Подготовка к экзаменационному сочинению

Кухнова Татьяна Георгиевна

На этой странице даны материалы по подготовке учащихся к сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._lermont_tetrad.doc184 КБ
Office presentation icon ege_osnovnye_napravleniya_tem_sochineniy_2015.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

9 Лермонт тетрадь

Михаил Юрьевич Лермонтов

1814-1841

Лирика Лермонтова

Настроим слух. Прочитаем несколько стихотворений Лермонтова. Выписывайте слова и словосочетания, которые содержат, по вашему мнению, основной смысл стихотворений поэта, отражают его мирочувствование.

Монолог

                                     Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,

                                     К чему глубокие познанья, жажда славы.

                                     Талант и пылкая любовь свободы,

                                     Когда мы их употребить не можем?

                                     Мы, дети севера, как здешние растенья,

                                     Цветем недолго, быстро увядаем…

                                     Как солнце зимнее на сером небосклоне,

                                     Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

                                     Ее однообразное теченье…

                                     И душно кажется на родине,

                                     И сердцу тяжко, и душа тоскует…

                                     Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

                                     Средь бурь пустых томится юность наша,

                                     И быстро злобы яд ее мрачит,

                                     И нам горька остылой жизни чаша;

                                     И уж ничто души не веселит.

                                     1829

                                                                   ***      

                                     Он был рожден для счастья, для надежд

                                     И вдохновений мирных! Но, безумный,

                                     Из детских рано вырвался одежд

                                     И сердце бросил в море жизни шумной;

                                     И мир не пощадил и  Бог не спас!

                                     Так сочный плод до времени созрелый

                                     Между цветов висит осиротелый,

                                     И час их красоты – его паденья час!

                                     И жадный червь его грызет, грызет,

                                     И между тем, как нежные подруги

                                     Колеблются на ветках, - ранний плод

                                     Лишь тяготит свою… до первой вьюги!

                                     Ужасно стариком быть без седин;

                                     Он равных не находит; за толпою

                                     Идет, хоть с ней не делится душою;

                                     Он меж людьми ни раб, ни властелин,

                                     И все, что чувствует, он чувствует один!

                                     1832

***      

                                      Не смейся над моей пророческой тоскою;

                                      Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

                                      Я знал, что голова, любимая тобою,

                                          С твоей груди на плаху перейдет;

                                       Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

                                       Мне в мире не найти; - настанет час кровавый,

                                           И я паду; и хитрая вражда

                                       С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

                                           И я погибну без следа

                                           Моих надежд, моих мучений;

                                       Но я без страха жду довременный конец.

                                            Давно пора мне мир увидеть новый;

                                            Пускай толпа растопчет мой венец:

                                               Венец певца, венец терновый!..

                                               Пускай! я им не дорожил.

                                       1837

Выпишите ключевые слова:

Сравните с нашим видением: увядаем, пасмурно, душно, тяжко, душа тоскует; ни любви ни дружбы; злобы яд; горька … жизни чаша; сочный плод до времени созрелый;  старик без седин; настанет час кровавый; недоцветший гений; венец певца терновый.

Согласитесь с тем, что перед нами развертывается трагическое мироощущение лирического героя. Конечно, это можно «списать» за счет влияния романтизма. Но как-то слишком все сгущено, ярко, очень искренно. Курсивом мы выделили те образы, которые еще встретятся в лирике Лермонтова. Это, так называемые, сквозные образы, основные мотивы.

Лермонтов прожил всего 27 лет. Очень рано, ребенком, он начал писать стихи. За свою жизнь он создал более 350 стихотворений. Но до 1837 года не печатался почти совсем, не считая минимальных выступлений в журнале юнкерского училища. После опыта ХХ века мы сказали бы: «писал в стол». Но ведь не потому, что его не публиковали или он боялся цензурных притеснений. Это была его сознательная позиция. Он писал для себя. Вел какой-то таинственный разговор. С кем? Что можно усмотреть в такой затворнической позиции? Чего он не хотел доверять никому? До 1837 года он создал около 300 стихотворений. Мы не можем их оставить без внимания. Каков лирический герой ранней лирики Лермонтова?

Каковы ваши предположения? Что вы об этом думаете?

Для нашего исследования выберем несколько стихотворений из ранней лирики поэта. В подборку, предложенную нами в учебном пособии, вы можете добавить свои любимые стихотворения Лермонтова. Не забывайте только, что мы говорим о так называемой ранней лирике, то есть до переломного для Лермонтова 1837 года.

Жалобы турка

Вас что-то удивило, озадачило в названии, содержании стихотворения?

На что жалуется лирический герой? Прочитайте эти строки, прокомментируйте.

В чем состоит нехитрая уловка-прием? Какие «свободные намеки» должен понять «друг-иностранец»?

В чем «ложь», и в чем состоит «истина», смысл этого стихотворения-послания?

Интонационно стихотворение звучит как жалоба или протест?

Что можно сказать о лирическом героя стихотворения?

Стихотворение содержит политические претензии. Рабство и цепи в отчизне лирического героя. Мы чувствуем боль за рабство и поругание истины в отчизне лирического героя. Отсюда его яркое недовольство и мятеж. Рождается мысль о стремлении к свободе, уничтожении рабства. У Пушкина, мы помним, в раннем творчестве эта мысль выражена светло, оптимистично: «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»; «Над Отечеством … взойдет прекрасная заря». Даже у К.Ф. Рылеева, известного своей последовательной революционностью, мы не найдем столь пессимистично окрашенных строк. У юного Лермонтова иначе. Он даже создал в своей лирике картину будущей «свободной» России.

Предсказанье

Приготовьте чтение стихотворения. Какая интонация и почему может доминировать?

Прочитайте стихотворение.

Обозначьте в одном или нескольких словах, какова картина будущего «свободной России». Как назван год, когда произойдет свержение самодержавия?

Растолкуйте, актуализируйте эпитет.

Какова картина «черного года»  России?

Что в этой картине мировой катастрофы для вас самое страшное?

Как вы осмысляете образ «мощного человека» с «булатным ножом» в руке?

Охарактеризуйте стихотворение с точки зрения синтаксиса?

Зачем потребовалось это огромное предложение, содержащее апокалиптическую картину?

Охарактеризуйте размер, ритмику, строфику стихотворения.

Почему важно, что в стихотворении сплошь мужские окончания?

В стихотворении нет злорадства, но есть какое-то лирическое упоение: это возмездие по заслугам, и жертвой  будут все. Лермонтову 16 лет, а он предвидит не просто собственную судьбу, а будущее своей страны. Отметим напряженное мирочувствие лирического героя, его страстность, горячность, напряженность. А также ораторский декламационный стиль, приверженность к гиперболизации, абсолютам, антитезам, к афористичности и заострению мысли. Те же особенности мы обнаружим и в других ранних произведениях Лермонтова – в этом он наследник Байрона. Подобно Байрону и другим романтикам, Лермонтов постоянно взывает к небу.

В творчестве Лермонтова много стихотворений-молитв, обращений к Богу. Прочитаем одну из ранних  молитв.

Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…», 1829

Даже если вы неверующий человек, подумайте, какие интонации, какой настрой характерны для молитвенного обращения к Богу?

Прочитайте про себя стихотворение.

Определите его интонацию и настроение, которое доминирует.

Что странно в этом молитвенном обращении к Богу?

Перечитайте построчно и выпишите слова, словосочетания, в которых сказано, за что лирический герой ждет кары Всесильного, то есть Бога?

Актуализируйте несколько эпитетов и метафор из первой строфы.

Как мотив подспудной полемики с Богом возникает уже в первой части (строфе) стихотворения?

Между Кем и кем, какими мирами находится лирический герой стихотворения? Кому же он молится, если не Богу?

Прочитайте заключительную строфу стихотворения.

Как вы ее понимаете?

Что он, собственно, диктует Богу, чтобы приблизиться к Нему?

Можно назвать состояние лирического героя бунтарским, богоборческим?

     Для лирического героя путь спасения равнозначен убийству: угасанию «чудного пламени» души, окаменению сердца, забвению творчества («жажды песнопенья»). Мы, действительно, можем говорить о богоборческих, демонических мотивах в творчестве Лермонтова. С очень высокими мерками его лирический герой подходит ко всему, даже по отношению к Богу он осуществляет свой диктат, диктует, как мы видим, свои условия. Почему лирический герой Лермонтова в своей дерзновенной смелости не знает границ? Один из дореволюционных исследователей творчества Лермонтова П.Н. Сакулин в статье «Небо и земля в поэзии Лермонтова» заметил: «Небом он мерит землю, ангелами – людей».  Подумайте над этим определением.

Действительно, мера юного Лермонтова равновелика по отношению ко всему миру: к Богу, людям, ангелам. Он и небо мерит земными мерками, и ничему не дает спуску. Конечно, мы можем говорить о юношеском максимализме, свойственном лирическому герою. Но, может быть, стоит осознать и тот факт, на который указывали многие исследователи. Говорить на равных с Богом Лермонтову позволяло понимание его особенности, призванности. Начнем с имени, которым он был наречен, – Михаил. Это имя архангела Михаила. Об ангелической природе Лермонтова много говорил Д.С. Мережковский. Если вы посмотрите томики произведений Лермонтова, то, несомненно, обнаружите там полярные названия его произведений «Ангел» и «Демон» +. Прочитаем некоторые из них.

Ангел, 1831

Прочитайте стихотворение.

В чем состоит противоречие, в чем своеобразный конфликт здесь?

Перескажите  сюжет этого стихотворения. Как в стихотворении представлено двоемирие?

Как назревает конфликт?

Что запечатлела душа, слышавшая тихую песню ангела?

Почему «скучные песни земли» не могут заменить «звуков небес»?

 Почему исследователи говорят, что для творчества Лермонтова характерен космический хронотоп?

В чем в стихотворении выражено явное противопоставление «неба» и «земли»?

Чем вызвано недовольство лирического героя?

Можно отнести это стихотворение к богоборческим?

Мой демон+ 1830-1831

В каких отношениях находятся ангельские и демонические+ силы?

Мы помним, что демон – это падший ангел. Демон сознательно выбирает зло.

О чем свидетельствует само название стихотворения?

Перечитайте ту часть стихотворения, в которой создан своеобразный «портрет» демона.

Каков этот портрет? Назовите отличительные свойства этого «персонажа».

Сравните с пушкинским демоном в стихотворении «Демон» 1823года.

Каково восприятие демона Пушкиным и Лермонтовым? В каком  стихотворении лирический герой в своем восприятии дистанцируется от него?

Почему лирический герой Лермонтова, понимая демоническую сущность,  все-таки не отворачивается от него?

Демон + может казаться в чем-то равным Богу: он вездесущ, у него есть власть над человеческими душами, в этом он похож на Бога. И в то же время он неприкаянный, несчастный, одинокий, в этом очень похожий на лирического героя. Он не отождествляет себя с демоном, но неразрывная связь с ним есть. Лермонтовский герой не человек обычный, а сверхчеловек. Он начинает спорить с Богом на равных. И тогда законы человеческой морали для него оказываются недействительны. Есть ощущение жажды уничтожения целого мира, мщения Богу за несовершенство мира.  Но это не абсолютно. Есть некая усталость от борьбы с миром. Но и  дерзновение есть. Лирический герой получает право на тяжбу с Богом. Он ощущает себя титаном, спорящим с Богом.

 Обратимся к стихотворению с очень спокойным, «домашним» названием.

Мой дом, 1830

Прочитайте стихотворение.

Каков образ дома, созданного в этом стихотворении? Что в нем удивительно?

В чем состоит парадокс первой строфы стихотворения?

Что для лирического героя скрыто в сердце человека?

Актуализируйте метафоры «святое вечности зерно», «пространство без границ».

Вы уже наверняка отметили, что Лермонтов многие земные явления соотносит с космосом, его тянет в небесную бесконечность.

В чем парадокс последней строфы?

Это противоречит нормальной логике?

Это логика предела. Лирический герой Лермонтова мерит себя вселенской меркой. Мера претензии к миру очень большая. Что же позволяет ему ощущать себя титаном и на равных спорить с Богом?

Прежде всего, ощущение собственной гениальности, непохожести на других. Он не торгует своими стихами, не ставит себя в зависимость от читателя, от толпы, ему никто не нужен. Это его принципиальная позиция: он выбирает одиночество и протест. Кроме того, он знает свою судьбу, он точно предсказывает ее в своих стихах.

«Нет, я не Байрон…», 1832

Приготовьтесь прочитать и рассказать о своем восприятии стихотворения.

Выпишем, как в стихотворении лирический герой называет, с кем или с чем отождествляет, сближает себя:

                                        не Байрон

                                        неведомый избранник

                                        гонимый миром странник

                                        с русскою душой

Стихотворение начинается дерзко: с отрицания и обозначения разницы и дистанции с одним из кумиров века – Байроном. Давайте подумаем: в чем его сходство и в чем декларируемая разница, дистанция. Байрон, мы это знаем, тоже «гонимый миром странник», разумеется, тоже «избранник».

Что здесь, собственно, дерзко? То, что он тоже «избранник», только неведомый миру. Он еще не был и политически гоним. Вряд ли его университетские столкновения можно назвать гонениями. Если уж гонения и странничество, то ,скорее всего, внутренние, душевные. А мы уже знаем, что душа его была раздираема противоречиями. Важно и то, что он декларирует сходство, но обозначает и разницу – «с русскою душой».

Перечитайте следующее предложение:

                                   Я раньше начал, кончу ране,

                                   Мой ум не много совершит;

                                   В душе моей, как в океане,

                                   Надежд разбитых груз лежит.

На первый взгляд, обычная исповедальная тирада романтического героя.

Еще раз посмотрите на эти строчки. Что здесь просто удивительно?

Он знал, что он раньше, чем Байрон, начал писать. Но он знал, что и «кончит  ране», то есть он знал о своей ранней гибели.

Дочитайте стихотворение до конца.

Как вы можете назвать заявление-декларацию лирического героя: дерзкая, страшная, колоссальная, титаническая …?

Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

В образе лирического героя передано мироощущение самого Лермонтова. Причем все здесь очень серьезно, он нисколько не играет. Он именно такой со своей русской инаковостью. Через лирического героя Лермонтов высказал мысль о высоком сознании своей миссии как миссии национальной, обязывающий его искать собственный путь в литературе, отличный от пути Байрона.

Еще раз спросим: «Что позволяет Лермонтову ощущать себя титаном?»

В своем затворническом одиночестве он ощущал не только свою дистанцию от мира, но и свое превосходство над ним, свой дар, свою гениальность. Он не похож на других поэтов: он не торгует, не ставит себя в зависимость от читателя. Ему никто не нужен. Поражает и другое: он предчувствовал свое будущее. Вспомните прочитанное в начале раздела стихотворение, в котором он говорил о своей «пророческой тоске» и предчувствовал «свой час кровавый».

