ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Перексина Надежда Петровна

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_effektivnoy_organizatsii.docx59.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Перексина Н.П., старший воспитатель

Сохранение здоровья современных детей является актуальной проблемой. Значимость данной проблемы определенна  в Законе РФ «Об образовании». Свою  долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и наше дошкольное образовательное учреждение. Поэтому приоритетной целью работы в дошкольном образовательном учреждении является: воспитание физически здорового и социально–адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а так же формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье. И роль педагога  нашего дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье каждого воспитанника. В  детском саду созданы все зависящие от нас условия, для того, чтобы помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. В связи с этим, особое место отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает направленность образовательного процесса. В основе работы здоровьесберегающей системы образования лежит комплексный системный подход.

Реализация образовательных задач в дошкольном образовательном учреждении  осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами. Гармоничному  физическому и психическому развитию ребенка  способствует гибкий режим дня, который подразумевает: динамичный режим дня детей, гибкий график работы специалистов и всего обслуживающего персонала. Вся деятельность построена так, чтобы сохранить и укрепить здоровье каждого воспитанника. С целью предупреждения сокращения длительности утренней прогулки допускаем частичное использование времени одного из занятий для проведения оздоровительных процедур. А чтобы исключить у детей отставание в усвоении программного материала, недостаток их знаний восполняется в процессе индивидуальной работы, как  в помещении, так и на участке детского сада. Реализация  здоровьесберегающей  работы в полном объеме вызвала настоятельную потребность в поиске наиболее целесообразных  форм организации других видов деятельности на протяжении дня.  

Утренние прогулки проводятся не только после окончания образовательной деятельности, но и до начала  образовательной деятельности, сразу после завтрака. Для проведения оздоровительной работы содержание  образовательной деятельности, время которой частично использовано на проведение процедур для отдельных детей, облегчено. Воспитатель заблаговременно предусматривает и учитывает график  осуществления процедур и количество детей, в  них нуждающихся.

Одним из направлений здоровьесберегающей деятельности детского сада является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно–оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушили бы образовательную деятельность, мы разработали соответствующий режим дня. Образовательная деятельность в детском саду проводится в режиме смены динамических поз, для чего используются мольберты, коврики для массажа. Часть образовательной деятельности ребенок может сидеть, часть - стоять, тем самым сохраняется его вертикальная поза. Важнейшая особенность  всей образовательной деятельности состоит в том,  что она проводится  в режиме использования наглядного учебно–дидактического материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий с помощью «подвижных мобилей» - крестов. Проблема перегрузки ребенка решается путем организации подгрупповой, индивидуальной работы с детьми, введением тематических дней (Дней игры, Дней здоровья).

Наиболее полному решению задач дошкольного учреждения способствует внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, представляющих собой комплекс концептуально взаимосвязанных между собой методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения и укрепления его здоровья.  В процессе образовательной деятельности используются элементы здоровьесберегающих технологий, что способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо–эмоциональное самочувствие и здоровье детей. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и важна для подготовки руки к письму, т.к.  «таланты детей» находятся на кончиках пальцев, поэтому для речевого развития детей используются пальчиковые игры. Для развития самоконтроля и произвольной регуляции в образовательной деятельности по коммуникации применяются  дыхательные упражнения, которые используются для коррекции различных речевых аномалий. Зрительная гимнастика используется обоснованно при различных видах деятельности и широком использовании наглядности. Для расслабления и снятия напряжения на занятиях используются упражнения для  релаксации. Успешно используются в младших группах песочная терапия, благодаря которой у детей развивается кругозор, речь, совершенствуется координация движений, моторика пальцев и улучшается самочувствие детей. Использование всех вышеприведенных образовательных технологий осуществляется с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей, а так же состояния здоровья. Комплексная системная работа по использованию здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует повышению качества обучения, снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к увеличению резервов здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.  

Таким образом, в нашем  детском саду реализация здоровьесберегающей  системы воспитательно – образовательного процесса направлена на  формирование физического, психического и социального здоровья выпускника  дошкольного образовательного учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ  

Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований  в последние десятилетия значительно ухудшилось и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Растущий организм ребенка особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также к дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в образовательных учреждениях. Вместе с тем, здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет.

В дошкольном возрасте у значительной части современных детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым. Таким образом, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно ухудшает их возможности успешного получения образования.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

В этом плане создание экспериментальной площадки в ДОУ, реализующей формы и методы здоровьесберегающих технологий, использующихся в учреждениях образования, позволяет разработать и апробировать региональную модель здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Основной целью экспериментальной площадки является проектирование модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка на основе использования современных здоровьесберегающих технологий в образовании.

Для реализации данной цели следует решить следующие задачи:

  • Формирование здоровьесберегающей инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения.
  • Осуществление медико-профилактической деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ  в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Организация физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на физическое развитие и укрепление здоровья детей.
  • Организация спортивно-игровой деятельности, обеспечивающей воспитание потребности в движении и активном  образе жизни.
  • Осуществление образовательной здоровьесберегающей деятельности с целью воспитания культуры здоровья дошкольников.
  • Осуществление социально-психологической деятельности, направленной на обеспечение социально-эмоционального  благополучия дошкольников.
  • Осуществление информационно-просветительской деятельности, включающей работу с семьей и персоналом ДОУ.

Деятельность экспериментальной площадки осуществляется по следующим направлениям:

  • Научно-исследовательское
  1. Проектирование и апробация модели системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Мониторинг развития детей в условиях здоровьесберегающей среды.
  3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и других форм совместной научной деятельности.
  • Организационно-методическое
  1. Формирование совета экспериментальной площадки и обеспечение его функционирования.
  2. Формирование творческой общности педагогов, использующих в своей работе принципы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.
  3. Создание научно-методического совета по направлению деятельности экспериментальной площадки на базе МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 28 «Жемчужинка» г.Саяногорска.
  4. Обеспечение научно-методической помощи педагогам МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 28 «Жемчужинка» и родителям по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании.
  5. Создание мастер-классов по моделированию здоровьесберегающей микросреды, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья в ДОУ.
  • Консультативное
  1. Оказание помощи родителям по вопросам развития детей.
  2. Оказание дополнительных услуг населению, педагогам по вопросам диагностики и коррекции физического, сенсорного, моторного и психофизиологического развития детей.

Об эффестивности деятельности экспериментальной площадки свидетельствуют  следующие результаты:

  • наличие в ДОУ системной и комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей (модели здоровьесберегающей среды);
  • создание валеологической модели выпускника ДОУ;
  • стабильные показатели уровня физического развития и физической подготовленности детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия; положительная динамика развития детей «группы риска»;
  • позитивное отношение детей к себе и окружающим;
  • разработка, внедрение и распространение накопленного опыта по моделированию здоровьесберегающей среды в ДОУ (научные и методические статьи в сборниках республиканских, российских и международных конференций, доклады на региональных и республиканских конференциях, участие в конкурсах,  методические материалы, отчеты педагогов о работе и др.);
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов на основе реализации индивидуальных программ профессионального развития.

Таким образом, экспериментальная деятельность ДОУ позволяет комплексно и системно решать проблемы сохранения и укрепления здоровья детей с с использованием здоровьесберегающих технологий.

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Перексина Н.П.,  старший воспитатель

                                                                    Мы должны учиться использовать свои знания так,

чтобы они способствовали достижению наших целей.

Н. Энкельман

Моделирование здоровьесберегающей системы в дошкольном образовательном учреждении потребовало  решения комплексных задач:

  • Определение основных принципов организации здоровьесберегающей деятельности педагогов.
  • Организация работы по здоровьесбережению детей в дошкольном образовательном учреждении.
  • Создание условий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающей системы.
  • Разработка критериев оценки эффективности внедряемой здоровьесберегающей системы.

Научный подход к оздоровительной деятельности – открытие в   2007 г. муниципальной экспериментальной площадки  по теме «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей от 2- х до 7-ми лет».

Основные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:

  • Организационные – организация здоровьесберегающего воспитательно–образовательного процесса здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
  • Физкультурно- оздоровительное – двигательно – образовательная деятельность, диагностика развития физических качеств, здоровьесберегающие технологии.
  • Лечебное – иммунотерапия, витаминотерапия.
  • Профилактическое – закаливающие мероприятия, соблюдение санитарно - эпидемиологического режима и режима дня.

Здоровьесберегающая педагогическая система – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально здоровья всех его субъектов.

План работы ДОУ № 28 «Жемчужинка»

по созданию здоровьесберегающей педагогической системы

Задачи

Действия (мероприятия)

Сроки исполнения

Ответственные

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития

  1. Разработка и реализация Программы развития «Ради будущего детей»
  2. Разработка и реализация оздоровительной программы

«Здоровый ребёнок»

2007–2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Корректировка годового плана, перспективных и календарных планов воспитателей в междиагностический период с целью совершенствования содержания здоровьесберегающего образовательно-воспитательного процесса (образцы планирования, консультации, контроль)

2008–2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения занятий, здоровьесберегающих методик, технологий

2008–2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активизация экспериментальной деятельности с детьми по здоровьесбережению и др.)

2008-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Систематизация индивидуальной работы с детьми ДОУ через разнообразие кружково-секционной работы (планирование кружковой работы, проведение выставок, творческих отчётов)

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Обеспечение преемственности по здоровьесбережению дошкольного и начального образования (ориентация на потребности социума, совместные планы работы в целях построения системы «сегодня дошкольник, завтра - школьник»)

2008-2012 гг.

Творческая группа «Неболейка»

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы

  1. Профилактика заболеваний и функциональных нарушений
  2. Оптимизация двигательной деятельности дошкольников
  3. Коррекционная работа с детьми
  4. Организация спортивных кружков

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель,

специалисты,

воспитатели

Формирование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающего подхода

  1. Формирование у педагогов ДОУ целостной системы знаний о

здоровьесбережении дошкольника

2008-2012 гг.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Апробация и внедрение педагогами здоровьесберегающих программ, проектов, методик, технологий

2008-2012 гг.

Воспитатели,

специалисты

  1. Разработка и использование педагогами диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; наблюдение за деятельностью детей, контрольно-проверочные занятия, консультации.

2010-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Организация системы работы с родителями по здоровьесбережению

  1. Консультативно-просветительская работа с родителями с использованием нетрадиционных, интерактивных форм по здоровьесбережению

2008-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Привлечение родителей к сотрудничеству в системе здоровьесбережения

Постоянно

Педагоги ДОУ

  1. Организация работы родительского клуба

Постоянно

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Проведение совместных праздников и других мероприятий

Постоянно

Педагоги ДОУ

Создание оптимальной здоровьесберегающей образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства ДОУ

  1. Изучение, накопление, обобщение опыта педагогов и создание банка ППО по внедрению здоровьесберегающих программ, методик, технологий

Постоянно

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель,

педагоги

  1. Анализ решения проблемы здоровьесбережения в ДОУ с целью создания условий для развития дошкольника и его максимальной самореализации в здоровьесбережении (составление плана работы по данному направлению)

2008 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагоги

  1. Преобразование предметно-развивающей среды с учётом реализуемой программы в каждой возрастной группе (защита проектов преобразования развивающей среды во всех группах) в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности

2008 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель

  1. Оснащение методического кабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями

Постоянно

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель,  совет экспериментальной площадки

  1. Создание информационно-инновационного банка детского сада, включающего здоровьесберегающие программы, методики, технологизации, используемые педагогами

2010-2012 гг.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель,  педагоги

  1. Издание сборника «Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: инновационный аспект»

2012 г.

Научный руководитель экспериментальной площадки,

заведующий ДОУ,

старший воспитатель,  совет экспериментальной площадки

Критерии  эффективности здоровьесберегающей системы

Разработанная и внедряемая в дошкольном образовательном учреждении модель здоровьесберегающей системы успешно решает следующие вопросы здоровьесбережения:

  • В дошкольном образовательном учреждении создана оптимальная развивающая инфраструктура здоровьесберегающего пространства.
  • Разработана  комплексная программа «Здоровый ребенок», авторская программа «Подари себе здоровье».
  • Создана оптимальная здоровьесберегающая предметно–развивающая среда для развития детей и их максимальной самореализации в здоровьесбережении с учетом реализуемой программы  в каждой возрастной группе.
  • Создана эффективная система по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
  • Реализованы различные проекты в работе с детьми ( через использование метода проектирования «Ты- пешеход» и другие, активизацию экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников).
  • Привлечены родители к активному сотрудничеству( через попечительский совет, совместные совещания, консультативные дни «Сотрудничество», дни открытых дверей, «Семейный музей», «Семейный театр» и т.п.).
  • Повысился уровень теоретических, методических знаний педагогов о реализуемых программах и технологиях по здоровьесбережению и технологических умений для их реализации.
  • Разработаны критерии эффективности здоровьесберегающей предметно–развивающей среды.
  • Разработаны диагностические карты по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; анкеты для родителей, педагогов.

Все вышеперечисленное является важными критериями эффективности здоровьесберегающей педагогической системы.

В процессе реализации комплексной оздоровительной программы «Здоровый ребенок»  мы получили положительные результаты – создана здоровьесберегающая модель ДОУ на основе интеграции всех субъектов, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, путем реализации комплексного подхода:

  • создание условий для охраны и укрепления физического, психического и социального благополучия ребенка;
  • успешное протекание адаптации  детей к ДОУ;
  • повышение компетентности педагогов, родителей, детей по вопросам здоровьесбережения;
  • повышение уровня физического развития детей;
  • снижение количества детей, часто болеющих простудными заболеваниями;
  • повышение уровня педагогической рефлексии  педагогов  как компонента субъектной позиции педагога в профессиональной деятельности, их нацеленность на создание собственных программ педагогической деятельности;
  • формирование культуры здорового образа жизни  детей в семье;
  • повышение качества обучения.

Таким образом, основным механизмом оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения  является модель здоровьесберегающей системы.

Модель здоровьесберегающей системы

Двигате-льно-образова-тельная деятель-ность

Оздоровите-льная работа

Профилактиче-ские и лечебные мероприятия

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности

Закаливающие мероприятия

Коррекционная работа

Активный отдых

Организация рационального питания

физкультурные занятия

здоровьесберегающие технологии

массаж грудной клетки

диагностика уровня физического развития

воздухом

логорит-мика

подвижные игры на воздухе

Организация вторго завтрака (соки, фрукты)

занятие плаванием

Витамино-терапия

соллюкс

диспансеризация детей в детской поликлинике

утренний прием детей на свежем воздухе, утренняя зарядка, воздушные ванны  (проветривание)

артпеда-гогика

дни здоровья

Введение овощей и фруктов в обед и полдник

музыкаль-но-ритми-ческие занятия

фототерапия

УЗ-ингаляции «Муссон»

диагностика развития ребенка

водой

плавание

неделя здоровья

Замена продуктов для детей-аллергиков

утренняя гимнастика

настой шиповника с медом

тубусный кварц

обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом

плавание в бассейне, сауна, контраст-ный душ, обширное умывание, полоскание зева прохладной водой, полоскание отваром трав, обтирание мягкой варежкой, смоченной холодной водой

занятие учителя-логопеда

спортив-ные развлече-ния, праздники, досуги

Питьевой режим

оздоровительный час после сна

фитонциды

УФО

обследование учителем-логопедом

дополни-тельные закаливаю-щие мероприя-тия

антинар-когенные занятия

день игры (1 раз в месяц)

физкультминутка

полоскание горла травяным настоем

электрофорез

самомас-саж, рефлексо-терапия, солнечные ванны, хождение босиком по траве, шишкам, песку, камням, ребристой доске, солевой дорожке, шиповым коврикам

