Научная деятельность и публикации

Зенова Анжелика Васильевна

В данном разделе представлены теоретические разработки по педагогике и психологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования  

 Целью формирующего эксперимента я определила проверку гипотезы о том, что при условиях проявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использование технологии  коллективных творческих дел с целенаправленным нравственным содержанием – психолого-педагогические условия, которые позволяют, на мой взгляд,  формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.

Задачи:

- способствовать раскрытию индивидуальности в ходе реализации технологии КТД с целенаправленным социально-нравственным содержанием в контексте повышения профессиональной мотивации;

- создать условия для проявления оригинальных, креативных способов деятельности.

Программа формирующего эксперимента реализовалась на основе принципов:

- гуманизма,   основанного   на   уважении   личности, ее ценностей, суверенитета  и принадлежности к определенной этнической группе;

- системности – одновременного воздействия на внутриличностные  и межличностные связи в системе взаимодействия представителей разных этнических групп;

- комплексности методов и деятельностного подхода, предполагающих  применение  способов достижения поставленной цели с учетом активности самой личности;

          В процессе формирования профессиональной мотивации на первом этапе, целью которого я определила создание благоприятного психологического климата использовались активные методы обучения: тренинг, дискуссии, игры, упражнения и др.;

       На втором этапе, который можно обозначить как подготовительный, основной целью являлось развитие умений проектировать свою деятельность, обучению планированию своего личностного и профессионального роста и овладение технологией ведения дневника, направленной на развитие рефлексивных способностей. Кульминацией подготовительного этапа является конкурс проектов «Здравствуй, Малыш!» для детей, оставшихся без попечения родителей.

На третьем этапе использовалась технология КТД (коллективное творческое дело), цель которой состояла в раскрытии индивидуальности в ходе реализации технологии КТД, создать условий для проявления оригинальных, креативных способов деятельности. На данном этапе шла разработка и реализация проекта  «Здравствуй, Малыш!».

Основным методом формирования профессиональной мотивации в нашем исследовании, определены умения овладевать  экстровертированной совместной и самостоятельной  и интровертированной индивидуальной формами деятельности.

На первом этапе в качестве пространства формирования профессиональной мотивации на первом этапе была определена тренинговая группа. Тренинг я рассматривала как  форму работы по формированию важных показателей  профессиональной мотивации – интернальности в межличностных отношениях.

Методологической посылкой к построению  формирующего эксперимента послужили основные характеристики формирующего эксперимента как метода психолого-педагогического исследования.

 Деятельность в нашем исследовании рассматривается в качестве объяснительного принципа и метода анализа  корреляционных связей  между потребностно-мотивационными показателями достижении, доминировании,  аффилиации и интернальностью в области достижений. Процесс формирования профессиональной мотивации строится на конкретном практическом взаимодействии (проекты)  и характере межличностных отношений.

        Повышение  показателей происходит  на всех уровнях, которые  положены  в основу алгоритма, предусматривающего выделение последовательных этапов формирования  профессиональной мотивации.

В ходе первого этапа   использовалась методика вербального описания эмоционально-поведенческих паттернов личности, соответствующих конкретной ситуации,  когнитивных и поведенческих   стереотипов.  

Реализовывалась задача изменения  и обогащения представлений об отношениях в референтной группе.    

На первом этапе  объектом самонаблюдении, рефлексии были определены смысловые установки, которые и определяют направленность, динамику и устойчивый характер протекания деятельности и поведения. Уровень смысловых установок на социально-нравственную направленность деятельности является ведущим в установочной регуляции активности личности (А Г. Асмолов).

       Внешне смысловые установки проявляются в общей субъективной окраске, входящих в состав деятельности действий, в паттерне поведения. Наблюдение  проявления  сдержанности и экспрессии, активности и обособленности, характеризующие  определенные поведенческие  реакции в межличностных отношениях, как показало наше исследование, зависят зачастую от преобладающей мотивации респондентов.  

Суть деятельностного  опосредования заключается в  перестройке  потребностно-мотивационной сферы личности с помощью расширения пространства (выхода в социальное пространство реализации проектов, связанных с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей).

В ходе эксперимента широко использовались рефлексия, обратная связь, направленные на сознание неэффективности форм поведения, их несоответствия деятельности. Это способствует актуализации потребности к саморазвитию, к достижению,  что возможно осуществить только на уровне объективации. Обнаружение поведенческих стереотипов,  способствующих принятию неэффективных решений, благодаря рефлексии приводит к осознанию их несоответствия требованиям изменяющейся  действительности.

       Специальные техники, направленные на объективацию социально-нравственной направленности  (групповая рефлексия, специально созданные ситуации) выступили в качестве методов и приемов усиления интернальности производственных отношений и интернальности межличностных отношений.  

В ходе первого этапа формирующего эксперимента необходимо было содействовать созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. Выбор метода тренинга на данном этапе обусловлен  большими возможностями группового взаимодействия.  Группа - микрокосмос, общество в миниатюре, в котором отражается   внешний мир, и  проявляются реалистические взаимоотношения  в создаваемых моделях взаимодействия.  Условия группы способствуют объективации  ценностей взаимоотношений.  

Группа обладает преимуществом  в отражении  обратной связи и поддержки участниками друг друга. В групповых условиях быстро  обнаруживаются  неэффективные программы поведения, взаимодействия и межличностных отношений.  

          Эмоциональная поддержка способствует созданию  атмосферы взаимной заинтересованности, доверия и понимания. Эмоциональная поддержка создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов, оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает  положительное влияние на отношение к себе и окружающим.

Принципы организации тренинга:

- реалистичность (объективное и субъективное отражение сути происходящего с участниками);

- моделирование (направленность на создание и апробирование в игровых ситуациях более эффективных программ поведения, взаимодействия и межличностных отношений);

- активность  (максимальная включенность  каждого  участника  в  процесс взаимодействия);

-  этичность (конфиденциальность, доверие, уважение участников друг другу);

- объективация  (выделение  объектов  самонаблюдения  собственной психики и осознание результатов наблюдения);

-  конструктивность взаимоотношений (позитивное отношение  к иной культуре,  ценностям, вероисповеданию).    

В программе тренинга решались задачи по развитию у участников: 

-   умений отслеживать и осознавать  эффективность взаимодействия и межличностных отношений;

-  умений анализировать взаимозависимость личной ответственности, вовлеченности в процесс и результативности деятельности.

В основе Программы  по формированию профессиональной мотивации лежит принцип поэтапного  формирования и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своих переживаний.  

В тренинге выделены  правила групповой работы:

  1.  Проявлять  искренность и доверие в общении с участниками. В  группе можно рассказать о том, что волнует и интересует. Доверительные отношения предполагают  конфиденциальность (это одно из этических оснований нашей работы)
  2.  Максимально принимать участие в групповой работе. Это правило вводится в связи с тем, что мысли, чувства каждого участника значимы для всех членов. И отсутствие  одного участника нарушает целостность группы.
  3. Сохранять конфиденциальность происходящего в группе.
  4. Действовать в настоящем отрезке времени «Здесь и теперь».  
  5.  Уважать мнение всех участников,  признавать их права. Воздерживаться от критики и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Важно принимать, понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Помнить и о собственных проекциях, не навязывать свое мнение.

Основными методами  и приемами являлись:

- групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, проанализировать проблему с разных сторон, принять взаимные позиции, осознать многозначность возможного решения проблем с разных этнических позиций;

- обратная   связь,   образующая   собственное   «Я»   личности, способствующая познанию себя, окружающих. Прием обратной связи осуществляется в сообщении о своих реакциях на поведение других в  условиях принятия личностью ответственности за свои   высказывания;

- анализ ситуаций возникновения нехватки времени, зависимости событий в жизни от сторонних факторов: «Вспомни и опиши ситуацию, когда тебе чаще всего не хватает времени», «Опиши случай, когда ты испытала чувства, что ты не влияешь на свою жизнь. С чем это связано?». Возможность описания позволила более четко сформулировать свои переживания, перевести их в осознание;

- дневник – размышление с анализом своего поведения, межличностных отношений.

На протяжении всей работы были  предусмотрены индивидуальные консультации: «Причины преодоления трудностей в общении», «Как достичь взаимопонимания?», «Как все успеть?» и др.

        Обратная связь - выступает важнейшей образующей собственного «Я», является важным звеном в познании других людей окружающего мира. Прием обратной связи осуществляется, когда один человек (или группа) сообщает о своих реакциях на поведение других с помощью выражения «когда ты делаешь то, то я чувствую...» (ответственность за свои чувства и проекции личность принимает на себя).

