Методическое портфолио

Ширшова Ирина Владимировна

На страничке выложены материалы "Методического портфолио": Методический семинар, эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc77.5 КБ
Файл esse.docx19.56 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо в преподавании математики в условиях внедрения ФГОС

        В связи с введением ФГОС появилась потребность изменений в образовательной деятельности учителя, в освоении  новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Изменения в государственной политике в сфере образования направлены на подготовку учащихся к реальной жизни, на формирование готовности занять активную жизненную позицию, умение успешно решать    различные задачи, эффективно сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний в соответствии с требованиями рынка труда.

        В последние годы много и часто говорят о противоречиях в современном образовании. От выпускников школ современное общество требует умения применять полученные знания на практике, а также в нестандартных ситуациях, работать с большими объемами информации. По факту же большинство школьников испытывают трудности при решении практических задач, а также при работе с информацией (результаты исследований PISA и TIMSS: до 50% школьников не способны применить знания для решения прикладных задач. В среднем около 36% выпускников не приступают к решению задач части С ЕГЭ по математике).

Из выявленных противоречий вытекает проблема: есть профессиональная потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но нет выстроенной системы работы в условиях перехода на ФГОС.

Исходя из вышесказанного, в своей работе я решила использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Технология критического мышления:

- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни;

- умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее;

- развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностью данной технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. Использование данной стратегии направлено на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. ТРКМЧП способствует реализации системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

В середине 90-х годов 20 века американские преподаватели: Дженни Д.  Стилл, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями. Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые бы ли исследованы в работах классиков — Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи, Б. Блума, К. Роджерса и др

Технология РКМЧП в России начиналась как проект Института «Открытое общество», осуществляемого Консорциумом демократической педагогики совместно с Международной Ассоциацией чтения и Университетом Северной Айовы. В 1997–98 годах американские эксперты — волонтеры обучили российских учителей из пяти регионов возможностям данной технологии.

Цель опыта: создать условия на уроках математики для формирования критического мышления у учащихся посредством интерактивного включения их в процесс обучения.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • адаптировать технологию к условиям своей практической деятельности;
  • повысить уровень мотивации, познавательный интерес и качество обучения математике.

В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» выделяют три стадии:

     

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

-имеющиеся знания;

-интерес к получению   новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания:

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения

         

          Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

        Трёхфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока. Работа, построенная в режиме технологии РКЧМП, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановке цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления.

На стадии рефлексии она позволяет оценить собственную деятельность, деятельность своих товарищей, методы, предлагаемые учителем - провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов. Очень важно, чтобы рефлексия не была перегружена приемами, были выбраны те, которые могут действительно помочь достичь определенной цели. Так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся.

Результативность

Отслеживание результатов осуществлялось  с помощью наблюдения за участниками учебного процесса. Проводился мониторинг с применением психологических методик, таких как: познавательная активность, мотивация на уроке.

Результативность проверялась по следующим критериям:

  • Уровень познавательного интереса.
  • Уровень школьной мотивации.
  • Качество знаний.
  • Внеурочная деятельность

Анализ мониторинговых исследований показал, что технология развития критического мышления через чтение и письмо, которую я использую на уроках математики в течение трех лет, позволила повысить учебную мотивацию и качество обученности учеников. Повысилась результативность их участия в интеллектуальных конкурсах различного уровня.  

Учащиеся ежегодно принимают участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру», в областной предметной олимпиаде учащихся основной школы «ЮНИОР», в школьной научно – практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее», в областных мероприятиях.

Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, других мероприятиях.

Школьный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

2011 г. - школьная научно-практическая конференция юных исследователей.

Бабенко Андрей, Козлюк Илья, 8 класс -1 место.

