Пилюгина Наталья Анатольевна

Конспект открытого урока. Учитель Пилюгина Наталья Анатольевна Дата проведения Класс Предмет Количество учащихся % присутствующих учащихся по списку присутствовало 23.10.2014 6 В Русский язык 25 чел. 25 чел. 100% Тема урока Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений Тип урока: урок открытия нового знания Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии. Цель урока: 1. Деятельностная: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы 2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Планируемые результаты: Планируемые результаты Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся Предметные Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-; Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и в приставках пре- и при-; Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь. Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-; Научится комментировать условия написания е-и в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме. Регулятивные Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу. Познавательные Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую. Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля Коммуникативные Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других. Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы. Личностные Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Этап урока (задачи) Содержание этапа Деятельность учителя (предметные умения) Деятельность учащихся (метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные) Формируемые УУД 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. - Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (получать новые знания) - М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека) слайд №1 - Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеню, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения. Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) 2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала. - Прочитайте текс. Кто его автор? (Э.Успенский) Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный-пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел. слайд №2 - В какой части слова пропущены буквы? (в приставке) - Что такое приставка? Имеют ли приставки значения? Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы: 1 группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения: выглядывали, затопило, понесёт, проговорил. 2 группа – приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других – с буквой С: воскликнул, разбежался, вздремнул, исправил. 3 группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-. Третья группа самая маленькая, но самая трудная. - Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-) - Выпишите слова с ними, объясните написание. (промок, пожалел) Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся. Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его. Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других. 3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения - Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-) - Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-? (не знаем правил, как правильно написать данные приставки). Итак, приставки ПРЕ- и ПРИ- самые трудные по двум причинам: - их правописание зависит от понимания их смысла в слове; - о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРЕ- и ПРИ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам. Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения. Познавательные: определение круга своего незнания. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. - Определяем проблему урока. (какую букву е или и писать в приставках пре- и при-) слайд №3 - По проблемному вопросу сформулируйте тему урока. (правописание приставок пре- и при-) - Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос. (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-) - Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок? (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-) - Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (ответы учащихся неоднозначны) - Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения) Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. 5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. - Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву Е или И писать в приставках Пре- и При-? (выдвижение гипотез) - Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над стихотворением, разбирая написание слов с приставками пре- и при-(раздаточный материал). 1) Грач качался в гамаке, Гуси - в волнах на реке. Мимо голуби летели И на веточку пр..сели. Веточка качается – Неплохо получается. 2) В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду. Пр..несу его домой- Будет этот зайка мой. 3) Не успев закончить драки, Кот пр..клеился к собаке, А к трамваю В тот же миг Пр..лепился грузовик! 4) Грустный клоун- Бегемот Грустным голосом Поёт. Песню грустную- Пр..грустную: -Я люблю лягушку вкусную. 5) Приходили к мухе блошки Пр..носили ей сапожки. А сапожки не простые В них застёжки золотые. - Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения. (далее от каждой группы представляются результаты исследований, выходит опорная схема: слайд №4 При- Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть Пре- слайд №5 Пре- = очень Пре- = пере- Новый способ действий фиксируется в речи и знаково) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-? (1.Выделить приставку в слове; 2. ОпределитьеЕе значение; 3. Написать Пре- или При-; 4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.) слайд №6 - Давайте теперь прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами. (чтение правил на стр. 140, 141, 142 учебника) - Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да) - Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока, зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму. (приехало, принес, пресильный) Проведение физкультминутки Организует работу групп. Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе. 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в в типовых заданиях. - Произведем устный орфографический разбор слов Пр…морье, пр…паять, пр…забавный, пр…ломить, пр…коснуться, пр…града. слайд №7 - Игра «Кто больше?» Привести свои примеры на каждое значение приставки. - Работа с сигнальными карточками: Е или И? Слова для выполнения задания: Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения. слайд №8 Организует первичное закрепление. Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками в парах. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. - Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку. Пр..скакать Пр..вокзальная Пр..катить Пр..возносить Пр..бить Пр..соединить Пр..делать Пр..бежать Пр..брежный Пр..крыть Пр..увеличить Пр..спокойный слайд №9 Проверяю себя! слайд №10 - У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха. Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы). Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция. 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. - Назовите ключевые слова урока. (приставка, пре-, при-, значение) - Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-. -Послушайте стихотворение-памятку, которое я вам приготовила. Стихотворение «Как приставки ПРЕ- и ПРИ- разговор такой вели…» Приставка ПРИ- с приставкой ПРЕ- Проснулись как-то на заре. Уселись рядом за столом, Переживая об одном: – Давно уж надо рассказать, Как без ошибок нас писать! – Считают зря, что ПРЕ- и ПРИ- Труднее всех... – Не говори! – Чтоб слово верно написать, Смысл просто надо понимать. – Да, наших правил целых семь, Но ведь несложные совсем! Пишите ПРИ-, забыв сомнения, Обозначая ПРИБЛИЖЕНИЕ: Поезд ПРИехал, кобабль ПРИплыл, Конь ПРИскакал, сосед ПРИходил. А также ПРИСОЕДИНЕНИЕ Или к ЧЕМУ-ТО ДОБАВЛЕНИЕ: Пса ПРИвязал, колесо ПРИкрутил, Марку ПРИклеил, заплатку ПРИшил, ПРИрисовал, ПРИписал, ПРИобрёл, ПРИнарядил, ПРИвинтил, ПРИколол. ПРИ-, если ОКОЛО и БЛИЗКО, В начале слов встаёт без риска: ПРИшкольный двор, ПРИморский край И ПРИусадебный сарай. При ДЕЙСТВИЯ НЕПОЛНОТЕ Приставка ПРИ- на высоте: ПРИгрело – значит, не горит, ПРИоткрыт - не полностью открыт. Коль ЧТО-ТО ДО КОНЦА ДОВЕДЕНО, И тут приставка ПРИ-, без всяких "но". ПРИдал, ПРИдумал, ПРИручил, ПРИмерил, ПРИчесал, ПРИвил. ПРЕ- на "ВЕСЬМА" и "ОЧЕНЬ" можно заменить, Её всё ОЧЕНЬ РАДУЕТ и может ОЧЕНЬ ЗЛИТЬ: ПРЕуспевать, ПРЕувеличивать, ПРЕлестный, ПРЕскверный, ПРЕсмешной, ПРЕинтересный. ПРЕ- придаёт словам значенье "ЧЕРЕЗ", "ПО-ИНОМУ" Или к значенью ПЕРЕ- близкое родному: ПРЕображать, ПРЕграда, ПРЕвращать, ПРЕрваться, ПРЕступать и ПРЕкращать. ПРИ- или ПРЕ- ? ПРЕ- или ПРИ- ? На слОва содержание смотри! А будет сложно, словари Всегда подскажут, ПРЕ- иль ПРИ- . Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала. Автоматизация умственных действий по изученным нормам. Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе) 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. - Вот и закончился наш урок. Вы пр..красно поработали. Пр.обрели новые знания. Пр..одолели трудности. Пр..задумались над ошибками. Я получила пр..огромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не пр..града. • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? • Справились ли мы с ней? • Какие трудности возникали? • Разобрались ли в течение урока? • Сегодня на уроке мне было….. (интересно, неинтересно, скучно, весело) • Чем был полезен этот урок? • Я оцениваю свою работу … • Мне (не) понравился урок … -Оцените свою работу на уроке: «!» - мне все понятно, все выполнил верно; «+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки; «-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. Слайд №11 Домашнее задание: 1) Выучить орфографическое правило правописания букв Е и И в приставках ПРЕ-, ПРИ- на стр.66. 2) Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-. слайд №12 Спасибо за урок! Слайд №13 Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке. Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Добавить запись

Защита от спам-роботов