урок музыки в 6 классе
«Красота и правда музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_6_klasse.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки МБОУ «СОШ с. Орлик» Дурнева Светлана Ивановна
Урок музыки в 6 классе у школьников умений анализировать музыку Н. А. Римского – Корсакова; показать красоту музыки Н.А. Римского – Корсакова, связь музыки с природой. Способствовать развитию познавательной активности, интереса, музыкального слуха, музыкальной памяти, речи, детского воображения, вокально- хоровых навыков. Способствовать воспитанию любви к музыке Н.А. Римского – Корсакова, любви к природе, к классической музыке. 1.Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова 2.Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
I Оргмомент. II Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Постановка цели и учебной задачи Учитель: - Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки. На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью… И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии. Учитель: - О силе, какой музыки пойдет сегодня речь? Читаю эпиграф урока так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны. Д. Кабалевский - Как вы понимаете слова Д. Б. Кабалевского? Сегодня на нашем уроке мы продолжаем говорить о красоте и правде музыки. На примере музыки, какого композитора мы сегодня продолжим нашу тему, это вам предстоит узнать самостоятельно. Итак, перед вами названия музыкальных произведений этого композитора. Назовите фамилию этого композитора?
А теперь посмотрите на отрывок одной из опер и догадайтесь, о какой опере мы будем сегодня говорить. Попробуйте сами сформулировать тему урока. В тетрадь Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Красота и правда музыки Н.А.Римского – Корсакова в опере «Снегурочка». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тема урока. Итак, сегодня мы с вами будем знакомиться с оперой «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова, с двумя фрагментами из этой оперы и вспомним песню «Ты слышишь, море?» - Что такое опера? Опера – музыкально- драматическое произведение, в котором объединены разные виды искусства Работа в парах. В тетрадь Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить: и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз). - Какие оперы вы знаете? -Ребята, с какими ариями вы уже знакомились? (Ария Сусанина, Кутузова) -Что же такое ария? Ария - крупное вокальное произведение, исполняемое певцом с сопровождении оркестра (Ария - песня в опере). Учитель: Ария героя (Снегурочка) - это главная песня, которая передает мысли, чувства, настроение, этого действующего лица.
Римский-Корсаков Мы любим с детства ночь под Рождество, Когда бормочет о царе Салтане И о невесте царской няня Тане, Ушедшей в майской ночи волшебство. Девчата с парубками, в колдовство Вовлечены, гуторят на поляне, Как пел Садко в глубоком океане, Пленен морским царем, пленив его. К ним выйдя в эту пору, ты увидишь Сервилию, невидимый град Китеж, Кащея, Золотого петушка... Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки, О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке Искать путей, не сыщешь ни вершка... Дети: - О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения написанные им. III Этап изучения нового материала. Сообщение о творчестве Римского – Корсакове В тетрадь Н. А. Римский - Корсаков родился 18 марта 1844 года на севере России, в небольшом городе Тихвине Новгородской области. В Тихвине прошли и первые годы детства великого композитора. Отец был вице губернатором, мама была хозяйкой, красавица, умница, владела французским языком, умела играть на рояле. С раннего детства Коля слышал в семье народные песни и сказки. В 6лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой. В 12 лет отец привез его в Петербург и поместил в морской корпус – учебное заведение, готовившее офицеров военно - морского флота. С этого момента начинается новый этап жизни Римского- Корсакова. В 1862 г. Римский - Корсаков окончил корпус со званием гардемарина, и должен был отправиться в дальнее морское плавание. Три года Римский - Корсаков провел вдали от родины. Морскую службу он так и не полюбил. Вернувшись в Петербург, нашел в балакиревском кружке много нового. Римский - Корсаков входил в группу «Могучая кучка», основоположником которой был М. И. Глинка. Римский - Корсаков написал оперы, кантаты, симфонии, сюиты и мн. др. В тетрадь Его называли величайшим музыкальным сказочников. Он создал 15 опер. Большинство опер написано на сказочные сюжеты: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» и др. Напряженная композиторская деятельность сказалась на здоровье Римского - Корсакова и незаметно подкралась, тяжела болезнь. 21 июня 1908 г. Н. А. Римский - Корсаков умер. Учитель. Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н. А. Римский - Корсаков. Конечно, не только природе посвятил он свое творчество. Среди всех его произведений на первое место должна поставлена одна из самых лучших опер во всем мировом искусстве - «Снегурочка». Эта опера написана на сюжет с Островского. С огромным увлечением сочинял её Римский - Корсаков. На написание ему понадобилось всего лишь два с месяца.
- Я сочиняю каждый день, и целый день… музыкальные мысли преследовали меня неотступно». Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой». - О чем же повествует сказка и опера? Дети: Сказка А.Островского и опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает. Учитель: Истаивает от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета. Сообщение о создание оперы «Снегурочка» - В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений русского драматурга А.Н.Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Весенняя сказка» в четырёх действиях с прологом”. Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время. Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Учитель: С исключительной яркостью и образностью композитору удалось воплотить в опере жизнь русского народа с его старинными обычаями, обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие всю оперу. (показ на слайде) -Представили? Можете нарисовать мысленно картину?
Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”. Показ с изображения Вопросы: - О чём Снегурочка поёт в своей арии? В тетрадь В своей арии Снегурочка поет о человеческих радостях, которые недоступны, но которые её манят к людям. -Что манит её к людям? Людские песни, человеческие радости - Какой характер музыки в арии Снегурочки? Легкий, подвижный, шаловливый характер характеризует Снегурочку с её детским наивным представлением о веселой и беззаботной жизни в кругу девушек - подружек. - Какая мелодия? Ученик: мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная, легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Анализ музыкального произведения. Учитель: И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь. Чьи же песни влекут Снегурочку? Совершенно верно: песни Леля. - А кто же такой Лель? Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал и будет прибывать в прекрасной и мирной стране берендеев.» Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера. 2. Что вы услышали в песне Леля? 4. Какая мелодия? 5. Какие два изобразительных момента вы услышали, и с какой целью композитор ввел их в оперу? Действительно, пастуший наигрыш – единение с народным искусством; раскаты грома-с природой. Учитель: В чем же заключается красота и правда музыки Н. Римского- Корсакова? Вывод: Красота этой музыки заключается не только в самой музыки, но и в том, что она выражает, о чём рассказывает. Учитель: Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, в прославленной могучей природе – источник жизни и любви. Учитель: На наших уроках мы не раз встречались с музыкой, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии человека к природе, о воздействии природы на человека. - Вспомните, пожалуйста, такие песни? ( «Наш край», «Тонкая рябина», «Почему медведь зимой спит», «Ты слышишь, море?» Григ «Утро», …) В нашем классе звучали песни о берёзе, о тонкой рябине, о скворушке, о перепёлке, О жаворонке, о медведе в лесу; звучала музыка Э.Грига о наступлении утра и о заходе солнца, музыка П.Чайковского об осени, М.Мусоргского о рассвете на Москве-реке, музыка Р.Щедрина о тёмной ночи, и немало другой музыки, связанной с природой. Учитель: Мы убедились в том, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни. - А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?». Как вы думаете, чего лишилась бы русская музыка, если бы Римский-Корсаков так и остался моряком? - Распевание. «Ты слышишь, море?» А. Зацепина – исполнение песни. Работа над вокально – хоровыми навыками. IV Этап закрепления нового материала. Учитель: Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.
-Что нового вы узнали о творчестве Римского – Корсакова? - С какой оперой вы познакомились? - Как сам композитор назвал свою оперу? - С какими фрагментами из этой оперы вы познакомились, слушали? - О чем снегурочка поет в своей арии? - Кто такой Лель, что вы услышали в песне Леля? V Итог урока. - В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке? + Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни. Учитель: Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств. Опера показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам, показывает торжество света. - Каким песням человек может научиться у природы? + Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым. Оценки за урок, за сообщение ……, за работу на уроке…. Домашнее задание: 1. Выучить песню «Ты слышишь, море?» 2. Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным отрывкам оперы. VI Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось - Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают). До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой! Урок окончен. До свидания. |