урок музыки в 6 классе

Дурнева Светлана Ивановна

«Красота и  правда   музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_6_klasse.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель музыки МБОУ «СОШ с. Орлик»  Дурнева Светлана Ивановна

Урок музыки в 6 классе
Тема: «Красота и  правда   музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка».
Цель: Создать содержательные  и организационные условия для развития

             у школьников умений анализировать музыку Н. А. Римского –

             Корсакова;

             показать красоту музыки Н.А. Римского – Корсакова, связь музыки

             с природой.

             Способствовать развитию познавательной активности, интереса,

             музыкального слуха, музыкальной памяти,  речи, детского  

             воображения, вокально- хоровых  навыков.

             Способствовать воспитанию любви к музыке Н.А. Римского –

             Корсакова, любви к природе, к классической музыке.

Музыкальный материал:

1.Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

2.Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
3.«Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского
Оборудование:

  1. Видеофильм «Снегурочка»
  2. Портрет Н.А.Римского- Корсакова
  3. Иллюстрации к опере «Снегурочка»
  4. Ария Снегурочки, Песня Леля
  5. Слайд-шоу «Ты слышишь, море?»
  6. Проектор, презентация
  7. Музыкальный центр
    Ход урока

I Оргмомент.
А) Звучит музыка.  Вход в класс
Б) Музыкальное приветствие: «Рада я видеть любимый мой класс,
Музыкой вновь удивлю я всех вас! Здравствуйте!»

II Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Постановка цели и учебной задачи

Учитель: -  Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки.

  На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью… И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии.

Учитель: - О силе,  какой музыки пойдет сегодня речь?

Читаю эпиграф урока
на фоне музыки «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
Природа вошла в русское искусство

так, как входит она в нашу жизнь. Без

природы искусство задохнулось бы, как

мы сами задыхаемся, когда подолгу

бываем  от природы оторваны.

Д. Кабалевский

- Как вы понимаете слова Д. Б. Кабалевского?

   Сегодня на нашем уроке мы продолжаем говорить о  красоте и правде музыки. На примере музыки,  какого композитора мы сегодня продолжим нашу тему, это вам предстоит узнать самостоятельно.

Итак, перед вами  названия музыкальных произведений этого композитора.

Назовите фамилию этого композитора?

А теперь посмотрите на отрывок одной из опер и догадайтесь, о какой опере мы будем сегодня говорить.
(
просмотр отрывка оперы) 

Попробуйте сами сформулировать тему урока.

В тетрадь Учитель:  Тема сегодняшнего урока звучит так: «Красота и  правда   музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка». Откройте тетради, запишите сегодняшнее  число, тема урока.

   Итак, сегодня мы с вами будем знакомиться с оперой «Снегурочка»

Н. Римского- Корсакова, с двумя  фрагментами из этой оперы и вспомним  песню  «Ты слышишь, море?»

- Что такое опера?

Опера – музыкально- драматическое произведение, в котором объединены разные виды искусства

Работа в парах.




В тетрадь  Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить:
на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);

и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).

- Какие оперы вы знаете?

-Ребята, с какими ариями вы уже знакомились? (Ария Сусанина, Кутузова)

-Что же такое ария?

Ария - крупное вокальное произведение, исполняемое певцом с сопровождении  оркестра

(Ария - песня в опере).

Учитель:  Ария героя (Снегурочка) - это главная песня, которая  передает мысли, чувства, настроение, этого действующего лица.


- Послушай стихотворение, о каком композиторе в нем идет речь?

Римский-Корсаков

Мы любим с детства ночь под Рождество,

Когда бормочет о царе Салтане

И о невесте царской няня Тане,

Ушедшей в майской ночи волшебство.

Девчата с парубками, в колдовство

Вовлечены, гуторят на поляне,

Как пел Садко в глубоком океане,

Пленен морским царем, пленив его.

К ним выйдя в эту пору, ты увидишь

Сервилию, невидимый град Китеж,

Кащея, Золотого петушка...

Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки,

О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке

Искать путей, не сыщешь ни вершка...

Дети: - О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения  написанные им.
У.: Что вы знаете  об этом  композиторе?

III Этап изучения нового материала.

