Телеканал ПЕРВЫЙ-ШКОЛЬНЫЙ!

Яковенко Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для кружка журналистики

«Пиши правильно». Предлагается текст с ошибками, которые надо исправить.

Текст 1

Наташа, торопливо одевшись, побежала на озеро. Солнце уже бросало последние косые лучи. Солнце садилось за яблоневыми и вишневыми садиком, розоватыми полосами разбегаясь по веточкам и стволам сосен, росшими рядом с домом. Вершины этих сосен от солнца горели ярким румянцем, точно радуясь теплым солнечным лучикам. Наташа хотела воспользоваться оставшимися до ужина минутами, чтобы вглядеться в солнечный закат, в движение теней от дома и деревьев парка.

Текст 2 Летучие мыши.

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.

Днем они сворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят ночью. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.

Задание 1

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Задание 2

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Задание 3

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Задание 4

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить. 

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

 Задание 5

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

 Задание 6

1. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

2. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

3. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.

4. У меня была соседка – девочка, родители которой просто не обращали на нее внимание.

5. Автор не понимает поступок ученого.

6. Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.

7. Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.

Задание 7

И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.

Почему нельзя нормально вырастить своего ребенка в тепле и уюте? Да все потому, что родители сами не нашли уголок в этой жизни, не пристрастили себя любить и уважать мир.

Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.

Задание 8

 1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

Задание 9

Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?

Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

«Граница». Выделите в тексте предложения и абзацы.

Текст 1 Лесной оркестр

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды скрипят жуки и кузнечики барабанят дятлы свистят флейтой иволги лают лисицы и белые куропатки воет волк ухает филин жужжат шмели и пчелы все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет.

Текст 2 Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц ведь летучая мышь очень необычна не то зверь, не то птица этот зверек очень полезен летучая мышь поедает вредных насекомых днем она спит в дупле широкие крылья, как плащ, закрывают мышь настает ночь летучая мышь летит на охоту ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

Текст 3 Клесты

Весной и летом у пернатых много забот они вьют гнезда и выкармливают птенцов только клесты без забот прыгают по деревьям

Но вот начались морозы а в гнезде у клестов голенькие птенчики мать не слетает с гнезда, греет птенцов почему клесты выводят птенцов осенью и зимой пища клестов — это еловые шишки они созревают только к концу года.

Текст 4 Русская смекалка

Давно это было чистили дорогу в горах в узком месте лежал огромный камень как его убрать не знали тогда подъемных кранов не было могучих машин только сотня лошадей могла увезти камень но простой крестьянин взялся один убрать камень подкопал он лопатой яму под самый камень и рухнул в яму подровнял мужик землю— и дорога готова вот так просто русский человек трудное дело сделал.

Лето.

На реке раскрылись … лилии и … кувшинки. Буйно цветет над водой … кашка.

Дикая утка вывела из осоки … утят. Летают над водой … стрекозы. В воде плавают … караси. В … осоке затих, притаился … щурёнок. Ходко снуют по пруду на … лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под … березами.

 Добрая девочка

Стояла … зима. Все было покрыто … снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали … воробышки вокруг дома и … чирикали. 
Пожалела воробышков … девочка Маша. Она стала собирать … крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так … девочка прокормила … птичек до самой весны.

Здравствуй, зима!

Итак, она пришла, … зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему …, сплошь покрыты … снегом, и солнце переливается в нем … блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, … иней покрыл ветви тополей. Изредка … ветерок пощипывает лицо и уши, зато как … все вокруг! 

В зоопарке

Ученики нашего класса ходили в … зоопарк. Они видели много … зверей. На солнце грелись … львица с … львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с … волчатами спали. Медленно ползала черепаха с … панцирем. Девочкам очень понравилась … лисица.

«Толковый словарь» . Предлагается объяснить значение слов, описать ситуации, в которых его можно или следует употреблять.

Разглашать, ва-банк, безмятежный, поблажка, экстренный, триумф.

Спонтанный, толерантность, альтруизм, недюжинный, незаурядный.

Кумачовый, лазоревый, чело, ланиты, десница, вкушать, ныне.

Омрачить, зодчий, вразумить, обстоятельный, примечать.

Маневрировать, пленэр, солидарный, удручающий, гламурный.

Спасовать, реванш, радушие, равнодушие, порочить, несравненный и т.д.

«Перевертыши» Замените слова в фразах.


Скачано с
Jofo.me: Творческие задания для журналистов



Предварительный просмотр:

Творческие задания для журналистов

1. «Живая речь». Студентам предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек «живой» речи (например, в автобусе, на улице, в столовой), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики.

Цель упражнения – овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. «Время». Студенты самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +/- 5 минут считается нормой.

3. «Фраза-картинка». В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист обязан создать «эффект присутствия». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание – «показать» фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. «Реплики». Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. «Жесты и мимика». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. «Вкусные слова...» Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. «Ассоциации». Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА–МЫШЬ–АДМИРАЛ, ШЕЯ–ГИРЯ–АУКЦИОН, ФЕРЗЬ–БАЯН–КОНСЕНСУС, СЕССИЯ–-ЗИГЗАГ–ТЕЛЕФОН.

