Я - ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

Карабинович Инна Валерьевна

Звук школьного звонка.... Каждый человек вспоминает его мелодию по-разному. Основное направление в работе школьного психолога - сделать воспоминание этого звонка добрым, теплым и радостным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности первоклассника

Анатомо-физиологические особенности первоклассника

К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

В этом возрасте происходят существенные изменения в организме, но организм растет неравномерно: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, аккуратности,  что необходимо учитывать при обучении детей письму.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом дети утомляются достаточно быстро. Их работоспособность обычно падает через 25-30 минут после начала деятельности. Следует учесть, что младшие школьники очень утомляются при посещении группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности урока, после посещения театра, парка. Поэтому необходимо чаще организовывать отдых для ребенка.

В этом возрасте нервные процессы становятся более подвижными. Постепенно уравновешиваются  процессы возбуждения и торможения, ребенок может регулировать свою деятельность сам. Но это происходит очень индивидуально у каждого ребенка, поэтому на первых порах родителям следует учитывать индивидуальные типологические особенности  своего ребенка ( у него могут преобладать возбуждение, тогда он очень подвижен, непоседлив, или торможение, тогда он медлителен). В таком случае не следует дергать ребенка, останавливать его или торопить. Необходимо проявлять терпение.

Доминирующей функцией у ребенка становится мышление, которое определяет работу всех функций сознания, они становятся контролируемыми. Хотя формируется словесно-логическое мышление, но все же важную роль играет наглядно-образное мышление, поэтому для  успешного усвоения материала важно, чтобы он был представлен в наглядной форме (картинка, таблица). Материал, преподнесенный в игровой форме, дети запоминают легко и быстро. Ребенок не терпит однообразия, поэтому не заставляйте его часами писать палочки, читать. Ничего, кроме отвращения к этой деятельности, Вы не добьетесь.

Очень важно для первоклассника развитие мелкой моторики руки. Существует  мнение о связи мелкой моторики и мышления. Вот почему так важно развивать мышцы кисти руки: увлекать ребенка лепкой, рисованием и штрихованием, изготовлением поделок из бумаги.

В этом возрасте у ребенка появляется чувство социальной и психологической компетентности, то есть умение общаться, он учится выполнять различные социальные роли. Родители должны помогать ребенку в этом. Кроме того в 6-7 лет происходит половая дифференциация.

Основные новообразования возраста:

- произвольность психических процессов распространяется на область чувств, ребенок учится сдерживать эмоции, желания;

-  развивается внутренний план действий, ребенок учится управлять не только своей учебной деятельностью, но и всем своим поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели;

- появляется чувство дифференцированности своих возможностей, умение сравнить себя с другими.

kartinki_roditelej_3.jpg

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители!

Ваш ребенок стал школьником. Искренне поздравляем Вас с этим событием. Но кроме большой радости Вас ждет еще и огромная ответственность за будущее Вашего ребенка. Начался очень сложный период в его жизни – адаптация к условиям обучения школе. Чтобы облегчить этот процесс, прислушайтесь к советам

  • Строго следите за соблюдением режима дня: ребенок должен не менее двух часов  в день проводить на свежем воздухе, спать не менее 10 часов в сутки (отходить ко сну при этом не позднее девяти часов вечера), при необходимости можно организовать еще и дневной сон.

  • Не старайтесь заполнить все свободное время ребенка занятиями в кружках, секциях и студиях. Выберите что-то одно, ведь ребенок должен иметь время для игр и роста.
  • Ограничьте время просмотра телепередач (не более 30 минут в день) и время компьютерных игр (не более 20 минут в день), так как для ребенка это не отдых, а дополнительная нагрузка. Лучше свободное время проводить в подвижных играх  на свежем воздухе.
  • Готовьте ребенка к тому, что учеба – это труд. Помогайте ему преодолевать трудности, но не делайте задания за него, вы же не сможете прожить за него всю жизнь. Помните: если ребенку трудно выполнить какие-то требования, можно помочь ему, подсказать, поддержать, но не снижать поставленные требования.
  • Внимательно следите за состоянием здоровья ребенка. Усталость, вялость, разбитость, возбудимость, частые головные боли, обострение хронических заболеваний, ухудшение аппетита, нарушение сна – все это тревожные симптомы, на которые следует обращать внимание. В то же время не поощряйте “любование” ребенка своими болезнями, не позволяйте ему спекулировать этим.
  • Не всегда ребенок оправдывает ожидания родителей. Его школьные успехи ни в коем случае не должны влиять на отношение к нему. В противном случае ребенок не понимает, почему родители “перестали любить его”, и обрушивает свой гнев на школу.
  • Старайтесь интересоваться не только учебными успехами ребенка, но и тем, как складываются его отношения с друзьями. Рассказывайте ему о своем опыте в этой области, но никогда не вмешивайтесь в детские ссоры, это очень помешает формированию социальных навыков Вашего ребенка.
  • Развивайте самостоятельность ребенка, учите его переходить через дорогу, самостоятельно обслуживать себя, определите его обязанности по дому. Это поможет ему в будущей жизни.

И наконец самое главное: любите своего ребенка, чаще говорите ему о своих чувствах,

учите его любить людей и выражать любовь и уважение к ним.



Предварительный просмотр:

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе можно использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

 

http://pedsovet.su/_pu/63/74530609.png

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — заниженная;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки».



Предварительный просмотр:

Тест «Домики»

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Задание 1.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Задание 2.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Задание 3.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе. 

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый. 

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3>. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный

частичный

недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: