Рабочие программы

На странице размещены рабочие программы по географии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                           средняя общеобразовательная школа №1

                                                                                                           Утверждаю

                                                                                                           директор школы

                                                                                                           ____________ И.Е.Гайдукова

                                                                                                           «___»_______________2013 г.

Рабочая программа 

по   географии    7а,7г  класс

«География материков и океанов»

 

Учитель географии Шатилова Н.Г.

 

 

г.Королев

2013  год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы основного общего образования по географии для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор И.В. Душина). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 27 практических работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

         Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

           В соответствии с приказом № 398 от 24 июля 2000 г. по департаменту образования администрации Тульской области «Об утверждении регионального компонента в содержание общего образования» в тематическое планирование внесены соответствующие дополнения.

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны». Москва, «Дрофа», 2009 год.

     География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

       В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.                                           Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

         География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

         Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

         Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты. 

         Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

         Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

          Программа содержит новые направления географического образования:

  • комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
  • изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
  • изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

         Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.

         Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

         На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Структура курса

№ п/п

Раздел и тема

Количество

часов

1

Введение.

1

2

Как открывали мир.

2

3

Географическая карта – величайшее творение человечества.

2

4

Земля – уникальная планета:

  1. Литосфера и рельеф Земли.
  2. Атмосфера и климаты Земли.
  3. Гидросфера. Мировой океан.
  4. Биосфера.
  5. Географическая оболочка.
  6. Земля – планета людей.

10

5

Материки и океаны.

  1. Африка.
  2. Австралия и Океания.
  3. Южная Америка.
  4. Океаны.
  5. Полярные области Земли.
  6. Северная Америка.
  7. Евразия.

48

6

Земля – наш дом.

5

         В рабочую программу внесены следующие изменения: уменьшены часы для изучения раздела «Материки и океаны» (с 50 часов до 48 часов), увеличены часы для изучения раздела «Земля – наш дом» (с 3 часов до 5 часов). Это было сделано для изучения в разделе «Земля – наш дом» географии своей местности, что предусмотрено Стандартом по географии.

Перечень практических работ

№ п/п

Тема

1

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).

2

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

3

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).

4

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

5

Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

6

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

7

Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка.

8

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых.

9

Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

10

Определение причин разнообразия природных зон Африки.

11

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

12

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

13

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

14

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

15

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

16

Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

17

Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов.

18

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

19

Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

20

Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

21

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

22

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

23

Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

24

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.

25

Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

26

Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

27

Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

Итого – 27

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час).

         Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Раздел I. Географическая карта – величайшее творение человечества (2 часа).

         Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

         Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

Раздел II. Как открывали мир (2 часа).

         «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

         Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

         Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

         Практическая работа: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).

Раздел III. Земля – уникальная планета (10 часов).

         Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

         Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

         Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. природные катастрофы, происходящие в литосфере.

         Практическая работа: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

         Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан.

         Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

         Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

         Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

         Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4. Биосфера.

         Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, животных и человека. Значение связей живого и неживого вещества.

Тема 5. Географическая оболочка.

         Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

         Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 6. Земля – планета людей.

         Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

         Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

         Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV. Материки и океаны (48 часов).

Тема 1. Африка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.

         Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

         Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

         Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, ДР Конго), Восточная Африка ( Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов: влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы, религия.

         Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

         Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

         Практические работы:

  • Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка.
  • Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых.
  • Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.
  • Определение причин разнообразия природных зон Африки.
  • Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 2. Австралия и Океания.

         Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

         Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

         Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

         Практические работы:

  • Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
  • Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

         Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 3. Южная Америка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

         Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

         Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

         Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андийскую область.

         Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

         Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

         Практические работы:

  • Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.
  • Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
  • Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 4. Океаны.

         Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

         Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов.

Тема 5. Полярные области Земли.

         Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.

         Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

         Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

         Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 6. Северная Америка.

         Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

         Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

         Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

         Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

         Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

         Практические работы:

  • Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
  • Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Тема 7. Евразия.

         Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

         Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых, климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

         Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

         Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

         Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

         Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. культурные растения и домашние животные.

         Крупные города, их географическое положение.

         Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

         Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

         Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

         Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и другие). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

         Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

         Восточная Азия. Китай. Япония.

         Южная Азия. Индия.

         Юго-Восточная Азия. Индонезия.

         Практические работы:

  • Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
  • Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
  • Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.
  • Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
  • Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

Раздел V. Земля – наш дом. (5 часов)

         Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

         Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

         Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

         Практическая работа. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

         Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

 


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов

и тем урока

Всего часов

Практические работы

I

Введение

1

1.1

Введение. Что изучают в географии материков и океанов.

II

Географическая карта - величайшее творение человечества.

2

1 час

2.1

Карта – особый источник географических знаний.

№ 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

2.2

Масштаб.

III

Как открывали мир.

2

1 час

3.1

Развитие географических знаний человека о Земле. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

3.2

Современные географические исследования. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешественников, справочниками, словарями).

№ 2. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).

        

IV

Земля – уникальная планета.

10

4 часа

4.1

Литосфера Земли. Литосферные плиты.

№ 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).

4.2

Формы рельефа, их строение и возраст, характерные полезные ископаемые.

4.3

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты.

4.4

Климатообразующие факторы. Климаты Земли.

4.5

Мировой океан – главная часть гидросферы.

№ 4. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

4.6

Поверхностные течения в Мировом океане.

4.7

Океан как среда жизни.

4.8

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии.

4.9

Природные комплексы. Географическая зональность.

№ 5. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

4.10

Расселение человека по материкам. Религии мира. Страны мира.

№ 6. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

V

Материки и океаны.

48

19 часов

5.1

Африка. Географическое положение. Из истории исследования.

№ 7. Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка.

5.2

Рельеф материка.

№ 8. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых.

5.3

Климат. Внутренние воды.

№ 9. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

5.4

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.

№ 10. Определение причин разнообразия природных зон Африки.

5.5

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

5.6

Население и политическая карта Африки.

5.7

Политическая карта Африки.

5.8

№ 11. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

5.9

Австралия. Географическое  положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

№ 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

5.10

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.

5.11

№ 13. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

5.12

Австралийский Союз.

5.13

Океания.

5.14

Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования.

№ 14. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

5.15

Рельеф.

5.16

Климат. Внутренние воды.

№ 15. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

5.17

Природные зоны. Изменение природы человеком. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.

5.18

Население и политическая карта Южной Америки.

№ 16. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

5.19

Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина.

5.20

Андийские страны. Перу.

5.21

Тихий и Индийский океаны.

5.22

Атлантический океан.

№ 17. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов.

5.23

Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование.

5.24

Природа материка.

5.25

Северный Ледовитый океан.

№ 18. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

5.26

Северная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования.

5.27

Рельеф материка.

5.28

Климат. Внутренние воды.

№ 19. Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

5.29

Природные зоны. Изменение природы человеком.

5.30

Население и политическая карта Северной Америки.

5.31

Страны Северной Америки.

5.32

№ 20. Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

5.33

Евразия. Географическое положение. Отечественные имена на карте Евразии.

5.34

Рельеф Евразии.

5.35

Климат. Определение типов климата по климатическим диаграммам.

№ 21. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

5.36

Внутренние воды. Составление характеристики одной из рек по плану.

5.37

Природные зоны.

№ 22. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

5.38

Население и политическая карта.

№ 23. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

5.39

Страны Европы.

№ 24. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.

5.40

Страны Балтии.

5.41

Белоруссия.

5.42

Украина. Молдавия.

5.43

Страны Азии.

5.44

Страны Закавказья.

5.45

Страны Центральной Азии.

5.46

Китай. Япония.

5.47

Индия. Индонезия.

5.48

№ 25. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

VI

Земля – наш дом.

5

2 часа

6.1

Особенности географической оболочки (на местном материале).

6.2

Взаимодействие природы и общества (на местном материале).

6.3

№ 26. Экскурсия «Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия».

6.4

№ 27. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

6.5

Итоговое обобщение и систематизация знаний.

   


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

                  В результате изучения географии в 7 классе ученик должен:

1.        Оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  • изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
  • природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2.        Объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  • особенности расового и этнического состава населения;
  • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  • особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

3.        Описывать:

  • основные источники географической информации;
  • географическое положение объектов (по карте);
  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  • компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
  • объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4.        Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  • вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5.        Называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
  • типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  • факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год.
  2. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
  3. «География. 6 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.
  4. Душина И.В. «Школьный практикум. География материков и океанов». Москва, «Дрофа», 2001 год.
  5. «Я иду на урок географии. Физическая география материков и океанов». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
  6. «Я иду на урок географии. История географических открытий». Москва, «Первое сентября», 2003 год.