2014 г. – школьная научно-практическая конференция:

Кокорина Дарья, 5 «А» класс – участие; Вишневская Анастасия, 5 «А» класс – участие;

Егорова Ева, Шульц Маргарита, 5 «Б» класс - победители в номинации «Исторический экскурс»

2014 -2015 учебный год: школьный этап Всероссийской олимпиады школьников:

Чичагин Антон, 6 «Б» класс - 1 место;

Батинов Данил, 6 «В» класс- 2 место;

Исмагилова Анна, 6 «А» класс -3 место.

2013-2014 учебный год.

Муниципальный этап ВОШ по математике. Вишневская Анастасия, 5 «А» - 7 место;

2013-2014 учебный год. Областная олимпиада по общеобразовательным предметам учащихся основной школы «Юниор» (1 этап). Штоль Виолетта, 5 «А» – 3 место

2014- 2015 учебный год.  Областная общественно-педагогическая поисково-творческая акция «Неизвестное в известном – тюменские истоки». Егорова Ева, Шульц Маргарита, 6 класс - участие

Характеристика  прогностического аспекта педагогического опыта

Ожидаемые результаты педагогической деятельности у обучающихся: гибкость мышления, умение устанавливать причинно-следственные вязи, креативность и нестандартность принимаемых решений.

Адресная направленность педагогического опыта

Считаю, что данный опыт может быть применен широким кругом  учителей, пусть  он  и не является только что открытым. Практический опыт показывает, что целенаправленное использование технологии критического мышления способствует развитию познавательной активности учащихся, поэтому опыт полезен и адресован всем учителям общеобразовательных школ.

Используемая литература

1. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста / Автореф. докт. дис. — Баку, 1968. —128 с.

2. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М., 1964. — 546 с.

3.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

4. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223с.: ил. (Работаем по новым стандартам).

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М: Московский университет, 1986.

6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

7. Степанов Е.Н., Амосенок Н.Л., и др. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 20034.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Питер, 2000. - 512 с.: ил.

9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М: Сентябрь, 2000.

 

Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 города Тюмени



Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Я – учитель»

«Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете»

В.О. Ключевский

Математика или учитель?

Математика и учитель!

В какой момент моей жизни эти два слова соединились и стали одним целым? И как они вообще вошли в мою жизнь?

Математика! Послушайте как звучит.Ма-те-ма-ти-ка.

Она вошла в мою жизнь незаметно и, кажется, присутствовала с самого рождения. Большая заслуга в этом моего отца, инженера- изобретателя, любителя шахмат, кроссвордов и логических задач. Все свободное время он проводил со мной, рано научил читать, считать, не бояться трудностей и всегда находить выход из сложившейся ситуации, пусть даже самой трудной. Он рассказывал разные способы быстрого вычисления в уме. Например, когда мы заходили в магазин за покупками, соревновались, кто быстрее сосчитает на какую сумму мы купили продуктов и сколько сдачи нам должны сдать. А, играя в шахматы, отец предлагал мне сначала продумать, просчитать варианты на несколько ходов вперед, а потом только сделать ход.

Зерно любви к математике посеяно папой. А «учить» детей я начала будучи еще сама ребенком. Вот картинка из моего детства: детский сад, средняя группа, только закончился тихий час, и голос воспитателя: «А сейчас ребята, пока готовится полдник, Ира вам почитает интересную книжку». И я уже знаю, что произойдет дальше: дети с радостью бегут за стульчиками и садятся вокруг меня. Тишина. Все в ожидании, а что же сегодня интересного я им прочитаю и расскажу. А мне интересно следить за их реакцией при чтении отдельных сюжетов, ведь я эту книжку уже прочитала не один раз. Но мне так нравится открывать что-то новое, удивительное для других, и в который раз радоваться вместе с ними. А потом, беседуя с ними, я удивляюсь, что некоторые моменты я не разглядела, не заметила, они мне помогли посмотреть заново на уже знакомый сюжет.

Ничего не изменилось и сейчас: когда готовлю урок, обязательно ищу что-то такое, что может заинтересовать, «зацепить» учеников. Я делаю открытия и для себя и, думаю, для своих учеников. Мы открываем друг другу мир математики и мир человеческого общения.

Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, но придя домой с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная». Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Некоторые удачные шутки детей надолго останутся в моей памяти, и будут поднимать настроение.Всегда, когда я вхожу в класс, вижу добрые, открытые, улыбчивые лица. Я взглядом встречаюсь с каждым, а они ждут, что же такого интересного для них я приготовила на урок?И они правы. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь, думаешь, чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой.  Мои знания и опыт становятся тем мостиком, который служит обучающимся отправной точкой для движения вперед. С любовью, бережно стараюсь в каждом ученике раскрыть его возможности, чтобы он стал успешным.

Я верю, что любовь к ученикам, стремление понять их, желание развивать в них способность к поиску самого себя – главные вехи на пути совершенствования профессионального мастерства. А отличительной чертой каждого урока  является  творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в освоении новых знаний.

Я убеждена, образование нельзя дать, его можно только обрести. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть учу их учиться. Недаром мудрый Л. Н. Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…» Значит, необходимо предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину, направить их размышление, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска юный математик смог воскликнуть: «Эврика! Нашёл!».

Я нахожусь в постоянном поиске и сама, ведь жизнь не стоит на месте, нужно успеть за ней, изучить все новое и в педагогике, и в математике. Неуспокоенность, каждодневное совершенствование помогают быть современным и нужным.

Учитель! Что это? Многие ответят, что такая профессия. А мне кажется, что образ жизни. Я не могу про себя сказать, что я работаю учителем с 8.00 до 17.00. Для меня это понятие круглосуточное. Очень часто я становлюсь учителем и для своих детей, и для друзей, и их детей, и для коллег. Когда я могу поделиться своими знаниями, умениями с другими это добавляет мне и уверенности и уважения к себе. Я нужна, я востребована, я помогла! Это дает мне надежду, что я состоялась и как учитель, и как человек…

Прошел еще один учебный день. И снова буду думать о школе, строить планы о том, что надо сделать еще, еще и еще…

Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2015» Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени, образование высшее, Тюменский государственный университет, математик п едагогический стаж работы- 12 лет Использование технологии критического мышления через чтение и письмо в преподавании математики как средство реализации системно- деятельностного подхода г . Тюмень, 2015 г . Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 2

Условия возникновения и становления педагогического опыта В связи с введением ФГОС появилась потребность изменений: в образовательной деятельности учителя; в освоении новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся; И зучение статей коллег по применению современных педагогических технологии; Л ичные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями; П овышение квалификации на курсах. Личный опыт; «… мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить, находить нужную информацию в текстах, упорядочивать ее и правильно истолковывать» (Д. Халперн , Психология критического мышления.- СПб., 2004. – С. 19-20). Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 3

Актуальность опыта Выпускник школы умеет: Анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения . Мыслить рефлексивно, оценочно, путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Видеть возникающие в реальном мире трудности и ищет пути рационального их преодоления. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 4

Противоречия Требования к выпускникам Реальность Умение применять полученные знания на практике а также в нестандартных ситуациях, работать с большими объемами информации. Способность к сотрудничеству. Готовность к постижению нового. Способность к адаптации в социальной и будущей профессиональной среде. Большинство школьников испытывают трудности при решении практических задач, а также при работе с информацией (результаты исследований PISA и TIMSS : до 50% школьников не способны применить знания для решения прикладных задач. В среднем около 36% выпускников не приступают к решению задач части С ЕГЭ по математике Неумение современных школьников организовывать совместную работу Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 5

Проблема Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Есть профессиональная потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но нет выстроенной системы работы в условиях перехода на ФГОС. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 6

Теоретическое обоснование опыта. Технология критического мышления через чтение и письмо. Идея опыта: Р азвитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность , открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 7

- Создать условия на уроках математики для формирования критического мышления у учащихся посредством интерактивного включения их в процесс обучения . ЦЕЛЬ Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 8

Базовая модель технологии РКМЧП Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 9

ТРКМЧП Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, о смысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 10

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластеры; Таблицы; Мозговая атака Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 11

Приемы, используемые на стадии осмысления Методы активного чтения: « инсерт », « фишбоун », «идеал». Ведение различных записей: бортовой журнал, двойной журнал Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы . Прием «кубика» Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 12

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Синквейн ; Кластер; Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; Написание творческих работ; Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 13

Примеры приемов, используемых на стадии вызова Виды треугольников по равенству сторон по величине углов прямоугольный тупоугольный остроугольный равносторонний равнобедренный Утверждение «+» или «-» Любой квадрат является ромбом В параллелограмме все стороны равны В ромбе диагонали равны Любой прямоугольник является параллелограммом Высоты в равнобедренной трапеции, опущенные на боковые стороны равны В параллелограмме противолежащие углы равны Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 14

Примеры приемов, используемых на стадии осмысления Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 15

Примеры приемов, используемых на стадии рефлексии Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 16

Результативность педагогического опыта Результативность проверялась по следующим критериям: Уровень познавательного интереса. Уровень школьной мотивации. Качество знаний. Внеурочная деятельность Сравнительный анализ развития познавательного интереса у учащихся Сравнительный анализ учебной мотивации учащихся Сравнительный анализ качества обученности учащихся Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 17

Школьный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень 2011 г. - школьная научно-практическая конференция юных исследователей. Бабенко Андрей, Козлюк Илья, 8 класс -1 место. 2014 г. – школьная научно-практическая конференция: Кокорина Дарья, 5 «А» класс – участие; Вишневская Анастасия, 5 «А» класс – участие; Егорова Ева, Шульц Маргарита, 5 «Б» класс - победители в номинации «Исторический экскурс» 2014 -2015 учебный год: школьный этап Всероссийской олимпиады школьников: Чичагин Антон, 6 «Б» класс - 1 место; Батинов Данил, 6 «В» класс- 2 место; Исмагилова Анна, 6 «А» класс -3 место. 2013-2014 учебный год. Муниципальный этап ВОШ по математике. Вишневская Анастасия, 5 «А» - 7 место; 2013-2014 учебный год. Областная олимпиада по общеобразовательным предметам учащихся основной школы «Юниор» (1 этап). Штоль Виолетта, 5 «А» – 3 место 2014- 2015 учебный год. Областная общественно-педагогическая поисково-творческая акция «Неизвестное в известном – тюменские истоки». Егорова Ева, Шульц Маргарита, 6 класс - участие Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, других мероприятиях Учащиеся ежегодно принимают участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру», в областной предметной олимпиаде учащихся основной школы «ЮНИОР», в школьной научно – практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее», в областных мероприятиях Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 18

Ожидаемые результаты педагогической деятельности у обучающихся: гибкость мышления, осознание процесса познания (в психологии это называется « метапознание » - знание о том, что я знаю), умение устанавливать причинно-следственные связи, креативность и нестандартность принимаемых решений; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; повышение познавательного интереса к предмету; повышение качества обучения. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 19

Адресная направленность педагогического опыта Считаю , что данный опыт может быть применен широким кругом учителей, пусть он и не является только что открытым. Практический опыт показывает, что целенаправленное использование технологии критического мышления способствует развитию познавательной активности учащихся, поэтому опыт полезен и адресован всем учителям общеобразовательных школ. Трудоемкость опыта требует от учителя мобильности, творческого мышления; результаты можно увидеть через определенный промежуток времени; освоение большого объема дополнительной литературы; самостоятельный подбор учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; временные затраты при отборе материала и подготовке к уроку. Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени

Слайд 20

1. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста / Автореф . докт . дис . — Баку, 1968. —128 с. 2. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М., 1964. — 546 с. 3 .Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. 4. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223с.: ил. (Работаем по новым стандартам). 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М: Московский университет, 1986. 6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. 7. Степанов Е.Н., Амосенок Н.Л., и др. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Под ред. Е.Н.Степанова . – М.: ТЦ Сфера, 20034. 8. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Питер, 2000. - 512 с.: ил. 9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М: Сентябрь, 2000. Список литературы Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики, МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени