лексическая тема по развитию речи "Дом и все что в нем " мл. группа

Цыбуляева Надежда Анатольевна

В помощь воспитателям по лексической теме "Дом и все что в нем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_dom_i_vsyo_chto_v_nem_ml.gr_.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Дом и всё что в нём" (младшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Беседа (по сказке «Три медведя»)

Цель: уточнить у детей какой дом у медведей, какие комнаты в нём, какая мебель, утварь т т.д.; учить отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Дидактическая игра  «Новоселье куклы». 

Цель: упражнять детей  в употреблении обобщающих слов (мебель, посуда одежда).

Осторожно словно кошка

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и клубок свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться,

Я легко с дивана спрыгнугну.

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь как кошка.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою словно котик.

И опять свернусь колечком

Словно кот у тёплой печки.

(Движения выполняются соответственно тексту)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

            Мебель.

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Это стул на нём сидят (начиная с мизинца загибаем пальцы перечисляя мебель)

Это стол за ним едят

На диване отдыхают

Книжки умные читают

На кроватке крепко спят

Вещи все шкафу хранят

Эту мебель мы купили

Вместе с папой в магазине. (ритмичное произношение текста)

  • «Легкое перышко». 
  • Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры — как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.

Артикуляционная гимнастика

 (развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

 (развитие мимических мышц)

       «Дом». 

Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.

 Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи, Взял топор

И пошел чинить забор. Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Этюд «Удивляемся»

Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

   И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

1) поднять плечи, повернуть голову направо;

2) вернуться в исходное положение;

3) поднять плечи, голову повернуть налево;

4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

Речевая зарядка

Скороговорки

                        Лесной дом.

Есть в лесу из брёвен дом (руки над головой изображаем крышу)

Есть окошко в доме том (руки параллельно друг другу)

Посмотрите в то окошко,

В доме тихо и темно (выглянуть через имитированное окно, посмотреть по сторонам)

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом (кулачок одной руки стучит по ладошке другой)

Выглянул какой-то зверь

«Гав» - сказал и запер дверь (ладонями закрыть лицо, затем раскрыть сказать «гав» и снова закрыть)

Мы погромче кулачком

Постучимся в этот дом (кулачок одной руки стучит по ладошке другой)

Выглянул какой-то зверь

«Ме» - сказал и запер дверь (ладонями закрыть лицо, затем раскрыть сказать «гав» и снова закрыть)

Громко-громко кулачком

Постучимся в этот дом (кулачок одной руки стучит по ладошке другой)

Выглянул какой-то зверь

«Му» - сказал и запер дверь (ладонями закрыть лицо, затем раскрыть сказать «гав» и снова закрыть)

Киска на окне сидит

«Мяу-мяу»- говорит (ладони к щекам и повертеться в стороны)

Хватит в домик к нам стучать

Дайте хоть чуть-чуть поспать! (две ладони соединить и спрятать за щёчку)

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять!

Таня любит тунцевать.

***

Кошка, кошка

На окошке

Кашу кушала

По крошке

        

Чистоговорки

Стихотворения

Ом-ом-ом-ом- мы построим новый дом

Но-но-но-но – в нашей комнате темно

Аф-аф-аф-аф – мы поставим в угол шкаф

Ду-ду-ду-ду- дети бегают в саду

Уп-уп-уп-уп- я готовлю суп

         Теремок

В нём окошечки резные,

Ставни  чудо-расписные!

Комнатками полон дом-

Не живёт никто лишь в нём…

На просторе в чистом поле,

Где гуляет ветерок,

Появился Теремок!

Кто построил- непонятно!

Выглядит вполне опрятно,

Сам не низок, не высок,

Терем- Терем –Теремок!

Считалка

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет

Много мебели назвали

А тебе пора водить.   

Загадки

Зрительная гимнастика

Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это…
(Дом)

В нем ты живешь,
И друг твой Димка,
Еще и Сашка, и Маринка.
(Дом)

Тёплая Гармошка,
На Гармошке — кошка.
(Батарея)

Одежда для окошек.
(Занавески) (шторы)

Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает.
(Дверь)

Посуда

Сковородка не простая- / посмотреть прямо

На плите как золотая / нарисовать глазами квадрат

Рыба жарится, котлеты, / посмотреть вправо, влево

Белоснежные омлеты / закрыть глаза

Приготовит всё она- / открыть газа, поморгать

Вот какая сковорода! / посмотреть прямо

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

      Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Будем строить и играть

Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно руки согнуты в локтях параллельно друг другу перед лицом, крышу – сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом (сжать руки вкулак выставив большой палец вверх)

Будем жить теперь мы в нём! (приседают)

               

 Стенка-стенка

(щекотятся щечки)
Потолок

(щекотится лоб)
Две ступеньки

(шагательное движения пальцев по подбородку и губкам)
Дзииин! Звонок!

(нажимается на носик, как на кнопку звонка)

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

      Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

           

               

Игра «Большой - маленький»

(Образование существительных с уменьшительно – ласкательными)

Стул – стульчик

Стол – столик

Диван – диванчик

Шкаф – шкафчик

Кровать – кроватка
Окно — окошко, окошечко.
Рама — рамка, рамочка.
Комната — комнатка, комнатушка.
Стена — стенка, стеночка.
Дверь — дверка, дверца.
Балкон — балкончик.
Бревно — бревнышко.
Лестница — лесенка.
Звонок — звоночек.
Крыша — крышка, крышечка.
Порог — порожек.

Игра «Дома бывают разные»

Для людей — жилой дом.
Для машин — гараж.
Для собак — конура, будка.
Для коней — конюшня.
Для свиней — свинарник.
Для коров — коровник.
Для птиц — скворечник, гнездо.
Для кур — курятник и т.д.             

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

С. Маршак «Кошкин дом»

РНС – «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»