 Есть стихотворение, в котором он описал свою гибель.

1831, июня 11 дня

Медленно читайте стихотворение по строфам. Останавливайтесь, для того чтобы сказать о мире лирического героя.

По своему характеру это стихотворение можно назвать исповедальным?

Как в стихотворении синтезированы мотивы ранней лирики?

Что в детстве лирического героя спасало от «обольщений света»?

Уход в «таинственные сны», мечтания полезен для человека?

Докажите, что мироощущение лирического героя трагически противоречиво.

Запишите слова, словосочетания, образы, которые характеризуют мир лирического героя стихотворения. Это могут быть не только цитаты, но и ваши собственные слова-характеристики.

Прочитайте особенно яркие признания лирического героя. Прокомментируйте их.

В каких строфах он детально описал свою гибель?

Знак Итоги

Подведем итоги: каков же лирический герой ранней лирики Лермонтова?

Запишите стихотворения, которые помогают вам представить душевный мир поэта.

Прочитайте эти стихотворения. Расскажите о том, каким вы представляете себе лирического героя ранней лирики Лермонтова.

Почему в ранней лирике Лермонтова не звучала тема поколения?

Лирический герой ранней лирики Лермонтова – негодующий индивидуалист. Он  не доверяет миру, хотя  мог бы дать ему много. Он способен на жертву, борьбу, гибель, но страшно одинок среди людей. Мы становимся свидетелями его жалоб, ропота, возмущения, протеста. Он не способен на компромисс, он диктует свои требования всем, даже Богу. Он находится в странном, промежуточном состоянии между Богом и демоном, часто склоняется в пользу последнего, делая нас свидетелями таинственного, трансцендентного диалога со своей душой. В ней две крайности: «ад» иль «небо», кромешный мрак и божественный свет., блаженство и муки. В борьбе между этими крайностями душа разрывается. Все резко, контрастно, без игры светотени. Существует некое полярное напряжение. Доминируют страдание, тоска, крайние проявления страстей. Откуда столь обостренное восприятие бытия?

 У лирического героя слишком памятливая душа, хранящая отзвуки неземного бытия. Как основное свойство лирического героя мы назовем гордость, даже гордыню. И как следствие – абсолютное одиночество «неоседлой души» (определение Юрия Айхенвальда). Уныние, отчаяние и богоборчество. Это во многом совпадает с настроем романтизма, но чувствуется нечто большее, сверхбайроническое в этой тоске.

Мы уже говорили о том, что переломным годом в творчестве Лермонтова был 1837 год. Рассмотрим лирику 1837-41 годов.

Лирика 1837-1841 г.г.

Подумаем о том, почему 1837 год стал переломным в творческой судьбе Лермонтова.

Разумеется, в первую очередь назовем гибель Пушкина, на которую поэт отозвался стихотворением «Смерть Поэта». Расскажите об истории создания стихотворения. Прочитайте его.

 Мы уже знаем, что из-за этого стихотворения Лермонтов подвергся гонениям. За обличительную концовку стихотворения он был арестован, заключен на гауптвахту Главного штаба. Не забываем, что он был военным человеком, офицером. Но вот что интересно. Именно в дни ареста произошло событие, которое могло изменить его внутреннее мироощущение. Помним по его лирике, каким он был: гордым, непреклонным. Здесь же, во время следствия, нужно было проявить не демоническое, а человеческое терпение, смирение. Распространял стихи его друг Святослав Николаевич Раевский. И Лермонтов во время следствия просто струсил. По-человечески. Он напишет в письме: «Я вспомнил бабушку…» Не торопитесь обвинять его, а просто подумайте, что произошло с ним – гордым, непреклонным…

Он узнал в себе простого человека. Надо сказать, что рассматриваемый нами период в жизни Лермонтова и стал периодом узнавания в себе человека и открытия мира простых людей, которые как раз не примитивны и пошлы, как декларировали романтики. Об этом открытии мы уже знаем по факту создания самого известного стихотворения Лермонтова – «Бородино». Вы помните, что 1837 год был годом празднования 25-летия Бородинского сражения. Это событие отмечали очень широко. Нашими поэтами был создан целый венок стихотворений, посвященных центральному событию войны с Наполеоном. Лермонтов не сразу создал гениальное «Бородино», о котором Лев Толстой сказал, что оно стало «зерном» его романа «Война и мир». Лермонтовскому стихотворению предшествовало другое – «Поле Бородина» (1830-31 г.г.). Проверьте по тексту: некоторые строки и мотивы перешли потом в балладу «Бородино». Чем эти стихотворения принципиально отличаются? Что организует «Бородино», делает его стихотворением, в котором вы выражена народная патриотическая позиция?

Разумеется, образ рассказчика, старого солдата. Сравните этот образ с лирическим героем ранней лирики. Ничего общего. Здесь простота, глубина, истинная мудрость, патриотизм, способность жалеть, сострадать, любить… Новый герой знаменует поворот в жизни, в душе самого Лермонтова.

Понаблюдаем за тем, как изменился лирический герой, читая стихотворение Лермонтова «Дума».

Дума

Сначала самостоятельно прочитайте стихотворение и скажите о своих впечатлениях.

Есть  в стихотворении что-то общее с ранней лирикой: настрой, темы, мотивы?

Перечитайте следующие строки:

                                       Печально я гляжу на наше поколенье!

                                    Его грядущее – иль пусто, иль темно,

                                    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

                                    В бездействии состарится оно.

                                    Богаты мы…

Подумайте, почему именно здесь мы прервали цитирование?

Можно ли сказать, что лирический герой противопоставляет себя поколению, толпе?

Почему теперь центр перенесен с «я» на «мы»?

В ранней лирике перед нами представал негодующий индивидуалист, противопоставляющий себя толпе, обозначающий огромную дистанцию между собою и миром. Здесь он заговорил по-другому. Позиция осуждения, неприятия, презрения осталась. Но он уже не над толпой, вне толпы, он в этой толпе, он ее часть.

Подумайте, что это меняет?

Все, или очень многое. Раньше это был вызов, поза. Теперь – трагическое понимание ситуации, которую он переживает вместе с соотечественниками. Никаких «жалоб турка». Глубокая, искренняя оценка происходящего в России и с ним лично.

Столь трезвая оценка  взывает нас к подробному рассмотрению стихотворения. Ведь это «дума» о времени и о себе. Докажите, что автор осознает себя как часть современного поколения и одновременно смотрит на свое поколение со стороны. Перечитаем стихотворение, комментируя построчно.

Оценочная позиция лирического героя заявлена уже в первой строке – «печально»! Что же вызывает грусть, что именно печалит лирического героя?

Перечитайте 1 строфу.

Найдите слова, образы, с помощью которых охарактеризовано настоящее и будущее поколения

Настоящее

Будущее

«богаты …ошибками отцов и поздним их умом»

«жизнь …томит, как ровный путь без цели, /Как пир на празднике чужом»;

«К добру и злу постыдно равнодушны»;

«вянем без борьбы»;

«как тощий плод до времени созрелый».

«пусто иль темно»

«под бременем познанья иль сомненья в бездействии состарится»

Не трудно заметить, что будущее будет «пустым и темным» из-за того состояния, в котором находится современное поколение.

Не будем торопиться, осмыслим наш цитатный материал.

Поразмышляйте над фразой: «Богаты …ошибками отцов и поздним их умом»… Как вы это понимаете? Что усвоило молодое поколение?

Почему «ровный путь без цели» …  «томит»?

Чем плох «пир на празднике чужом»? Какой метафорой становится это выражение?

Чем страшно равнодушие к добру и к злу? Может быть, это просто помогает ко всему относиться холодно и взвешенно-спокойно?

Вы обратили внимание на то, что повторился образ, который мы встречали в ранней лирике «тощий плод до времени созрелый»? Осмыслите его. Почему его ранняя зрелость Лермонтовым осмысляется как преждевременная и гибельная?

Перечитайте 2 и 3-ю строфы. Что добавится к характеристике современного Лермонтову поколения? Через что оно прошло, не обретя ничего?

Почему наука оказалась «бесплодной»? Страсти «осмеянными»? Поэзия, создания искусства не вызывают восторга?

Почему в душе холод, «когда огонь кипит в крови»? Почему все прошедшее вызывает только насмешку?

Перечитайте итоговую строфу.

Почему она абсолютно безнадежная?

Зачем понадобилась кольцевая композиция?

Конечно, безнадежность состоит в том, что все повторится снова и опять. Снова «ошибки отцов», поприще без цели, снова неспособность к жертве…Этакий круговорот зла. Позиция лирического героя безнадежная, а потому трагическая. В.Г. Белинский справедливо говорил о том, что эти стихи написаны кровью. Такова степень глубокой исповедальности, которая звучит в стихотворении. Г.П. Флоровский писал: «Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний, этой отравительной рефлексии, какого-то нравственного раздвоения личности, не то тоски, не то грусти. Это был ядовитый сплав дерзости и отчаяния, безочарования и большой пытливости. Отсюда жадное стремление выйти из настоящего». В последней фразе из оценки Г.П. Флоровского для нас заключен положительный потенциал лермонтовского стихотворения и шире – творчества. Именно «жадное стремление выйти из настоящего», то есть из тупика, направляло аналитическую мысль Лермонтова.

Знак Итоги

Перечитайте стихотворение, используя цитатный материал. Теперь расскажите о его понимании. Почему можно сказать, что это стихотворение знаменует мировоззренческий переворот Михаила Лермонтова? Почему мы можем говорить о другом типе сознания, о новом лирическом герое Лермонтова? Что в «Думе» подвергается диалектическому анализу?

Прочитайте стихотворения «Завещание», «Валерик».

 Они подтверждают наши утверждения о том, что лирический герой стал другим?

 Как изменилось его мировидение?

Родина, 1841

Можно еще сопоставить со стихотворением А.С. Хомякова «России», 1839г Как выражено чувство патриотизма в обоих стихотворениях? Решить по объему.

Приготовьте чтение стихотворения, объясните свое понимание.

Почему автор делит стихотворение на две неравные части?

Что потребовалось объяснить в первой части?

Как вы понимаете эпитет к слову «любовь» - «странная»?

Все, что перечислено в первой строфе: «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья»  - ведь это все дорого Лермонтову. Почему же он говорит: «Нет, не это и не это, а утверждает какое-то «странное» чувство родины?

Перечитайте 2-ю часть стихотворения.

Ведь здесь он «объясняет» свою «странную любовь». Дает некую картину, широкое изображение, образ.

Выявим точку обзора: откуда он это созерцает?

Не сверху. Даже сверху невозможно увидеть  сразу два времени года: весну и осень. Подтвердите наличие этих картин  цитатами из стихотворения.

Значит, это внутри человека, в душе лирического героя. Это образ родины внутренний, и в нем соединено много картин. Посмотрим, какие это картины. Что видит лирический герой, что даже географически для него – Россия?

Лирический герой «Родины» движется не в «никуда». Он любуется «четой белеющих берез». Возникают картины почти идиллические. Прочитайте такие строчки.

И в то же время в них нет ничего особенного, все очень знакомо. Потому и дорого. И смотрите-ка: наш лирический герой «проселочным путем скачет в телеге»! Это прежний демонизированный герой?!

Чему радуется?  Вот «полное гумно», «изба, покрытая соломой», то есть радуется самому простому, обыкновенному проявлению мужицкого достатка! И заканчивает все картинкой деревенского праздника, даже здесь не сфальшивив, - «под говор пьяных мужичков».

Есть в стихотворении ощущение умиротворения, покоя, радости?

Идеал у Лермонтова приобретает черты простой народной жизни, он открывает целый мир ценностей, целительных для души. Создается ощущение приближения к чему-то абсолютному, вечному, неидеологизированному…

Хотелось бы здесь поставить точку. Но.. вспомните стихотворение «Тучи», прочитайте «Прощай, немытая, Россия…».

 У Лермонтова были сложные отношения с государством, но не страной, родиной, которую он так глубоко чувствовал и искренне любил. По своему духу позиция Лермонтова близка мыслям, высказанным Пушкиным в ответ на «Философическое письмо» Чаадаева: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

 Чувство любви, присущее Лермонтову с детства, укрепилось и возросло потому, что он увидел, узнал, открыл нового, демократического героя, другую Россию, с которой связывал свои надежды. Такая любовь к России, связанная не с рассудком, скепсисом исторического знания предполагает и сердечное прощение «ошибок отцов». Бескомпромиссные оценки, прозвучавшие в «Думе», оказались смягчены. Новый лирический герой способен помочь, простить, пожертвовать даже своей жизнью для других. Он способен, не произнося высоких слов, просто пойти в бой, умереть за родину, за другого человека. Этот новый герой – важное открытие Лермонтова, он нашел людей, на которых можно надеяться, он обрел Родину. Тогда появилась возможность по-иному смотреть на мир, иные отношения с небом,  иная молитва.

«Когда волнуется желтеющая нива…», 1837

Прочитайте стихотворение, выбрав нужную интонацию.

Поясните свою интерпретацию.

Воспользуемся техническим приемом для изображения чувств лирического героя. Нарисуйте стрелочку, определите, куда будет направлено движение – вверх или вниз.

На стрелочке обозначьте образы-картины, которые созерцает лирический герой: «лес», «малиновая слива» и другие.

Разве можно одновременно «видеть» серебристый цветущий ландыш и созревшую сливу? Что здесь происходит?

Понаблюдайте, как теплеет восприятие лирического героя.

И финал, когда в небесах не спорит, не слышит, а видит Бога. И тогда оказывается, что счастье он «может постигнуть на земле». В ранней лирике мы уже были свидетелями неземного, потустороннего (ноуменального) видения лирического героя. Но там он был в состоянии страстного протеста, напряжения. Здесь же умиротворение и счастье.

Охарактеризуйте стихотворение с точки зрения синтаксиса. Как в синтаксическом строе стихотворения выражена его идея?

Это стихотворение о природе или о чем-то большем?

Молитва («Я,  Матерь Божия, ныне с молитвою…», 1837

Многие исследователи творчества Лермонтова отмечают, что он крайне редко обращается к новозаветным образам. Его Бог – суровый, ветхозаветный, это не милующий и жертвующий собою Христос. Исключение составляет образ Пресвятой Богородицы. К Ней, Матери Иисуса Христа, он обращает свои молитвы за дорогих ему людей. Сделаем еще одно пояснение. Самых частых видов молитвы – три: покаянные, благодарственные и просительные. Тот, кто молится, сразу отметит, что чаще всего мы беспокоим Бога просьбами, реже каемся и совсем редко благодарим.

Прочитайте стихотворение Лермонтова.

Это какой вид молитвы?

Безусловно, просительная. Но отметим, что просит он не за себя, а за свою любимую. Он просит Теплую Заступницу мира холодного (так названа Богородица) о счастье любимой им женщины. Посмотрите, чего он просит для нее у Матери Божьей?

Обо всем позаботился, даже о часе смерти, который наступает в жизни каждого человека.

Добавим, что просит он заступничества Божьей Матери  той, которая по праву ему не может принадлежать. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной, которая в это время уже была замужем.

Перечитайте стихотворение и расскажите, каким вы видите лирического героя этого стихотворения.

Согласимся с тем, что лирический герой Лермонтова изменился, даже его одиночество стало другим, он стал мягче, проще, демократичнее, яростный протест не звучит во многих его стихотворениях. Но не во всех.

 Прочитайте стихотворения «И скучно и грустно…» (1840), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841) и другие.

Романтическое одиночество, недовольство и протест тоже присутствуют в лирике. Но демоническая, тяжелая, скептическая, холодная, пессимистическая струя его лирики соседствует со светлой, задушевной, теплой, молитвенной, гармоничной. Все время ощущается какая-то внутренняя тоска, порыв куда-то. Поразмышляем над еще одним стихотворением.

«Выхожу один я на дорогу…» (1841)

Приготовьте чтение стихотворения.

Расскажите, как вы его слышите.

Подумайте, почему это стихотворение почти сразу стало народной песней.

Остановитесь на первой строфе. Каким вы видите лирического героя? Каков его путь?

Какова особенность пейзажа  первой-второй строф?

Почему картина торжественного и чудного неба диссонирует с переживаниями лирического героя?

Какого странного сна жаждет лирический герой?

Как вы понимаете образы, которые возникают в пятой строфе стихотворения: сладкий голос и вечно зеленеющий дуб?

Чего ищет душа лирического героя? При каких условиях она может обрести свободу и покой? Свобода и покой – антитетичные, противоположные понятия?

Почему это стихотворение, отдаваясь ему всей душой, часто поют люди, собравшись вместе? Что скрывает это их родство печали? О чем тоскует душа человека?

Лермонтовский байронизм иной. Его лирическое чувство отличается неповторимым своеобразием. На смену байроническому разочарованию приходит безмотивная тоска, не поддающаяся никакому рациональному объяснению. В душе Лермонтова с ранних лет живет видение потерянного рая, чувство вины и томление по иному миру. Его романтическое мироощущение основано на чувстве грехопадения, несправедливости окружающего мира и стремления к небесной отчизне. Противоречия в его лирике, мы это видим, смягчились, но не ушли.

Знак Итоги

Напишите небольшое эссе об одном из стихотворений Лермонтова.

Напишите сочинение в форме письма в ответ на одно из ранних стихотворений поэта.

Дайте интерпретацию своего любимого стихотворения Лермонтова.

Как лермонтовская поэзия «может пригодиться для психологического изучения» (слова В.О. Ключевского) состояния грусти?

Д.С. Мережковский называл Лермонтова:  «вулкан, покрытый льдом»… Подумайте над этим определением после чтения лирики Лермонтова.

Приготовьте устный ответ, характеризуя эволюцию лирического героя Лермонтова. Каким образом сверхчеловеческий ореол исчезает у лирического героя Лермонтова?

Особенности авторского сознания Лермонтова

Одна из особенностей авторского сознания М.Ю. Лермонтова – ноуменальное видение, постоянное стремление за внешним, земным (феноменальным) прозреть «неземное», потустороннее.

В ранней лирике и романтических поэмах эта особенность проявилась в форме юношеского стремления к «чудесному»:

                                       Моя душа, я помню, с детских лет

                                       Чудесного искала…

                                                            «1831, июня 11 дня»

Ноуменальному видению соответствует космический хронотоп, соотнесенность любого изображаемого предмета или явления (человека, действия, чувства) с временной и пространственной бесконечностью.

                                       Как часто силой мысли в краткий час

                                       Я жил века и жизнию иной

                                       И о земле позабывал.

                                                             «1831, июня 11 дня»

Такому видению сопутствует необычайная напряженность мирочувствования – страстное сознание, границы которого – ад и рай.

                                                                                            Не раз

                                       Встревоженный печальною мечтой,

                                       Я плакал; но все образы мои,

                                       Предметы мнимой злобы иль любви,

                                       Не походили на существ земных.

                                       О нет! Все было ад иль небо в них.

                                                             «1831, июня 11 дня»

Ноуменальное видение, космический хронотоп и страстное сознание насыщаются онтологической проблематикой (смысл жизни и любовь; добро и зло, рок, судьба), сложным образом соотносятся с приятием Божьего мира. Это выражается в использовании христианской образности. Лирический герой Лермонтова видит и красоту мира, и победу «любви, добра и красоты», и Бога как Творца и Спасителя. Он передает это восприятие мира в элегической интонации умиротворения.

                                       В минуту жизни трудную

                                       Теснится ль в сердце грусть:

                                       Одну молитву чудную

                                       Твержу я наизусть.

                                       Есть сила благодатная

                                       В созвучьи слов живых,

                                       И дышит непонятная,

                                       Святая прелесть в них.

                                       С души как бремя скатится,

                                       Сомненье далеко –

                                       И верится, и плачется,

                                      И так легко, легко…

                                                             «Молитва»

Одно из основных эмоциональных состояний, выраженных в поэзии Лермонтова, - чувство грусти. Глубокое исследование этой эмоции, ее значения для всего творчества поэта принадлежит русскому историку В.О. Ключевскому: «Он был поэтом грусти в полном художественном смысле этого слова: он создал грусть как поэтическое настроение, из тех разрозненных ее элементов, какие нашел в себе самом и в доступном его наблюдению житейском обороте. Поэтому не психологию надо призывать для объяснения его поэзии, а его поэзия может пригодиться для психологического изучения того настроения, которое служило ей источником».

Известный историк соотносил лермонтовскую грусть с особенностями национального бытия, с верой русского православного народа, в которой главное – упование на волю Божию, выраженную в словах молитвы : «Да будет воля Твоя…»: «Никакой христианский народ своим бытом, всею своей историей не прочувствовал этого стиха так глубоко … и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов».

Мы наблюдаем эволюцию авторского сознания , отразившуюся в творчестве поэта. Это движение от эгоцентризма к пониманию его гибельности для человека и обретению качественно иных ценностей.

Нравственно-оценочная рефлексия – одно из свойств авторского сознания Лермонтова.

Все перечисленные свойства авторского сознания взаимосвязаны, они «материализуют» сложную систему взглядов, эмоций, мыслей, словесных тональностей и образов, скрытых в произведениях Лермонтова.

                                                             (По И.П. Карпову)

Герой нашего времени

Прочитайте материал учебного пособия о создании романа «Герой нашего времени», с.

Как вы поняли, почему Лермонтов, не завершив работу над романом «Княгиня Лиговская», оставляет ее  и в довольно короткий срок создает «Героя нашего времени»?

Вероятно, изменились цели и задачи, появилась другая идея, созрел иной замысел и, хотя  даже имена некоторых персонажей перешли в новый роман, перед нами качественно иное произведение.

Надеемся, что вы прочитали роман «Герой нашего времени», и у вас сложилось некоторое представление о нем.