Сообщение о творчестве Римского – Корсакове

В тетрадь Н. А. Римский - Корсаков  родился 18 марта 1844 года на севере России, в небольшом городе Тихвине Новгородской области. В Тихвине прошли и первые годы детства великого композитора.  Отец был вице губернатором, мама была  хозяйкой, красавица, умница,  владела французским языком, умела играть на рояле. С раннего детства Коля слышал в семье народные песни и сказки. В 6лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой. В 12 лет отец привез его в Петербург и поместил в морской корпус – учебное заведение, готовившее офицеров военно - морского флота.

    С этого момента начинается новый этап жизни Римского- Корсакова. В 1862 г. Римский - Корсаков окончил корпус со званием гардемарина, и должен был отправиться в дальнее морское плавание. Три  года Римский - Корсаков провел вдали от родины. Морскую службу  он так и не полюбил. Вернувшись в Петербург, нашел в балакиревском кружке много нового.

Римский - Корсаков входил в группу «Могучая кучка», основоположником которой был М. И. Глинка.

Римский - Корсаков написал оперы, кантаты, симфонии, сюиты и мн. др.

В тетрадь Его называли величайшим музыкальным сказочников. Он создал 15 опер. Большинство опер написано на сказочные сюжеты: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» и др.

 Напряженная композиторская деятельность  сказалась на здоровье Римского - Корсакова и незаметно подкралась, тяжела болезнь. 21 июня 1908 г. Н. А. Римский - Корсаков умер.

Учитель. Среди всех русских композиторов никто так не любил природу,  никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н. А. Римский - Корсаков. Конечно, не только природе посвятил он свое творчество.

Среди всех его произведений на первое место должна   поставлена одна из самых лучших опер во всем мировом искусстве - «Снегурочка». Эта опера написана на сюжет с Островского. С огромным увлечением сочинял её Римский - Корсаков. На написание ему понадобилось всего лишь два с месяца.


« Ни одно сочинение до сих пор не давалась мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка» - писал позже Римский – Корсаков.

- Я сочиняю каждый день, и целый день… музыкальные мысли преследовали меня неотступно».

Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой».

 -  О чем же повествует сказка и опера?

Дети: Сказка А.Островского и опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая место  лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает.

Учитель: Истаивает от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

Сообщение о создание оперы «Снегурочка»

- В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений русского драматурга А.Н.Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии.

“Весенняя сказка» в четырёх действиях с прологом”.

Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время.

Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви.

Учитель: С исключительной яркостью и образностью композитору удалось воплотить в опере жизнь русского народа с его старинными обычаями, обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие всю оперу.
Учитель:  Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
(показ на слайде)
А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова.

«… Легкое прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил  крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок…»  (И.Котмина. «Весенняя сказка»)

(показ на слайде)

-Представили? Можете нарисовать мысленно картину?
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев,
где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные  персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка,  Весна, Мороз и другие -  наделены человеческими чертами.


“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, -
писал об опере композитор А.П. Бородин.

Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.

- А теперь послушаем Арию Снегурочки из оперы.
В тетрадь 1.Ария Снегурочки  из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- слушание.


Показ с изображения

Вопросы:

- О чём Снегурочка поёт в своей арии?

В тетрадь В своей арии Снегурочка поет о человеческих радостях, которые  недоступны, но которые её манят к людям.

-Что манит её к людям?

Людские песни, человеческие радости

- Какой  характер музыки в арии Снегурочки?

Легкий, подвижный, шаловливый характер характеризует Снегурочку с её детским наивным представлением о веселой и беззаботной жизни в кругу девушек - подружек.

- Какая мелодия?

Ученик: мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная, легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.
- Какие интонации в арии ассоциируются с «голосами природы»?
Ученик:
Интонации «ауканья».

Анализ  музыкального  произведения.

Учитель: И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь. Чьи же песни влекут Снегурочку? Совершенно верно: песни Леля.

 - А кто же такой Лель?
Учитель: Лель  – это олицетворение вечного искусства музыки, песенного творчества народа.

Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал   и будет прибывать  в прекрасной и мирной стране берендеев.» Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера.
В тетрадь 2. Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова – слушание.
Вопросы:

1. Какой музыкальный инструмент сопровождает Леля?
Ученик: Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета, воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал подлинные пастушеские наигрыши.

2. Что вы услышали в песне Леля?
В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
3.В какой музыкальной форме написана песня?
Песня Леля написана в  куплетно-вариационной форме.

4. Какая мелодия?
Мелодия медленная, протяжная, речитативного характера.

5. Какие два изобразительных момента вы услышали,  и с какой целью композитор ввел их в оперу?          

 Действительно,  пастуший наигрыш – единение с народным искусством; раскаты грома-с природой.

Учитель:  В чем же заключается красота и правда музыки Н. Римского- Корсакова?

Вывод: Красота этой музыки заключается не только в самой музыки, но и в том, что она выражает, о чём рассказывает.

Учитель: Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев.

И правда  «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни,  в прославленной могучей природе – источник жизни и любви.

Учитель: На наших уроках мы не раз встречались с музыкой, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии человека к природе, о воздействии природы на человека.

- Вспомните, пожалуйста, такие песни?

( «Наш край», «Тонкая рябина», «Почему медведь зимой спит», «Ты слышишь, море?»  Григ «Утро», …)

В нашем классе звучали песни о берёзе, о тонкой рябине, о скворушке, о перепёлке, О жаворонке, о медведе в лесу; звучала музыка Э.Грига о наступлении утра и о заходе солнца, музыка П.Чайковского об осени, М.Мусоргского о рассвете на Москве-реке, музыка Р.Щедрина о тёмной ночи, и немало другой музыки,  связанной с природой.

Учитель: Мы убедились в том, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.  

- А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».

Как вы думаете, чего лишилась бы русская музыка, если бы Римский-Корсаков так и остался моряком?
(
лишилась бы сказочности, выразительности, учебников по теории музыки).
Но мы-то с вами понимаем, почему море так манило его. Наверное, каждый, кто хоть раз побывал на море, не может его забыть, а тот, кто не был – всю жизнь мечтает о нем. Я предлагаю спеть песню «Ты слышишь, море?»

- Распевание.
Прошу вас сесть ровно выпрямить спины, начнём  с распевания.
На прошлом уроке мы слушали новую мелодию и пробовали её пропеть, давайте попробуем ещё раз исполнить её. (наиграть, пропеть по нотам, и по слогам.)
Сегодня мы продолжим работу над песней «Ты слышишь, море?»

«Ты слышишь, море?» А. Зацепина – исполнение песни.

Работа над вокально – хоровыми навыками.

IV Этап закрепления нового материала.

Учитель: Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.

Учитель: Вам предлагается тест, в котором вы должны поставить + напротив верных утверждений.

Учащиеся работают с тестом. Проверка теста на экране. Поставить + напротив верных утверждений

Тест на закрепление (выводится на экран):
1. Как называется опера «Снегурочка»?
· Зимняя сказка.
· Весенняя сказка.
2
. В кого   превращается Снегурочка?
· В холодное существо.
· В любящую девушку.

3. На что опирался автор, сочиняя свое произведение?

· На народный фольклор.
· На жизненный опыт.
4. В чем сила музыки Н.А.Римского - Корсакова?

· В правдивом показе нравственной красоты жизни?
· В мастерстве композитора?
· В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?
5. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
· Любовь.
· Добро.
· Верность законам природы.

Ответы на тест:
1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин.

2. В любящую девушку – в произведении передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.

3. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка его творчеству.

4. В единстве жизненной красоты и мастерства композитора.

5. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым.


Вопросы:

-Что нового вы узнали о творчестве Римского – Корсакова?

- С какой оперой вы познакомились? - Как сам композитор назвал свою оперу?

- С какими фрагментами из этой оперы вы познакомились, слушали?

- О чем снегурочка поет в своей арии?

- Кто такой Лель, что вы услышали в песне Леля?

V Итог урока.

- В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?

+ Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.

Учитель: Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка».

 Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.

 Опера показывает единство  человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие  чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам, показывает торжество света.

- Каким песням человек может научиться у природы?

+ Нам, кажется, разным. И веселым,  и грустным, а главное – добрым и красивым.

Оценки за урок, за сообщение ……, за работу на уроке….

Домашнее задание: 1. Выучить песню «Ты слышишь, море?»

     2. Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным отрывкам оперы.

VI Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

- Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают).  До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!  Урок окончен. До свидания.
Спасибо за урок!