Картотека русских-народных игр.

Лазарева Елена Владимировна

Картотека русских-народных игр для детей дошкольного возраста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_1.docx1.88 МБ
Файл kartoteka_2.docx864.39 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

фон для картотеки русс - нар копия обл копия.jpg

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Раз, два, три!
Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны
(один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга.
Игра начинается с диалога:
- Коршун, коршун, что с тобой?
- Я ботинки потерял.
- Эти
? («курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу).
- Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом старается защитить «цыплят» не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок»  
                  становится «коршуном».

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

 - Цепи, цепи, разбейте нас!
- Кем из нас? - отвечает другая
- Стёпой!  -  отвечает первая

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи:  Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.
Описание:  Дети выбирают  «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а  лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к  кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.
Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на        
            одной ноге.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи:  Упражнять детей в удерживании равновесия, развивать умение действовать по сигналу.

Описание: Дети становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки,в руках у них концы одного жгута. Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть  с чурок. Остальные играющие поют:

             Варёная репка
           Держись крепко,
           Кто обрывается,
           Тому достанется.

Кто сошёл с чурки, тот проиграл.

Правила: Начинать тянуть только после слов «тому достанется»

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий  посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который  дети передают друг другу .

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».
«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.
Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях,  построению парами.
Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.
Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
Варианты: Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок , если они попадают в него, он считается «заколдованным»  и из детей выбирается на его место другой.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе , построению в круг.

Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.  Все дети говорят:  
 
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех,
        кто ни разу не был пойман. Игра
        возобновляется.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе  со  сменой направления.
Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: фон для картотеки русс - нар копия.jpg

У дядюшки Трифона 
Было семеро детей, 
Семеро сыновей: 
Они не пили, не ели, 
Друг на друга смотрели. 
Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. 

Правила игры : При повторении игры  
       дети, стоящие в кругу, идут в
       противоположную сторону.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в равновесии, беге.
Описание: Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд.. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны.. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!" Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду. 

Друг за дружкою гуськом 
Ходят гуси бережком. 
Впереди идёт вожак, 
Он шагает важно так - Га-га-га! 
Гуси все за вожаком 
Вперевалочку, шажком. 
Шаг шагнут, другой шагнут, 
Низко головы нагнут. Га-га-га! 
Гуси крыльями взмахнут, 
И скорей бегом на пруд!

Правила игры : Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси, но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Бежать можно только после слова «пруд».

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий – Мороз Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры : Бежать можно только после    
   слова «мороз». «замороженным» игрокам не
     сходить с места.

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.
Описание: Педагог изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. «Курица»  говорит: 

Вышла курочка-хохлатка, 
С нею жёлтые цыплятки. 
Квохчет курочка: "Ко-ко, 
Не ходите далеко".
 

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки 
Улеглась и дремлет кошка... 
Кошка глазки открывает 
И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.
Правила игры : Бежать можно только после слова «догоняет».

фон для картотеки русс - нар копия.jpg

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. Художественное слово:

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы, -
Рысью-рысью, конь мой милый!
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

  Правила игры : Бежать можно только
      после слова «догоняет».

фон для картотеки русс - нар копия.jpg