО ДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС)

*Лик Святого Николая Чудотворца. СЛАЙД 7

-Обратимся к духовному опыту предыдущих поколений. На иконе святитель Николай Чудотворец.

- Вглядитесь в лицо этого почитаемого во всем мире чудотворца. Что вы знаете об этом святом?

- Он родился и служил людям очень давно, помогает и сейчас.

- Каким образом?

- За милость, сострадательность, заступничество за обиженных, за мужество и спасение многих судеб, он ещё при жизни почитался как святой Христианской религии.

IV. «Волшебный цветок добра». Звучит спокойная музыка

- Ребята, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

- Пристально вглядитесь в поистине добрый цветок – ромашку. Желтая сердцевинка – что она вам напоминает? (Солнышко)

 - Почувствуйте, как исходит добро из серединки ромашки, согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.

 - Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце.

- Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно и радостно становится вашей душе.

- А теперь откройте глаза. Глядя друг другу в лицо, улыбнитесь.

- У вас появилась потребность совершать добрые дела?

    В классе объявляется акция «Ромашка добрых дел», где каждый может оставить запись о своем добром деле другим людям, не подписываясь.

    Я уверена, что многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас. Я думаю, что вы осознали, что только «на добрых делах мир держится»

- Так давайте же делать добро людям и сами будете от этого счастливы!

 СЛАЙД 7 (Щелчок) Добром добро оплатил – молодец,

                                      На зло добром ответил – ты мудрец!

V.Итог классного часа

- Что приобретает для себя человек, делающий добро? (Радость, спокойствие, чистую совесть, любовь, уважение и благодарность людей)

- А стоит ли ждать благодарности за добро? Почему?

- Доброта бескорыстна. А зло?

                                В заключение хочется

                                Всем пожелать здоровья,

                                Надежды, веры, доброты

                                Пусть будет дом согрет любовью

                                И все исполнятся мечты!

                                Когда по склонам вечной суеты

                                Бежать от неудач устанешь люто,

                                Направь шаги

                                Тропою доброты

                                И радость помоги найти кому-то!

                                Всем спасибо!

-Возьмитесь за руки. СЛАЙД 8

Звучит песня «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова

-Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

 Будьте добры друг к другу. До свидания!

                 

 

                                      Использованная литература:

  1. Яровая Л.Н., Жиренко О.В., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.Внеклассные мероприятия, 3 клас, 2 издание, М., ВАКО, 2005
  2. Н.Е. Богуславская, Н.А.Куприна. Весёлый этикет. (Развитие коммуникативных способностей ребёнка), Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998
  3. А.В. Соколова. Сценарии школьных праздников (книга 1 и 2), М., Школьная пресса, 2001
  4. Савина А.А. Детский праздник, Дельта, Санкт-Петербург, 1997
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой,М., Просвещение, 1997
  6. Калугин М.А. , Новоторцева Н.Б..П\Развивающие игры для младших школьников, Ярославль, Академия, К, Академия Холдинг, 2000
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению., Ярославль, Академия развития, 1997
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, Академия развития, 1997
  9. Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя, М.,Глобус, 2009.
  10. О.Е.Жиренко , В.Ф. Полещук, Л.Ф. Обухова «Тренажер по русскому языку для начальной школы. Пословицы и поговорки., М., Ювента, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: