Опыт работы

Понеткова Светлана Юриевна

Проблемная тема: «Коллекционирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы22.22 КБ
Файл Презентация опыта1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемная тема: «Коллекционирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Сегодня я хочу представить Вам свой опыт по теме: «Коллекционирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Анализируя результаты промежуточных и итоговых диагностик освоения детьми программного материала и формирование интегративных качеств, я выявила следующее. У более 60% детей уровень сформированности познавательной активности ниже среднего и низкий. Этот факт и стал отправной точкой в выборе моей проблемной темы.

Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу успешно социализироваться. Практика свидетельствует, что традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому и возникла потребность в поиске и применении  новых форм организации детской деятельности, максимально учитывая возрастные особенности детей.

На мой взгляд, источником эмоционально-чувственного восприятия мира может стать такое направление как коллекционирование.

Коллекционирование – целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам представляющих познавательную активность.

К огромному сожалению, в современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. А дошкольники, как правило, еще не способны самостоятельно коллекционировать что-либо целенаправленно. Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Слайд 2

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т.е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

 Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с непосредственно образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, коммуникацией, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Слайд 3

Ведь, наверное, не зря китайская пословица гласит: «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – понимаю».

Слайд 4

Очень важно, на мой взгляд, подчеркнуть, что коллекционирование основывается на современных подходах организации образования дошкольников.

Они представлены на слайде.

культурно-исторический подход:  связан на прямую с формированием целостной картины мира;

деятельностный подход: предусматривает вовлечение ребенка в активное познание мира в процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками и в процессе самостоятельной деятельности

 личностный подход:  коллекционирование позволяет создавать условия для полноценного проявления и развития личностного потенциала ребенка.

Слайд 5

Таким образом, главной целью моей работы будет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через активное использование коллекционирования.

Слайд 6

Данная цель предусматривает решение целого ряда задач, которые представлены на слайде.

Слайд 7.

Очень важно, что используя коллекционирование  в различных формах организации детской деятельности можно применять самые  различные, традиционные  инновационные  методы и приемы работы с дошкольниками.  Методы и приемы я представила на слайде.

Слайд 8.

Работа по организации коллекционирования позволяет эффективно использовать следующие технологии:

- технологию игрового обучения, которая определяется естественной потребностью дошкольника в игре  и включает достаточно обширную группу игровых методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса

- технологию проблемного обучения, она предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;

- технологию личностно-ориентированного обучения, направленная на  уважение  личности каждого ребенка и позволяющая педагогу учитывать его индивидуальные возможности, способности и интересы

- технологию развивающего обучения, создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований;

- технологию проектной деятельности,  метод проектов позволяет организовать процесс работы над коллекцией комплексно, целостно, используя самые различные виды детской деятельности (исследовательской, познавательной, продуктивной).

В основе выбора коллекций лежит комплексно - тематический принцип. Коллекция может выступать как итоговый продукт какой-либо темы дня или недели,  может быть результатом краткосрочного, среднесрочного или длительного проекта.

Например, Слайд 9, если у нас идет «День сладкоежек», то здесь будет представлен проект длительностью в один день, и продуктом этого проекта будет  коллекция фантиков. Если мы изучаем историю вещей, то в течение нескольких дней мы можем собрать коллекцию пуговиц. Коллекция «Подарочных открыток» -  это пример долгосрочного или длительного проекта, который может длиться в течение всего года. Мы собираем поздравительные открытки к праздникам 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Новому году и т.д. И так в соответствии с нашим комплексно-тематическим планированием составлен план деятельности по коллекционированию на весь год.

Слайд 10

Работа над созданием коллекции предусматривает определенный алгоритм действий ребенка (самостоятельных или совместно со взрослым). Наш алгоритм работы по созданию коллекции представлен на слайде. 

Вашему вниманию на слайдах представлены фрагменты работы над такими коллекциями  как «Волшебная пуговка», «Моя любимая конфетка», «Символы Нового года», «Военная техника», «Мир транспорта», «В мире киндер-сюрпризов», «Поздравительная открытка», «Коллекция часов».

Если  проанализировать тематику данных коллекций, то можно выделить еще один весьма значимый аспект коллекционирования, это достаточно ярко выраженная   гендерная направленность коллекций. При создании коллекций «Мир транспорта» или «Военная техника» более активными были, конечно же, мальчики, а вот коллекции кукол, пуговиц больше заинтересовали девочек. Но при этом многие коллекции  интересны и мальчикам, и девочкам.    

