Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Горячева Елена Сергеевна

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 

Итоговая работа на тему:

 «Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 15.09 – 19.09.2014г.

                            2 сессия: 29.09 –03.10.2014г.

 

                                                    Выполнила

Горячева Елена Сергеевна

воспитатель

 ГБОУ СОШ с. Курумоч

Волжского района

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

 

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Одним из важнейших приоритетов государственной образовательной системы является духовно-нравственное воспитание дошкольников. Закон об образовании, стандарт ФГОС говорят  о важности данного направления. В современной жизни  нужны люди, которые умеют принимать нестандартные решения, умеют мыслить творчески. Чтобы всесторонне развивалась личность ребенка, нужно развивать его творческие способности, повышать возможности его дальнейшего обучения. Поэтому одной из социально значимых и приоритетных задач в педагогике является поиск оптимальных путей творческого развития детей.

Под творчеством понимается деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. Под детским творчеством понимается форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

image

Анализируя самостоятельную музыкально-творческую деятельность старших дошкольников в образовательном процессе, можно выделить следующие  недостатки в результатах:

  •  дети не знают названия музыкальных инструментов и способов игры на них;
  •  дети практически не играют в  «театры», «концерты», «спектакли», так как не знают как их организовать;
  • дети без большого интереса подходят  к музыкальным уголкам;
  • задания, где требуется импровизация, вызывают у детей затруднения; дети начинают копировать педагога или стесняться.

Анализ образовательного процесса ДОУ свидетельствует о недостатках в основном процессе:

  •  недостаточное использование тем, направленных на формирование у дошкольника самостоятельной музыкальной деятельности;
  • Недостаточное обеспечение музыкальных уголков музыкальными инструментами;
  • Педагоги не достаточно используют методы и приемы в организации образовательной деятельности для осуществления самостоятельной творческой  деятельности детей;
  • Воспитатель не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия;
  • Педагоги не ведут индивидуальной работы по осуществлению самостоятельной музыкальной деятельности детей;
  • Воспитатели не владеют специальными исполнительскими условиями, плохо ориентируются в мире музыкального искусства;
  • Родители не создают условия для музыкального творчества дома.

 

Анализ образовательного процесса ДОУ свидетельствует о недостатках в условиях профессиональной деятельности:

  •  не разработана единая методика по развитию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей;
  • в предметно-развивающей среде нет  музыкально-дидактических игр, пособий, мало детских инструментов;
  • недостаточно современных методических пособий, которые помогли бы воспитателям в осуществлении самостоятельной творческой деятельности детей;
  • отсутствует современное техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран;
  • недостаточно места в группах для хорошего оснащения музыкального уголка;
  •  не разработаны мультимедийные пособия для детей на развитие музыкальных способностей.

 

На современном этапе развития образования педагогическая практика показала противоречия:

  • формирование самостоятельного музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста возможно при взаимодействии педагогического процесса в ДОУ с внедрением в его процесс ФГОС, но из-за неподготовленности педагогического состава и незнания ФГОС это не возможно
  • формирование самостоятельной музыкальной творческой активности детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности требует оснащения музыкальных уголков, но ДОУ не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;
  • развитие самостоятельной творческой деятельности у детей требует наличия музыкальных инструментов дома, но родители недостаточно уделяют внимания для развития музыкальной среды;
  • для того, чтобы развивать музыкальные навыки у детей, нужен индивидуальный подход, но педагоги не всегда уделяют этому  достаточно внимания.

image

2.Профессиональная проблема на основе проведенного анализа.

Проблема заключается в поиске и создании психолого-педагогических условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

3.Новые образовательные результаты.

В современную модель дошкольного образования вступили новые федеральные государственные стандарты, которые ориентируют на «модель» современного дошкольника.

  • У ребенка сформированы  первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;
  • У ребенка сформированы основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • Ребенок умеет воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • У ребенка формируется развитое воображение. Он сам способен придумывать стихи к мелодиям, движения к танцам, простые мелодии;
  • Ребенок использует  музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

image

 

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы определенные условия. Для этого нужно направить методы художественно-эстетического воспитания на способность ребенка самостоятельно планировать и творчески мыслить в музыкальной деятельности. В связи с этим в образовательном процессе произошли некоторые изменения.

  1. В содержании:
  • Интегрированный подход к планированию НОД.

Музыкальная деятельность интегрирует с другими видами деятельности:

- на занятиях по развитию речи в образовательный процесс включаются музыкальные игры;

- на занятиях по изодеятельности дети прослушивают музыку, затем ее зарисовывают;

  • Развитие музыкально-игровой деятельности: электронные музыкальные игры, дидактические музыкальные игры, электронные музыкальные обучающие игрушки;
  • Создание творческого кружка «Мы музыканты». Задача кружка – обучать детей игре на музыкальных инструментах.

image

  1. В средствах обучения и воспитания:
  • Разработка и проведение метода-проекта «Откуда пришла музыка»
  • Введение прослушивания музыки в повседневную жизнь ДОУ – классической, звуков природы; это вызывает огромный положительный заряд эмоций у детей.
  • Специальная организация тематических встреч с родителями на тему «Музыкальная гостиная». Цель: приобщать детей и родителей к музыкальной культуре, воспитывать интерес и любовь к классической музыке.
  1. В контроле:
  • Подбор и проведение мониторинга на выявление ориентиров музыкального детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.  В настоящее время педагогом О.П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод О.П. Радыновой - это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Музыкальный руководитель использует тестовые задания для детей старшего дошкольного возраста автора Зиминой А.Н.

          В подготовительной группе проводилось наблюдение за детьми в повседневной жизни ДОУ. Цель наблюдения: выявить уровень реализации самостоятельной творческой музыкальной  деятельности. Наблюдения показали:

- дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным репертуаром, инсценируют песни, разыгрывают сказки в различных видах театра; стали более эмоционально отзываться на успехи других детей: аплодируют, чаще улыбаются, говорят добрые слова, поддерживают друг друга;

- в связи с интегрированным подходом в организации взаимодействия детей с искусством,  у ребенка сформировано умение выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: красками, звуками, словом, движениями;

- проявляют немалую активность в слушании музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, изображении музыкальных впечатлений в рисунке;

- дети стали чаще подходить к музыкальным уголкам, использовать музыкальные инструменты в игре.

Ожидаемые результаты:

- проведение открытых занятий для родителей;

- участие детей в районных музыкальных конкурсах;

- фото- и видео выставки интегрированных занятий.

 

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

 

 

Для организации и создания самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей педагог использует все возможности, заботясь о формировании художественно-эстетического вкуса каждого ребенка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, которые обеспечивают  достижения новых образовательных результатов.

  1. В кадровых:
  • Семинары для педагогов « Открываем мир музыки», «Дружно шагнем в мир музыки»;
  • Курсы повышения квалификации педагогов по темам: «Новые технологии в организации самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей»;
  • Педагогические конференции по обмену опытом.
  1. В научно-методических:
  • Приобретение методических пособий для работы с детьми: «От ритмики к танцу», «Личностно-ориентированный подход в обучении», «Мы играем, рисуем, поем».
  1. В материально-технических:
  • Пополнить предметно-развивающую среду: ширмы разных размеров, элементы разных костюмов, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры;
  • Приобрести  интерактивную технику: ноутбук, проектор, экран;
  1. В нормативно-правовых:
  • Составление договора о сотрудничестве со школой искусств;
  • Положение о конкурсах;
  • Приказ о проведении конкурса;
  • Составление заявок на конкурс;
  1. В информационных:
  • посещение сайтов с целью получения опыта других воспитателей;
  • подборка сайтов для родителей;
  • интерактивные консультации для родителей.
  1. В организационных:
  • проведение родительского собрания по теме «Музыка в жизни ребенка»;
  •  проведение совместных с детьми и родителями мероприятий «Музыкальная гостиная»;
  • Организация кружка «Маленький артист»;
  • Организовать экскурсию в музыкальную школу.

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Теремок»

 Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

 Цель пособия: упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов: металлофон, кастаньеты, барабан, бубен, маракасы, трещотка, гармошка.

 Задачи пособия:

- Развивать навык восприятия звуков;

- Закрепить названия музыкальных инструментов;

- Обогащать впечатления детей .

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

image

П: Ребята, вы хотите посмотреть сказку?

А сказка эта не простая, а музыкальная.  Щелчок-переход

№ 2

image

П: Все мы знаем, все мы верим:

Есть на свете чудный терем.

Терем, терем, теремок,

Слушай сказку мой дружок!

А чтобы  посмотреть, кто прибежал к теремку, нам нужно будет сначала прослушать звуки и сказать, какой инструмент играет. Если ответ правильный, то гости  к нам придут

Щелчок на звук, звучит металлофон. Ответ детей.

Щелчок.

Мышка: Я маленькая мышка,

Я по лесу брожу,

Ищу себе домишко.

Ищу - не нахожу.

Тук-тук! Пустите меня!

П:  Никто не отозвался. Дом свободным оказался.

Щелчок на переход

№ 3

image

П: Мышка пела  и шуршала,

Долго терем прибирала.

День, другой живёт норушка,

в теремке одной ей скучно!

Не с кем петь и танцевать,

в гости бы кого позвать!

Щелчок на звук, звучат кастаньеты. Ответ детей. Щелчок.

Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Тук-тук-тук! Откройте дверь!

Мышка : Кто там?

Лягушка: Это я, лягушка-квакушка! Пусти меня в теремок!

Мышка:

- С удовольствием впущу.

Щелчок на переход.

№ 4

image

П: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит.

Слышат, звук в лесу.

Щелчок на звук, звучит барабан. ответ детей.  Щелчок

Заяц: Тук-тук!

Мышка: Кто там?

Заяц: Я заяц - чуткое ушко,

Имя мое - Прыг-скок!

Пустите меня в теремок!

Мышка:  С удовольствием впущу.

Щелчок на переход.

№ 5

image

П: Стали жить да поживать песни петь и танцевать.

-Что такое?

Что за звон?

Слышен нам со всех сторон!

Щелчок на звук, звучит бубен. Ответ детей. Щелчок.

Лиса: Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка: С удовольствием впущу.

Щелчок на переход.

№ 6

image

П: Стали они вчетвером жить. Слышат кто-то по полю бежит,

рыщет-ищет и рычит.

Щелчок на звук, звук маракасов и трещотки. Ответ детей.  Щелчок.

Мышка: Кто там?

Волк: Я волчок, серый бочок! Пустите меня в теремок!

Мышка: - С удовольствием впущу.

Щелчок на переход.

№7

image

П: Стали жить да поживать песни петь и танцевать!

Слышат,  ветки трещат.

Щелчок на звук, звучит гармошка. Ответ детей. Щелчок.

Медведь: - Слышно в теремке веселье,

Здесь у вас не новоселье?

Мышка: Кто там?

Медведь : Мишка-медведь!

Дверь бы надо отпереть!

Мышка: Заходи! Научим тебя песни петь, плясать и на гармошке играть!

П: -Вот и закончилось наше путешествие в сказку "Теремок".

Спасибо зверюшкам музыкантам, за такую интересную весёлую сказку.

Щелчок на переход.

№ 8

image

 

Закончить показ слайдов.