Обязательными были определены:

1) индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия с целью отслеживания динамики процессов и их результативности;

2) аналитическая   работа   поиска   оптимального   решения   ситуаций, способствующих эффективности межличностного взаимодействия. 

Проиллюстрируем фрагментами  использование методов и приемов  организации  тренинга. Созданию климата психологической безопасности, познанию и принятию участниками друг друга в тренинге способствовали опора в организации тренинга принципа  конфиденциальности.

 Приводим пример фрагмента социально-психологического тренинга,  проведенного на формирующем этапе исследования.

  В ходе представления участникам в начале тренинга необходимо было выполнить упражнение «Три имени», суть которого заключалась в представлении себя с помощью трех имен, которыми могут участников называть, например, родственники, друзья, сокурсники  и т. д.

    Во время представления (самопрезентации) участникам предлагалось не только озвучить свои имена, но и предположить, с какими чертами его характера данные имена созвучны. Например, Ксения А. отвечает: «Меня называют друзья Спонж Боб – потому, что я веселая и моя фигура похожа на фигуру этого мультипликационного героя, а «Ксюшенька» меня называют мои родители, потому, что я добрая, мягкая, покладистая».

Виктория П. на этот вопрос отвечает так: «Виктория Владимировна меня называют коллеги по работе – это имя мне больше всех нравится и характеризует меня как ответственного, исполнительного и требовательного к себе и другим человека. Викулька – меня называют самые близкие друзья. Это говорит о том, что я с ними добрая, открытая и отзывчивая».

С целью усиления атмосферы доверия и объединения в коллектив использовался метод проективного рисования. Проективное рисование - вспомогательный метод групповой работы. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. В ходе работы ребятам предлагалось, не общаясь между собой, нарисовать свой портрет с помощью символов в структуре своей студенческой учебной группы, используя краски, карандаши, мелки и др.

Также на одной из встреч участникам предлагалось познакомиться с технологией ведения личного дневника. Участникам предлагалось отразить в дневниках свои впечатления, переживания, эмоции и мысли, отследить изменение  отношения к происходящему, принятие  окружающей ситуации.

Ведение дневника на основе рефлексивного анализа позволило участникам тренинга осознать психологические механизмы работы над собой, с целью достижения поставленных целей, помогло отойти от социальных стереотипов, с целью осознания возникающих эмоций на последующих встречах по своему желанию участники зачитывали фрагменты и анализировали их.

Так же студенты познакомились с приемами самоменеджмента. Студентам предлагалось создать матрицу дел по времени, в которую предлагалось расписать свои дела, и далее по алгоритму выполнять сначала важные и срочные, далее – срочные, но не важные, далее – важные и не срочные и в последнюю очередь – не важные и не срочные.

На вопрос: «Все ли вы успеваете?» лишь несколько девушек ответили положительно, большая часть девушек отметили, что у них «катастрофически не хватает времени на то, что они запланировали». Было предложено написать список дел на сегодня и распределить дела по матрице, выяснилось, что сначала  большая часть студентов  выполняют неважные и несрочные дела,  в то время как срочные и важные многие стараются отложить на «потом».

В ходе второго этапа формирующего эксперимента студенты осваивали проектную деятельность, технологию коллективно-творческой деятельности.  В контексте завершения этапа прошел конкурс социально значимых проектов для детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий этап был направлен на  повышение у студентов показателей интернальности в области производственных отношений и интернальности межличностных отношений в ход реализации социально-значимого проекта «Здравствуй, Малыш!».    

Исходной формой  в генетическом плане человеческой деятельности является совместная деятельность,  механизмом развития  человека определяют интериоризацию. Для изменения субъекта образовательного процесса необходимо  овладение  экстравертированной совместной и   интровертированной индивидуальной формами.    

Студентам было предложено создать проекты с социально-нравственной направленностью для детей, оставшихся без попечения родителей «Здравствуй, Малыш!».   «Важно проявить внимание и позаботиться о них!» - отреагировали участники конкурса проектов. Виктория Н.  обратила внимание на необходимость поощрения: «Я не буду думать о проекте, пока не узнаю, как нас за это поощрят».

На третьем этапе для проявления индивидуальности, креативности, самостоятельного выбора способов деятельности проводился Конкурс проектов. Лучший проект реализовывался по технологии коллективной творческой деятельности, в которой каждый участник выбирал для себя объект для реализации в соответствии со своими возможностями и потребностями.

 Согласно технологии КТД реализован проект «Здравствуй, малыш!». В группе участников проекта проявились динамика при отслеживании мотивационной симптоматики интернальности межличностных отношений и производственных отношений. Усиление симптоматики в аффилиации проявилась в стремлении к установлению благоприятных отношений с детьми, к достижениям, они легко переключались в процессе общения на интересы партнеров.  

Приложение 1

ТРЕНИНГ

 РЕФЛЕКСИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Встреча 1.

Цель: развитие навыков рефлексивного коммуникативного взаимодействия.

 Задачи:

  1. Формировать стремление к совместной деятельности в группе, навыки, снижения и преодоления эмоционального напряжения в общении.
  2. Развивать коммуникативные способности будущих педагогов, умения  аргументировать собственную точку зрения.
  3.  Воспитывать культуру активного слушания.

Структура:

  1. Часть.

Цель: создание позитивного настроя в группе.

  1.  «Три имени».

Цель упражнения: развитие саморефлексии, формирование установки на самосознание.

Ход: каждому участнику выдается по 3 карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем, каждый член группы представляется, использую эти имена, и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

  1. Игра.

Загадать известного человека и показать его без слов, остальные отгадывают (можно известную песню, жестами, мимикой и т.д.).

  1. Часть.
  1. «Желания».

- Как много мы теряем порой от нашего собственного безразличия к выполняемой работе! Это же можно сказать и о других людях. А стоит человеку увидеть заинтересованность – это будет безудержный стимул к выполнению им буквально невыполнимого. Как важно подать что-то не в виде команды, приказа, распоряжения, а в виде совета, который потом реализуется как собственное желание.

Итак, разделитесь на пары, и проиграем такую ситуацию: каждый из вас задается целью заставить, именно заставить, своего собеседника совершить какое-то действие. Об этом вы ему прямо не говорите. Давайте каждый возьмет лист бумаги, сложит его вдвое и напишет задания своему партнеру, которые вы хотите, чтобы он исполнил в результате вашей беседы с ним.

Какое это может быть задание? Да все, что угодно: сплясать, спеть, совершить любое действие и т.д. Для того, чтобы достичь поставленной цели, нужны творчество, фантазия и неординарность подхода. На это вам дается несколько секунд.

Начали! Спасибо! Сначала выступает сидящий слева, потом напарник. В конце игры поздравлять авторов наиболее оригинальных решений. На этом игра закончена.

  1. «Строй»

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного.

А теперь по алфавиту, но сделать это молча.

А теперь – по цвету глаз.

  1. Упражнение «Метафора»

Сочинение истории от лица предмета. Во время упражнения по проекции каждый участник говорил о себе, осознавая свои притязания, интерес.

  1. Часть.

Цель: подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии.

Обсуждаем итоги тренинга, активность обучающихся и их достижения.

Вопросы:

  1.  Что вы сегодня на тренинге сделали и чего достигли?
  2. Каким было ваше настроение, эмоциональное состояние?
  3. Чем помогли друг другу, чем порадовали окружающих?

 Спасибо за участие!

Рефлексия тренинга.

Встреча 2.

 «ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»

         Проективное рисование - вспомогательный метод групповой работы. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам.        Обратная связь - выступает важнейшей образующей собственного «Я», является важным звеном в познании других людей окружающего мира. Прием обратной связи осуществляется, когда один человек (или группа) сообщает о своих реакциях на поведение других с помощью выражения «когда ты делаешь то, то я чувствую...» (ответственность за свои чувства и проекции личность принимает на себя).

          Эмоциональная поддержка способствует созданию  атмосферы взаимной заинтересованности, доверия и понимания. Эмоциональная поддержка создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов, оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает коррегирующее воздействие на отношение к себе.

Цель. Выработка психологических умений преодолевать психологические барьеры, снимать излишнее напряжение, прогнозировать реакции окружающих людей на основе наблюдений.

Ход работы:

1. Упражнение по развитию навыков эффективного общения.

      Знакомство с ситуациями. Предложить выбрать одну из них и реализовать в группе.

1) Попытайтесь понять настроение Вашего собеседника. Отыщите интересную для него тему.∙

2) Систематически практикуйте свое умение вступать в контакт с незнаокмыми людьми. Задавайте вопросы таким тоном, чтобы собеседнику было приятно общение с Вами.

Затем предложить  для группового обсуждения качества, важные для межличностного общения.

         ∙  Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей.

         ∙  Доброжелательность – способность показать свое доброжелательное отношение.

         ∙   Открытость – готовность открыть свой внутренний мир. Быть твердо убежденны, что открытость способствует установлению прочных и здоровых отношений с окружающими.

 ∙   Принятие чувств – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами, чувствами других, умение выражать и готовность осознавать экспрессию со стороны других.

Участники под музыку рисуют красками, карандашами, мелками на бумаге свой образ, стараясь видеть его в единстве с образом группы, при этом нужно постараться с помощью цвета, интенсивности тона, изгиба линий выразить свои черты характера, чувства и переживания.

Рефлексия о том, как проективное рисование невербальный способ самовыражения, самопознания.

Встреча 2.

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Теория вопроса:

Многие великие и весьма занятые люди на протяжении многих лет вели личные дневники для выявления сильных и слабых сторон своего характера и дальнейшего совершенствования.

Вот неполный список выдающихся людей, которые вели дневники: Теодор Рузвельт, Томас Джефферсон, Чарльз Дарвин, Бенджамин Франклин, Уинстон Черчилль и др.

В личном дневнике, как в зеркале, можно увидеть свои плюсы и минусы. Может быть не сразу, а спустя неделю, месяц, год.

Кроме того, само ведение дневника требует размышления, развития таких важных качеств характера, как принципиальность, самокритичность, аккуратность, прилежание, настойчивость, целеустремленность, честность, аккуратность и др.

Многие выдающиеся деятели, педагоги, ученые, писатели начинали воспитание своего характера, воли именно о ведения дневника.

Вот, например, какие требования выработал для себя юный Ушинский.

1. Спокойствие совершенное, по крайней   мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бесцельно, делать то, что хочешь,  а не то, что случится.

7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть,  ни тем, что будет.

Вел дневник и Л. Н. Толстой. В этом дневнике он выработал правила для развития воли. Сначала они были очень краткими: когда вставать и ложиться спать и т. д.; каким нравственным принципам следовать, например пренебрегать богатством, почестями и общественным мнением, не основанным на рассудке.

Позже эти правила дополнились другими, непосредственно связанными с укреплением воли и характера. Главнейшими из них были: «сосредоточивать внимание все на один предмет», «делать все по возможности самому», «исполнять все предписанное», «только в случае необходимости предпринимать другие дела, не закончивши одного», «думать при всяком деянии о цели оного».

С помощью дневников Л. Н. Толстой сумел преодолеть свои недостатки.

Как ему удалось этого добиться? Думается, не ошибемся, если скажем: предъявлением к себе самых серьезных, порой беспощадных требований. Об этом можно судить по его дневниковым записям. Вот некоторые из отрывков его записей о себе: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпелив, стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку, и то мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти необходимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда и ни в чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового. Я честен, люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему — с большим удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра — славу».

Форма отчета:

Введение дневника в течение курса встреч и в дальнейшем, дискуссия по поводу значения ведения дневника для каждого слушателя

Встреча 4

«ОСНОВЫ САМОМЕНЕДЖМЕНТА ИЛИ КАК ВСЕ УСПЕТЬ?»

 

Основная цель науки самоменеджмента – максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни, преодоление внешних обстоятельств, развитие децентрации, интернального локуса контроля. Знакомство со способами структурирования психической деятельности, саморегуляцией.

1. Предлагается рассмотреть семь навыков высокоэффективных людей. Три навыка, связанных с личными достижениями, предполагающими подход к развитию персональной эффективности. Первый навык «Проактивность» - умение брать ответственность на себя за происходящее. Предлагаются характеристики проактивного и реактивного человека (зависимого от обстоятттельств). Второй навык - целеполагание. «Начинай представлять конечную цель» (для нас важно описание участниками целей в профессиональной деятельности). Настроить участниц на постановку, а затем достижение своих целей. Показать, что уже сегодня значимо представлять себя завтрашнего. Навык три практикует эффективное самоуправление жизнью и временем: «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала». Участницам предлагается ответить на вопросы:

 «Назовите что-то одно, что вы могли бы сделать (а в настоящий момент не делаете) и что, если это делать регулярно, привело бы к огромным позитивным переменам в сфере вашей профессиональной жизни (личной жизни)».

Затем по матрице «Управление временем» предлагается определить, к каким делам относится записанное дело (важным, не важным, срочным, не срочным).

         Работая с характеристиками навыков, с помощью вопросов

«Какой человек называется эффективным?», «Должен ли воспитатель быть эффективным?» важно подвести участников  к осознанию необходимости саморазвития, самосовершенствования. Проговаривая определение понятий «воспитатель», «воспитывать», необходимо отметить способность педагога оказывать влияние на других (ребенка), подчеркнуть меру ответственности за развитие ребенка, за изменения, которые он вносит в систему взглядов, духовных ценностей независимо от того, преследует он (воспитатель) собственные цели или решает какие - то другие «непедагогические» проблемы.  

Участникам предлагаются ситуации на решение вопросов воспитательного влияния на ребенка, направленности поведения воспитателя (46).

Ситуация 1. У вас сломался каблук или оторвалась какая - то важная пуговица. Или, что еще досаднее, вы упали на глазах у детей. Где тут ответственность и направленность поведения на ребенка?

   Ситуация 2. Учим ребенка считать или здороваться со взрослыми. Это что - направленность?

Ситуация 3. Только что вас кто-то рассмешил. Анекдот был на редкость остроумен. Ребенок, скорее всего, ничего не понял, но смеётся вместе с вами. В чем здесь проявляется воспитательная позиция?

После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (63).

         3. Участницам раздается по картинке (1, 2). Предлагается внимательно посмотреть на изображение 10 секунд. Затем показывают картинку 3 и задают вопросы. Видите ли вы женщину? Какого она возраста? Как она выглядит? Необходимо добиться, чтобы каждый увидел двух женщин).

          После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (22,46).

Отмечаем важность в нашей профессии способности к децентрации. Участницам предлагается разделиться на пары и продолжить предложение за партнера, затем за себя. Степень совпадения ответов будет свидетельствовать о способности к децентрации.

1. Мне бывает очень радостно, когда...

2. Я очень грущу, когда...

3. Мне бывает страшно, когда...

Я бываю очень удивлен, когда... и т. д. В течение недели предлагается поработать над навыками. Методы и приемы: незаконченные предложения, матрица «управление временем», информирование, вопросы, эксперимент с картинками.

                                 Матрица управления временем

Срочные

Несрочные

Важные

1 Дела:

Результаты:

2 Дела:

Результаты:

Критические ситуации, не отложные проблемы.

Стресс, самосожжение, управление в условиях кризиса.

Профилактические действия, планирование, восстановление сил.

Видение перспектив, контроль, малое количество кризисных ситуаций.

Не важные

3 Дела:

Результаты:

4 Дела:

Результаты:

Отвлечения, распространенные виды деятельности.

Ощущение себя жертвой, не владеющей собой.

Мелочи, отнимающие время, звонки.

Безответственность, зависимость от других.

Основные правила планирования:

- Соотношение 60*40

- Планируйте реалистично

- Регулярно планируйте и последовательно

- Письменная форма плана

- Срок исполнения

Встреча 5

ТЕХНОЛОГИЯ КТД И.П.ИВАНОВА

Педагоги считают академика И.П. Иванова - автора методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

 Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности.  

В основе лежит три основные идеи:

Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.  

КТД - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

КТД  - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и педагогами.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову  потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников,  заботливый педагог знает  что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

Виды  коллективных творческих дел

Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).

Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета- «молния», день рождения коллектива, коллективное планирование,  чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Пять условий педагогического успеха:

Первое условие -  общая забота.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Четвертое условие - единый коллектив.

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Планирование КТД

Участники, зрители, жюри                                                      1. Кто?

Определение актуальности, необходимости                             2. Почему?

Определение временных рамок (сроки, продолжительность)    3. Когда?

Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух)                                                                         4. Где?

Определение целей и задач                                                       5. Зачем?

План мероприятия, его краткое описание                                  6. Что?

Подробное описание мероприятия                                            7. Как?

Задание для студентов:

Разработать КТД «Здравствуй, Малыш!» для детей, оставшихся без попечения родителей

Форма отчета:

Проект, реализованный в учреждении.