Самообразование

Нигалидзе Елена Николаевна

Тема «Развитие речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_24-25_g.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

03-01

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 2»

 

План

самообразования

Тема «Развитие речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Нигалидзе Е.Н.

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

высшее

(образование)

20 лет

(стаж педагогической работы)

высшая

(квалификационная категория)

2025г.

(курсы повышения квалификации)

01.04.2024 г.

(дата начала работы над темой)

31.05.2027 г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Развитие речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Традиционные:

Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии:

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.


Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок

управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы на 2024-2025 учебный год

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр.  Конструирование и бумаги в технике оригами.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.

Содержание

№ п/п

Направления работы

Содержание работы

Предполагаемая дата

  1. Изучение теории вопроса

1

Перечень изучаемой литературы, методических разработок

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. –М: «Карапуз»,2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М: ТЦ Сфера, 2006.

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

4.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. –М:

5. Кольцова М. М «Развитие моторики»

6. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»

Сентябрь- октябрь

2

Аннотации на книгу

Бардышевой Т. Ю.

«Здравствуй, пальчик»

В этой книжке собраны разнообразные традиционные пальчиковые игры - стихи и потешки, которые ребенок будет рассказывать руками, и где пальчиковая форма или жест комментируют почти каждое слово. Каждая игра сопровождается схемами жестов с пояснениями.

Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию "речевых" зон и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка. Кроме того, манипуляции с пальчиковыми формами - увлекательная игра, радостное общение с близким взрослым, когда мама или папа, "как маленькие", вместе с малышом азартно рисуют пальцами сказочные истории. И это эмоциональное единение - мощный стимул для развития ребенка. В книге подобраны цветные иллюстрации. Подходит для детей от 2 до 4 лет

Ноябрь

2. Методическая реализация изучаемой темы

1

Подготовка конспектов, технологических карт при реализации темы

1. Составление картотек игр для развития мелкой моторики рук, пальчиковой гимнастики

2. Составление консультаций для родителей

3. Картотека речевых игр

4. Подборка пальчиковый театр «Колобок, «Репка»

Октябрь- Ноябрь

Январь

Март

2

Подготовка информационно – просветительского материала для родителей воспитанников

Анкетирование на тему: «Развитие речевой активности детей посредствам пальчиковых игр и упражнений»

Памятка для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Познакомить родителей с пальчиковыми играми для развития речевой активности, которые они будут использовать в домашних условиях.

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Мастер – класс «Педагогическая мастерская воспитателя группы по развитию речевой активности детей»

В течении года

3

Использование содержания опыта в перспективном и календарном планировании

1. Пальчиковые игры (заучивание) «Киска»

2. Массаж рук: игровое упражнение «Прятки»

3. Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».

4. Лепка из соленого теста.

5. Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков.

1. Конструирование из палочек «Лесенка»

2. Настольная игра «Найди фигуре место»

3.Опытно –экспериментальная деятельность на развитие тактильного восприятия

 «Гладкий -шершавый»

  1. Настольная игра «Собери картинку»

 (крупные пазлы)

2. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок)

3. Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

1. Разучивание пальчиковых игр «Орешки»,

2. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

3.Конструирование из палочек «Елочка»

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная)

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки»

2. Пальчиковая игра (заучивание) «Апельсин»

3. Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества» (аппликация)

1.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок»

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит»,

3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик»

4.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

(Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток)

1.Проигрывание с детьми пальчиковым театром сказки «Колобок», «Репка»

2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?»

2.Учить детей инсценировать руками стихи-«Голуби»

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки

В течении года

3. Практическая реализация изучаемой темы

1

Оснащение учебно – методической базы
(изготовление дид.игр., подготовка картотек по теме изучаемого вопроса, подготовка наглядности для детей и пр.)

Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы)

Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку»

Массажные мячики, мешочки с крупой для самомассажа пяльцев рук

Подборка потешек и пальчиковых игр со стихотворным сопровождением

Наглядный материал: «Домашние животные», «Птицы», «Игрушки»

октябрь

март

2

Внесение изменений в пространственную предметно – развивающую среду группы (кабинета, зала)

Оформление сенсорного уголка

Оформление уголка с пособиями по самомассажу пальцев и кистей рук

Ноябрь

Декабрь

3

Реализация темы в проектной деятельности и других формах взаимодействия с родителями

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем»

октябрь

апрель

4. Распространение опыта реализации изучаемой темы

1

Открытый показ мероприятий (уровень ДОУ, муниципальный, региональный)

Выступление на родительском собрании: озвучивание результатов совместной деятельности по теме самообразования.

Выступление на педсовете: озвучивание проведения успешной работы по теме сообразования (результаты); методик которые были использованы в ходе работы.

Апрель - май

2

Участие в конкурсной работе (уровень ДОУ, муниципальный, региональный, Всероссийский, международный)

В течении года

5. Работа с родителями

1

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры и развитие речи детей»

сентябрь

2

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

октябрь

3

Консультация для родителей 

«Игры с крупой»

ноябрь

4

Оформление папки - передвижки 

«Игры на развитие мелкой моторики»

декабрь

5

Памятка для родителей 

«Наши пальчиковые игры»

январь

6

Консультация для родителей 

«Нетрадиционное рисование в детском саду и дома»

февраль

7

Консультация для родителей 

«Значение лепки в жизни детей»

март

8

Консультация для родителей

«Пластилинография увлекательное средство развития мелкой моторики»

апрель

9

Выставка творческих работ

Выставка работ

май

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

* Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

Этапы реализации

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме).

2. Организационно-диагностический

3. Результативный

Методы и формы работы:

• Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

• Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления сюжетно-ролевой игры)

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

Предполагаемые итоги реализации:

1. Повышение уровня мотивации к развитию мелкой моторики пальцев рук.

2. Картотека пальчиковых игр.

3. Обобщение и распространение опыта.

Ожидаемые результаты.

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

Практические выходы:

  1. Открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дикие и домашние животные».
  2. Совместный показ с родителями различных театрализованных спектаклей.
  3. Выступление на педагогическом совете по своей теме самообразования.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «развитие мелкой моторики пальцев рук»

3. Исследовать эффективность использования мелкой моторики рук в процессе развития дошкольников.

4. Разработать картотеку «Мелкая моторика рук как средство развития детей дошкольного возраста»

5. Разработать картотеку пальчиковых игр для средней группы.


Изучение теоретического материала

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008