Неделя за неделей становимся умнее.

Верхотурцева Оксана Васильевна

Март 2015 

02.03-06.03. тема недели: "Праздник бабушек и мам"

Приближающийся праздник - Международный женский день - определяет содержание педагогической работы с детьми на этой неделе. Воспитатель вовлекает детей в беседы об их мамах и бабушках, побуждает рассказать о них: какие они, что умеют делать, как дети помогают им. В дидактических словесных играх дети подбирают слова, характеризующие маму (добрая, ласковая, нежная, справедливая, заботливая, трудолюбивая и пр.). Чтение художественных произведений обогащает представления детей о профессиях женщин, помогает подчеркнуть мамину заботу, вызывает ассоциативные связи со своим опытом взаимоотношений с мамой. Обсуждение сказки С. Прокофьевой «Великие холода», а также чтение стихов в процессе беседы о предстоящем празднике, пробуждает у детей ответное стремление заботиться о маме, бабушке, слушаться, не огорчать их, чтобы у них всегда было хорошее, радостное настроение. Воспитатель обсуждает с детьми, как следует поступить, если мама огорчилась или обиделась, как надо извиниться, попросить прощения. Некоторые ситуации взаимоотношений мам и детей могут быть проиграны в сюжетно-ролевых играх в «семью», «дочки-матери», «детский сад» и пр. Воспитатель может принять участие в игре, чтобы раскрыть характер взаимоотношений мамы с членами семьи, сделать предметом детского внимания не внешние стороны ее деятельности (готовит, стирает, убирает), а качества, позволяющие ей любить своих близких и быть любимой.

Изобразительная деятельность детей направлена на изготовление подарков мамам и бабушкам: дети лепят букет тюльпанов, сделав для него вазу из пустой упаковки (футляров киндер-сюрпризов, небольших флакончиков или коробочек); рисуют поздравительную открытку с цветами, для которой с помощью воспитателя придумывают поздравление; желающие могут смастерить бусы и браслеты из комочков мятой бумаги.

Рекомендации родителям. Роль мамы в семье, воспитание уважительного и заботливого отношения.

БезопасностьНапоминание правил безопасного поведения за столом, обращения с посудой, которая может разбиться, горячими напитками и т.п.

Труд. К.Г.Н.: Помощь взрослым при подготовке к приему пищи, разным видам деятельности; по уходу за растениями и животными; выполнение отдельных трудовых поручений по поддержанию порядка в группе в своей комнате. Складывание вещей в своём шкафчике. Своевременное использование расчески и носового платка.

ПознаниеНаблюдения в природе за первыми весенними явлениями, высотой стояния солнца, ветром, таянием снега, появлением проталин, новых птиц и другими изменениями в природе. Закреплять умение  определять равенство и неравенство двух количественных групп, различать плоские фигуры (круг, квадрат) и объемные тела (шар, куб), находить их сходство и различие; упражнять в счете до пяти, различать процесс и итог счета.

Развитие речи: Составление текстов поздравлений мамам и бабушкам, рассказов о своих мамах и бабушках.

 

10.03-13.03 тема недели: "Каким бывает огонь"

На этой неделе продолжение ознакомления детей с творчеством К. Чуковского. После чтения стихотворения «Путаница»  побуждаем детей к творчеству: придумыванию разных небылиц, видоизменению сюжетов, совмещению реальных и фантастических событий и персонажей, взаимодействующих в самых неожиданных ситуациях. Дети рисуют шуточные картинки с путаницами, а воспитатель собирает их в самодельный альбом.

Герои «Путаницы» — лисички, которые зажгли море, помогут детям вспомнить правила безопасного поведения, обсудить, почему нельзя одним зажигать спички, какие опасности подстерегают на кухне, что делать, если случится пожар и т.д. Читаем детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожар», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки», рассказывает детям о работе пожарных, обсуждает, зачем пожарным нужны каски, рукавицы, шланги, почему их машины красного цвета и оборудованы мигалками. Напоминаем детям, что огонь приносит и много пользы людям: согревает, дает свет, на огне можно приготовить еду, но обращаться с ним нужно очень осторожно.

Знакомит детей с многозначностью слова «огонек» (горячий огонь, огни машины, фонарей, фонарика, цветок-огонек и пр.). По мотивам русской народной потешки «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» дети лепят объемную коллективную композицию. В процессе этой работы  развиваем у них инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и взаимопомощи, умение распределять работу и следовать замыслу. Получившийся макет обогащает предметно-игровую среду, дети могут использовать его в самодеятельной игре, проигрывая услышанные сюжеты и придумывая новые.

Взаимодействие с родителями. 

БезопасностьОбсуждение, почему детям нельзя зажигать спички, какие опасности подстерегают на кухне, что делать, если случится пожар.

Труд: Помощь взрослым при подготовке к приему пищи, разным видам деятельности; по уходу за растениями и животными; выполнение отдельных трудовых поручений.

Познание: Наблюдения в природе за таянием снега, лужами; выяснение, прилетают ли птицы на кормушки; обследование коры березы. Наблюдение  дома за изменениями, происходящими с веткой, поставленной в емкость с водой.

Развитие речи: Описание результатов наблюдений в природе, составление рассказов-путаниц. 

 

16.03-20.03 тема недели: "Какой бывает вода"

На этой неделе основным объектом внимания детей остаются при­знаки весны. Дети рассматривают деревья, кустарники, отмечают, есть ли во внешнем виде растений какие-либо изменения (например, появился ли у кле­на, березы сок, у каких деревьев набухли почки, появились ли сережки на ореш­нике или иве), поют ли птицы, есть ли еще снегири в кормушках, находят про­талины, лужи, ручейки, проверяют, покрываются ли лужи коркой льда. Воспита­тель предлагает детям найти на участке воду, выяснить, в каких местах ее больше всего. Проведение опытов помогает им открыть «секреты» воды, исследовать ее свойства (жидкая, текучая, прозрачная, может быть теплой, холодной, горячей, впитывается в губку, ткань, окрашивается краской), обсудить, где и как исполь­зуется вода, зачем она нужна людям, животным и растениям.

Отталкиваясь от полученных представлений о свойствах воды,  беседуетм с детьми о том, как с помощью воды человек поддерживает чистоту и опрятность, рассматриваем картинки или предметы (расческу, зубную щетку, мыло, пасту, мочалку, губку, полотенце и пр.), читаем и обсуждает стихотворения М. Яснова «Я мою руки», Д. Крупской «Чистота», разыгрывает вместе с детьми сценки с куклой-грязнулей и аккуратной куклой, которая чистит зубы. Дети рисуют замарашек, а затем «купают» их, дорисовывая мыло, мочалку, лейку с водой, создают аппликацию «Воробушки в лужах». Инсценируем прочитанную сказку Г. Цыферова «Как ослик купался», передавая ролевой диалог персона­жей. Чтение художественных произведений К. Чуковского и М. Зощенко помо­гает создать у детей эмоциональное отношение к неопрятности.

На прогулках дети пускают мыльные пузыри, отправляют в плавание по ручейкам бумажные кораблики, в группе воспитатель организует игры с водой и плавающими предметами.

Взаимодействие с родителями. Обсуждаем  вопро­сы формирования у детей культурно-гигиенических навыков,  рекоменда­ции по использованию детской художественной литературы (потешек, закличек, поговорок) в процессе умывания, одевания, причесывания.

БезопасностьНапоминание о правилах безо­пасного поведения в ванной ком­нате (нельзя играть с водой, мы­лом, так как на влажном полу можно поскользнуться и упасть)

Социально коммуникативное развитие: Беседа, как можно об­ращаться друг к другу с прось­бой принять в игру: «Можно я буду играть с вами?», «А давай я тоже буду...», «Хочешь со мной поиграть?»

Труд: наводить порядок после игр.

 

23.03. -27.03. тема недели: "К нам весна шагает"

На этой неделе воспитатель с детьми обобщает результаты наблюдений за март. Дети вспоминают все приметы весны, которые они отмечали в предыдущие дни и находили во время прогулки: таяние снега и льда на озере или реке, появление сосулек, увеличение высоты стояния солнца и продолжительности дня, сокращение темного времени суток, весенние дожди, прилет птиц, появление первоцветов и т.п. В разных географических районах эти признаки будут различными. Дети не только их увидят, но и услышат, как эти явления могут быть переданы с помощью выразительных средств в музыке.

Продолжается ознакомление с временами года и их отличиями. Дети рассматривают на репродукциях зимний и весенний пейзажи и соотносят с ними изображения некоторых явлений в разные сезоны: снежинки и капелька, зимняя кормушка и скворечник, заснеженное дерево и дерево с листочками и т.д. Обогащению представлений о весне способствует чтение рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», сказки «Снегурочка», загадывание загадок, просмотр м/ф «Дед мороз и лето», заучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна», пересказ якутской народной сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Воспитатель обсуждает с детьми, как люди научились сохранять холод в теплое время года. Дети создают коллективную композицию «Игрушечный холодильник» — лепят разные продукты, устанавливая зависимость способа лепки от формы предмета, размещают их в холодильнике для игрушек, сделанном из картонной коробки, и используют в своих играх; в коллективной аппликации изображают мороженое в треугольном вафельном стаканчике.

Воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами разных предметов, явлением отражения. Запуская зеркалом солнечного зайчика, он обсуждает с детьми, почему солнечный зайчик так называется, может ли он появиться, если не будет солнца или лампы. В процессе экспериментирования дети исследуют фольгу, металлическую тарелку, выясняя, могут ли они запускать солнечных зайчиков. С явлением отражения дети встречаются на прогулке, рассматривая свои отражения в окнах домов, лужах. Поддерживает интерес к солнечному зайчику чтение сказки Н. Абрамцевой «Котенок и стеклышко», стихотворения Р. Сефа «Зайчик», А. Бродского «Солнечные зайчики», В. Берестова «Картинки в лужах».

Взаимодействие с родителями.

Здоровье: Беседуйте  о том, как нужно заботить­ся о своем здоровье, что делать, чтобы не простудиться: нельзя есть сосульки, гулять в промок­шей обуви и т.д.

Безопасность: Объяснените детям, как нужно бережно относиться к своему зрению — нельзя смотреть на солнце, пускать солнечных зайчи­ков в глаза другим людям и т.п.

Труд:Привлечение к выращиванию рассады в домашних условиях. Помощь взрослым при подготов­ке к приему пищи, по уходу за расте­ниями и животными; выполнение отдельных трудовых поручений по поддержанию порядка в комнате.

Познание: Наблюдайте в природе: где теп­лее — на солнце или в тени; где быстрее тают снег, сосульки, за увеличением продолжительности светового дня, появлением птиц, первоцветов. Наблюдения за рас­пусканием почек на ветке, по­ставленной в воду.Упражнять в счете до пяти, определять равенство и нера­венство двух количественных групп; раскладывать предме­ты по размеру в возрастающем и убывающем порядке, опреде­лять положение того или иного предмета по отношению к себе: далеко — близко.

Апрель

30.04-04.02. тема недели: "Кто построил этот дом"

На этой неделе, беседуя с детьми о том, где живут животные, сравнивая сказочные домики зверей с их реальными местами обитания, воспитатель про­должает формировать и уточнять их представления о вымышленном и реаль­ном. Дети узнают о том, как животные приспособлены к жизни в воде, на земле и под землей, знакомятся с их «домами», которые можно увидеть в ближайшем окружении (птичье гнездо, дупло, скворечник, муравейник, аквариум и др.). В про­цессе рисования птенчиков в гнездышках, воспитатель учит их передавать дви­жения птиц (летают, сидят, клюют) с помощью простых форм (треугольник, трапеция, овал).

Для развития речи детей он использует знакомую сказку «Заюшкина из­бушка», по сюжету которой будет организована игра-драматизация. Оттолкнув­шись от стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка», воспитатель работает над словарем детей, обогащая его существительными, обозначающими разные «дома» животных: птичка живет в гнезде, лисичка в норе, собачка в конуре, белочка в дупле, корова в коровнике, курочка в курятнике, свинка в свинарнике и пр. Они учатся образовывать новые слова: например, домик, сделанный из соломы — соломенный; домик из дерева — деревянный, из камня — каменный, из кирпича — кирпичный и т.д. Способом аппликации дети создают образы сказочных избушек — лубяной для зайчика и ледяной для лисы.

Воспитатель говорит с детьми о том, как строятся современные дома, из каких материалов их делают, выясняет, чем отличается жилой дом от театра, магазина, библиотеки. Читая стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом», знакомит детей с трудом людей строительных профессий (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, штукатур, маляр, крановщик). В процессе кон­струирования домов из строительного материала он учит обследовать конст­рукцию постройки, видоизменять ее, закрепляя представления о величине (вы­сокий — низкий, длинный — короткий).

Чтение природоведческих рассказов Н. Сладкова, Г. Снегирёва и В. Зотова знакомит детей с животными-«строителями».

Взаимодействие с родителями. 

БезопасностьБеседуйте с детьми о том, почему строящиеся здания всегда обнесе­ны забором, как правильно вести себя там, где прокладывают тру­бы, ведут ремонтные работы и т.п.

Труд: Привлекайте оказывать помощь взрослым при подго­товке к приему пищи, разным видам деятельности; по уходу за растениями и животными; выполнение отдельных трудо­вых поручений по поддержа­нию порядка в личных вещах и игрушках.

Познание:обсуждение мест прожива­ния разных животных.

 

    06.04-10.04. тема недели: "Что там в небе голубом?"

Образовательная работа на этой неделе направлена на формирование детей первоначальных представлений о воздухе. Дети продолжают ознакомление со свойствами разных материалов, в процессе экспериментирования получают первые представления о том, какие предметы легче, а какие тяжелее воздуха, какие могут летать, а какие — нет, проводят сам простые опыты с воздухом, узнают, почему шарик, надутый газом, летает, а надутый простым воздухом — нет, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный стелется по земле. Воспитатель вместе с детьми составляет из небольших картинок, вырезанных из журналов, аппликативную композицию «Небо». Приклеив изображения того, что летает в небе — птиц, самолетов, вертолетов, дельтаплан рассматривает вместе с детьми, что у них общего, что помогает им держаться воздухе (крыло птицы, самолета и дельтаплана, лопасти вертолета).

Воспитатель привлекает детей к ведению ролевого диалога в процессе разыгрывания сказки М. Москвиной «Что случилось с крокодилом?», в которой рассказывается про птенца, научившего летать крокодила; в процессе проведения словесных игр закрепляет произношение звуков [л], [л'].

Прослушав стихотворение Е. Григорьевой «Воздушный шарик», дети пере­дают в лепке его образ, создавая барельефное изображение предмета по конту­ру, осваивая новый прием лепки — «цветовую растяжку».

Дети наблюдают за облаками и тучами, определяя, какие сегодня облака, на что они похожи, легкие или тяжелые. Воспитатель напоминает им, что облака — это капельки воды, когда их собирается очень-очень много, идет дождик. Он учит видеть разные образы в очертаниях облаков, передавать свои впечатления в аппликативных работах «Живые облака». В процессе создания этих образов дети продолжают осваивать технику обрывной аппликации.

Чтение сказок С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака», «Дружба», а также просмотр мультфильма по его сказке «Трям! Здравствуйте!» не только способствует развитию воображения, но и позволяет воспитателю обсудить тему дружбы и взаимопомощи.

Взаимодействие с родителями.

Здоровье: Напоминание о необходимости сле­дить за внешним видом, самостоя­тельно одеваться и раздеваться, ак­куратно складывать одежду. Не ходить по лужам и рыхлому снегу.

Безопасность: Обсуждение с детьми правил безо­пасного обращения с тяжелыми предметами (нельзя поднимать тя­жести, других детей и т.д.)

Познание: Наблюдения в природе за облаками, описание, подбор определений, какие сегодня облака, на что они похожи, чем облака отличаются от туч. Упражнять в счете до пяти;закреплять умение отсчитывать определен­ное количество предметов на ощупь в соответствии с числовой карточкой или названным чис­лом; находить в ближайшем окружении и называть форму реальных предметов.

13.04-17.04 тема недели: "Выдумщики и изобретатели"

На этой неделе воспитатель в доступной детям форме беседует с ними об изобретениях, о том, что люди все время придумывают какие-то новые и полез­ные вещи, например, компьютер. Дети обсуждают, что можно делать на компьюте­ре, как человек задает ему команды, почему компьютерная мышка так называется. Он рассказывает им, что на компьютере можно играть в интересные развивающие игры, показывает, как с помощью клавиатуры можно писать слова, как распечаты­вать на принтере. Дети узнают, что рисунки могут стать «живыми», превратиться в мультфильм. Воспитатель рассматривает с детьми блокнот, в котором на разных страницах нарисован бегущий человечек, определяет, чем одно изображение чело­вечка отличается от другого. Показывает, что если быстро пролистывать страницы блокнота, то человечек начинает двигаться, объясняет, что когда похожие картинки очень быстро сменяют друг друга, нам кажется, что изображение движется.

Яркое событие этой недели — создание самодельного «мультфильма» по прочитанной сказке Б. Заходера «Русачок». Дети создают стилизованные обра­зы героев сказки аппликативным способом, рисуют фоновую коллективную композицию, изображающую лес. Рисунки воспитатель скрепляет в одну ленту, дети размещают на ней героев в последовательности, соответствующей сюжету. В вечернее время он организует просмотр созданного «мультфильма», переме­щая ленту по «экрану» картонного телевизора, имитируя смену действий пер­сонажей. Дети озвучивают роли, стремясь передать своими словами общий смысл, говорить выразительно, эмоционально.

Содержание этой сказки станет поводом к более подробной беседе о превра­щении головастика в лягушку. Дети слушают в аудиозаписи кваканье лягушки, сказку о том, как лягушки появляются на свет, рассматривают рисунки, на которых изображены стадии ее развития, и располагают их в нужной последовательности.

С примерами проявления сообразительности и смекалки дети знакомятся во время чтения сказок В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и «Разные колеса». Они слушают рассказ Jl. Толстого «Галка и кувшин», учатся пересказывать его своими словами, играют в словесную игру «Угадайка», в которой задают вопро­сы и придумают загадки-описания. Решать «загадки» дети будут и в процессе плоскостного конструирования: получив заданную Г-образную фигуру, они достраивают ее до получения образа знакомого предмета. Такой способ созда­ния образов — «опредмечивания» — используется и в аппликации.

Взаимодействие с родителями. Воспитатель знакомит родителей с играми и упражнениями, развивающими творчество детей: «Дорисуй фигуру», «Оживи круг», «Отгадай мою задумку», в которых необходимо придумывать и дорисо­вывать заданные формы.

Воспитатель может предложить детям в группе или дома с родителями по­смотреть интерактивные мультфильмы на интернет-сайтах.

Здоровье: Приучайте детей в процессе выполне­ния трудовых поручений поль­зоваться специальной защитной одеждой (халаты, фартуки, на­рукавники, перчатки и пр.),  тща­тельно мыть руки с мылом. 

Безопасность: Напоминание о том, что очень опасно просовывать руки, голо­ву в узкие отверстия, между прутьями перил на лестницах, заборов и т.п.

Познание: Наблюдения в природе за распусканием растений, появ­лением птиц и насекомых, пер­выми почками, листьями на деревьях и кустарниках; в вет­реную погоду наблюдения за флюгером, детскими игрушка­ми-вертушками.

 

Организация развивающей среды. Воспитатель помещает в игровое простран­ство сюжетные игрушки (лягушка, заяц, белка, лиса, медведь, волк и пр.), создав ситуацию, вызывающую у детей желание организовать игру по сюжету сказки о Русачке. Может предложить детям принести из дома игрушки — героев со­временных мультфильмов. С ними могут быть организованы игры по сюжетам данных мультиков, или придуманы новые варианты развития событий, напри­мер, с помощью введения новых героев в привычные игровые сюжеты.