Попробуйте отразить свое отношение к нему и впечатление о нем в краткой тестовой форме:

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» для меня – это о

                 

                              -

                              -

                              -

                              -

Составьте несколько своих проблемных вопросов по роману:

Презентуйте их своим товарищам. Какие сходные проблемы обозначились? Что в вопросах у каждого абсолютно индивидуально?

Просмотрите пакет наших вопросов и заданий, помещенных в учебном пособии. Какие вас удивили и насторожили? Какие, по вашему мнению, слишком остры и неверны?

Напомним несколько дат, связанных с созданием романа:

                     1838 год  -  начало работы

                      1840 год -  1-ое издание романа

                      1841 год  -  2-ое издание романа

Нетрудно понять, что роман заинтересовал читающую публику: уже через год последовало 2-ое издание. Немаловажно знать, что во 2-ом издании произведения появилось авторское предисловие, предшествующее всему роману. О чем же автор торопился уведомить читающую публику?

Откроем предисловие.

Прочитаем первый абзац.

Здесь автор говорит о том, что предисловие обычно служит объяснением цели сочинения или ответом на критику. А далее следуют иронические тирады автора, в которых он обвиняет своих читателей, впрямую смеется над ними. Докажите это цитированием.

Зачем же автор, по сути, отпугивает своего потенциального читателя, избрав оружие оскорбительной иронии?

Читаем второй абзац.

О чем уже знал автор? В чем его обвинила читающая публика?

И в 3-ем абзаце автор напрямую объясняет цель своего сочинения.

Что же проясняется? Запишем формульно кратко:

Герой Нашего Времени = портрет, составленный из пороков всего поколения

Итак, создавая главный образ, Лермонтов создает портрет. Но портрет вовсе не идеальный, а собирательный портрет, в котором отразились пороки времени.

Дочитаем последний абзац предисловия, чтобы восполнить нашу схему. Что же является целью автора, изображавшего порочный портрет героя времени?

Интересно узнать болезнь поколения, которую, по сути,  диагностирует автор романа.

Герой Нашего Времени = портрет, составленный из пороков поколения = диагноз болезни этого поколения

Вы прочитали роман. Попробуйте назвать болезнь поколения, диагноз, определяющий и объясняющий  и пороки поколения.

Чтобы уточнить цели повествования, нелишне прочитать еще одно предисловие. Это Предисловие к «Журналу Печорина». О чем думал автор, создавая этот портрет?

Внесите коррективы в нашу схему

Герой Нашего Времени = Портрет, составленный из пороков поколения = история души человеческой = диагноз болезни поколения

Согласимся, что задача, которую автор ставит перед собой, -  колоссальная. Рисуя портрет одного героя, представить тип нового человека, чтобы определить болезнь времени.

Задумаемся о сходстве и разнице между пушкинским и лермонтовским романами. Тот и другой запечатлели тип нового человека. Но у Пушкина, как отмечал Белинский, роман  - «энциклопедия русской жизни», а у Лермонтова – история одной человеческой души. Лермонтов при этом утверждает, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа». Разница, как видим, значительнейшая.

Что же поможет нам сформулировать диагноз болезни, понять болезнь века, а, может быть не только века? Каковы ваши догадки?

Начнем с сопоставления фабулы и композиции романа.

Реконструкция событий в хронологической последовательности

Композиция романа, последовательность глав и частей

«Тамань»

Бэла

Максим Максимыч

Предисловие ко 2 части романа

Тамань

Княжна Мери

Фаталист

Почему, по мнению Белинского, роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор»?

Изобразите систему персонажей, Покажите, как каждый из персонажей, интересный сам по себе, становится фоном для раскрытия главного образа – героя времени.

Зачем и как Лермонтов смещает акценты с фабульной загадочности на характер героя?

Зачем понадобилось многоаспектное изображение – раскрытие образа извне и изнутри?

Почему роман начинается с середины, а за две трети до его конца сообщается о смерти героя?

Сколько рассказчиков в романе? Почему они оказались востребованы?

Ответив на эти вопросы, запишите, в чем ключ к разгадке характера героя?

Знак Чтение наоборот

ajizisopmok

Знак Итоги

А если это так, то самый верный путь к разгадке характера героя – перечитывание «вслед за автором». Композиция романа – ключ к разгадке характера героя. Ведь в первой части романа мы видим портреты Печорина, данные извне, со стороны. На него смотрят автор-офицер, странствующий по Кавказу и старый служака офицер Максим Максимыч. А вторая часть романа – это дневник самого Печорина, своеобразный автопортрет. Автор романа ведет своего читателя от впечатлений, взглядов и выводов стороннего наблюдателя к описанию собственных представлений, поступков и рефлексии по поводу этих поступков самого Печорина.

БЭЛА

Перескажите сюжет повести «Бэла»

Перечитайте первый абзац.

От чьего лица ведется повествование?

Сколько рассказчиков в повести?

Прочитайте несколько пейзажей из повести, проанализируйте их.

Чем они похожи на романтические описания и чем отличаются?

Чем сюжет «Бэлы» напоминает сюжет романтической повести ( 1 ) и чем отличается ( 2)?

Знак Выбери

а) действие происходит на Кавказе

б) необыкновенные герои в необычных обстоятельствах

в) прием контраста

г) прием фантастики

д) романтическое двоемирие

е) бытовые, сниженные детали в описаниях

ж) роман горянки с красавцем офицером

и)

Ответ: 1)                                2)

 

Попробуем схематично представить систему персонажей.

Персонажи-горцы

Фон, на котором происходит действие

Персонажи-европейцы

Бэла

Казбич

Азамат

Гости на свадьбе

Кавказские горы

Горный аул

Возвращение в «детство» человечества, прообраз рая

Русская крепость

Максим Максимыч

Печорин

Казаки в крепости

Изображая горцев, Лермонтов показывает воспеваемого  романтиками «естественного человека», дитя природы.

Как вы думаете, каково воздействие природных задатков на формирование человека? Какой человек формируется под влиянием естественной, природной среды?

На примере изображения жизни и быта горцев докажите, что события и поведение людей изображены реалистически. Прокомментируйте, как изображены сакля, свадьба, как даны портреты горцев? В чем состоит мастерство Лермонтова в передаче иноязычной речи?

Есть ли в романе, свойственная романтикам,  идеализация «детей природы», «естественных людей»?

На фоне кавказской природы, с изображением экзотических персонажей разворачиваются отношения Печорина с красавицей горянкой.

Кто рассказывает эту историю?

Остановимся на моменте встречи автора-рассказчика и Максима Максимыча.

Как автор-рассказчик вводит его портрет?

Какова особенность портретного описания Максима Максимыча?

Докажите, что Максим Максимыч – литературный родственник капитана Миронова, один из демократических образов нашей литературы? Как Максим Максимыч отнесся к Печорину, к Бэле?

Почему в его рассказе важно упоминание имени генерала Ермолова? Это историческое лицо. Наведите справки, кто он такой, рассмотрите его портрет.

Глазами Максима Максимыча дан и первый портрет Печорина. Найдите его в повести и прочитайте. Какова главная особенность Печорина, подмеченная Максимом Максимычем почти сразу?

Знак Чтение наоборот

nenarts

Как в портретном описании проявляется его странность?

Обратимся к самой истории с Бэлой. Как здесь столкнулись естественный и цивилизованный человек? Печорин изменил Бэлу или Бэла – его?

Попробуйте поспорить с утверждением Белинского: «…и что могла дать Печорину любовь, кроме наслаждения…»? Что может подарить любовь?

На что надеялся Печорин, когда решил ее похитить?