Цель  – научиться делать «мостики»-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. «Сказка». Студенты выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения – уточнение смысла понятия «журналистская информация».

10. «Три газеты». Студенты делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и так называемое «желтое». Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также – лексикой) своего издания. Цель упражнения – определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. «Стоп-кадр». К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного-трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40–50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. «Одно...». Студентом выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения – поиск социального смысла в частном случае.

13. «Главная улица». Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения – уточнение методики работы в разных жанрах.

14. «Письмо в редакцию». Студенты пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. «Приметы времени». По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: «Бедственное положение образования», «Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет», «В стране царит милицейский произвол» и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель – умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. «Два взгляда». Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на СВОБОДНЫЙ СЕКС. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. «Впрок». Студенты методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения – овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

18. «Описание». Не называя имени, описать с помощью местоимения третьего лица любую известную личность, чтобы по чертам внешности или манерам поведения можно было угадать, о ком идет речь. Каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют героя. Описать любое местное здание, которое является достопримечательностью или выделяется своей архитектурой, при этом студенты не называют само здание. Затем каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют здание.

19. «Как». Сравнения с «как» (словно, будто) делают текст ярче и образнее. Студентам предлагается создать образ, используя сравнение через «как». Для этого преподаватель заранее готовит список слов, к которым студенты должны подобрать сравнение. Вариант второй – студенты придумывают несколько заголовков, в которых используют сравнение с «как», к ранее опубликованному тексту.

20. «Диалог». Описать известную в регионе личность (чиновник, спортсмен, актер и т.д.) с помощью диалога двух старушек, отца и сына, представителей молодежи и т.д.

21. «Существительное + глагол». Используя только глаголы и существительные, описать сцену, как мужчина с похмелья утром бреется в ванной, торопясь на работу.

22. «На рассуждение». Написать текст из 10–15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала мухе» (варианты могут быть различными).

23. «Резюме». Дописать уже опубликованную в газете заметку одним предложением-рассуждением. Сравнить результаты.

24. «Общий заголовок». Одновременно всем студентам написать короткий текст на разные темы (политика, экономика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Мороз крепчал». Заголовок должен быть обыгран в тексте.

25. «Символическая цифра». Написать зарисовку о человеке, используя в качестве основы символическую цифру, обобщающую его жизненный путь.

26. «Заголовки». К предложенному преподавателем тексту написать несколько заголовков, разных по типу. Затем к каждому из заголовков сделать подзаголовок, уточняющий или детализирующий сказанное.

27. «Лид». К выданному преподавателем тексту, написать несколько разных лидов, например, лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид.

28. Организация деловой игры

Деловые игры широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  • Журналистское произведение как тип текста.
  • Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  • Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  • Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  • Оперативное отражение действительности в журналистике.
  • Журналистское творчество и культура.
  • Закономерности журналистского творчества.
  • Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ

Действующие лица:

Корреспондент – студент.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный Вами материал – статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК

Действующие лица:

Очеркист – студент.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный вами материал – очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала. Соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание студентам, играющим роль сотрудников редакции:

оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.


Скачано с
Jofo.me: Творческие задания для журналистов



Предварительный просмотр:

Практическое занятие кружка " Телеканал первый Школьный " по теме "Интервью"

Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.

Задачи.

Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.

Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.

Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.

Ход занятия

1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке и опубликованных в СМИ.

А) Заметка “Минута славы”.

Б) Репортаж “Товарищеская встреча”.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

(Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)

А) Заметка – краткое сообщение в печати.

Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).

В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Г) Хроника – отдел сообщений в газете.

Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)

(О последнем жанре речь на предыдущих занятиях не шла, поэтому дети могут не назвать его. В этом случае определение дает руководитель и объявляет тему очередного занятия). (Слайд 1)

2 Объявление темы занятия.

Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)

2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)

3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)

4) Найдите в журнале “Все о работе” интервью. В какой рубрике оно напечатано?

5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?

Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)

3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)

А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя. так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.

А) Чтение рассказа(Приложение 1)

Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)

1 группа. Удалось ли интервью? Почему?

(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:

Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.

Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.

2 группа. С каким чувством расстались люди?

(Прогнозируемые ответы - они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.

3 группа. Почему и над кем мы смеемся?

4 группа. Какие ошибки допустил журналист?

(Прогнозируемые ответы - Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.

1) Какие ошибки допустил журналист?

Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?

Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.

4. Составление правил для начинающего журналиста.

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос

В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.

Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.

Работа по группам: (слайд 7)

1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)

Варианты, предложенные детьми:

1. Постараться узнать больше о собеседнике.

2. Продумать вопросы.

3. Подумать о месте интервью.

4. Уделить внимание своему внешнему виду.

2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)

Варианты, предложенные детьми:

1. Чётко формулировать свои вопросы.

2. Не оказывать давление на собеседника.

3. Внимательно выслушивать его рассуждения.

4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.

3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)

Варианты, предложенные детьми:

1. Анализ записей.

2. Отбор главного материала.

3. Корректирование материала.

4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.

Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.

Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).

5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом учителя.

(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами руководителя кружка. Комментирует правила замредактора газеты “Все о работе”).

6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями

(Вопросы составлялись в группах а затем были заданы присутствующим на занятии гостям)Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)

7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.

Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?

Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.

Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?

Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?

Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?

Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.

Приложение 5



Предварительный просмотр:

Тема: «Репортаж, как один из основных жанров   журналистики в школе»

Цель занятия: подведение итогов по закрытию   большого блока информационных жанров – «Репортаж». Апробация полученных ребятами знаний  и умений  в ходе проведенных занятий по данной теме.
Начало занятия. Ведущий занятие педагог: Итак, дорогие ребята, мы начинаем наше занятие. Но сначала я познакомлю вас с гостями. (Проходит поимённое представление гостей). Наше занятие итоговое, им мы закрываем большой блок программы – блок информационных жанров. Данная тема всем хорошо известна, вы ее изучали как в теории, так и неоднократно применяли на практике. Нет ни одного номера стенгазеты или газеты – многотиражки, где бы вы ни применяли данный жанр. Вы это прекрасно знаете. Но сначала мы дадим особое задание фотокорреспонденту (задание получает один из начинающих журналистов), чтобы он запечатлел это важное для всех нас событие.
Также особое задание у нас получит еще один из начинающих журналистов 
(дается задание еще одному учащемуся студии), он напишет репортаж прямо по «горячим следам» нашего занятия  и потом они нам расскажут как мы его, по их мнению, провели.  Дадим им возможность работать там, где им  удобнее,  чтобы эффективнее потом рассказать о нем.
Сейчас я кратко напомню вам суть нашей темы. Что же такое репортаж? Термин «репортаж» происходит от латинского – передавать, сообщать.
Задача репортажа рассказать о событии глазами очевидца. Еще лучше, если автор сам участник события. Тогда он сможет сильнее воздействовать на своего читателя, полнее, ярче,   рассказать ему об этом.
Подчеркну лишь одно: чтобы автор смог помочь  читателю как  бы «присутствовать» на месте события, он должен рассказать об увиденном нестандартно, ярко, образно, то есть при написании репортажа, важен интеллектуальный уровень автора, его эрудиция, грамотность.
Ну, а сейчас мы с вами вспомним характерные особенности этого жанра и расскажем о них. Проведем, так сказать, небольшой экскурс по теме. Я буду задавать вам наводящие вопросы, а вы мне отвечать на них.
Вопросы:         
1. Что является особенностью репортажа?
2. Признаки видов репортажей:
а/ познавательного;
б/ проблемного;
в/ событийного;
3. Где и когда журналист должен прибегать к данному жанру?
Ребята отвечают на данные вопросы. Педагог (при необходимости) поправляет их ответы, просит других ребят дополнять ответы друг друга.
По окончании педагог: Молодцы ребята, вы отвечали, в целом, правильно. Доказали, что материал вам знаком и вы любите работать в этом жанре. Теперь мы перейдем к практике. Сейчас нам трое ваших товарищей зачитают свои подготовленные дома репортажи, а вы дадите им характеристики, а главное,  укажите к какому из вышеуказанных видов, они принадлежат.
Ваша задача будет – угадать вид каждого прочитанного репортажа. И не просто --- угадать, а дать ему соответствующую характеристику, проанализировать его, а  также активнее дополнять ответы друг друга 
(трое ребят по очереди зачитывают заранее подготовленные дома репортажи).
Студийцы  обсуждают каждый из них, называют особенности, приметы   данного вида репортажа, активно дополняют  друг друга, задают авторам встречные вопросы по теме.
Данный фрагмент открытого занятия очень важен. Он как бы в миниатюре «прокручивает», «освещает» в памяти ребят все, что пройдено ими в течение долгого времени, напоминает детали данного  жанра. И что немаловажно закрепляет прошедшую тему в их памяти еще раз.
Педагог «подталкивает» ребят к анализу через наводящие вопросы, чтобы полнее, ярче провести разбор  репортажей активизировать самих начинающих журналистов в проведении  занятия.
Педагог:  Молодцы, ребята. Вы дали верную характеристику репортажам, показали их отличительные черты, их суть. Продемонстрировали свои неплохие знания. Ну, а теперь мы с вами немного поиграем. В жизни репортёру приходится нередко вести репортаж в оперативной форме. Это может быть репортаж с какого-то динамичного праздника, спортивной встречи, какой-либо поездки, мероприятия и т.д. Ваша задача сейчас продемонстрировать такие важные качества репортера, как:
- оперативность;
- координация действий;
- умение отличить главный факт от второстепенного.
Игра: «Фантастический репортаж». Но сначала я ознакомлю вас с правилами игры. Она называется «фантастический репортаж» и поэтому сейчас вам придется, немного напрячь свою фантазию. Ну, а пока давайте поделимся на две команды, каждая из которых будет иметь своё название (ребята делятся на две команды).
Педагог: Встаёте так, что напротив каждого участника одной команды будет находиться представитель  другой команды. Задача команд - поддерживать начатый репортаж, на протяжении как можно большего времени. Для чего каждый играющий быстро подхватывает фразу соперника и продолжает ее, тем самым поддерживая смысловую составляющую репортажа. Игроки должны проявлять максимум фантазии, оперативности, знание формы и законов подачи жанра.
Чтобы придать динамику и спортивную составляющую нашего репортажа в процессе игры, желательно сразу же по окончании фразы, передавать сопернику имитированный микрофон (это может быть мяч, фломастер, авторучка и т.д.),  а при наличии и настоящий микрофон.  Это стимулирует игру, придает ей динамику, оперативность, развивает мышление,  мобильность поведения, что очень пригодится  журналисту  в реальных условиях.
По условию игры, каждый участник, задержавший «микрофон» более чем на 10-15 секунд выходит из игры.
Такая «олимпийская» система позволяет наглядно продемонстрировать преимущество одной  команды  над другой. Кроме этого, она стимулирует ребят, заставляет их активнее включаться в игру настраивать себя на фантастическое мышление. В конечном итоге выигрывает та команда, в которой остался хотя бы один игрок.
Педагог:  Ну, а сейчас мы с вами определимся с темой,   откуда же мы проведем свой фантастический репортаж? Вариантов немало. Можем представить себе школу будущего, или город будущего, а можем пофантазировать на любую другую тематику. Это не столь важно. Давайте представим школу, ну… допустим 25 века. Какая она? Останется ли она вообще? Может быть школьники (если их так можно будет называть) будут проходить интерактивное обучение на дому в режиме онлайн? Или вообще учиться под руководством педагога-робота? Кто знает. Это большие возможности для вашей фантазии.
Проходит игра «фантастический репортаж» на эту тематику или при желании какую-либо тему произвольного (выбранную большинством) характера. По ее окончании педагог даёт краткую характеристику ее проведения, указывает на слабые и сильные стороны той или иной команды. Затем  поздравляет победителей, согласно правилам, приведенным выше.
Педагог:  Ну, а сейчас мы вновь вернемся к репортажам. Уже к реальным, проведенным прямо с нашего занятия. Пока мы с вами работали, двое ваших товарищей подготовили два репортажа по его  «горячим следам». Обычный текстовой и фоторепортаж, с ними они нас сейчас и ознакомят.  Это наши спецкоры,  которым мы это поручили (ребята по очереди зачитывают и показывают на мониторе или  экране итоги своих трудов).
Педагог  по окончании репортажей: Прошу вас ребята дать анализ этим репортажам, указать их  вид, оценить композиционное построение.
Ребята высказывают свое отношение к этим репортажам, подчеркивают их сильные и слабые стороны. Опыт, имеющийся у них,  дает  им возможность сделать это качественно и грамотно.  
Конец занятия. По  окончании разбора «горячих репортажей» педагог вносит свои корректирующие замечания по занятию в целом,  подчеркивает  плюсы и минусы занятия, указывает на какие-либо важные моменты в  процессе его проведения.
По окончании анализа:  Ну,  вот и все, дорогие ребята. Мы подвели итог нашей теме – «Репортаж». Вы еще раз с удовольствием продемонстрировали свое умение работать в этом жанре, эффективно использовать его богатые вербальные и невербальные возможности. Все вы молодцы прекрасно справились с темой, показали свое умение, как в теории, так и на практике. Всем вам спасибо.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Honor\Downloads\Шапка рабочей программы допобразования1.jpg

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Телеканал "Первый Школьный"»      

Направленность

Социально-гуманитарная

Возраст обучающихся 11-14  лет

Срок реализации – 1 года (72 ч.)

Автор составитель

Яковенко Елена Александровна

педагог дополнительного образования

Содержание:

«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка   …………………………………………….3-5

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………5-7

1.3. Содержание программы…………………………………………….7-11

1.4. Планируемые результаты…………………………………………11-13

«Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Условия реализации программы…………………………………...…14

2.2. Формы аттестации………………………………………………......…14

2.3. Оценочные материалы…………………………………………...……14

2.4 Список литературы…………………………………………………14-15

Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

1.1.Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам журналистики и мультимедиакоммуникации – это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается с учетом:

•        Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;

•        Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

•        Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242  о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

•        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (для дистанционных программ);

•        Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)» (для дистанционных программ);

•        Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (для сетевых программ);

•         Письма Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (для адаптированных программ (для детей с ОВЗ и инвалидностью)),

•        Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г.  №1077, п.51.);

•        Положения о дополнительной общеразвивающей программе МОУ «СОШ П.Первомайский»

Направленность дополнительной общеобразовательной программы относится к социально–педагогической направленности и ориентирована на применение широкого комплекса знаний. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера

Новизна программы программы состоит в том, что дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, дает расширенное представление о жанрах публицистического стиля, газетных жанрах, знакомит учащихся с основными признаками гипертекста, который широко представлен в новых информационных и коммуникационных технологиях. Программа выводит учащихся на новый виток осмысления полученных на уроках знаний. Программа имеет практическую значимость: активное вовлечение учащихся в дискуссии, самостоятельные поиски, работа в разноообразной деятельности, отвечающей интересам и возможностям детей: исследовательской, игровой, практической.

Актуальность программы. Программа «Журналистика и медиа» актуальна, так как уже сейчас журналистика невозможна вне технологической культуры, вбирающей в себя современные информационные технологии. В дальнейшем взаимодействие журналистики и высоких технологий продолжится и с высокой вероятностью приведет к качественному изменению как природы, так и технологии журналистики как профессиональной деятельности. В современной журналистике термином «мультимедийная журналистика» принято, как правило, обозначать массовую коммуникацию посредством комплекса взаимосвязанных носителей информации разной природы – текста и гипертекста, звука, изображений, видео – работающих одновременно в различных комбинациях и пропорциях в едином формате журналистского продукта. Мультимедийная журналистика открывает новые горизонты для редакций. А специалист, владеющий навыками работы с мультимедийными элементами, востребован на рынке труда уже сегодня и еще более будет востребован в будущем.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений работы Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», открытого в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа», является освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей, в там числе воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту.

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

 Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключаются в том, что содержание программы построено на основе метода кейс-технологий, при этом все практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские продукты.

Данная программа универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет желающие получить практические навыки в сфере мультимедийной журналистики; интересующиеся актуальной информацией и средствами ее распространения.

Уровень программы: базовый

Объем программы: 72 ч.

 Срок реализации: 1 год

 Форма обучения: очная

Режим занятий и особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся в группах от 5 до 10 учащихся одного возраста или в разновозрастных группах. Состав группы – постоянный. Система работы включает в себя теоретические и практические занятия, ориентирована на большой объем практических творческих работ с использованием компьютера. Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности

1.2. Цель и задачи программы

Цель: содействие развитию творческой социально и познавательно активной личности в условиях деятельности подростковой мультимедийной редакции, создающей информационный материал, предназначенный для распространения с помощью мультимедийных средств массовой информации. Задачи программы:

Обучающие:

• ознакомить с основами мультимедийной журналистики;

• научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;

• привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;

• отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со сферой массмедиа;

• научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире; • профориентация в сфере массовых коммуникаций.

Воспитывающие:

• пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в мире, крае, городе, школе;

•содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;

•способствовать формированию ответственного отношения к происходящему вокруг;

• способствовать становлению активной жизненной позиции; •способствовать формированию лидерских качеств и чувства ответственности как необходимых качеств для успешной работы в команде (редакции); •способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих; • содействовать воспитанию культуры общения в коллективе.

Развивающие:

• содействовать развитию логического мышления и памяти;

•развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;

•содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;

• развивать умение работать в режиме творчества;

• развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы.

   Функционирование  Телеканала «Первый Школьный»  сразу же предполагает, что выпуски и сюжеты будут существовать не только в школьном пространстве, но и в  среде Интернет: на официальном сайте МОУ «СОШ П.Первомайский»,  в соцсетях «ВК». Для современных детей Интернет имеет очень большую ценность и для них важно, что  работа и результаты их достижений существует там же. Эту возможность предоставляет Телеканал «Первый Школьный».  Для участников процесса это – творческая и познавательная мотивация, а для всего коллектива учеников школы – мотивация на создание достойного, качественного информационного повода, касающегося школьной жизни.

1. 3. Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в журналистику.

8

4

4

1.1

История журналистики. Версии возникновения и развития журналистики.

2

2

1.2

Виды газет и журналов.

2

2

2

1.3

СМИ, Интернет, новые технологии

2

1

1

1.4

История детской прессы

2

2

2

2

Основы журналистики.

20

10

10

2.1

Жанры журналистики и их особенности

2

1

1

2.2

Информация в журналистике. Тема, замысел и идея журналистского произведения

2

1

1

2.3

Заметка

2

1

1

2.4

Зарисовка

2

1

1

2.5

Интервью

2

1

1

2.6

Обозрение

2

1

1

2.7

Пресс-релиз

2

1

1

2.8

Репортаж

2

1

1

2.10

Онлайн репортаж.

2

1

1

2.11

Что такое пост в

социальных сетях, и как его

правильно сделать

2

1

1

3

«Фактчекинг заголовков и

иллюстраций»

6

4

2

3.1

Фактчекинг: принципы и

способы

2

1

1

3.2

Основные методы

фактчекинга.

2

1

1

4

Шумная история

10

3

7

4.1

Планирование истории

2

1

1

4.2

Составление технического

задания для фоторепортажа. Создание фоторепортажа

4

2

2

4.3

Создание аудиослайд-шоу.

2

2

4.4

Презентация готовых заданий

2

2

6

SMM- мастер

8

4

4

6.1

Специфика работы СМИ в

социальных сетях,

функции, задачи.

2

1

1

6.2

SMM: инструменты,

возможности и проблемы

2

1

1

6.3

Создание собственных

публикаций

2

1

1

6.4

Количественно-качественный анализреакции на сделанныепубликации

2

1

1

6.5

Презентация результатов

2

2

7

Делаем новости

12

5

7

7.1

Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции и жанры телевидения.

2

1

1

7.2

Устройства для записи видео. Основные правила видеосъёмки. Отработка техники съёмки изразличных положений; съёмки с разных ракурсов

2

1

1

7.3

Телевизионный сюжет. Композиция, типы, элементы и структурателевизионных сюжетов.

2

1

1

7.4

Деловая игра «Интервью»

2

2

7.5

Композиция кадра. Человек в кадре.

2

1

2

7.6

Монтажный план сюжета.

2

1

1

8

Практика самопрезентации

8

3

5

8.1

Стратегии и техники самопрезентации

4

2

2

8.2

Подготовка текстового контента «Мои

достоинства», «Я умею...»

4

2

2

8.3

Подготовка визуального контента. Создание собственной обложки

4

2

2

8.4

Презентация журналистского портфолио

4

2

Всего

72

33

39

Содержание учебного плана:

1. Краткое введение в историю журналистики. История журналистики. Версии возникновения и развития журналистики. Виды газет и журналов. СМИ, Интернет, новые технологии. История детской прессы.

2. Основы журналистики. Разнообразие жанров. Жанры журналистики и их особенности. Структура журналистского произведения. Информация в журналистике. Тема, замысел и идея журналистского произведения. Заметка. Зарисовка. Интервью. Фельетон. Памфлет. Обозрение. Пресс-релиз. Репортаж. Онлайн репортаж. Что такое пост в социальных сетях, и как его правильно сделать.

3. «Фактчекинг заголовков и иллюстраций».Закрепление навыков оперативной работы с новостями. Изучение механизмов быстрой проверки информации и нахождения фактических ошибок в иллюстрациях и заголовках к текстам. Изучение принципов конвергентной журналистики, методов фактчекинга. Отработка умения ориентироваться в интернет-ресурсах и профессионально использовать их в журналистской деятельности, выбирать подходящее изображение для иллюстрирования журналистского произведения и проверять факты перед публикацией. Отработка навыков работы с интернет-ресурсами; сбор и обработка информации для создания мультимедийного журналистского произведения, создание журналистских материалов для размещения на различных мультимедийных платформах.

4. «Шумная история».Закрепление навыков работы с мультимедийными форматами. Прохождение всех этапов создания аудиослайд-шоу: разработка идеи, подготовка фоторепортажа, записи и монтажа звуковой дорожки. 1. Запись интершума, где отразилась бы история 2. Планирование истории 3. Составление технического задания для фоторепортажа. Создание фоторепортажа 4. Создание аудиослайд-шоу. Монтаж фото и звука. 5. Презентация готовых аудиослайд-шоу.

5. «Мультимедийный сторителлинг». Изучение полного цикла создания мультимедийной истории: от проработки замысла до воплощения материала с помощью различных сервисов. Создание мультимедийных историй, в основе которых эмоциональнонаполненное личностное повествование, история прожитого и пережитого сквозь призму социального. Разработка сюжет мультимедийных историй в соответствии с законами режиссуры, требованиями жанров и сюжетными траекториями на различных платформах. Развитие способностей журналиста как автора произведения, использующего в производственном процессе потенциал современных технологий.

1. Что такое сторителлинг: примеры, виды, форматы. Сторителлинг – правила интересной истории. Полезные инструменты для сторителлинга

2. Выбор сторителлера и типа истории. Определение события, темы, конфликта, жанра.

3. Разработка структуры сторителлера. Метод генерации идей.

6. «SMM-мастер» Экспериментирование по публикации и продвижению в соцсети «ВКонтакте» контента разного типа, включая анализ реакции аудитории. Изучение особенностей работы SMM-редакторов. Создание собственных публикаций в социальных сетях с запланированной реакцией. Отбор подходящих материалов для аудитории соцсети. «Переупаковка» традиционного контента для паблика СМИ в соцсети с учетом аудиторной специфики. Навык создания простой инфографики на основе полученных результатов эксперимента.

1. Специфика работы СМИ в социальных сетях, функции, задачи.

2. SMM: инструменты, возможности и проблемы

3. Создание собственных публикаций в социальных сетях

4. Количественно-качественный анализ реакции на сделанные публикации.

5. Презентация результатов эксперимента в виде простой инфографики.

6. «Делаем новости». Изучение работы службы информации на телевидения и роли создателей телесюжета, новостей, пройдя все этапы работы от замысла до эфира. Освоение технологии создания телесюжета. Умение определять информационные приоритеты для заданного типа издания. Умение определять подходящие жанры и форматы для различных медиаплощадок.

1. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции и жанры телевидения.

2. Устройства для записи видео. Основные правила видеосъёмки. Отработка техники съёмки из различных положений; съёмки с разных ракурсов

3. Телевизионный сюжет. Композиция, типы, элементы и структура телевизионных сюжетов.

4. Деловая игра «Интервью». Просмотр и обсуждение отснятых кадров.

5. Композиция кадра. Человек в кадре.

6. Монтажный план сюжета.

7. Видеомонтаж. Программы видеомонтажа, основные инструменты. Размещение видео на дорожке видеоредактора. Звуковой ряд телесюжета.Закадровый тест и синхроны. Специальные инструменты видеомонтажа. Создание видеофайла телесюжета.

8. «Практика самопрезентации»

1. Реализация процесса самопрезентации, создание собственного визуального образа в виде персональной обложки для аккаунта в социальной сети. Развитие аналитических способностей; определение приоритетов. Трансформация информации в визуальную плоскость.

2. Стратегии и техники самопрезентации.

3. Подготовка текстового контента «Мои достоинства», «Я умею...». Подготовка визуального контента. Создание собственной обложки.

4. Презентация журналистского портфолио

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатыватьсобственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, уважение к государственным символам(герб, флаг, гимн);

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и

обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в немвзаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в общеобразовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные,

коммуникативные)

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели вдеятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясьна соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в общеобразовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

Познавательные УУД:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

Коммуникативные УУД:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со

взрослыми (как внутри общеобразовательной организации, так и за ее

пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из

соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и

членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,

выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,

избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

- базовые навыки составления медиатекстов, проведения интервью;

- навыки сбора и проверки информации;

- навыки работы с диктофоном, последующей расшифровки и

редактирования интервью и иных аудиоматериалов;

- навык фотосъемки с последующей обработкой;

- базовые навыки видеосъемки, с последующим видеомонтажом;

- базовые навыки звукозаписи, обработки звукозаписей и аудиомонтажа

 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Условия реализации программы

материально-техническое обеспечение:

реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов: кабинет проектной деятельности, мультимедиа Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» перечень оборудования, инструментов материалов, необходимых для реализации программы:

Аппаратное и техническое обеспечение:

− Рабочее место обучающегося: ноутбук, мышь.

− Рабочее место наставника: ноутбук, мышь, МФУ; презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; набор письменных принадлежностей — 1 шт.; фотоаппарат; видеокамера;

− офисное программное обеспечение (MicrosoftOffice);

− программное обеспечение настольной издательской системы

(AdobeInDesign);

− программное обеспечение для монтажа (видеоредакторVideoPad,

бесплатные приложения для смартфонов)

− графический редактор.

Расходные материалы:

бумага А4 для рисования и распечатки;

бумага А3 для рисования;

набор простых карандашей, маркеров — по количеству обучающихся;

набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся.

кадровое обеспечение:учитель дополнительного образования

Яковенко Е.А.

2.2. Формы аттестации

Формой аттестации по итогам каждого года обучения является презентация результатов выполнения заданий. Результаты освоения выражаются в освоении знаний и умений, определенных в программе. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации, выполненных командами или индивидуально и последующих ответов выступающих на вопросы.

2.3. Оценочные материалы

Ожидаемые результаты:

В конце  года обучения ребенок должен уметь: 

  • Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить   композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;
  • Монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы.
  • Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию.
  • Уметь выполнять простейшую обработку фотоматериалов  для вставки их  в видеоряд.
  • Выполнять правила ТБ.

В итоге образовательный результат выражается в овладении ребенком некоторым набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков:

  • умение общаться с собеседниками и партнерами;
  • навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;

Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны знать:

  • основы цифрового видео;
  • различные программы видеомонтажа; и уметь:
  • владеть способами работы с изученными программами;
  • создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
  • владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению видеопродукта.

Воспитательный результат предусматривает:

  • умение увидеть интересное в обычном окружающем мире;
  • работа над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение) в зависимости от задачи программы;
  • воспитание умения импровизировать и творческой смелости;
  • воспитание волевых качеств.

По завершению кейсов или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции или презентации результатов, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить свое решение кейса.

Оценочные материалы

Критерии

Уровни показателей критериев

  • Критерии усвоения детьми содержания программы:
  • разнообразие умений и навыков;
  • глубина и широта знаний по предмету;
  • активность ребенка в обучении, степень интереса к деятельности;
  • разнообразие творческих достижений;
  • развитие познавательных способностей (воображение, память, речь, внимание).
  • Критерии эффективности воспитательных воздействий:
  • культура поведения ребенка;
  • развитие личностных качеств.

Высокий, средний,

низкий

Мониторинг образовательных результатов

Виды деятельности

Уровни

высокий

средний

низкий

Разнообразие умений и навыков

имеет ярко выраженные умения и навыки: вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить   композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;

монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы;

знает основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию.

умеет выполнять простейшую обработку фотоматериалов для вставки их  в видеоряд -в полном объеме умеет их использовать на практике.

владеет основными приёмами, использует практические умения и навыки при помощи педагога: вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить   композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;

монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы;

знает основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию.

умеет выполнять простейшую обработку фотоматериалов для вставки их  в видеоряд.

имеет слабые навыки, отсутствует умение использовать на практике вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить   композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;

монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы;

 не знает основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет,  не знает упражнения на дикцию, артикуляцию.

умеет выполнять простейшую обработку фотоматериалов для вставки их  в видеоряд.

Глубина и широта знаний по предмету

имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет специальной терминологией, при решении учебных задач умеет самостоятельно работать с изученным материалом

имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, при решении учебных задач справляется с помощью педагога

недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные

определения

Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

проявляет активный интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, стремится к само- стоятельной творческой активности

проявляет интерес к деятельности, стремиться достичь результата, проявляет активность только на определенных

этапах работы

на занятиях не активен, выполняет задания только по четким указаниям

педагога

Разнообразие творческих достижений

выполнены все изделия программного материала, участвует в выставочных

мероприятиях

выполнено более половины изделий программного материала, участвует в

выставочных мероприятиях

выполнено менее половины изделий программного материала,

не участвует в выставочных  мероприятиях

Развитие познавательных способностей

полнота восприятия объяснений педагога; обладание содержательной, выразительной речью, умением аргументировать свои идеи, обладание творческим воображением, устойчивым вниманием

восприятие учебного материала происходит после повторного объяснения педагога; репродуктивное воображение с элементами творчества, умение отвечать на вопрос, внимание устойчиво

восприятие учебного материала происходит после продолжительной работы с педагогом; воображение репродуктивное, отсутствие умения оформлять свои мысли, концентрация внимания

эпизодическая

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

Виды деятельности

                                 Уровни

высокий

средний

низкий

Культура поведения ребенка

имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина)

имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, соблюдает их не всегда

моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения

Развитие личностных качеств

имеет развитые организационно-волевые качества

(способен переносить нагрузку в течение всего

занятия, способен всегда

самостоятельно побуждать

себя к практическим действиям, контролирует

себя сам), способен оценивать себя адекватно

реальным достижениям,

высокая коммуникативная культура

имеет организационно- волевые качества

(способен переносить нагрузку более половины занятия, способен иногда самостоятельно побуждать себя к практическим действиям, периодически контролирует себя), имеет заниженную самооценку,         в отношениях проявляет дружелюбие, конфликтов старается избегать

организационно-волевые качества развиты слабо (терпения менее чем на хватает половину занятия, не способен побуждать себя к действиям), имеет завышенную самооценку. В отношениях замкнут, отсутствует желание общаться в коллективе

2.4. Список литературы

Для педагога:

Вовк Е. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе /Вкладка в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2010

Галкин. С. И. Техника и технология СМИ : Художественноеконструирование газеты и журнала. Текст учеб. пособие для вузов понаправлению 520600 и специальности 021400 «Журналистика» С. И.Галкин. - М.: Аспект Пресс, 2008

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2009

Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика:PhotoshopCS, CorelDraw

Дорджиева Л.Б. Детская пресса как фактор формированиягражданственности школьников. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятскогоуниверситета, 2007.

Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодёжнойаудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 им. И.Ф. Афанасьева муниципального образования Усть-Лабинский райондисс. канд.фил.наук: 10.01.10. М.: МГУ им М.В.Ломоносова, 2008.

Кулакова Н.Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. No3. – М., 2007.

Список литературы для учащихся

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988

Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.

Самоучитель по официальному курсу программы для подготовки полиграфической продукции (пакетов верстки) AdobeInDesign

Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.

Демонстрационные ролики

  1. Андрей        Максимов.        Мастер-класс.        Как        взять        интервью. http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/
  2. Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих.
  3. Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS.
  4. Мастер-класс по операторскому мастерству. Костромская духовная семинария практической журналистики.

п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в журналистику.

8

4

4

1.1

История журналистики. Версии возникновения и развития журналистики.

2

2

1.2

Виды газет и журналов.

2

2

2

1.3

СМИ, Интернет, новые технологии

2

1

1

1.4

История детской прессы

2

2

2

2

Основы журналистики.

20

10

10

2.1

Жанры журналистики и их особенности

2

1

1

2.2

Информация в журналистике. Тема, замысел и идея журналистского произведения

2

1

1

2.3

Заметка

2

1

1

2.4

Зарисовка

2

1

1

2.5

Интервью

2

1

1

2.6

Обозрение

2

1

1

2.7

Пресс-релиз

2

1

1

2.8

Репортаж

2

1

1

2.10

Онлайн репортаж.

2

1

1

2.11

Что такое пост в

социальных сетях, и как его

правильно сделать

2

1

1

3

«Фактчекинг заголовков и

иллюстраций»

6

4

2

3.1

Фактчекинг: принципы и

способы

2

1

1

3.2

Основные методы

фактчекинга.

2

1

1

4

Шумная история

10

3

7

4.1

Планирование истории

2

1

1

4.2

Составление технического

задания для фоторепортажа. Создание фоторепортажа

4

2

2

4.3

Создание аудиослайд-шоу.

2

2

4.4

Презентация готовых заданий

2

2

6

SMM- мастер

8

4

4

6.1

Специфика работы СМИ в

социальных сетях,

функции, задачи.

2

1

1

6.2

SMM: инструменты,

возможности и проблемы

2

1

1

6.3

Создание собственных

публикаций

2

1

1

6.4

Количественно-качественный анализреакции на сделанныепубликации

2

1

1

6.5

Презентация результатов

2

2

7

Делаем новости

12

5

7

7.1

Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции и жанры телевидения.

2

1

1

7.2

Устройства для записи видео. Основные правила видеосъёмки. Отработка техники съёмки изразличных положений; съёмки с разных ракурсов

2

1

1

7.3

Телевизионный сюжет. Композиция, типы, элементы и структурателевизионных сюжетов.

2

1

1

7.4

Деловая игра «Интервью»

2

2

7.5

Композиция кадра. Человек в кадре.

2

1

2

7.6

Монтажный план сюжета.

2

1

1

8

Практика самопрезентации

8

3

5

8.1

Стратегии и техники самопрезентации

4

2

2

8.2

Подготовка текстового контента «Мои

достоинства», «Я умею...»

4

2

2

8.3

Подготовка визуального контента. Создание собственной обложки

4

2

2

8.4

Презентация журналистского портфолио

4

2

Всего

72

33

39