Учитель года - 2016
Представлен материал к конкурсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Я - учитель" | 36.91 КБ |
Методический семинар "Работа над совершенствованием техники чтения в начальной школе" | 192.85 КБ |
Пояснительная записка к методическому семинару | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество.
Л.Н.Толстой
Каждый раз, когда я подхожу к школе, я невольно думаю о том, что моя профессия стала для меня всем. Я поднимаюсь по лестнице, иду по длинному коридору, открываю дверь своего кабинета… Как приятно чувствовать себя на своем месте. Вот-вот школа оживится, уже слышатся голоса детей, и совсем скоро прозвенит звонок.
Желание стать учителем появилось у меня очень давно. Как и многие малыши, идущие «первый раз в первый класс», я с нетерпением ждала первого сентября. Когда оно наступило и прошел первый в моей жизни урок, я была поражена. С широко открытыми глазами, завороженная, я словно не слышала ничего, кроме её голоса. Моя первая учительница…
Именно она, сама того не осознавая, помогла мне сделать выбор моей будущей профессии. Я следила за каждым ее жестом, за каждым словом. А в голове была только одна мысль: хочу быть такой же, как она. Многие скажут, что у всех первоклассников возникает такое чувство, и я согласна. Но это «нечто», охватившее меня тогда, с годами не проходило, а только усиливалось. В шестом классе в сочинении «Кем я хочу стать» я писала о профессии учителя. Со школой у меня связаны самые яркие воспоминания.
Поэтому по окончании школы вопрос о выборе будущей профессии передо мной не стоял. Я точно знала, что хочу быть учителем. В сентябре 1996 года я стала студенткой Ленинск-Кузнецкого педагогического колледжа.
Студенческие годы пролетели незаметно. Были и первые разочарования, и первые слезы радости от уроков, первое восхищение от того, что на тебя смотрят милые доверчивые создания – детишки, которые ждут от тебя чего-то интересного и нового. Успешно окончив колледж, я получила направление в свою родную школу. Было очень трудно привыкнуть к тому, что вот совсем недавно я сама училась в стенах этой школы, слушала рассказы учителей на уроках, решала задачи и примеры на уроках математики, рассказывала наизусть стихи и прозу на уроках литературы, отвечала на вопросы и конспектировала интересные рассказы на уроках истории. А вот теперь я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя.
Но в первый год работы я столкнулась и с проблемами. В моём классе было много детей из неблагополучных семей, которые испытывали трудности в обучении, допускали нарушения дисциплины.
Чтобы работать с детьми, мне явно не хватало полученных знаний. И, возможно, я бы разочаровалась в полученной профессии, если бы не мои коллеги (Блинова Светлана Викторовна, Ащеулова Марина Николаевна), которые всегда готовы были помочь мне советом, поддержать, подбодрить, протянуть руку помощи. Да мне и самой было стыдно показать свою слабость.
Первый год работы дал мне многое, позволил реально посмотреть на профессию учителя и принять её со всеми плюсами и минусами.
И вот уже 15 лет я работаю в школе и ничуть не жалею, что стала учителем. Многое во мне изменилось за эти годы в лучшую сторону, а самые приятные воспоминания связаны с успехами моих учеников. Впервые я задумалась о том, что будет с моей профессией в будущем?
Интернет не только принес положительные перемены, но стал реальной угрозой существованию привычной модели обучения.
Еще в 2001 году в США появилось движение «Открытые учебные курсы», и Массачусетский технологический институт начал записывать свои курсы на видео и выкладывать их в свободном доступе в Интернете. Появилась возможность обучаться, не выходя из дома. И уже на одной из конференций американский футуролог Томас Фрей заявил, что учитель – профессия, которая может исчезнуть к 2030 году. Владимир Фокин, старший научный сотрудник лаборатории психологии профессий и конфликта психологического факультета МГУ, с ним не согласился: «Профессия педагога исчезнуть не может, иначе процесс обучения перестанет быть человечным. Учителя постоянно взаимодействуют с учениками и реагируют на малейшие изменения в их поведении». Мой профессиональный опыт подтверждает каждое сказанное В. Фокиным слово.
Все родители переживают, как ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, одноклассниками. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Главная моя задача, помимо передачи знаний, – воспитывать в ученике человечность и доброту. Разве способна на это бездушная машина? Да, может быть, с передачей знаний она и справится вполне успешно, но сможет ли воспитать Человека?! По-моему, ответ очевиден. И не так давно команда ученых из университетов Вашингтона, Темпл и штата Делавэр заявила единогласно, что в обучении только живое общение может дать положительный результат.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которые он старается привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.
Так что же такое школа сегодня? Чем она живет? Эти вопросы не могут не волновать современного человека, современного учителя. Школа в переводе с латинского языка означает – лестница, которая имеет свои ступени. По моему мнению, эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребенка, а учитель должен помочь своим ученикам подняться на ступеньку выше.
Каким образом можно осуществить все это? Только через создание условий для становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой и через вдохновение учителя!
Я в своей работе стараюсь делать так, чтобы ученикам было легко и интересно со мной общаться; если я воодушевлена, успешны и мои ученики. Многие мои ученики учатся на «хорошо» и «отлично», участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах. И всё это благодаря тому, что каждому своему ученику я стараюсь помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропку к успеху! И это и есть самое главное мое профессиональное достижение. Я надеюсь, что в будущем мои ученики смогут найти свой путь в жизни, реализоваться и быть востребованными.
Каждый день быть непредсказуемой и неузнаваемой – трудная задача! Но невозможно провести два одинаковых урока. На творческий поиск меня побуждают мои ученики. Именно благодаря им я стала таким учителем. И благодарна им за это. Мои дети «закалили» меня и многому научили: принимать их такими, какие они есть, быть терпимой к их ошибкам и требовательной к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.
Каким должен быть настоящий учитель? Я часто задаю себе этот вопрос. И всегда раньше искала на него ответ, вспоминая высказывания известных людей. Но сейчас мне хочется попробовать ответить самой… И всё же приведу одно из высказываний. К.Д. Ушинский говорил, «что только личность может воспитать личность». С этим не только трудно не согласиться, я просто убеждена в этом. Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса. Именно от учителя зависит, станет ли школа для детей домом, в котором будет уютно, весело, тепло, красиво. Полюбит ребенок школу или нет. А значит, сначала надо в себе найти то, что мы хотим видеть в наших детях. Надо самому научиться любить и уважать, ценить и сострадать.
Тогда я определила для себя миссию учителя – быть проводником: проводником доброго, светлого, вечного. По моему мнению, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Особенно важным я считаю аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, по моему глубокому убеждению, позволяет ему воспитывать творческую личность ребенка. Я уверена, что учитель, а тем более учитель начальных классов, должен владеть актерским мастерством. Педагог должен уметь перевоплощаться, входить в роль, удивлять.
И ещё, быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. Я себе и всем желаю такого единства.
У меня все время возникает желание и стремление что-то изменять к лучшему. Постоянный поиск, переживания, бессонные ночи. Я так живу с тех пор, как пришла в школу. Для меня учитель – это звучит гордо!
Кому-то мои слова могут показаться пафосными, ведь в реальности наша профессия, к сожалению, становится непрестижной. Да, это так! Но все же я люблю, по-настоящему люблю, свое дело и готова с полной самоотдачей продолжать работу, особенно сейчас, когда техническое развитие, с одной стороны, облегчает жизнь, но, с другой стороны, ведет к деградации личности. Духовно-нравственное воспитание практически невозможно в мире, где дети воспринимают реальность через призму жестоких компьютерных игр. Но если учителя опустят руки, что будет с нашим обществом? Нельзя забывать, что дети – наше будущее. Это не просто красивая фраза, это факт. Мы несем за них большую ответственность! Поэтому не может быть в нашей профессии случайных людей, которые равнодушны, эгоистичны и стремятся только к зарабатыванию денег... Особенно сегодня, когда современной школе нужен современный учитель! В российской системе образования идет целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении системы обучения и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Тем не менее, главная роль принадлежит учителю. Учитель должен идти в ногу со временем, поэтому непрерывное самообразование и самосовершенствование - это часть деятельности учителя. Уча, учитель учится сам.
Как трудно давались первые уроки! Как сложно было подобрать нужны слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему новому уроку! Только любовь к своей профессии помогла мне преодолеть первые самые трудные шаги в мире учительского дела. Мне, действительно, интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом, непременно, делиться ими с другими. Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых, опытных учителей, готовых оказать помощь в любой ситуации. Мои коллеги – мои единомышленники. Мне есть с кого брать пример!
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Эти слова я считаю своим девизом. Каждое утро я с радостью вхожу в класс, где меня встречают ученики. Звенит звонок – и ко мне обращаются лица со светлыми, ясными, чистыми глазами, любопытные, верящие, добрые. Они ждут от меня многого. Я чувствую ответственность перед ними. Много трудностей предстоит нам преодолеть вместе. Но всё по плечу, когда есть взаимопонимание, доверие и стремление к победе.
Я возвращаюсь домой вечером. Иду знакомой тропинкой, а под ногами шуршат опавшие листья. Из окон моего дома льется мягкий, добрый свет. Меня ждёт моя семья: мама, которая берет на себя часть семейных хлопот, муж, который стойко переносит все издержки моей профессии, дети, которые стараются хорошо учиться, хотя порой нет сил им помочь. И я убеждена, что мы не должны «растворяться» в профессии. Поговорить с мамой, улыбнуться мужу и никаких «сапожник без сапог» по отношению к собственным детям. Учитель, который не уделяет внимания своим близким, не сможет быть по-настоящему внимателен к своим ученикам.
Так почему же я, всё-таки, выбрала профессию учителя?
Потому что, взяв ребенка за руку, я хочу и могу увести его в интересный и увлекательный мир науки.
Потому что, поднимаясь по лестнице знаний, я люблю наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и я.
Потому что я испытываю удовлетворение от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он готов самостоятельно идти дальше.
Потому что каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает своё сияние.
Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед. Что может быть лучше?
Замечательно об этом написала поэтесса Вероника Тушнова:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский
Одна из главных задач начального обучения – научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Чтение настолько сложный процесс, что его трудно определить однозначно, а видов чтения существует очень много. Каждый из этих видов требует умений, навыков. Чтобы получить эти навыки, необходима систематическая, целенаправленная, продуманная работа учителя на каждом уроке, будь то урок чтения или русского языка, математики или окружающего мира.
Цель работы – определение наиболее эффективных методов и приемов, способствующих совершенствованию техники чтения младших школьников. Задачи: изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме совершенствования техники чтения младших школьников; разработать систему работы повышения и стимулирования техники чтения; определить условия эффективного развития техники чтения учащихся начальных классов на уроке литературного чтения.
Актуальность чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика.
Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдены следующие условия: подобран комплекс упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное, учитывая индивидуальные особенности детей; комплекс упражнений проводится в системе; осуществляется работа над развитием оперативной памяти; работа по развитию навыков чтения осуществляется при активной поддержке родителей.
На своих уроках я использую следующие группы упражнений для совершенствования навыка чтения младших школьников : 1.Упражнения для формирования правильности чтения: чтение перевертышей; повтори скороговорку, предложение, текст; чтение слов, в написании которых, имеются одинаковые буквы; «Сквозная буква», «Лесенка»; словарная работа (выяснение лексического значения слов); предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав и др.
2. Упражнения для развития беглости чтения: работа по таблице Шульте ; работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово; « Фотоглаз » - за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово; «Спринт» - на максимальной скорости прочитать текст про себя, при этом губы сжаты – вопросы известны до начала чтения текста; «Буксир» - учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Проверка осуществляется путем внезапной остановки;
«Игра в прятки» - учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель; «Мнимое слово» - учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах; «Молния» - учитель засекает одну минуту, дети читают вполголоса текст. Отмечают место, где остановились. Затем возвращаются к началу рассказа. Читают ещё раз. Встают те, кто во второй раз прочитал больше, чем в первый.
3. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения: логические упражнения (какое слово лишнее, чем похожи слова, раздели слова на буквы и т.д.); игры по составлению слов (найди слово в слове, закончи предложение, загадки, ребусы, шарады и т.д.); работа с деформированным текстом (составь текст, составь предложение и т.д.); работа с текстом (учебник) (прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, работа над заголовком, выборочное чтение и т.д.).
4 . Упражнения для развития выразительности чтения: чтение за учителем (за лидером), чтение в парах, групповое чтение; чтение с отрывом взгляда от текста; чтение с убыстрением темпа, чтение с переходом на незнакомый текст; жужжащее чтение, чтение в темпе скороговорки.
Работа по формированию интереса к книге и процессу чтения: знакомство детей с разнообразием детских книг, с работой библиотеки; прослушивание образцов чтения рассказов артистами, просмотр мультфильмов, кинофильмов; проведение литературных праздников с активным участием ребят, инсценировка сказок; создание иллюстраций к произведениям.
Большую роль в руководстве детским чтением играет семья. Поэтому родителям рекомендую следующее: Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу. Большую роль в руководстве детским чтением играет семья. Поэтому родителям рекомендую следующее:
Сравнительный анализ совершенствования техники чтения в 4 классах (выше нормы)
Результаты диагностики свидетельствуют о следующем: у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения; совершенствуется способ чтения по окончании 4 класса; уровень понимания текста высок; чтение выразительное; уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения повлияла на: общее развитие речи учащихся (все дети используют в речи распространенные предложения, сравнения, эпитеты ); повышение качества успеваемости ; сохранение качества успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
В ходе исследования подтвердились предположения о результативности применения системы работы по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Работа над совершенствованием техники чтения в начальной школе.
«Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое-
вот в чём главное дело»
К.Д. Ушинский
Одна из главных задач начального обучения – научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Эта задача актуальна, так как чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение настолько сложный процесс, что его трудно определить однозначно, а видов чтения существует очень много. Каждый из этих видов требует умений, навыков. Чтобы получить эти навыки, необходима систематическая, целенаправленная, продуманная работа учителя на каждом уроке, будь то урок чтения или русского языка, математики или окружающего мира.
Цель работы – определение наиболее эффективных методов и приемов, способствующих совершенствованию техники чтения младших школьников.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме совершенствования техники чтения младших школьников;
- разработать систему работы повышения и стимулирования техники чтения;
- определить условия эффективного развития техники чтения учащихся начальных классов на уроке литературного чтения.
Актуальность работы определяется тем, что чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика.
Развитие навыков техники чтения будет результативным, если соблюдены следующие условия:
- подобран комплекс упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное, учитывая индивидуальные особенности детей;
- комплекс упражнений проводится в системе;
- осуществляется работа над развитием оперативной памяти;
- работа по развитию навыков чтения осуществляется при активной поддержке родителей.
На своих уроках я использую следующие упражнения для совершенствования навыка чтения младших школьников:
- Упражнения для формирования правильности чтения:
- чтение перевертышей;
- повтори скороговорку, предложение, текст;
- чтение слов, в написании которых, имеются одинаковые буквы;
- «Сквозная буква», «Лесенка»;
- словарная работа (выяснение лексического значения слов);
- предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав и др.
2. Упражнения для развития беглости чтения:
- работа по таблице Шульте;
- работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово;
- «Фотоглаз» - за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово;
- «Спринт» - на максимальной скорости прочитать текст про себя, при этом губы сжаты – вопросы известны до начала чтения текста;
- «Буксир» - учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Проверка осуществляется путем внезапной остановки;
- «Игра в прятки» - учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель;
- «Мнимое слово» - учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах;
- «Молния» - учитель засекает одну минуту, дети читают вполголоса текст. Отмечают место, где остановились. Затем возвращаются к началу рассказа. Читают ещё раз. Встают те, кто во второй раз прочитал больше, чем в первый.
3. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:
- логические упражнения (какое слово лишнее, чем похожи слова, раздели слова на буквы и т.д.);
- игры по составлению слов (найди слово в слове, закончи предложение, загадки, ребусы, шарады и т.д.);
- работа с деформированным текстом (составь текст, составь предложение и т.д.);
- работа с текстом (учебник) (прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, работа над заголовком, выборочное чтение и т.д.).
4. Упражнения для развития выразительности чтения:
- чтение за учителем (за лидером), чтение в парах, групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, чтение с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение, чтение в темпе скороговорки.
Мною ведется большая работа по формированию интереса к книге и процессу чтения: знакомство детей с разнообразием детских книг, с работой библиотеки, прослушивание образцов чтения рассказов артистами, просмотр мультфильмов, кинофильмов, проведение литературных праздников с активным участием ребят, инсценировка сказок, создание иллюстраций к произведениям.
Большую роль в руководстве детским чтением играет семья. Поэтому родителям рекомендую следующее:
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Реализация указанных мероприятий является результативной, что отражает диаграмма (рис. 1).
Рисунок 1 – Сравнительный анализ совершенствования техники чтения в 4 классах (выше нормы)
Результаты диагностики свидетельствуют о следующем:
- у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
- совершенствуется способ чтения по окончании 4 класса;
- уровень понимания текста высок;
- чтение выразительное;
- уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения повлияла на:
- общее развитие речи учащихся (все дети используют в речи распространенные предложения, сравнения, эпитеты);
- повышение качества успеваемости;
- сохранение качества успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
В ходе исследования подтвердились предположения о результативности применения системы работы по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы.