Методическая разработка "Земля и мы"

Лобырева Марина Владимировна

дать понятие – экология, что она изучает. Учить бережному отношению к природе и её богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Земля и мы»

Что изучает экология? Как стать юным экологом.

Цель: дать понятие – экология, что она изучает. Учить бережному отношению к природе и её богатствам.

Ход занятия:

На сегодняшнем занятии я познакомлю вас с экологией. Расскажу, что она изучает. Как стать юным экологом?  

- Что такое окружающий мир? Это всё, что мы видим вокруг себя: растительность, животные, вода, воздух, почва и т.д.

Среди других наук (о цифрах, буквах, странах, растениях, животных, человеке) особое место занимает экология (от слова «ЭКО» - дом, жилище). Она изучает природный дом, который есть у каждого растения, животного, человека и т.д. всё, что окружает жителей Земли. Поэтому можно сказать, что экология – наука об окружающем нас мире.

- Как вы думаете, для чего необходимо изучать природу?

Изучая природу, ты узнаёшь много нового и интересного, раскрываешь тайны, скрытые в ней. Природа – удивительна, стремитесь познать её.

Чтобы стать юным экологом, нужно любить природу, улучшать условия жизни различных существ. Но помощь должна строиться с учётом правил, существующих в самой природе.

- Какие вы помните правила природы?

Вспоминаем экознаки.

Нельзя брать птенцов в руки, даже если они выпали из гнезда, так как, по законам природы, птенец после контакта с человеком обречён на гибель: взрослые птицы уже не примут его, будут считать «чужим». Не уничтожай мухоморы, знай: для человека они ядовиты, а звери с их помощью лечатся и т.д.

ПОМНИТЕ!  Юный эколог – тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

«Мир вокруг»

Как чудесно всё вокруг,

                                                     Когда солнце светит,

        Когда цветёт душистый луг,

                                                     И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

                                                       На небе голубом,

   Когда река так глубока,

        Что спрячет весь наш дом.

           Когда в лесу так много птиц,

                                                      Что радуется слух!

         Но не для злых всё это лиц,

      А лишь для тех, кто друг.

Дидактическая игра «Без чего нам не прожить?»

Педагог называет объекты окружающего мира, например: вода, воздух, растения, животные, почва и т.д. Дети отвечают «ДА» или «НЕТ» (можно без этого прожить или нет), мотивируя свой ответ.

ПОМНИТЕ!  Природа без нас проживёт прекрасно, а мы без неё – НЕТ!

Методическая разработка занятия «В гостях у Белки»

Цель: познакомить с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней, расширения кругозора.

Оборудование: карточки с изображением хвойного и лиственного дерева, листьев и хвои.

Ход занятия:

Сегодня на нашем занятии мы совершим сказочное путешествие по лесу вместе с Белкой и её Бельчонком. Мы познакомимся с лиственными и хвойными лесами. Научимся правильно называть части деревьев, сами леса.

- Однажды маленький бельчонок услышал от соседки-белки слово «лес».

- Мама, - обратился он к маме-белке, - а что такое лес?

- Лес – это деревья, - сказала мама, - берёзы, дубы, липы, ели, орешник, сосны.

- А что такое берёзы? – не унимался бельчонок. – А что такое дубы? А что значит орешник?

- Я вижу, - сказала мама, - вырос ты. Пора и тебе познакомится с лесом. Приготовься к большому прыжку. Мы поскачем вот на ту полянку.

Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не появился большой участок леса. Да такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать:

- Ах! – так красиво кругом.

Перед ним стояли белые берёзки. Такие же нарядные, как на нашей картинке.

- Какое дерево увидел бельчонок? Как оно выглядит? (рассказ детей)

- Лес, в котором растут одни только берёзки, - продолжала белочка-мама, - называется березняк. Запомнил?

- Да, - ответил бельчонок, - запомнил. Березняк.

- А вы, дети запомнили, как называется берёзовый лес?

- А теперь поскачем туда, к ельничку, - сказала мама-белка. И два пушистых хвостика, один побольше, другой поменьше, замелькали сначала в листве белых берёзок, а затем и среди веток и сучьев других, пока неизвестных бельчонку деревьев. Они удалялись от белоствольной берёзовой рощицы и приближались к густому, наполненному полумраком ельнику.

- Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в ельнике?

- И почему в ельнике всегда темно? (ответы детей)

- Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро.

- Как вы думаете, что увидел бельчонок на ветках елочек вместо листочков, которые уже видел на берёзах? (ответы детей)

Да, вместо клейких листочков бельчонок увидел на ветках ели иголочки. И шишки. Пахучие, смолистые. Их семена так понравились бельчонку, что он не мог оторваться и лакомился, лакомился, пока мама не сказала:

- Ну хватит, обжорка, с переполненном брюшком трудно скакать по лесу, а я хочу тебе показать ещё сосны и дубы…

В сосновом бору мама-белка, а с ней бельчонок опустились на землю, мягкую, усыпанную хвоей (так называются иголочки у сосны и ели). Эта часть леса не была такой белой, как берёзовая роща, но в ней было очень светло и как-то радостно. Солнечные лучики достигали здесь самой земли.

