Кутумова Юлия Александровна

Уважаемые гости и коллеги добро пожаловать в интересный мир образования! Начиная работать по ФГОС в 5-6 классах, каждому коллеги стоит определять основные приоритеты учебной и внеурочной деятельности. Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса. В этой связи необходимо учитывать новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования: 1) адаптация детей к современной социокультурной среде; 2) активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей; 3) интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников. В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения. Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов и кинестетиков. Совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат. В своей работе я экспериментирую, подбирая для использования на уроке современные педагогические технологии. Методика обучения диалогу. Она достаточно проста, начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. Учебники истории по системе «Школа 2100» в 5 классах предполагают задание в паре по отдельному фрагменту урока. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: «А что ты мог бы добавить?» или «какое у тебя мнение?» После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. (можно пробовать на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах). Технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления, т.е. предметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, зигзаг, инсерт, кластер, синквейн., толстые и тонкие вопросы. Информационные технологии. Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИКТ? Как минимум, 1 компьютер (АРМ – автоматизированное рабочее место учителя), проектор, учитель, владеющий навыками, компакт-диски или собственные мультимедиа презентации. Но чтобы дети не воспринимали картинки, задания на экране как развлечение, привлекать их к сбору материала (фото, видео, аудио). Использование компьютерных технологий в обучении истории может осуществляться в нескольких направлениях. Информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по истории: мультимедийные энциклопедии (“Энциклопедия истории России”), электронные учебники (“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”), репетиторы-контролеры, мультимедиа презентации, Телешкола. Школа выполняет социальный заказ общества. Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла, в частности истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность. Технология дифференцированного обучения. Составляю разноуровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Технология проблемного обучения. В рамках уроков истории в 5 классах система учебников «Школа 2100» построена на неразрывном взаимодействии проблемного обучения с другими технологиями. В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения. Итак, что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода: – проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; – для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем. Следовательно, помимо определения понятия “проблема” необходимо определить понятие “проблемная ситуация”. Дело в том, что один и тот же вопрос или задача в зависимости от ситуации могут быть, а могут и не быть проблемой для учащегося. С другой стороны, для одного учащегося какой-либо конкретный вопрос – проблема, а для другого – нет. Это определяется совокупностью имеющихся у него знаний и умений, его готовностью к решению данной проблемы, посильностью проблемы, степенью известности ответа и т.д. “Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности”. На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть. Способам решения проблем в целенаправленно созданных проблемных ситуациях и обучают методам проблемного обучения. Таких методов три: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы. Их применение в учебной практике эффективно, прежде всего тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Каждый из методов специфичен и по деятельности учителя, и по деятельности учащегося. Эти методы применяются в зависимости от тематики и содержания изучаемого материала, подготовленности учащихся и конкретных целей данного урока. До сих пор можно услышать, что применение методов проблемного обучения неэкономно. На начальном этапе обучения это, вероятно, так. Однако следует понимать, что правильное, продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и позволяет сэкономить много времени в последующем обучении. Технология “Дебаты”. Использование технологии "Дебаты" в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Технология формирует: - умение определять и отстаивать свою позицию, - ораторское мастерство и умение вести диалог; - командный дух и лидерские качества. Стараюсь применять данную технологию активно во внеурочной деятельности на кружке в 5-6 классах «Я-гражданини». Технология проектного обучения. Смысл использования данной технологии вижу в организации исследовательской деятельности и , особенно на краеведческом материале. Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Технология учебно-игровой деятельности. Особенно в применяется в 5-6 классах в среднем звене. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыражение. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной или групповой работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, отметки. Здоровьесберегающие технологии. Без этой технологии не возможно представить современный процесс обучения в школе, безусловно это связано с психологическими и физическими особенностями детей при современной экологии. Снижение утомления школьников: физкультминутки, чередование групповой и парной работы, создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика, смена вида занятий, посадка учащихся. Один из важных форм оценивания индивидуальных достижений учащихся – это портфолио. Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся. Мы с учениками экспериментируем разрабатываем портфолио по истории тематического характера. В основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. В портфолио учащиеся представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности. И в заключении, хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Удачи и успеха в профессиональной деятельности!

Добавить запись

Защита от спам-роботов