Остановлюсь на коллекции часов. Если отталкиваться от того алгоритма, который я представила ранее, то конечно же мало того, что мы рассматривали самые разные модели часов, мы прослеживали исторический ход их развития, совершенствования и внешние изменения, которые происходили с часами. Говорили о том, как появились песочные часы, часы на батарейках, электронные часы. Мы сравнивали, чем похожи часы (во многих часах есть стрелки, что есть определенные цифры, которые показывают время), обращали внимание на то, чем часы отличаются друг от друга: формой и цветом, бывают часы с кукушкой, на цепочке, на батарейках, механические, электронные. Затем мы занимались сортировкой и определением места хранения экспоната нашей коллекции: одни мы помещали в коробочки, другие на стене, третьи – на полке. Работа над коллекцией часов продолжается.  

Наша деятельность с детьми  была бы менее эффективна без понимания, заинтересованности увлечением ребенка и деятельного участия родителей в работе по созданию и пополнению коллекций группы. Именно поэтому блок «Взаимодействие с семьями воспитанников» - одно из важных направлений в моей работе. С помощью анкетирования и индивидуальных бесед мною было определено отношение родителей к коллекционированию. И я смогла  выделить инициативную группу творческих, увлеченных, активных родителей, заинтересованных в личностном развитии своих детей. На первом этапе доля таких родителей составила около 25%. С целью помочь родителям осознать, что коллекционирование – это не только увлекательный, но и чрезвычайно эффективный процесс, способствующий развитию познавательной активности детей, в течение года использовала различные формы работы: консультации, семинары-практикумы, просмотры открытых мероприятий с детьми, презентации  личных, семейных коллекций. И постепенно те родители, которые не проявляли интереса к увлечениям ребенка, считая коллекционирование пустым времяпровождением, заинтересовались и стали понимать, что для ребенка коллекция – это самое настоящее богатство, но дети нуждаются в помощи взрослых. Сегодня большинство родителей мои единомышленники, они с удовольствием принимают участие в создании любой коллекции.

Говорить о ярко выраженном росте познавательной активности у моих воспитанников может быть еще и рановато, ведь наш детский сад работает только третий год, а активно использовать в своей работе метод коллекционирования я начала чуть больше года назад. Но методом наблюдения, мне удалось отследить положительную динамику в  проявлении познавательной активности у детей, любознательности, заинтересованности, эмоциональной отзывчивости  на предметы  окружающего мира в процессе коллекционирования.  Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что коллекционирование  это один из наиболее эффективных методов организации детской деятельности, способствующий развитию их познавательной активности, помогающий сплочению детско-взрослого сообщества. Метод, помогающий интегрировать самые различные виды детской деятельности и успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области «Коллекционирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Понеткова Светлана Юриевна , воспитатель

Слайд 2

Возможности коллекционирования: Коллекционирование Способствует творческому развитию личности Расширяет кругозор Развивает познавательную активность Развивает коммуникативные навыки Развивает основные психические процессы

Слайд 3

Подходы к организации коллекционирования: П одходы Культурно – исторический подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и д.р.) Деятельностный подход (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и д.р.) Личностный подход (Ананьев Б.Г., Выготский Б.Г., Леонтьев А.Н., Бодалев А.А., Давыдов В.В., Божович Л.И., Занков Л.В., Зинченко В.П.)

Слайд 4

Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через создание условий и использование коллекционирования.

Слайд 5

Задачи: развивать у детей любознательность и познавательный интерес; закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное; развивать творческий потенциал воспитанников; пополнять предметно – развивающую среду объектами коллекционирования; организовать детско-взрослое сообщество по интересу, воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных проектов (коллекций).

Слайд 6

Формы работы Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с родителями беседы; организация выставок коллекций детей в детском саду; встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада); рассматривание иллюстрации; продуктивная деятельность; словесные игры; дидактические игры; игровые упражнения; наблюдения; экскурсии; проектная деятельность игры с природным материалом; дидактические и развивающие игры беседы; консультации; семинары; мастер-классы; альбомы; просмотр видео; досуги; информационные листы

Слайд 7

Используемые технологии: технология игрового обучения; технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология развивающего обучения; технология проектной деятельности

Слайд 8

Тема дня/недели Наименование коллекции «Хорошо у нас в саду» «В мире киндер-сюрпризов» (коллекция игрушек киндер-сюрпризов) «Из истории вещей» «Волшебная пуговка» (коллекция пуговиц) «День сладкоежки» «Моя любимая конфетка» (коллекция фантиков) «Поздравительные открытки» (коллекция открыток)

Слайд 9

Алгоритм работы над созданием коллекции Знакомство с предметом, его рассматривание. Исследование свойства и качества предмета. Нахождение подобных предметов. Установление сходств и различий предметов в коллекции. Сортировка, размещение и хранение экспонатов. Пополнение коллекции новыми экспонатами.

Слайд 10

Коллекция часов

Слайд 11

Диагностика активности детей и родителей

Слайд 12

Спасибо за внимание!