- Ого, у этих деревьев даже верхушек не видать! – сказал бельчонок.

- Да, - сказала мама-белка, - в сосновом бору все деревья высокие и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил, как наперегонки, тянутся вверх – к солнцу и свету.

Рассмотрел бельчонок сосновую иголочку, а она совсем непохожа на еловую.

- Что называют хвоинкой?

- А вы, ребята, знаете отличие ели от сосны?

- Ух ты, - удивился бельчонок, - какая длинная иголочка!

Тут сверху упала шишка. Бельчонок быстро перемахнул к ней и опять удивился. Шишка сосны была намного меньше, чем еловая, и немного другой формы.

- Давайте сейчас вместе рассмотрим еловую и сосновую шишки. Чем они похожи ив чём их различие? (дидактический материал или картинки с изображением хвои и шишек).

- А сейчас загадаю вам загадки.

Зимой и летом – одни цветом. (Ель, сосна)

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять - и встретим.

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год –

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот:

Готовят ей наряды. (Ель)

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона - как шатёр. (Сосна)

- А теперь запомните, что сосновый лес называется – бором или сосновым бором. Запомнили?

   А бельчонок с белкой-мамой, немного полакомившись семенами сосновой шишки, поспешили к могучим богатырям.

- Догадались, о каком дереве идёт речь? (ответы детей).

- Да, правильно: великаном-богатырём русских лесов считается дуб. Давайте опишем это дерево: Дуб – высокий, большой, ветвистый; ствол – толстый, коричневый; ветки – большие. Могучие; листья - … .

- Как вы думаете, что ещё увидел бельчонок на дубе?  

- Он был очень удивлён, что на таком могучем дереве растёт такой маленький плод.

- Это жёлудь, - сказала мама-белка. – Его тоже можно белкам есть, но больше всего жёлудь любят лесные свиньи – кабаны.

   Дубовый лес иногда называют дубовой рощей, но чаще всего – дубравой. Запомнили?

И бельчонок тоже запомнил.

     Теперь бельчонок с мамой-белкой опять отправились в сторону большого  дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути бельчонку встречались разные деревья. Большие и маленькие. Они были как будто  и похожи друг на друга, и вроде  бы нет. То ствол посветлее, то листья покрупнее. Дома белочка-мама сказала. Что лес, где много разных деревьев, называется смешанным.

Кусты и деревья, листочки на ветках.

                                         Лиственный лес это, помните детки.

                                         Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

                                         Лещина, шиповник, ясень, осинки.

                                         Если иголочки вместо листвы,

                                         Хвойным тогда этот лес назови.

                                         Если же есть и листва, и хвоинки,

                                         Рядом и ели растут и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

                                         Тут все деревья от «А» и до «Я».

                                                                          (А. Кочергина)

Подвижная игра «Бельчата»

В группе устанавливаются стулья зигзагом (5-8шт). дети становятся в колонну друг за другом. По очереди прыгают от стульчика к стульчику пока не пройдут всю дистанцию. А потом обратно. Можно повторить несколько раз.

Закрепление темы: ВИКТОРИНА

1. Как называется берёзовый лес?

2. Как называется еловый лес?

3. Как называется сосновый лес?

4. Что такое хвоинки?

5. Как называется дубовый лес?

6. . Как называется лес, где встречаются хвойные и лиственные деревья?

7. Вам понравилось наше путешествие?

Спасибо за занятие!

Методическая разработка занятия

«Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Полив, опрыскивание, обмывка листьев, рыхление почвы в горшках, мытьё горшков, удаление пожелтевших листьев.»

Цель: научить правильному уходу за растениями с учётом требований. Воспитать бережное отношение к растениям.

Оборудование: карточки, книги, комнатные растения.

Ход занятия

Сегодня мы с вами продолжим учиться правильному уходу за комнатными растениями. И вы узнаете, как правильно разместить цветы по отношению к свету, какая температура требуется разным видам растений. Правила полива. И для чего надо опрыскивать и обмывать листья. Что такое сухой полив и зачем надо мыть горшки, и удалять пожелтевшие листья.

Свет – основной жизненно необходимый фактор, определяющий развитие зелёных растений. Большинству растений нужны южные, восточные и западные окна. На северных окнах растения требуют подсветки, без неё хорошо растут только цикламены, папоротники, аспидистра, ароидные, плющ.

При размещении растений в комнате следует учесть, что количество света поступающего в помещение, резко уменьшается с удалением от окна.