Докажите, рассуждая об истории их любви, что Печорин прекрасный психолог. Как он склонил на свою сторону Бэлу, как «использовал» Азамата, как отвел недовольство Максима Максимыча?

Лермонтов вскроет безнравственную сущность подобного эксперимента, усугубив трагические обстоятельства истории Бэлы. Любовные отношения красавца офицера с горянкой обернулся катастрофой для всех ее участников, кроме Печорина.

Как Печорин ведет себя после гибели Бэлы? Почему у Максима Максимыча «мороз пробежал по коже» после смеха Печорина?

Заметили ли вы, что уже в первой повести впервые встречаем прием, который будет доминировать во второй части – большой монолог Печорина. Это его ответ на длинное объяснение Максима Максимыча по поводу того, что он переменился в отношении к Бэле. Этот первый большой монолог от лица Печорина начинается со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

Прочитайте этот монолог.

Поразмышляем. Наверняка, характеризуя Печорина, вы уже произносили слово «эгоист». Но смотрите-ка: в начале монолога герой признается: «если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…» Встречали ли вы подобных эгоистов?

Какой-то странный эгоист, не радующийся своим победам над другими.

Найдите в монологе признания Печорина в том, что прошел период разочарования светской жизнью, о подобном мы уже читали в 1 главе «Евгения Онегина». Череда удовольствий, науки,  профанация любви – «науки страсти нежной» - все это в прошлом.

Какие слова в признании Печорина о своем прошлом повторяются, являются ключевыми?

Знак Чтение наоборот

akuks,  oleodan

Путь его жизненных впечатлений от наслаждения, познаний в «науке страсти нежной», побеге на войну, попытке забыться в романтической, необыкновенной любви привел к опустошению. Возникла страсть к путешествиям. Куда и от чего он бежит человек с «воображением беспокойным, сердцем ненасытным»? Почему Печорин ищет смерти? Какова причина его тоски?

Знак Итоги

Обобщите ваши впечатления о Печорине после анализа повести «Бэла».

Максим Максимыч

Начнем с осмысления заголовка новеллы. Вы уже заметили, что большинство глав романа названы именами персонажей. Поговорим о Максиме Максимыче: он важный персонаж первой части романа.

Мы уже говорили о том, что такой тип персонажа, простого, демократичного, открытого, доброго, способного помочь и простить – открытие Лермонтова.

Вспомним первое портретное описание Максима Максимыча, данное в повести «Бэла».

Перед нами предстал русский офицер, который чувствуется себя на Кавказе свободно, легко. Держится просто. Он уже привык и адаптировался к местным условиям: офицерский сюртук без эполет дополняет черкесская мохнатая шапка, он покуривает кабардинскую трубочку. Преждевременно поседевшие усы – деталь, указывающая на то, что он много повидал на своем веку. Он ревностный военный, служит царю и Отечеству, с гордостью говорит о том, что при Алексее Петровиче Ермолове получил два чина. И читателю становится ясно, что дальнейшего продвижения по службе не будет: он не умеет продвигаться, «высовываться». Он «вечный капитан», способный прийти на помощь, без лишних слов и помпы, если потребуется, умереть за други своя.

Именно в Максиме Максимыче Лермонтов увидел и показал красоту и притягательность обыденного, понял величие малого. Максим Максимыч – пушкинский тип героя. У него цельное миросозерцание - гармоничное, спокойное, светлое. В простой и будничной оболочке раскрылось Лермонтову добро и тишина. Он осознал величие простого человека.

Простой человек – не классовое, а экзистенциальное понятие, выражающее духовную подлинность. Рядом с такими людьми легко и радостно многим. Подумайте, так ли уж заблуждался император Николай Павлович, увидевший именно в штабс-капитане героя времени.

Что к нашим представлениям о Максиме Максимыче  добавит новелла, названная его именем?

Выделите два фрагмента новеллы, которые нам необходимо проанализировать, аргументируйте свой выбор.

Знак Выбери

                                    - портретное описание Печорина

                                    - встреча с Максимом Максимычем

                                    - экспозиционная часть

                                    - описание талантов Максима Максимыча

Перечитайте портретное описание Печорина.

Чем этот портрет отличается от пушкинских литературных портретов:

Знак Выбери:

                            - величиной, протяженностью описания

                            - психологизмом

                            - описанием противоречивости характера персонажа

                            - лаконизмом

                            - обобщенным описанием

                            - краткостью характеристик

Каждую из выбранных характеристик аргументируйте.

Это первый психологический портрет в русской литературе.

Второй эпизод – главное событие этой части – встреча Печорина с Максимом Максимычем?

Что предшествовало этой встрече? Почему в начале новеллы чувствуется ирония повествователя? Как вы думаете, что вызвало такое отношение?

Почему встреча, о которой пять лет мечтал Максим Максимыч, не произошла?

Проанализируйте диалог. Каковы реплики персонажей? Почему Максим Максимыч напоминает Печорину об истории с Бэлой? На что или на кого Печорин махнул рукой уезжая?

Знак Итоги

Выполните анализ этого эпизода.

Знак Итоги

Можно ли утверждать, что Печорин и Максим Максимыч – два «полюсных» персонажа?

Что, по-вашему, воплощает каждый из них?

Как у Лермонтова разошлись цивилизация и народная Россия? Мы уже наблюдали это явление в русской литературе?

П часть романа

Дневник Печорина

Тамань

Что нового появляется в композиции романа?

Что пишет автор в предисловии о ценности такого документа, как дневник?

Что можно сказать о человеке, который систематически наблюдает за собой и окружающими и фиксирует это в дневнике?

«Тамань» - новелла, которую очень любил А.П. Чехов. Он советовал читать ее и таким образом учиться русскому языку. Последуем его совету.

Прочитайте и прокомментируйте отрывки, которые вам кажутся примечательными, важными, красивыми. Что в них интересно с точки зрения содержания, стиля?

Перескажите сюжет новеллы.

Тамань – это первый пункт пребывания Печорина на Кавказе. Каким предстает он  перед читателем по слогу новеллы и по действиям, которые он совершает?

Почему он без боязни идет в то место, о котором его предупреждают «там нечисто»?

Какие детали убеждают в удивительной проницательности Печорина.

Назовите романтические приметы повествования.

Знак Выбери

          - Кавказ

          - подробные психологические описания-характеристики

          - характер пейзажей

          - ночь, море, тайна

          - странные люди

          - корсары-разбойники

Каждый выбранный вами тезис аргументируйте примерами из новеллы.

Докажите, что, несмотря на романтические особенности повествования, Лермонтов порывает с романтической традицией, что основной конфликт новеллы решен сугубо реалистически.

Почему в очередной раз Печорин развенчивает тайны, доказывая, что люди прикрывают обыденное и мелкое в своей жизни романтическим флером?

Зачем Печорин лишил заработка «честных контрабандистов»?

Почему его в очередной раз постигло разочарование?

Как вы понимаете последнюю фразу новеллы: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих»?

Как развивается представление о противоречивости натуры Печорина?

Знак Итоги

В «Тамани» бурные события разрешаются полной отчужденностью героя от всего происходящего. Убедившись в обыденности, заурядности целей людей под покровом ночи зарабатывающих себе на хлеб, Печорин словно проводит линию, отделяющую его от них.

Княжна Мери

Переходим ко П части печоринского журнала. В ней повесть «Княжна Мери» и новелла «Фаталист». Это – «Окончание журнала Печорина».

Просмотрите журнальные записи Печорина в повести «Княжна Мери». Какова их временная протяженность?

Записи начинаются                                   ;                                               заканчиваются

Последняя запись 16 июня. На следующий день состоялась дуэль с трагическим исходом.. 18 июня Печорин окончит свою сложную игру с княжной Мери. В конце повести курьерская тройка мчит Печорина из Кисловодска. Действие повести  происходит в Пятигорске и Кисловодске. К концу повести мы еще вернемся. Начинается же повесть с записи 11 мая в Пятигорске.

Перечитайте первый абзац записи от 11 мая.

 Каким здесь предстает Печорин?

Раньше мы его видели таким?

В какой момент его светлые чувства, радость, открытость оказались оставлены? Почему?

Расскажите о «водяном обществе». Как создается этот собирательный образ? Какой тон и почему сопровождает рассказ Печорина о людях, приехавших на воды?

Почему важно, что на таком фоне появляется Грушницкий?

Вам нравится Грушницкий? Какие чувства по отношению к этому персонажу вы испытываете?

Каким описывает Грушницкого Печорин?  Почему он не доверяет ему?

Что раздражает Печорина в Грушницком?

Зачем Грушницкий носит «трагическую мантию»?

Почему, как считает Печорин, приезд Грушницкого на Кавказ «следствие его романтического фанатизма»?

Такой период свойственен молодости вообще?

Каким образом уже в первой записи намечается конфликт?

Вторая запись от 13 мая.

Какие важные в развитии сюжета персонажи появляются здесь?

Охарактеризуйте доктора Вернера. Какое место в системе персонажей он занимает? В чем он является «двойником» Печорина? и чем принципиально от него отличается?

сходство

отличие

Найдите описание – своеобразный автопортрет Печорина. Сопоставьте его с работой М.А. Врубеля.

Почему образ Печорина привлек художника, любимой темой которого была демониана?

Почему Печорин начинает «охоту» на княжну Мери, ведь он не верит в любовь?

Вера спросит Печорина после его признания в том, что он не любит Мери: «…зачем же ее преследовать, волновать ее воображение? Попробуйте объяснить, имея в виду особенности характера Печорина.

Попробуйте сочинить от имени княжны «колкие, но лестные» для Печорина эпиграммы? Как вы думаете, что в Печорине осмеивала княжна и зачем она это делала? Почему для Печорина это было лестно?

Какую тактику выбрал Печорин, чтобы привлечь к себе внимание Мери?

Что случилось на балу в ресторане? Как Печорин использовал свое преимущество перед Грушницким?

Подумайте, что ущербно в отношениях Грушницкого и Печорина с Мери?

                              - заключение пари

                              - само чувство

                              - игра в кошки-мышки

                              - обман

                              - ставка на офицерское звание

                              - самолюбование

                              - эгоизм, самолюбование

                              - …

Поразмышляйте над афоризмами Печорина. Какое мировоззрение персонажа они раскрывают?

… один из двух друзей всегда раб другого…

…О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар…

Женщины любят только тех, кого не знают.

А что такое счастье? Насыщенная гордость.

…я люблю врагов, хотя не по-христиански.

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?

Я люблю их (женщин) во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости.

Проследим за тем, как Печорин завоевывает сердце княжны Мери.

Восстанови порядок с помощью цифр:

злит, вызывая внимание к себе,  -  заключает пари  -  дает возможность первенства Грушницкому, ожидая, когда тот наскучит ей  -  на балу спасает положение и предает Грушницкого – играет в таинственность, строит модель человека необыкновенного …

Прервемся, для того чтобы посмотреть, как Печорин невольно увлекается, даже останавливает себя самоиронией.

 Откройте запись 3 июня.

Посмотрите, как возникает главный вопрос – зачем? Проанализируйте 5 абзацев записи от 3 июня. Попробуйте, следуя логике самоанализа Печорина, определить, что им движет:

                             - мелкое удовольствие (от главенства)

                             - «необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души».

                             - «смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе…»

                             - «первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает»

                             - «счастье? Насыщенная гордость».

                             - «Я был бы счастлив, если б меня любили…»

Каково ваше мнение?

Продолжим чтение записи от 3 июня.

 Не пропустим эпизод прогулки, момент исповеди Печорина перед Мери.

Чем вызвана эта исповедь? Что в ней поза, а что -  правда?

Как Печорин стал «нравственным калекой», как он стал  «искусен в науке жизни»?

Почему в конце дневниковой записи от 3 июня Печорин опять торжествует и ему опять скучно? Торжество и скука – насколько это созвучно-близко?

Почему победы над Мери и над другими людьми только усиливают скуку?

Самостоятельно проследите линию взаимоотношений Грушницкий – Мери – Печорин до вызова на дуэль. Проанализируйте степень ответственности каждого за случившееся.

Почему, узнав в себе живое чувство, Печорин иронизирует : «Неужто я влюблен?..» Запишите основные тезисы. Проговорите ваш ответ, останавливаясь на выбранных эпизодах и непременно цитируя текст.

Развязка их отношений в записи от  12 июня, когда Печорин сказал измученной непонятным его поведением княжне: «… не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю».

Вот, казалось бы, и все. Но узел противоречий завязан крепко, в конфликт втянуты почти все персонажи, уже созрел замысел бесчестной дуэли, продолжаются отношения с Верой, компания драгунского капитана наступает. А Печорин не привык отступать.

При каких обстоятельствах Печорин вызывает Грушницкого на дуэль? В чем состоит двойственность ситуации?

Переходим к эпизоду дуэли. Докажите, что это кульминация повести.

Перед анализом эпизода дуэли перечитайте записи Печорина, которые он сделал накануне. Это записи человека перед смертельным испытанием. Что они добавят к нашему исследованию о печоринском типе, что подтвердят.

Добавят …

Подтвердят …

Составьте несколько вопросов к этой части дневника Печорина..

Выпишите из этого отрывка ключевые слова для понимания характера Печорина.

Сравните с нашим:

скучно;

увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных;

утратил навеки пыл благородных стремлений;

любил для себя;

 никогда не мог насытиться;

живешь из любопытства.

Прокомментируйте каждую из записей. Как эти качества характеризуют мировоззрение Печорина. Как вы думаете, для какой цели рожден человек, зачем любит.

Запись о дуэли сделана уже в крепости у Максима Максимыча.

Проанализируйте эпизод дуэли.

«…ни в ком зло не бывает так привлекательно», - пишет Вера в последнем письме Печорину. Почему вообще зло привлекательно? И почему Вера так говорит о Печорине?

Еще раз прибегнем к сопоставлению текста романа с картинами М.А. Врубеля. Найдите эпизод гибели коня. Сопоставьте изображение Печорина в этом эпизоде с картиной Врубеля «Демон поверженный». Что дает это сопоставление?

Эпизод последнего объяснения с княгиней Лиговской и с Мери. Что здесь происходит?

Какое преступление Печорина вы видите более тяжким – гибель Грушницкого или поражение Мери.

Фаталист

На какие мысли наводит само название новеллы?

Подберите синонимы к слову фаталист – 

О чем рассуждали офицеры действующей армии на Кавказе, устав от игры в карты?

Вера в судьбу характерна для отечественного сознания?

Как вы думаете, какие примеры про то, что «человеку на роду написано» приводили собеседники в разговоре?

Какой аргумент об отсутствии предопределения прозвучал?

Судьба и рассудок, свободная воля – в каких отношениях они находятся для вас?

 

 

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: