Мои выступления и публикации

Гребенюкова Наталья Владимировна

Данная страница содержит тексты моих выступлений и публикаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование традиционных ценностей в рамках новых образовательных стандартов. Из опыта по реализации проекта "Содружество"

       (1 слайд) Новые Федеральные государственные образовательные стандарты стали реальностью, их  воплощением  сегодня занимаются все школы России.  Уровень теории пройден, мы обратились к повседневной практике.   

         И здесь наша главная задача состоит в том, чтобы не совершить подмену нового – старым и привычным, а для этого нужно постоянно помнить  о смысле новых стандартов. Для этого  хорошо   бы  читать и перечитывать Концепцию  духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России.   Помните, именно она стала методологической основой новых стандартов, в ней определены  базовые ценности, которые призваны изменить отношения, уклад, стиль жизни и деятельности  каждой школы: это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

(2 слайд) Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

(3 слайд) Инновационный творческий проект «Содружество» реализуется на базе МБОУ «Гимназия №2» с 2009 года.  Основная цель в работе с коллективом изучение этнокультурной специфики музыкального фольклора русскоязычного населения Сибири, этнической культуры региона истоки традиций, их сегодняшние особенности, пути органического вписывания традиций в общую культуру и ее обогащению, что способствует сохранению ценных элементов культурного наследия.

         Основное направление – сохранение, возрождение традиционной русской культуры.

        (4 слайд) Проект реализуется в  двух блоках - I блок - общеобразовательный блок, школьный компонент (общеобразовательные предметы, в ГПД занятия по познавательной деятельности, часы общения), II блок - дополнительный блок, дополнительные предметы, в ГПД - декоративно-прикладное искусство, народные игры в помещении и на прогулке, музыкальные сказки, занятия по истории народного искусства).

(5 слайд) Структура проекта

(6 слайд) Я являюсь непосредственным участником этого проекта. Имея музыкальное образование, провожу работу в ГПД. В игровой форме с детьми  изучаем музыкальные сказки, пословицы, загадки, народные песни и танцы, на занятиях по народному искусству изучаем родиноведческий материал.

(7 слайд) В рамках театрального направления провожу с детьми упражнения и этюды, (8 слайд) подготовку к спектаклям.

(9 слайд) На прогулках  и в помещении в игровой час провожу с детьми народные игры, (10 слайд) развиваем творчество и фантазию (лепка из снега, рисунки на снегу,асфальте).

(11 слайд) На занятиях по познавательной деятельности и часах общения идет усвоение определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. (12 слайд) Дети узнают новое, получают информацию о незнакомых объектах и явлениях.

(13 слайд) На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети приобщаются к наследию русского народного искусства и его традициям.

 (14 слайд) Создаются условия для воспитания любви и уважения к народным традициям в искусстве, его мастерам.

(15 слайд) Работая коллективом, дети обучаются общению друг с другом, учатся друг у друга. Идёт коллективное мышление и коллективное творчество.

(16 слайд) В результате реализации инновационного проекта «Содружество» происходит гармоничное, духовное, физическое, интеллектуальное,  разностороннее развитие ребёнка, нацеленного на идеал «хорошего», «доброго», «прекрасного». Происходит воспитание в ребёнке чувства самоценности, осознание и понимание нужности трудовой подготовки, уважение к труду людей. Почитание родителей, близких, знание родословной своих предков, воспитание любви к родному дому, малой Родине. У учащихся развивается интерес к народной культуре, эмоциональная отзывчивость на прекрасное и безобразное в окружающей действительности. Обогащается интеллектуальная, информационная сторона развития учащихся. Происходит приобщение детей к народной культуре. Формируется духовно-нравственное отношение к природе, обществу, себе.

Данный проект был представлен на форуме «Образование – обществу» в марте 2012 года в городе Нижневартовске. Этот проект можно реализовать в любом образовательном учреждении при взаимодействии с внешкольными учреждениями в рамках социального партнерства. В рамках ГПД можно использовать такой проект в виде воспитательных занятий, игр, театральной деятельности, занятий по декоративно-прикладному искусству.(17 слайд)



Предварительный просмотр:

(1 слайд)

В ноябре я прошла курсы повышения квалификации на тему: «Организация работы кл. руководителя и воспитателя в свете национальной инициативы «Наша новая школа».

(2 слайд)

Автором данных курсов является преподаватель университета в г. Ханты-Мансийск Михайловский Олег Валентинович.

(3 слайд)

В содержание курсов входили:

- лекции;

- семинары-практикумы (где происходил обмен опытом кл. руководителей и воспитателей по разработке классных часов и часов общения);

- ролевые игры(на которых мы побывали и в качестве кл. руководителей, и в качестве родителей и администрации), где разбирали различные ситуации, находили в группах общее решение;

- просмотр и обсуждение видеороликов, которые можно использовать как и для просмотра детьми, так и для просмотра родителям(можно частично);

- просмотр и обсуждение различных презентаций.

Цель выступления:
-
показать основные идеи организации работы классного руководителя и воспитателя в современной школе.

 В условиях  введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.

(4 слайд)

Цель воспитательной работы современной школы и главные задачи современной школы представлены на слайдах.

(5 слайд)

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

(6 слайд)

Цель деятельности кл. руководителя и основные задачи представлены на слайдах. 

(7, 8 слайды)

Чтобы правильно организовать  работу классного руководителя и воспитателя, необходимо хорошо знать :

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
  • владеть современными технологиями воспитания.

Необходимо учитывать:

  • уровень воспитанности обучающихся,
  • социальные и материальные условия их жизни.

(9 слайд)

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие  :

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • проведение консультаций, бесед с родителями  обучающихся;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

      .   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные

  • контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося.

 (10 слайд)

Формы работы классного руководителя:

  • индивидуальные  (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные  (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

(11 слайд)

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя:

  • Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
  • Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими  в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

(12 слайд)

Взаимодействия классного руководителя

Внутришкольный круг в себя включает:

  • Учителей-предметников
  • Педагога-психолога
  • Педагогов дополнительного образования
  • Социального педагога
  • Библиотекаря
  • Медицинского работника
  • Воспитателя

Внешний круг включает в себя:

  • Семьи обучающихся
  • Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

            (13 слайд)

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Практический материал курсов:
-
сборники игр, викторин, праздников;
- тематические классные часы;
- методики и диагностики;
- видеофильмы;
-презентации;

- беседы;

- примерное планирование работы кл. руководителя.

(14 слайд)

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.



Предварительный просмотр:

Ролевой профиль педагога-тьютора индивидуального маршрута личности.

«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» Э. Гиббон

Отношение «учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника. Мне близки именно эти идеи, они положены в основе тьюторства.

Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Тьютор — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность тьютора, как и педагога – консультанта, направлена не на вопроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося.

К основным структурным элементам данной технологии относят общие этапы технологии тьюторского сопровождения:

  • диагностический (выявление познавательного интереса учащегося);
  • формулирования первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.);
  • составления карты поиска (где, в каких пространствах, в том числе социальных, можно найти ответ на вопрос);
  • выбора базового образовательного модуля (Каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?);
  • собственно «исследования»;
  • обработки и анализа найденных результатов; выбора способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу, студии и т.д.);
  • анализа итогов образовательной деятельности; планирования следующего направления работы, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив 

Различают несколько видов тьюторства:

  1. Учебный тьютор занимается репетиторством.
  2. Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся, помогает в оформлении и представлении результатов (конкурсы, конференции).
  3. Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.
  4. Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик.
  5. Тьютор - психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.
  6. Тьютор по профессиональному самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата. 

Наиболее близки к моей работе, как воспитателя ГПД, тьюторство в исследовательской и проектной деятельности.

Мои воспитанники являются активными участниками фестивалей проектной и исследовательской деятельности («Грани познания», «Открытие мира»).  

Работа с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского сопровождения зарекомендовало себя с положительной стороны.

Моя деятельность, как педагога-тьютора при выполнении исследовательской работы «Вороний день», началась с мотивирования и привлечения воспитанников к исследовательской деятельности.

Второй ступенью моей работы было изучение потребностей и приоритетов обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Выяснила, что один из учащихся класса заинтересовался праздником ханты «Вороний день». Здесь началась наша совместная с учащимся работа по данной теме. Был разработан индивидуальный маршрут, с помощью которого воспитанник выполнял исследования. В ходе реализации данного индивидуального маршрута, моя роль заключалась в том, что я курировала и давала наставления воспитаннику по теме «Вороний день», предлагала посетить этнографический музей, побывать на самом празднике, организовывала максимально комфортные условия для реализации воспитанника как личности.

Следующим этапом данной работы стала презентация опыта и достижений исследования воспитанника на фестивале ученических проектов «Грани познания».

Таким образом, такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым воспитанником при поддержке педагога-тьютора индивидуального маршрута личности, который включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного учащегося. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями. Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности.

В будущем я планирую разработать рекомендации по работе педагога-тьютора с целью создания индивидуального маршрута личности обучающихся.