Все растения по отношению к свету делятся на : светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Иногда в книгах это обозначается символами (показ символов). При покупке цветка в горшочке вставляют карточку с такими символами и зная их значение вы легко можете определить какое место ему подойдёт в вашей квартире. Многие растения в зимний период требуют досвечивания. Его легко сделать: поставить рядом с таким цветком настольную лампу.

При выращивании растений на окнах вы можете заметить такую картину, листья поворачиваются к свету и растение становится косым, чтобы этого избежать горшок надо всё время разворачивать. Иначе современем растение может просто сломаться.

Температура  

Не менее важен и температурный режим. Он зависит от- условий обитания на родине. Большинство растений нуждается зимой в t-ре 18-20 С – это тропические растения. Субтропическим растениям требуется более прохладная t-ра 8-16 С. Многие растения приспосабливаются к новым t-рным режимам. Особенно осторожно нужно следить за t-рой в зимнее время, когда растения досвечивают. В такой момент от лампы t-ра повышается. В весеннее-летний период от солнечных лучей растения притеняют натягивая на окно марлю или полиэтиленовый мешок. Таким образом, t-ра снижается.  

Вода

Вода в растении выполняет много функций. Она необходима для всех физиологических процессов. Воду и растворенные в ней минеральные питательные соли растения поглощают из почвы корнями. Очень важно правильно поливать растения. В разное время года полив разный: весной и летом – обильный; осенью и зимой умеренный т.к. в зимнее время растения отдыхают и все процессы в них замедленны. Но есть растения которые наоборот отдыхают летом.

Прежде чем купить растение надо ознакомиться с правилами ухода за ним.

Полив бывает разным:

Обильный – полив сразу после просыхания земляного кома. Такой полив требуют тропические растения с тонкими нежными листьями (бегонии). С кожистыми листьями (лимон, фикус, плющ).

Умеренный – полив спустя день-два после высыхания земляного кома. Так поливают растения с мясистыми или сильно опушёнными стеблями (пеперомия, сенполия). С толстыми корнями и корневищами (пальмы, драцены, кордилины). С водоносными клубнями на корнях (аспарагус, хлорофитум, маранта). Для некоторых растений лёгкое подсушивание является обязательным т.к. в период покоя идёт закладка цветочных почек.

Редкий – растения оставляют сухими в течении нескольких дней , недель, месяцев. Это относится к суккулентам (кактусы, эхеверия, алоэ, седум). А так же к листопадным растениям, уходящим на покой (глоксиния, гиппеаструм, каладиум, кринум).

    Необходимость полива определяется по-разному. Внешне подсохшая земля светлее, чем сырая поэтому проверять надо на ощупь. Так же по весу: горшок с сухой землёй легче, чем с влажной. По звуку – горшок с сухой землёй звонкий.

Как и полив важен для растений так же важно рыхлить почву. Иногда рыхление называют – сухой полив. Корням кроме воды нужен воздух. Если почву не рыхлить, то и вода может не проникнуть к корням, а остаться на поверхности. Воздух необходим как листьям так и корням.

Опрыскивание и обмывка листьев

Большинство растений, выращиваемых в комнатах, страдают от сухого воздуха. Исключение составляют кактусы. Относительная влажность в комнатах 50%, но зимой из-за отопления воздух ещё суше, а для большинства растений влажность должна быть 70-80% и даже 90-95%. Сухость воздуха может вызвать пожелтение листьев, опадании бутонов и цветов. Регулярное опрыскивание растений оказывает благоприятное воздействие на них. Влажность воздуха можно повысить, поставив растения в поддоны с влажным песком, мхом, торфом или керамзитом. Можно поставить рядом ёмкости с водой, положить на батареи мокрые тряпки или установить растения в стеклянные аквариумы. Вода для опрыскивания должна быть на несколько градусов теплее комнатной. В солнечную погоду опрыскивать нельзя т.к. на листьях появляются ожоги, для этого растение убрать с подоконника, а по высыхании поставить на место. Особенно важно опрыскивать растения после пересадки 1-2 недели пока растение не укоренница.

     Через некоторое время на листьях появляется пыль, она закрывает поры, через которые растение дышит, для этого листья следует периодически мыть. Такую процедуру следует проводить каждые 2 недели и только на растениях с жёсткими листьями ( фикус, лимон, хоя, хлорофитум и тд.). А растения покрытые волосками (сенполия, глоксиния) пыль счищается старой, мягкой зубной щёткой. Волоски на таких растениях выполняют функцию лёгких и от попадания воды на них они загнивают.

Перед посадкой горшки следует мыть т.к. в них остаётся старая земля, которая имеет болезнетворные микробы, опасные для растения. Так же следует мыть и новые горшки, в них тоже могут находиться всевозможные вредители.

 Сухие и пожелтевшие листья портят вид, и растение теряет декоративность. Своевременное удаление таких листьев не вредит растению, а только ему помогает. Пожелтевшие листья иногда становятся причиной болезни, самого растения и прежде чем такие листья выбросить их следует внимательно рассмотреть.