Для психологов

Приймак Наталья Николаевна

Аттестация для педагогов является стрессовой ситуацией. К данной процедуре необходимо подготовиться не только профессионально, но и психологически. В представленной презентации раскрываются этапы сопровождения педагагов во время прохождения аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_pedagogov.pptx449.42 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа сопровождения педагога в период подготовки к аттестации и во время ее прохождения Подготовила Приймак Н.Н. по материалам газеты «Дошкольный психолог» № 4 (авторы Т. ТРОШКОВА, Е. КАБАЛЁНОВА, г. Новый Уренгой)

Слайд 2

Взаимодействие специалистов

Слайд 3

Проблемы, осложняющие процедуру аттестации Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами — кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога. Отсутствие согласованности в действиях методической и психологической служб учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Слайд 4

Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Слайд 5

Задачи Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия на межаттестационный период. Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого.

Слайд 6

Этапы работы 1 этап – «Подготовительный». Цель: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня сформированности профессиональной деятельности. 1. Определение целей участников образовательного процесса по отношению к аттестации: заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога; методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем; педагог-психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога, улучшает его эмоциональное самочувствие; аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность; эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям. 2. Установление доверительных отношений с педагогом. 3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования. 4. Укомплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей. 5. Оформление документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.

Слайд 7

Психологическая служба готовит пакет психолого-педагогических материалов (тесты, педагогические зарисовки, памятки-советы и др.); проводит анкетирование «Проблемные зоны» и анализирует его результаты; составляет словарь новых научно-методических терминов; организует и проводит видеопросмотр «Анализ авторских занятий»; совместно с методистом проводит семинар «Готовимся к аттестации» и составляет карту самоанализа педагога.

Слайд 8

Этапы работы 2 этап — «Партнерство». Цель: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых. Диагностическое направление: сочинения на тему «Я — воспитатель» и «Идеальный воспитатель» ( А.А. Бодалев ) — для изучения профессионального самосознания педагогов; наблюдение ( Н. Фландерс ) — для изучения стиля общения воспитателя с детьми; анкетирование ( Т.Н. Банщикова ) — для изучения психологического климата в коллективе; социометрический опрос — для изучения социального статуса педагога в коллективе; рисуночный тест «Я и детский сад» — для изучения эмоционального благополучия в детском саду; разработана система оценки педагога в различных видах деятельности отдельно педагогом-психологом и методистом. В основе этой системы — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности: педагогические способности, профессиональные знания, гуманистическая направленность, педагогическая техника ( А.К. Маркова ).

Слайд 9

Развивающее направление: Педагог-психолог : создает психологический настрой педагога на аттестацию; повышает знания педагогов в области педагогики, психологии и смежных дисциплин; способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; совместно с методистом составляет диаграмму психологического анализа деятельности педагога и заполняет карту готовности педагога к аттестации и др. Комплексное проектно-ориентированное мероприятие «Лестница успеха» по направлениям: «Первые шаги» — работа с молодыми специалистами; «Развитие» — работа с педагогами 1-й квалификационной категорией; «Новаторы» — работа с педагогами высшей квалификационной категории; «Перспектива» — сообщество педагогов, имеющих высшее психологическое образование.

Слайд 10

Коррекционное направление: педагог-психолог : способствует устранению личностных дисгармоний; мобилизует скрытые психологические ресурсы педагога, обеспечивающие самостоятельное решение проблем. Здесь используется компьютерная программа ИБИС (игровое биоуправление и саморегуляция ) научно-производственной фирмы «АМАЛТЕЯ».

Слайд 11

С 1999 года научно-производственная фирма « Амалтея » успешно работает на рынке профессиональных психологических услуг. С момента основания компании одним из главных направлений деятельности НПФ « Амалтея » является разработка и реализация психопрофилактических и психокоррекционных программ, обучающих навыкам саморегуляции с использованием технологий БОС.

Слайд 12

Психологический тренинг Первый блок — «Знакомство». На этих занятиях главное — создать обстановку раскрепощенности и непринужденности, установить доверительные отношения с педагогами. Второй блок — «Я пришел к тебе с приветом». На занятиях формируется умение снимать эмоциональное напряжение перед выступлением. Третий блок — «Чему я научился». Здесь происходит систематизация опыта участников тренинга. Подбор игр и упражнений зависит от индивидуальных особенностей и выявленных проблем педагогов — участников тренинга. Показателями эффективности работы на этапе «Партнерство» являются: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; улучшение их эмоционального самочувствия; снятие напряжения и чувства дискомфорта; создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.

Слайд 13

Этапы работы 3 этап – «Проведение аттестации и ее анализ». На этом этапе: Определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Проходит обобщение педагогического опыта, вынесение итогового решения экспертов и заполнение аттестационного листа. Как оценить нашу деятельность? Как проследить рост профессиональных и личностных качеств педагога? Параметры для анализа: аттестация педагогов учреждения; участие педагогов в городских, окружных и общероссийских мероприятиях; уровень профессионального самопознания педагогов; достижения педагога — «Лестница мастерства»; социально-психологический климат в детско-взрослом коллективе учреждения; качество подготовки дошкольников к началу школьного обучения; оценка родителями деятельности учреждения.

Слайд 14

Литература Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004. Борисов В.Н., Ковалев О.Г. и др. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. — М.: Книголюб, 2002. Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития / Материалы окружного научно-практического семинара в г. Новый Уренгой 26–30 ноября 2002. Ч. 1, 2. — Салехард: ЯНОИПКРО, 2003. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрипторий 2003, 2005. Дьяченко О.М. и др. Психолог в дошкольном учреждении. — М.: ГНОМ и Д, 2002. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. — М.: УЦ «Перспектива», 2000. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб.: Питер, 1997. Каплунович Т.А., Гусев А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография. — В. Новгород: НРЦРО, 2001. Каплунович Т.А., Федорова Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие. — В. Новгород: НРЦРО, 2003. Кирова Т.Ф., Федорова Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации. — В. Новгород : НРЦРО, 2002. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов. // Завуч. — 2004. — № 1. Шебанова Е.М. Аттестация педагогических кадров. — М.: Астрель : АСТ, 2003. Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ // Психолог в детском саду. — 1999. — № 1.