Экологический КВН «Мы – юные защитники и знатоки природы» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Климина Тамара Геннадьевна

Цель:
- формировать познавательный интерес дошкольников к миру природы, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи:
- закрепить знания, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности по развитию экологических представлений;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- активизировать словарь;
- закрепить умение подбирать антонимы;
- воспитывать чувство товарищества, уважения к партнёрам, соперникам,        умение работать в команде, любовь к природе.

Предварительная работа:
- беседы об экологии, о защите окружающей среды, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций о природе;
- знакомство с экологическими знаками;
- знакомство с экологическими праздниками;
- анкетирование родителей;
- подготовка презентации по экологическим праздникам;
- разучивание с детьми песен «Шире круг», «Не дразните собак…»
- изготовление заготовок к творческому конкурсу для родителей (пейзаж поздней весны, трафареты цветов, бабочек);
- изготовление эмблем.

Оборудование:
- эмблемы команд по числу детей и родителей;
- бейджики для капитанов команд;
- презентация по экологическим праздникам;
- анкеты для родителей;
- заготовки к творческому конкурсу для родителей (пейзаж поздней весны,  трафареты цветов, бабочек);
- клеевые карандаши по числу родителей;
- влажные салфетки;
- поощрительные наклейки для детей на экологическую тему.

Ход КВНа:

1.Приветствие команд ведущим, сообщение темы КВНа,  представление жюри.

2.Избрание капитанов команд.

3.Конкурс «Разминка для ума» - ответы на вопросы по командам:

                  «Почемучки»                                                «Знайки»
         - Когда заяц серый? (летом)     - Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
        
         - Что ест зимой жаба?               - Какого цвета листья на деревьях зимой?
             (ничего, она спит).                   (листьев зимой нет).                
       
        - Какие грибы растут на пнях?          - В какое время года часто бывает
           (опята)                                                 гроза? (летом).                                                   

       - Какую птицу называют лесным      - Какой лесной обитатель сушит на
         барабанщиком? (дятла).                      деревьях грибы? (белка).

       - Кто трижды поменяет своё              - Куда зайцу бежать удобнее: с горы
         обличие? (насекомое бабочка:           или в гору? (в гору: у него задние
         из яиц - гусеница, куколка,                 ноги длиннее).
         бабочка).

4.Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Конкурс называется «Кто как кричит?»:
- Ворона – каркает;                              - Утка – крякает;                             -
     - Голубь – воркует;                              - Воробей – чирикает;
     - Медведь – ревёт;                               - Конь – ржёт;
     - Овца – блеет;                                     - Сверчок – стрекочет;
     - Пчела – жужжит;                              - Комар – пищит;
     - Филин – ухает;                                  - Журавль – курлычет.

5. Конкурс «Подбери слово-наоборот» -
     - Волк – зверь большой, а ёж…          - Весна бывает ранняя, а бывает…
        (маленький).                                         (поздняя).
     - Лес может быть густым, а                - Ягоды малины сладкие, а ягоды
        может быть… (редким).                     рябины…(горькие).
     - Январь год начинает, а                     - Зимой идёт снег, а летом …
        декабрь…(кончает).                            (дождь).

Динамическая пауза «Шире круг».
Во время паузы родители выполняют творческое задание – аппликация «Поздняя весна»

6. Конкурс капитанов – ответы на вопросы
    - Назвать трёх перелётных птиц.        - Назвать трёх зимующих птиц.
    - Как называется домик,                      - Как называется домик муравьёв?
      сделанный самой птицей, где             (муравейник).
      она высиживает птенцов?                                      
           (гнездо).                                               - Как называется насекомое с крас-                             
         - Гусеница – это кто?                              ной спинкой в черный горошек?

     7. Конкурс «Объясни значение знака»


8. Конкурс «Экологические ситуации»:

Первая ситуация:
Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты и почему? Ответы – нельзя, так как мы уничтожаем природу; в цветках есть нектар для бабочек и пчел; ландыши рвать нельзя – они занесены в красную книгу, как лекарственное растение.
Вторая ситуация:
Ребята на прогулке набрали банку дождевых червей и закрыли её крышкой. А после прогулки забыли про банку и про червей. Что случилось с червями? Как бы вы поступили? Ответы – без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, потому что они очень полезны. Червяки рыхлят землю, чтобы к корням растений проходила влага и воздух.

9.Конкурс «Назови экологические праздники»:
Всемирный День Земли – 22 апреля.
Всемирный День животных – 4 октября.
Всемирный День Журавля – второе воскресенье сентября.
Синичкин день – 12 ноября.
Международный День гор – 11 декабря.
Всемирный День моржа – 24 ноября.
Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) – 19 февраля.
Международный День леса – 20 марта.
Международный День птиц – 1 апреля.
Всемирный День воды – 22 марта.
Всемирный День солнца – 3 мая.
Международный День бездомных животных – 16 августа.
Ночь летучих мышей – 20-21 сентября.
День амурского тигра и дальневосточного леопарда – 22 сентября.
День Флора и Лавра – покровителей лошадей – День лошади – 31 августа.
День сурка – 2 февраля.
Всемирный день охраны окружающей среды – 5 июня.

10.Анализ анкет для родителей «Экологическое воспитание в семье».

11. Подведение итогов жюри, поощрение детей.

12. Совместное исполнение песни «Не дразните собак».