САМООБРАЗОВАНИЕ

Сурнева Оксана Владимировна

САМООБРАЗОВАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ372.36 КБ

Предварительный просмотр:

                             Тема работы по самообразованию

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

 Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

      Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

         Следует отметить, что не всегда дети  понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на 2018-19 год

Изучение методической литературы        

Сентябрь - Май        

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.        

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми        

Сентябрь - Май        

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.        

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.        

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.        

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Январь        

Придумывание сказок про геометрические фигуры.        

Сборник сказок.

Март        

Игровая деятельность с использованием математических заданий.        

Развлечение «Весёлая математика»

Работа с семьёй        

сентябрь        

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.        

Создание уголка «Занимательная математика».

октябрь        

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»        

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

март        

Открытый показ образовательной ситуации.        

апрель        

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»        

Папка-передвижка.

Самореализация        

        

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.        

Представление картотеки на педчасе.

Создание лепбука «Удивительная математика».        

Консультация для педагогов «Царица наук - математика»        

Выступление на педагогическом совете.

Отчёт по теме самообразования.        

Выступление на итоговом педсовете.

5O3SejEJh1A.jpg

G:\МАКЕТЫ\Удивительная математика\Удивительная математика для\Удивительная математика для малышей лэпбук\А4 фоны альбомный вариант\титульник.jpg

Консультация   для   родителей

Немного  о  математике.                                 

 «Математика  всегда…  остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад  Д.И.Писарев. С тех пор восприятие  математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики.                                                                                                                                  А дошкольники?  Они не знают, что математика трудная  дисциплина.  Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.                                                                              Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности.                                                           Конечной целью, как отмечал отечественный психолог  Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику.                                                                                                    В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел( крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.                                                            «Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.

chitajuschie_deti_2.png

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

«Количество и счёт»:

«Кто знает, пусть дальше считает».

 Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание.

 Материал: мяч.

 Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

 Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

Вариант . Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

«Мальчики».

 Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

 Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

  Задачи на развитие логики:

 «Как кого зовут?».

 В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

«Кто где стоит?»

 Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Посади жука на цветок».

 Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

 Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

 Ход игры:

 Чтение потешки:

 Божья коровка,

 Черная головка,

 Улети на небо,

 Принеси нам хлеба

 Черного и белого,

 Только не горелого.

 2.Божья коровка, Черная головка,

 Лети – лети за море

 Там тепленько,

 Здесь холоденько.

 I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и «садятся» на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:

 Жук, жук, покажись,

 На цветочек ты садись!

 II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры – как в 1 варианте.

 III вариант:

 - На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

 - Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

«Назови соседей».

 Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

 Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

 Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

 Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

 Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

 После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

«Сосчитай правильно».

 Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

 Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

 Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

 Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

«Форма и цвет»:

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

 Игровой материал. Разноцветные фигуры.

 Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

 Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

 Взял треугольник и квадрат,

 Из них построил домик.

 И этому я очень рад:

 Теперь живет там гномик.

 Квадрат, прямоугольник, круг,

 Еще прямоугольник и два круга...        

 И будет очень рад мой друг:

 Машину ведь построил я для друга.

 Я взял три треугольника

 И палочку-иголочку.

 Их положил легонько я

 И получил вдруг елочку.

 Вначале выбери два круга-колеса,

 А между ними помести-ка треугольник.

 Из палок сделай руль.

 И что за чудеса — Велосипед стоит.

 Теперь катайся, школьник!

«Сравни и заполни».

 Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах

 Игровой материал. Набор геометрических фигур.

 Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

 Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

«Почини одеяло».

 Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

 Игровой материал. Фигуры.

 Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

 Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

 Геометрические фигуры. Сказки

 Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

  Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

  Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

  Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

  Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

 Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

  Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

  Друзья поняли, что были неправы и помирились.

 Сказка «Как геометрические фигуры город строили».

  Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

 В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

 Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было – бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

  Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

 В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

 Задание

Какие геометрические фигуры строили город?

Из каких геометрических фигур можно построить город?

Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?

Что еще можно построить из геометрических фигур?

 Лепбук по математике:

Математическая игра на состав числа «Отремонтируй автомобиль»: подобрать колеса к автомобилю разными способами.

Гусеничка цифра; Налево – направо; Большой -  маленький; Домики для частей суток; Карточки срнавнения по величинам; Лото геометрическое;  Спрячь колобка.

Книжечки: Высокий – низкий; Крупный – мелкий; Широкий – узкий; Большой – маленький; Длинный – короткий; Толстый – тонкий.

Дидактическая игра «Поезд с геометрическими фигурами»

Цель: учимся распознавать цвета и формы.

 Задача:  рассортировать детали (геометрические формы) и усадить в каждый вагон соответствующее количество «пассажиров».

Материалы:  паровоз и четыре вагона с «пассажирами» (силуэтами геометрических форм), а также дополнительные детали разного цвета (в виде кружков, треугольников, квадратов и прямоугольников с выражением эмоций).

Ход игры:

1 вариант: играть могут от 1 до 4 игроков. Перед детьми выкладывается поезд с вагончиками Показываем фигурку, просим найти вагончик для нее.

2 вариант: ребенок выкладывает перед собой паровоз с вагончиками и самостоятельно рассаживает пассажиров по своим вагончикам.

3 вариант: посади в вагончики только красные ( желтые и т.д.) фигуры

( усложнение для более старших детей - сосчитай, сколько пассажиров в каждом вагончике).

4 вариант: как тренажер эмоций - посади в вагончики только веселых пассажиров ( только плачущих и т.д.).