Статьи
Статьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся»
Коломиец Елена Дмитриевна
учитель музыки
Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.
Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, не было чем-то иллюзорным. Оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента. Окружающая природа была его источником вдохновения.
Русский народ принял христианство более тысячи лет назад и оно глубоко вошло в жизнь русских людей. Свое отношение к вере народ раскрывал через творчество, в том числе и через архитектуру. Создавались прекрасные соборы, храмы, ставшие неотъемлемой органической частью русского пейзажа. Каждый храм в старину возводили таким образом, чтобы его было видно отовсюду, и все улицы и дороги вели к нему. Храм был и остается центром духовной жизни людей, где жители собирались вместе, чтобы молиться и беседовать с Богом, незримо присутствующим в святых таинствах, в благодати. Недаром православный храм воспринимается как целая единая часть вселенной, будучи ее духовным завершением.
С принятием на Руси христианства искусство рождалось вокруг алтаря, расцветало в храме. Оно тогда не считалось «искусством» в современном смысле слова, но разве есть поэзия выше, чем некоторые псалмы, трагический художественный текст – сильнее, чем Апокалипсис, картина – чем Владимирская Богоматерь, об архитектуре и говорить нечего. О. Павел Флоренский считал, что отдельные искусства не самодостаточны и не просто связаны между собой. По своему происхождению все искусства (и не только они) – это разные проявления единой, высшей деятельности человека: просветления материи, одухотворении вещества. Вот как говорит об этом отец Павел в одной из своих лекций:
«Изящные искусства – исторически суть выпавшие из гнезда или выскочившие звенья более серьезного и более творческого искусства – искусства Богоделания – Феургии. Феургия… была материнским лоном всех наук и всех искусств… Но когда единство человеческой деятельности стало распадаться, когда Феургия сузилась только до обрядовых действ,.. то деятельности жизни, выделившись из нее…стали плоски, поверхностны… Они тогда лишились истинной точки своего приложения, а потому – и прочной уверенности в безусловной нужности своей». Всмотримся в любую Богородичную икону… Почему взгляды Марии и Младенца не встречаются, не единятся? Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.
Вспомним гениальную «Троицу» Рублева. По трем сторонам престола с жертвенной трапезой сидят Трое. Четвертая сторона престола пуста, она обращена к нам. «…И к отворившему мне войду, и вечерять с ним буду, а Он со мной».
Таковой же должна быть и природа вхождения ребенка в духовную музыку в школе: от интонации слова («В начале было Слово») в интонационный строй музыки, в ее сердцевину. И там, внутри ее, стараться раскрыть свою душу. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. «…И к отворившему мне войду…»
«Понять природу предмета – это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего своего существа, ставя себя как бы в центр самого предмета». Эти слова Гегеля я понимаю как ключ к введению ребенка в духовный мир с помощью музыки, не разрушая, не насилуя саму природу ребенка, а лишь учитывая его естественное стремление к прекрасному, возвышенному.
Если в произведении искусства ощущается живой огонь, что радостно опаляет и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь.
«Формирование музыкальной культуры как части духовной», – писал Д. Б. Кабалевский в пояснительной записке к программе «Музыка». И учителя добросовестно и кропотливо «формируют» эту часть, которая на их же глазах начинает распадаться, потому что целого нет. Нет той духовной культуры, частью которой должна стать музыка. Поэтому музыкальная культура могла бы быть той зажженной свечой, которая не погасится во тьме. Потому что уже зажжена. И тьма пошлости, разнузданности, наглости и зла не смогла бы объять этот свет.
Н.Рерих делил слово «культура» на два словосочетания: «культ» – почитание, «Ур» – свет. А борьба света и тьмы обострилась сейчас как никогда. Смертельная угроза нависла не только над экологией природы, но и над экологией души. Идет психическая атака на наши умы и сердца, а главное на умы, сердца и неокрепшие души наших детей. И лишь привнесением света уничтожится тьма.
Многолетний опыт работы в школе позволяет мне утверждать, что основой уроков музыки являются те духовные, незримые нити, который должны вывести к свету. Понимание сути тематизма как накопление и усвоение ребенком опыта эмоционально-нравственных отношений, заложенных в искусстве, позволяет учителю не «привязывать» отдельные грани воспитания личности к определенной теме четверти, а раскрывать сверхзадачу уроков музыки – Человек, его поиски Истины, его размышления о вечных проблемах бытия, решения им этих проблем.
Так как же сделать так, чтобы духовное начало затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца и увлекало ввысь на своих крыльях? Как эту нить духовности не прервать из урока в урок, из класса в класс? (Особенно принимая во внимание то, что количество уроков в году – 33 – 34 часа! Всего одна неделя чистого времени общения с Музыкой в школе!!!)
Воспитывая детей, важно знать чем «дышит» душа ребенка, подростка. Умение услышать нравственное, духовное дыхание не дается инстинктивно. Этому нужно учиться. А чем же заполнена душа ребенка вне уроков музыки? Что слышит он вокруг себя? Чем увлекается?
Проведенное тестирование разновозрастных групп школьников красноречиво дает ответ на этот вопрос. Несколько одинаковых вопросов были предложены учащимся третьих, седьмых и девятых классов.
- Как вы понимаете выражение «духовная музыка»?
- Какие произведения духовной музыки вы знаете? Кто их автор?
- Назовите ваши любимые произведения, песни, исполнителей.
- Можно ли их назвать духовными?
- Как вы относитесь к рок-музыке, к поп-музыке?
На первый вопрос учащиеся третьих классов единодушно отвечали, что это нежная, успокаивающая, ласковая музыка.
Семиклассники показали «широкий спектр понятий»:
13% считают, что это музыка, исполняющаяся в церкви;
48% – это музыка для души, для сердца;
4% – та музыка, которая захватывает дух;
13% – музыка, которая успокаивает, поднимает настроение;
5% – путают понятия «духовная» и «духовая» (оркестровая) музыка;
17% – заявили, что вообще не имеют об этом никакого понятия.
Старшеклассники отвечали на этот вопрос аналогично.
На второй вопрос ответили только 4% тестируемых, но называли только музыку Баха и Моцарта. И тут есть о чем задуматься учителю: западную музыку помним, а русскую?
В третьем вопросе перечислялись почти все песни и композиции, звучащие в теле – и радио эфире, наиболее часто появляющиеся исполнители и группы (гремучая смесь попсы с роком!!!).
На четвертый вопрос все единодушно отвечают: «Нет!»
К рок-музыке 16% относятся «никак», 8% – отрицательно, 76% – положительно, объясняя это тем, что рок-музыка – это музыка быстрая, динамичная…и т. д. При таких результатах надо не только задуматься, но и срочно принимать экстренные меры!
«Музыкальные достижения поп-музыки весьма сомнительны, несмотря на громкий хвалебный хор специфической рекламы» – таков вывод международной комиссии из социологов, музыкантов, психологов. Далее говорится, что «музыка», состоящая из одних шумов и ритмов, действует на людей хуже наркотиков – тут и мигрень, и нервное истощение, и ослабление слуха, и потеря памяти. Комиссия работала три года, собирая медицинские данные в разных странах. Специалисты убедились, что поп-ритмы разрушают иммунную систему человека, особенно молодого. И во всем мире развернулась борьба с попсой. Во Франции, Швейцарии и Германии резко сократили для нее время на радио и телевидении. У нас же она занимает до 80% радиоэфира. Доколе?
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги, медики, общественные деятели задумывались над тайнами влияния музыки.
В решении ряда проблем современная эстетика постоянно обращается к эстетическим теориям Древней Греции.
Уже в древности было замечено, что музыка, и прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм – меняет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.
Во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина» и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально «выдуманными» против ярости и гнева. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула. Приемами музыкотерапии пользовались египетский жрец Шебут-м-мум, ветхозаветный музыкант Имхотеп и многие другие.
Современные традиции изучения воздействия музыки на нервную систему человека и животных также насчитывает свыше 100 лет. Еще в 19 веке И. Догель установил, что под воздействием музыки меняется кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания.
В рамках данной работы нет особой необходимости перечислять все достижения современной науки в данной области. Достаточно напомнить, что с 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Проводят успешную работу исследовательские коллективы и отдельные научные работники. Благодаря их усилиям стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, в течении считанных секунд убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений, что прослушивание классической музыки способно примерно на 20% увеличить количество молока у кормящих матерей, а прослушивание современной музыки снижает его почти вдвое. Есть и множество других интересных наблюдений.
Прежде всего, зададимся вопросом: что такое МУЗЫКА и каковы ее возможности?
«Музыка есть гармоничное соединение противоположностей, приводящее к единству многого, и согласие разногласного», – вслед за пифагорейцами утверждал Платон.
«Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека», – утверждает современная эстетика.
«Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании» – такое определение дает современное музыкознание.
Запомнив эти определения, попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны. Какова этимология слова «МУЗЫКА»? Что означают однокоренные с ним слова?
В современной эстетике узаконено возведение этого слова к греческому, которое обозначает «искусство муз», а музы, в свою очередь, возводятся к слову «мыслящие».
Дарвин Али (16 век) считал это слово производным от греческого «му» («узелок») и «сики» (зыбкие стихии воздуха и вода, течение времени). Отсюда «мусики» – это «узелок времени».
В Древнем мире была известна единая система мер, включавшая в себя меры звука, времени, длины, объема и веса, позволявшая не только качественно и количественно сравнивать между собой далекие друг от друга явления, как гаммы и стороны света, эмоции отдельного человека и структуру государственного устройства, но и приводить их в соответствие с законами Космоса.
В жизни школьников этому должно противостоять хоровое пение. Оно развивает музыкальность, дает переживание единства, участвует в религиозном воспитании.
Когда дети хорошо поют, они как певчие птицы, а когда ребенок воспитан на современной эстраде, на «металле» – ребенок глух. Мы не должны допустить «поколения глухих»! А для развития голоса и воспитания души ребенка учитель имеет богатейшие традиции русской духовной музыки!
Другое дело, что подчас к подобной работе не готов сам учитель. Поэтому результат напрямую зависит от каждодневных духовно-практических усилий каждого учителя, а учителя музыки – особенно. Воду из колодца надо черпать, сама она не течет к нам в рот.
Так и живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной музыки сама не придет к нам. «Лишь к отворившему мне…»
И если дети постигнут отношение к искусству как к проявлению возвышенного, то с ними, повзрослевшими, будет нетрудно говорить о мужестве и честности, о добре и зле, о высокой мудрости народного искусства как памяти человечества, т. е. обратиться к тому, что уже было прожито, прочувствовано, но обратиться на новом уровне и готовить детей к осмыслению, к философскому обобщению важных жизненных проблем.
Для учителя, старающегося воспитывать учащихся в таком направлении, работы очень много. Но и цель такой деятельности оправдана: вести ребенка к тем высшим понятиям и законам бытия, которые определяют всю человеческую жизнь.
Список использованной литературы:
Ангуладзе Н. «Только в пении человек может полностью выразить себя» Искусство в школе №4 1994г.
Бонтинк И., Марк Д. «Музыка…растущие децибелы!» Курьер ЮНЕСКО
Диденко Т. «Рок на урок» Музыка в школе» №4 1989
Духовная музыка : Россия и Запад. Программа общеобразовательных учреждений (авт. Кошмина И.В., Алеев В.В.) М. Просвещение
Ильин И.А. Собр. соч. в 10т.
Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века Или как научить детей читать, считать и думать. СПб-ТЦ «Северо-Запад»
«Кто есть кто в современном роке». Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок музыки. М. Останкино 1991 г.
Неведомская Л «Криминальная музыка» ЧиП
О. Артемий Владимиров «Православный Храм» Приложение к журналу «Гонец» – Саратов
Пестов Н.Е. «Путь к совершенной радости. Воспитание детей». – М. Даниловский благовестник.
Розин В.М. «Кризис личности как отражение кризиса культуры» («Мир психологии и психология в мире». Научно-исторический журнал М.1994)
Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. Сергиев Посад 1918.10.24 (Искусство в школе 1-92)
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании
Коломиец Елена Дмитриевна, учитель музыки
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.
Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей решает и ряд важных задач:
- повышение мотивации учащихся к обучению;
- развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
- повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
- обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.
Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.
Мультимедийная презентация
Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.
Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.
Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.
Список использованной литературы
Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
Использование кейс-метода на уроках образовательной области «Искусство»
Коломиец Елена Дмитриевна
Что такое кейс-метод. Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации.
Суть метода: в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.
Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более
простые методы познания:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый или эвристический метод,
-исследовательский метод,
- Моделирование, Системный анализ, Мысленный эксперимент, Методы описания,
Метод классификации, Игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия.
Примеры мысленного экспериментирования.
Он представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроках. Пример: «Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Нам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах. Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить?»
Или, например, такая ситуация:
Открылась фирма по проведению новогодних праздников, визитов на дом Деда Мороза и Снегурочки. Задание: «Представьте себе, что вы – Дед Мороз и нужно одеться в соответствии этого образа.
И здесь нас поджидает проблема – как правильно одеться, чтобы выглядеть настоящим Дедом Морозом.
Так как сейчас сказывается влияние запада, то происходит смешение образов, стирание культурных традиций. Наши дети, порой, даже не знают как должен выглядеть настоящий Дед Мороз. Его часто путают с изображением Санта Клауса, а если и различают, то все равно в изображении то и дело появляются элементы западно-европейского Деда Мороза, т.е. Санта Клауса.
Поэтому для этой темы был взят кейс-метод, метод описания. Учащиеся все же знакомы визуально с данным персонажем и данный метод поможет точно расставить акценты, выявить точные элементы в изображении.
Обучающимся выдается кейс-метод для ознакомления.
Класс делится на группы:
Работа в группах: - проанализировать ситуацию,
- разобраться в сути проблем, (как же правильно одеться, элементы одежды)
- предложить возможные решения,
- и выбрать правильные из них.
Цель применения кейса-метода на данном уроке:
- иметь точное представление об облике персонажа;
- отметить отличия деда Мороза от Санта Клауса;
- развивать чувство патриотического долга;
- не забывать наши традиции, национальную культуру.
Процесс работы на уроке (этапы):
1 этап: учащимся выдается кейс для самостоятельного прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное описание персонажей нового года разных стран: Россия, США)
2 этап: учащиеся делятся на группы, выбирается спикер (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы).
3 этап: характеризуется проблема (дать точное изображение Деда Мороза и Санта Клауса)
4 этап: задаются вопросы для диагностики кейса (т.е. как учащиеся усвоили данный кейс)
5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т.е. нарисовать деда мороза).
6 этап: Учитель в конце урока должен дать оценку каждому ученику за работу на уроке.
Вопросы диагностики:
1. выявить основные элементы одежды и деятельности персонажей: (дети перечисляют, если не могут учитель помогает или на доске вывесить изображение героев):
- головной убор
- верхняя одежда
- борода
- посох
- обувь
- момент появления
- средство передвижения
- подарки.
2. найти различия в одежде героев и другие отличия:
Одежда и деятельность | Россия | Европа |
Головной убор | Боярская шапка | колпак с помпоном |
Верхняя одежда | Длинная шуба (красного, синего или белого цветов с узорами и вышивкой) | Короткая куртка (только красного цвета), кожаный ремень с пряжкой |
Борода | Длинная, прямая | Коротко подстриженная, кудрявая |
посох | Прямая палка с круглым наконечником или звездой | Палка с загнутым верхом |
обувь | Валенки | Сапоги |
момент появления | Через входную дверь | Через каминную трубу |
средство передвижения | Тройка лошадей | Упряжка оленей |
подарки | Прячет под елку | Прячет в носок у камина |
3. Здесь также задаются вопросы для обоснования одежды:
Например:
- почему у Деда Мороза валенки, а не сапоги?
- какая функция посоха у данных героев? (у Морозко – это волшебный посох, который морозит, замораживает, одевает все в снежное одеяние (деревья, землю; у Санта Клауса – с загнутым верхом – для того, чтобы когда он лезет в трубу цепляться за нее, чтобы не упасть),
- почему Дед Мороз приезжает на лошадях? (в России – раньше это основной вид транспорта),
- почему дед Мороз прячет подарки под елку?
- для чего деду Морозу нужна длинная шуба? (для того, чтобы не замерз, в России трескучие морозы).
После такого описательно-исследовательского метода данной ситуации, на основе закрепленных знаний можно подвести итог и изобразить персонажа.
ИТОГ: На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.
2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
5. Кейс должен допускать различные варианты решения.
В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений.
Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Предварительный просмотр:
«Тьютор в структуре школьной жизни».
Коломиец Елена Дмитриевна
Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Тьютор должен иметь (требования к квалификации): высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.
Тьютор должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьюторское сопровождение в школе - тьюторское сопровождение ребенка в школе на любой ступени образования состоит из следующих последовательных этапов:
- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
- проектировочный (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск сферы интереса);
- реализационный (проект, исследование, презентация результата);
- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности).
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- Сбор информации о ребенке;
- Анализ полученной информации;
- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
- Решение поставленных задач;
- Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.
Предварительный этап или этап установления контакта:
Предварительный этап.
Включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать.
Адаптационный этап .
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Помощь тьютора ребенку с ОВЗ в инклюзивном классе:
В социализации ребенка:
- способствует развитию интересов ребенка с ОВЗ в классе;
- способствует развитию интереса ребенка с ОВЗ к общению со сверстниками;
- помогает ребенку с ОВЗ справиться с конфликтными ситуациями;
- способствует развитию самостоятельности ребенка с ОВЗ;
- информирует родителей ребенка с ОВЗ о его успехах, трудностях.
В учебной деятельности ребенка:
- помогает учителю в адаптации учебной программы;
- осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала учеником с ОВЗ. (Осуществляет подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров).
В адаптации образовательной среды: организует рабочее и другие места для ученика с ОВЗ, в соответствии с его особенностями. Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВЗ в жизнь школы. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы, режим дня, учебные программы и методические пособия. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.), психологических (отношение детей, педагогов, родителей и др.).
Устранение барьеров делает обучение ребенка с ОВЗ более эффективным для него.
Важно продумать маршрут сопровождения подопечного, устранить физические барьеры; выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подготовить место в соответствии с потребностями и особенностями ребенка (маркировка, высота сидения, наклон парты, свет, вспомогательные приспособления и т.п.).
Роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ заключается в создании условий для его успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Социальная среда, в которой находится ребенок представлена на рисунке.
В первое время отношения с тьютором являются для ребенка наиболее значимыми, но со временем, с развитием самостоятельности, на первый план для ученика должны выйти отношения со сверстниками и с преподавателями.
Для формирования гармоничных отношений с социумом школы тьютор выстраивает работу по основным направлениям: тьютор – подопечный; тьютор и учитель; тьютор и другие дети, тьютор и родители.
Список использованных источников:
- Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
- Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008
- В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
- Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
- Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
- Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.
- Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009
- Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4
- «Инклюзивное образование» выпуск 1 - 2 – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010
- «Инклюзивное образование» выпуск 3 -4 Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010