каникулы

оздоровительный бег

чесночно-луковые закуски

секция «Голубая лагуна»

экстракт элеутеро-кокка

смазывание слизистой носа оксолиновой мазью

чесночно-лимонная настойка

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА НА ОСНОВЕ СТУПЕНЧАТОГО ПЕРЕХОДА РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ В ДОУ

 «У страха глаза велики»  говорит пословица. Велики они и у родителей, которые не решаются отдать своего малыша под опеку «чужой тети», не будучи уверенными  в его полной безопасности. Возможно, таким мамам и папам не повезло с собственным детсадовским опытом, а возможно, они просто недостаточно информированы  о современных формах дошкольного образования. Все это необходимо учитывать педагогам, которые собираются открывать группы кратковременного пребывания для детей, посещающих дошкольные учреждения. С 2009 года в  нашем детском саду работает адаптационная группа кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет.

Детский сад расположен в жилом массиве города, где проживает большое количество молодых семей, имеющих детей. Кто-то из этих детей посещает дошкольное учреждение, кто-то находится дома с мамой или бабушкой. Чтобы понять отношение родителей к открытию групп кратковременно пребывания, мы провели социологический опрос, показавший, что большинство родителей в них заинтересованы. Особенно востребована группа, рассчитанная на посещение детьми раннего возраста совместно с мамами в вечернее время.

Первая отличительная особенность нашей группы заложена уже в её названии – «адаптационная». Зачисляя ребенка в эту группу, родители понимают, что чем успешнее сложится здесь процесс пребывание малыша, тем спокойнее он адаптируется к детскому саду в следующем учебном году, когда будет посещать группу без мамы. Немаловажен и тот факт, что родители в течение всего года придирчиво знакомятся с жизнью детского сада, чтобы затем  спокойно оставлять здесь своего ребенка.

Безусловно, постоянное пребывание родителей в группе накладывает дополнительную ответственность на работников не только этой группы, но и всего коллектива. Любовь к ребенку и высокий профессионализм сотрудников – это важнейшее условие для успешного функционирования любой детской группы. Но в группе кратковременного пребывания педагог должен владеть не только коллективом детей, но и коллективом родителей, постоянно активизируя и включая их в процесс воспитания и обучения. Здесь нужен творческий, думающий педагог, не только знающий современные технологии образования, но и умеющий применять их в зависимости от ситуации.

Цели, которые мы себе поставили, открывая адаптационную группу, остаются прежними и спустя шесть лет:

  • создание предпосылок к успешной адаптации ребенка к детскому саду;
  • формирование педагогической и психологической грамотности родителей.

       Нашу адаптационную группу кратковременного пребывания мы назвали «Кроха» для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с вечерним пребыванием в детском саду. Посещают группу 20 детей. Время пребывания: с 18.00 ч. до 20.00 ч.  Для организации работы  группы «Кроха» создана творческая группа, куда вошли: педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Работа проводится согласно перспективному плану. В работе с родителями используются разнообразные формы деятельности:

  • изучение семьи (заполнение индивидуального журнала ребёнка, социальной анкеты для родителей);
  •  родительские клубы: «Как подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ», «Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании»;  индивидуальное консультирование по вопросам воспитания;
  •  развлечения: «В гостях у дедушки Мороза», «День смеха».

Встречая первых малышей и мам, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Оказалось, что многие родители даже не подозревают о том, что малыш не может одновременно слушать и педагога и маму. Каждый родитель считал своим долгом повторить фразу педагога несколько раз и как можно громче, чтобы малыш лучше понял смысл сказанного, в результате помещение наполнялось гулом голосов, в котором ребенок буквально «тонул». Столкнулись мы и с другим взглядом на цель совместного пребывания мамы и ребенка в группе: некоторые мамы удобно устраивались на диване в групповой комнате и принимались обсуждать различные вопросы с другими родителями, не обращая никакого внимания на своего малыша!  В связи с этим  начинаем работу не с ребенка, а с мамы, объясняя ее роль в данной ситуации. Привлекая взрослых к участию в различных занятиях, мы стремимся создать у малыша чувство психологического комфорта, вызвать интерес к занятию и способствовать эмоциональному взаимодействию ребенка и взрослого.

К концу учебного года родители, посещавшие адаптационную группу вместе с детьми, совершенно преображаются. Они уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь малыш, а главное, как его этому научить. Родители вырастают в своей самооценке как воспитатели собственного ребенка. У них появляется уверенность в своих силах, и они точно знают, чем занять малыша и как это сделать.

В результате такого взаимодействия в течение учебного года родители становятся нашими активными помощниками. Они проникаются нашими заботами и стремлениями и знают обо всем, что происходит в детском саду, не понаслышке «из песочницы», а из совместной деятельности. Только когда решена задача совместной деятельности родителей и детей, когда родители начинают понимать, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка, только тогда можно быть полностью уверенным в эффективности работы группы кратковременного пребывания в детском саду.  

При поступлении детей в дошкольное учреждение адаптация  к новым микросоциальным условиям сопровождается отчетливыми изменениями поведения, вегетативных показателей и реактивности организма. Неблагоприятные последствия и срывы адаптации можно предотвратить, применяя комплекс щадящих психопрофилактических мероприятий. Однако для осуществления этих мероприятий необходимо возможно раньше диагностировать особенности адаптации и прогнозировать ее течение.

Для количественной характеристики отдельных поведенческих и эмоциональных реакций с учетом их прогностической значимости у детей от двух до трех лет, впервые поступивших в детский сад, применяем методику балльных экспертных оценок. Поступающие в ДОУ дети наблюдаются в течение дня воспитателями (в 1 и 2 половину дня), которые в конце дня отмечают имевшиеся у ребенка проявления поведенческих и эмоциональных реакций по 9 показателям (отрицательные эмоции, гнев, страх, положительные эмоции, социальные контакты, познавательная активность, двигательная активность, сон, аппетит) и записывают в бланк наблюдений соответствующие числа баллов. Далее подсчитывают сумму баллов за день, которые представляют комплексную оценку состояния ребенка с точки зрения прогноза его адаптации. Каждый ребенок наблюдается до  наступления полной адаптации (+40 баллов в течение трех дней). Наряду с этим осуществляется контроль динамики массы тела при поступлении ребенка в детский сад и затем ежемесячно до наступления полной адаптации, а также частоты заболеваемости и обострений хронической заболеваемости. На основании комплексной оценки адаптация считается благоприятной, условно благоприятной  и неблагоприятной.

Только у половины детей, поступивших в ДОУ, адаптация протекает благоприятно. Наиболее часто такой характер течения адаптации  в 1 младшей группе отмечается среди детей 2 лет и 2 лет 3 мес. В тоже время среди детей 2 лет 6 мес. чаще наблюдается срыв адаптации в виде болезни. Неблагоприятное течение адаптации у детей 2 лет 6 мес. может быть связано с особенностями воспитания детей в семье (недостаточная социализация), состоянием здоровья. Во 2 младшей группе благоприятное течение адаптации отмечается чаще, что свидетельствует о лучшей подготовленности этих детей к новым социальным условиям.

Среди детей с неблагоприятной адаптацией встречаются дети, посещающие до прихода в детский сад группу кратковременного пребывания. Эти данные могут быть отражать нарушения социализации таких детей и стремление родителей компенсировать эти проблемы путем постепенного приучения ребенка к воспитателям, детям, условиям в ДОУ. В связи с этим в группах кратковременного пребывания необходимо проводить разъяснительную работу с родителями по развитию навыков коммуникативного поведения у детей до поступления в детский сад.

Анализ течения адаптации детей к ДОУ позволил установить, что переход на новый  режимный момент (прием пищи в обед, сон) сопровождался снижением комплексной оценки состояния ребенка, что указывает на трудности адаптации детей  к условиям детского сада. Поэтому перед поступлением ребенка в детский сад необходимо ознакомить родителей с меню учреждения для того, чтобы в домашних условиях ребенка приучать есть блюда, которые ему будут предложены в детском саду. Целесообразно рекомендовать маме заранее организовать режим питания и приготовления блюд так же, как это делают в ДОУ.

Таким образом, при поступлении ребенка в ДОУ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (возраст, навыки коммуникативного поведения, характер воспитания в семье и др). При анализе адаптации ребенка к детскому саду важно ежедневно анализировать комплексную оценку состояния ребенка, чтобы исключить преждевременный перевод ребенка на новый режимный момент, что может неблагоприятно отразиться на течении адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка при адаптации к детскому саду должно учитывать его индивидуальные особенности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

                                                          Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни,

                                                         что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

                                                 А. Шопенгауэр

Одним из важнейших звеньев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является педагог. В связи с переходом на личностно-ориентированные модели образования повысились требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочными умениями. Личностные качества педагога, состояние его здоровья, профессиональная компетентность, умение использовать здоровьесберегающие педагогические технологии выдвигаются на первое место среди факторов, способных существенно влиять на состояние здоровья воспитанников. В течение последних десятилетий проблема здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно актуальна в связи с увеличением среднего возраста педагога и дополнительной нагрузки.    

Педагог – единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует от общества создания таких условий, при которых педагог выполнял бы качественно профессиональные задачи. Поведение современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются грубость, несдержанность, окрики. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье его самого, а также на психологическом здоровье воспитанников.

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. В последнее время много говорят и пишут о таком  явлении, как профессиональное выгорание. В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. Это работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы, работники органов милиции и руководители различных уровней.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушения здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Педагогическая деятельность насыщена различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров, банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Учитывая все выше перечисленные факты, в нашем коллективе проведено психологическое исследование педагогического коллектива. Цель этого исследования – определить круг личностных и межличностных проблем в коллективе, апробировать на практике диагностический пакет, направленный на изучение психологического здоровья педагога.

Для выявления синдрома профессионального выгорания мы использовали методику В.В. Бойко,  которая позволила установить, что 24% педагогов находятся на стадии формирования эмоционального выгорания, 9,5% – имеют сформированную фазу эмоционального выгорания. При исследовании степени «хронической усталости» педагогов выявили, что на начальной стадии находятся 16% педагогов, выраженную степень имеют 19% педагогов  и сильную степень – 9% педагогов ДОУ. Анализ межличностных  отношений в коллективе путем оценки социально – психологического климата в коллективе по полярным профилям по методике Е.И. Рогова показал, что 92% педагогов считают психологический климат позитивным и оценивают его как высокую степень благоприятности.

Педагог-психолог Львов Ю.Л. называет профессиональную деятельность после 10-15 лет работы так называемым «педагогическим кризисом». Мы провели анализ педагогической деятельности (стажа) наших воспитателей и педагогов. Результаты показали, что педагогический стаж от 10-20 лет имеют 26% педагогов, свыше 20 лет – 52% педагогов. наряду с этим провели анализ  состояния здоровья педагогов на основе статистических данных диспансерного обследования в 2010-11учебном году.

Благодаря проведенному исследованию мы получили комплексную характеристику личности, подробную картину синдрома профессионального выгорания, что позволило нам определить меры профилактики и психокоррекции эмоционального выгорания. Решение поставленных задач потребовало необходимости постановки  и поиска путей решения сохранения здоровья педагогов на основе психологического сопровождения педагогической деятельности через проект «Здоровье педагога». Цель данного проекта – обеспечение физического и психологического здоровья педагогов через использование оздоровительных программ и технологий. Проект включает  в себя конкретные групповые и индивидуальные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем. Такие мероприятия позволяют научить педагогов методам нетрадиционного лечения и снятия психофизического напряжения с помощью различных методик: релаксации, медитации, аутогенной тренировки, гимнастики хорошего настроения, самомассажа, ароматерапии.

 Сейчас много пишут и говорят о психологическом здоровье детей, о профилактической  и коррекционной  работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сферы, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный климат в педагогическом коллективе.